Architectural planning and construction features of Shcherbachev's revenue houses

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article compares the revenue houses of the architect A. Shcherbachev, built for the merchant D.E. Chelyshev at the end of the XIX century in Samara. At the moment, most of these houses are in disrepair or have been lost, so it is necessary to collect all available information on these architectural monuments in order to understand the principles and patterns of architect A. Shcherbachev's design, including the first revenue buildings in Samara, for their preservation and restoration. The facade solutions of each of the structures are compared. All of them were built in the "neo-Russian style", of red brick without the use of plaster. It is possible to note the gradual evolution of the style from the first house to the last, as well as the similarity in the layout of apartment buildings. In addition, the article contains a brief historical background that helps to understand the causes of apartment buildings, their features in the design.

Full Text

В конце XIX столетия в Самаре началось активное строительство каменных зданий. Это послужило причиной для появления доходных домов – нового типа жилых домов, квартиры в которых подразумевалось сдавать в аренду. Их сдавали приезжим чиновникам, учителям, врачам, инженерам, служащим банков, юристам. Планировочная структура доходных домов была типизирована, был повышен уровень санитарно-технического обеспечения [1].

Одним из архитекторов доходных домов в Самаре был Александр Александрович Щербачев (2 марта 1858 – 22 апреля 1912). В 1873 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1889 г. П.В. Алабин пригласил архитектора А. Щербачева в Самару [2].

А. Щербачев спроектировал для купца Д.Е. Челышева четыре кирпичных доходных дома в неорусском стиле. Среди них:

  • двухэтажный кирпичный дом (ул. Фрунзе, 49), 1890 г.;
  • трехэтажный кирпичный дом (ул. Фрунзе, 56), 1895 г.;
  • кирпичная баня (ул. Фрунзе, 70, снесена), 1895 г.;
  • трехэтажное кирпичное здание (ул. Красноармейская, 60), 1898–1899 гг.

Челышевские дома­ – это памятники архитектуры города Самары. Некоторые из них сейчас находятся в аварийном состоянии, но при этом остаются жилыми. Их сохранение важно как для жителей этих домов, так и для истории архитектуры и облика архитектуры города.

Перед автором стояла задача собрать информацию по челышевским домам, указать причины их возникновения, сравнить их фасадные и планировочные решения для полного понимания стиля архитектора Александра Щербачева.

Челышевские дома

  1. Улица Фрунзе, 49, 1890 г.

В настоящее время в доме по адресу: ул. Фрунзе, 49 расположен Музей истории им. М.Д. Челышева г. Самары (рис.1). Это односекционное, трёхэтажное здание, построенное из красного кирпича в 1890 г. По проекту Щербачева в нем было 10 квартир, предназначенных для сдачи в аренду. Кухни и подсобные помещения были выделены в отдельный блок, расположенный со стороны внутреннего двора (рис. 2).

Фасад спроектирован по принципу симметрии, по центру расположен вход, выделенный выступающим от основной плоскости фасада порталом. По крайним сторонам фасада выступают ризалиты, на втором и третьем этажах которых устроены двойные и тройные окна с полуциркульными завершениями. Их украшают резные кокошники и имитации колонн. На всем первом этаже и на центральной части фасада окна прямоугольной формы. Первый этаж рустован, а остальной объем украшен системой сухариков, ширинок и пилонов. Напротив этого дома расположен другой доходный дом Челышева, вместе они образуют комплекс построек, формирующий исторический облик улицы Фрунзе [3].

 

Рис. 1. Челышевский дом, ул. Фрунзе, 49 (Автор: rivershkiper)

 

Рис. 2. Планировочная схема дома по ул. Фрунзе, 49

 

  1. Улица Фрунзе, 56, 1895 г.

Доходный дом по ул. Фрунзе, 56 был построен в 1895 г., сейчас его используют в качестве жилого дома (рис. 3). На данный момент хорошо сохранился только уличный фасад. Фасады с внутреннего двора находятся в плачевном состоянии. Дом состоит из трех секций с двух- и трехкомнатными квартирами. Кухни и подсобные помещения, так же как и в доме напротив, выделены в отдельные блоки и выходят во внутренний двор (рис. 4) [4].

 

Рис. 3. Челышевский дом, ул. Фрунзе, 56

 

Рис. 4. План первого этажа дома по ул. Фрунзе, 56. (Архивные чертежи)

 

Композиция фасада преимущественно симметричная, единственное что нарушает полную симметрию – это арка с проездом во внутренний двор. Центральная часть фасада немного выше и ограничена ризалитами с двойными и тройными окнами. Ранее их украшали шатры с установленными на них флюгерами (рис. 5). Не так давно они были утрачены. По торцам здания расположены такие же ризалиты, но над ними не было предусмотрено шатровых крыш. Первый этаж дома рустован, окна прямоугольные. На втором этаже окна имеют полуциркульное завершение и украшены кокошниками, межоконное пространство заполняют колонны. На третьем этаже окна преимущественно прямоугольные, но так же как и на втором украшены кокошниками и пилонами. На втором и третьем этажах выступают открытые балконы с резными деревянными ограждениями. Карнизы украшены системой сухариков, а в центральной части козырек подпирают деревянные свесы. Дворовые фасады не имеют декора [5].

 

Рис. 5. Челышевский дом, ул. Фрунзе, 56. (Архивное фото 1999 г.)

 

  1. Улица Фрунзе, 70, 1895 г.

В настоящее время по адресу: ул. Фрунзе, 70 находится здание, построенное в середине XX в. (рис. 6). Раньше там стояло здание челышевских бань, которое было снесено в 1980-х гг. По воспоминаниям самарчан: «когда взрывали челышевскую баню, в соседних домах вылетали стекла, стены трескались, однако здание продолжало стоять, создавалось ощущение, что оно подпрыгивает и вновь встает на место» [6–8].

 

Рис. 6. Челышевская баня, ул. Фрунзе, 70. (Архивное фото)

 

Здание было четырехэтажным с полуподвальным первым этажом. По оставшимся данным, в плане здание имело форму вытянутого прямоугольника, т. е. в данном случае не было выделено блоков для лестниц или подсобных помещений. По воспоминаниям жителей города: «это была единственная в мире четырехэтажная баня с лифтом, со своей электроподстанцией и прачечной». Стены здания были двойными. В конце дня, чтобы избежать появления грибка и впоследствии разрушения, между стен пускали горячий воздух, таким образом высушивая внутренние поверхности стен [9].

Фасад был решен в «неорусском стиле», композиция симметричная. Ризалиты акцентировали внимание на центральной части фасада и на торцах, в которых находились украшенные арочными порталами входы в здание. На крайних ризалитах арка, подпираемая двойными колоннами, объединяет два этажа. В полуподвальном и первом этажах окна прямоугольные, украшения практически отсутствуют. На втором этаже окна также прямоугольные, но сдвоенные, а в межоконном пространстве расположены пилястры. На втором этаже выполнены бифориумы в том же ритме, но украшены резными кокошниками и ширинками. Последний этаж – это ряд окон с кокошниками и колоннами.

  1. Улица Красноармейская, 60, 1898–1899 гг.

Ранее в этом квартале находился тюремный острог – длинное одноэтажное каменное здание. Позднее территория перешла к Дмитрию Ермиловичу Челышеву и было решено на этом месте возвести новый доходный дом. Доходный дом Челышева (ул. Красноармейская, 60) возводился с 1898 по 1899 гг. [7–5]. Это трехэтажное здание, выполненное из красного кирпича в «неорусском стиле», занимает всю длину квартала, за счёт чего являлось самым крупным в городе до 1910 г. (рис. 7). Квартиры сдавались частным лицам, а в 1910-е гг. в здании размещались Губернское по фабричным и горнозаводским делам Присутствие Министерства Торговли и Промышленности и Самарский лесоохранный Комитет Главного Управления Землеустройства и Земледелия [10].

 

Рис. 7. Челышевский дом, ул. Красноармейская, 60. (Фото: Константин Байгузин)

 

В плане здание имеет размеры: 141,04 м в длину и 24,30 м в ширину. В нем были объединены секционная и коридорная схемы (шесть секций объединены коридором). Помещений для кухонь здесь предусмотрено не было, а черные лестницы были вынесены в отдельные блоки, размещенные со двора, как и в первых двух доходных домах, выполненных А. Щербачевым (рис. 8).

 

Рис. 8. План дома по ул. Красноармейская, 60. (Обмерный чертеж Е. Сенниковой)

 

Фасадное решение очень похоже на здание по ул. Фрунзе, 56, но выглядит несколько богаче и сложнее. Так, в центральной части и по краям здания появляются раскреповки, которые украшают шатровые крыши со шпилями. Над центральной частью ранее был элемент сомкнутой кровли, на данный момент утрачен. Большинство входов расположено в арочных порталах, подпираемых колоннами. Окна первого этажа прямоугольные, подоконники подчеркивают сухарики. Окна второго и третьего этажей с полуциркульным завершением и резными кокошниками, иногда решены в виде бифориумов. Межоконное пространство занимают пилястры, полуколонны, ширинки и система сухариков. Лестничные клетки выделены в виде сплошных окон на два верхних этажа.

Таким образом, все челышевские дома, выполненные архитектором А. Щербачевым, схожи между собой. В планах чаще всего подсобные посещения, кухни и черные лестницы выносятся в отдельный объем со стороны внутреннего двора. Сами здания становятся более протяженными, начиная от односекционного дома и заканчивая зданием длиной в целый квартал.

По фасадному решению доходные дома А.Щербачева также выполнены в едином стиле из красного кирпича. Композиции преимущественно симметричные. Входы чаще всего выделены арочными порталами. Окна первого этажа во всех случаях прямоугольные, украшения первого этажа сведены к минимуму. Окна, начиная со второго этажа либо полуциркульные, либо прямоугольные, но в большинстве случаев украшены резными кокошниками. Также верхние этажи имеют большее количество декоративных элементов, таких как сухарики, ширинки, порталы, полуколонны, пилястры. Для композиционной выразительности центра фасада и торцов дома их выделяют ризалитами, в некоторых случаях с использованием шатров над ними. Нередко в самих ризалитах используются двойные и тройные окна, объединенные кокошником (см. таблицу).

 

Сравнение элементов фасада челышевских домов

Адрес

Фото

Описание

Входы

Ул. Фрунзе, 49

Двупольная дверь расположена по центральной оси здания. Обрамлена выступающей от основного объема фасада аркой, подпираемой колоннами. Арка создаёт площадку для балкона на втором этаже

Ул. Фрунзе, 56

На фасаде расположено четыре входа, три из них – это двупольные двери, обрамлены колоннами. Один из них – рустованный арочный проем с проездом во двор. Над каждым входом нависает балкон

Ул. Фрунзе, 70

На фасаде расположено два входа, обрамленных арочным порталом с парными колоннами

Ул. Красноармейская, 60

Вход с угла – прямоугольный дверной проем. По длинной части фасада есть два типа входов: 1) оформлен в виде арочного резного портала с колоннами; 2) украшен упрощенным полукруглым порталом

Окна первого этажа

Ул. Фрунзе, 49

Прямоугольные окна. Верхняя часть наличника дугообразная. Весь первый этаж рустован

Ул. Фрунзе, 56

Прямоугольные окна. Весь первый этаж рустован

Ул. Фрунзе, 70

На полуподвальном этаже окна прямоугольные, почти квадратные. На первом этаже окна с дугообразным завершением сверху. Рустовка отсутствует

Ул. Красноармейская, 60

Окна прямоугольные. Рустовки нет. Подоконники украшены сухариками

Окна второго этажа на основной части фасада

Ул. Фрунзе, 49

Прямоугольные окна, по бокам окон пилоны. Сверху и снизу ширинки и сухарики

Ул. Фрунзе, 56

Ряд окон с полуциркульным завершением. Верхняя часть наличников выполнена в виде резных кокошников. Межоконное пространство заполняет система поясков и дынок. Снизу ряд ширинок

Ул. Фрунзе, 70

На втором этаже – двойные и тройные прямоугольные окна. В межоконном пространстве – колонны. На третьем этаже окна повторяют ритм окон на втором, но оконные проемы с полуциркульным завершением объединены кокошником. Между окнами пилоны с ширинками

Ул. Красноармейская, 60

Ряд окон с полуциркульным завершением. Верхняя часть наличников выполнена в виде резных кокошников. Межоконное пространство заполняет система поясков и дынок. Снизу ряд ширинок

Окна второго этажа на ризалитах

Ул. Фрунзе, 49

Бифорий с полуциркульным завершением проемов и резными наличниками. Между окнами колонна, по бокам бифория пилоны с ширинками, снизу система сухариков

Ул. Фрунзе, 56

Окно и дверь объединены наподобие бифория с полуциркульным завершением проемов и резными наличниками. Открытый балкон с деревянным резным ограждением

Ул. Фрунзе, 70

На втором этаже окна прямоугольные, на третьем полукруглые с кокошниками.

В центральной части над прямоугольным окном фронтон, опираемый на колонны. В ризалитах над входами арочный проем, опираемый на двойные колонны, объединяет два этажа

Ул. Красноармейская, 60

Бифорий с полуциркульным завершением проемов и резными наличниками. Между окнами колонна, по бокам бифория пилоны с ширинками, снизу также система ширинок. В центральной части фасада лестничные клетки выделяются окнами высотой в два этажа

Окна третьего этажа на основной части фасада

Ул. Фрунзе, 49

Прямоугольные окна. Верхняя часть наличника дугообразная. Между окнами – ширинки, над и под окнами – ряд сухариков

Ул. Фрунзе, 56

Прямоугольные окна с резными полукруглыми кокошниками. Разделены пилонами или колоннами. В центральной части окна по три объединены большим кокошником. В местах, где предусмотрен балкон, – дверной проем с полуциркульным завершением сверху

Ул. Фрунзе, 70

На последнем этаже ряд окон. Их украшают кокошники, опираемые на колонны

Ул. Красноармейская, 60

В основной части – ряд полукруглых окон с резными кокошниками разделены колоннами. В центральной части бифориумы, разделенные пилонами. Подоконники украшены сухариками

Окна третьего этажа на ризалитах

Ул. Фрунзе, 49

Дверной проем с узкими окнами по бокам имеют полуциркульные завершения с резными кокошниками, подпираемые колоннами. Проемы объединены прямоугольным порталом, украшенным сухариками. Открытый балкон с деревянным резным ограждением

Ул. Фрунзе, 56

Дверной проем с узкими окнами по бокам имеет полуциркульные завершения с кокошниками, подпираемые колоннами. Проемы объединены порталом дугообразной формы. Открытый балкон с деревянным резным ограждением

Ул. Фрунзе, 70

Двойное окно, оконные проёмы с полукруглым завершением. Украшены декоративными кокошниками и колонами

Ул. Красноармейская, 60

Бифорий с полуциркульным завершением проемов и резными наличниками. Между окнами колонна, по бокам бифория пилоны с ширинками, снизу также система ширинок. В центральной части фасада лестничные клетки выделяются окнами высотой в два этажа

Карнизы

Ул. Фрунзе, 49

Завершающий карниз украшен системой сухариков

Ул. Фрунзе, 56

Для основной и центральной части фасада есть два различных карниза. Оба украшены системой сухариков. В центральной части козырек подпирают деревянные свесы

Ул. Фрунзе, 70

Завершающий карниз украшен системой сухариков

Ул. Красноармейская, 60

Карниз над основной частью фасада украшен системой ширинок и свесов. Карниз над центральной частью – полукруглыми порталами, подобными кокошникам над окнами, и козырек подпирают парные свесы

Балконы

Ул. Фрунзе, 49

Открытые балконы с деревянными резными ограждениями на ризалитах на третьем этаже и над входом на втором этаже

Ул. Фрунзе, 56

Два вида балконов: закрытые, нависающие над входами, и открытые с деревянными резными ограждениями

Ул. Фрунзе, 70

Предположительно балконы располагались над прочными входами

Ул. Красноармейская, 60

Два вида балконов: закрытые с бифориумами и открытые с деревянными резными ограждениями

Балконы

Ул. Фрунзе, 49

Балконы не были предусмотрены проектом

Ул. Фрунзе, 56

Ризалиты в центральной части фасада ранее были подчеркнуты шатровыми крышами, покрытыми черепицей и украшенными флюгерами

Ул. Фрунзе, 70

Балконы не были предусмотрены проектом

Ул. Красноармейская, 60

Ризалиты в центральной части фасада, а также ризалит угла подчеркнуты шатровыми крышами, украшенными пиками

 

Вывод. На данный момент дома по адресам: ул. Фрунзе, 56 и ул. Красноармейская, 60 находятся в аварийном состоянии, оставаясь при этом жилыми. Необходима реставрация доходных домов А. Щербачева, так как они являются памятниками истории и архитектуры, имеют неповторимую эстетическую привлекательность, создают уникальный узнаваемый облик Самарской губернии [10–14].

×

About the authors

Denis V. Litvinov

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: litvinov-dv@mail.ru

Academy of Civil Engineering and Architecture, PhD in Architecture, Associate Professor, Professor of the Reconstruction and Restoration of Architectural Heritage Chair

Russian Federation, 443100, Samara, Molodogvardeyskaya str., 244

Alevtina V. Yashina

Samara State Technical University

Email: alyashina@mail.ru

Academy of Civil Engineering and Architecture, Master's degree Student of the Reconstruction and Restoration of Architectural Heritage Chair

Russian Federation, 443100, Samara, Molodogvardeyskaya str., 244

References

  1. Ivanov M.O. Tvorchestvo samarskih arhitektorov Aleksandra i Petra Scherbachevih. Dokt, Diss. [The work of Samara architects Alexander and Peter Shcherbachev. Dokt, Diss.]. Samara, 1999. 117 p.
  2. Livejournal. Available at: https_//kraeham.livejournal.com/36539.html _data obrascheniya/ (accessed 16 November 2021)
  3. Vikipediya. Available at: https_//ru.wikipedia.org/wiki _data obrascheniya/ (accessed 16 November 2021)
  4. Istoricheskaya Samara. RF. Available at: https_//xn_7sbbaazuatxpyidedi7gqh.xn_p1ai/.html _data obrascheniya/ (accessed 16 November 2021)
  5. Aleksushina T.F. Samara ulica Dvoryanskaya Illyustrirovannaya enciklopediya [Samara, Dvoryanskaya Street: An illustrated Encyclopedia]. Samara, 2009. 747 p.
  6. Kochkina A.F., Stashenkov D.A. Arheologicheskie pamyatniki na territorii goroda Samari
  7. [Archaeological sites on the territory of the city of Samara]. Samara, 2005. 32 p.
  8. Miheeva A.V. Uchetnaya kartochka "Dom Chelisheva D.E." [Registration card "House of Chelyshev D.E."]. Samara, 1999. p.
  9. Samarskaya guberniya istoriya i kultura. Available at: http_//gubernya63.ru/dostoprimechatelnosti/architecture/chelyshovskie_doma_vek_spustja.html/ (accessed 16 November 2021)
  10. Samarskaya gazeta. Available at: https_//sgpress.ru/news/158876/ (accessed 16 November 2021)
  11. Samogorov V.A., Ivanov M.O. Arhitektura Aleksandra i Petra Scherbachevih v Samare. Kniga II. Arhitektor Petr Scherbachev [Architecture of Alexander and Peter Shcherbachev in Samara. Book II. Architect Pyotr Shcherbachev]. Samara, 2014. 416 p.
  12. Vavilonskaya T.V., Raihel Yu.L. New approach to the comprehensive reconstruction of historical quarters. Gradostroitelstvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2020, vol. 10, no. 4 (41), pp. 91-99. (in Russian)
  13. Bass N.I. Tehnologiya restavracii i konservacii obektov kulturnogo naslediya [Technology of restoration and conservation of cultural heritage objects]. Samara, 2011. 31 p.
  14. Kosenkova N.A. Biryukov I.S. Modern methods of restoration of historical facades Tradicii i innovacii v stroitelstve i arhitekture. Gradostroitelstvo [Modern methods of restoration of historical facades. Urban planning]. Samara, SGASU, 2018, pp. 296-300. (in Russian)
  15. Kul'turnoe nasledie Samarskoy oblasti. T.1. Ob"ekty arkhitekturnogo naslediya [Cultural heritage of the Samara region. V.1. Architectural Heritage Sites]. Samara, 2020. 704 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Chelyshevsky house, Frunze str., 49 (Author: riverskiper)

Download (497KB)
3. Fig. 2. Planning scheme of the house on Frunze str., 49

Download (114KB)
4. Fig. 3. Chelyshevsky house, 56 Frunze str.

Download (1MB)
5. Fig. 4. The plan of the first floor of the house on Frunze str., 56. (Archival drawings)

Download (8MB)
6. Fig. 5. Chelyshevsky house, 56 Frunze str. ((Archive photo of 1999)

Download (1003KB)
7. Fig. 6. Chelyshevskaya bathhouse, Frunze str., 70. (Archive photo)

Download (1MB)
8. Fig. 7. Chelyshevsky house, Krasnoarmeyskaya str., 60. (Photo: Konstantin Baiguzin)

Download (632KB)
9. Fig. 8. The plan of the house on Krasnoarmeyskaya str., 60. (Measuring drawing E. Sennikova)

Download (1MB)
10. The double-floor door is located on the central axis of the building. Framed by an arch projecting from the main volume of the facade, supported by columns. The arch creates a platform for a balcony on the second floor

Download (56KB)
11. There are four entrances on the facade, three of them are double doors framed by columns. One of them is a rusticated archway with a passage to the courtyard. A balcony hangs over each entrance

Download (97KB)
12. On the facade there are two entrances framed by an arched portal with paired columns

Download (60KB)
13. The entrance from the corner is a rectangular doorway. There are two types of entrances along the long part of the facade: 1) decorated in the form of an arched carved portal with columns; 2) decorated with a simplified semicircular portal

Download (103KB)
14. Rectangular windows. The upper part of the platband is arched. The entire first floor is rusticated

Download (67KB)
15. Rectangular windows. The entire first floor is rusticated

Download (92KB)
16. On the basement floor, the windows are rectangular, almost square. On the ground floor there are windows with an arched top. There is no rustication

Download (52KB)
17. The windows are rectangular. There is no rustication. Window sills are decorated with crackers

Download (57KB)
18. Rectangular windows, pylons on the sides of the windows. Top and bottom of the fly and crackers

Download (71KB)
19. A row of windows with semicircular completion. The upper part of the platbands is made in the form of carved kokoshniks. The inter-window space is filled with a belt system and a market. Bottom row of widths

Download (142KB)
20. On the second floor there are double and triple rectangular windows. There are columns in the inter–window space. On the third floor, the windows repeat the rhythm of the windows on the second, but the window openings with a semicircular completion are united by a cocoanut. There are pylons with flies between the windows

Download (49KB)
21. A row of windows with semicircular completion. The upper part of the platbands is made in the form of carved kokoshniks. The inter-window space is filled with a belt system and a market. Bottom row of widths

Download (94KB)
22. Biforium with semicircular completion of openings and carved platbands. There is a column between the windows, pylons with flies on the sides of the biforium, a system of crackers on the bottom

Download (77KB)
23. The window and door are combined like a biforium with semicircular completion of openings and carved platbands. Outdoor balcony with wooden carved railing

Download (103KB)
24. On the second floor, the windows are rectangular, on the third semicircular with kokoshniks.In the central part above the rectangular window is a pediment supported on columns. In the risalites above the entrances, an arched opening supported by double columns unites two floors

Download (80KB)
25. Biforium with semicircular completion of openings and carved platbands. There is a column between the windows, on the sides of the biforium there are pylons with fly bars, and a system of widths from below. In the central part of the facade, stairwells are distinguished by windows two stories high

Download (108KB)
26. Rectangular windows. The upper part of the platband is arched. Between the windows – fly, above and below the windows – a row of crackers

Download (77KB)
27. Rectangular windows with carved semicircular kokoshniks. Separated by pylons or columns. In the central part of the window, three are united by a large kokoshnik. In places where a balcony is provided, there is a doorway with a semicircular completion from above

Download (185KB)
28. On the top floor there is a row of windows. They are decorated with kokoshniks supported on columns

Download (50KB)
29. In the main part there is a row of semicircular windows with carved kokoshniks separated by columns. In the central part there are biforiums separated by pylons. Window sills are decorated with crackers

Download (106KB)
30. The doorway with narrow windows on the sides have semicircular ends with carved kokoshniks, supported by columns. The openings are united by a rectangular portal decorated with crackers. Outdoor balcony with wooden carved railing

Download (76KB)
31. The doorway with narrow windows on the sides has semicircular ends with kokoshniks, supported by columns. The openings are united by an arc-shaped portal. Outdoor balcony with wooden carved railing

Download (97KB)
32. Double window, window openings with semicircular completion. Decorated with decorative kokoshniks and columns

Download (41KB)
33. Biforium with semicircular completion of openings and carved platbands. There is a column between the windows, on the sides of the biforium there are pylons with fly bars, and a system of widths from below. In the central part of the facade, stairwells are distinguished by windows two stories high

Download (127KB)
34. The final cornice is decorated with a system of crackers

Download (70KB)
35. There are two different cornices for the main and central part of the facade. Both are decorated with a system of crackers. In the central part, the visor is supported by wooden overhangs

Download (102KB)
36. The final cornice is decorated with a system of crackers

Download (34KB)
37. The cornice above the main part of the facade is decorated with a system of widths and overhangs. The cornice above the central part is made up of semicircular portals, similar to kokoshniks above the windows, and the visor is supported by paired overhangs

Download (68KB)
38. Open balconies with wooden carved railings on the risalites on the third floor and above the entrance on the second floor

Download (60KB)
39. There are two types of balconies: closed, overhanging the entrances, and open with wooden carved railings

Download (116KB)
40. Presumably the balconies were located above the arched entrances

Download (73KB)
41. Two types of balconies: closed with biforiums and open with wooden carved railings

Download (140KB)
42. The risalites in the central part of the facade were previously emphasized by hipped roofs covered with tiles and decorated with weathervanes

Download (107KB)
43. The risalites in the central part of the facade, as well as the risalite of the corner, are emphasized by hipped roofs decorated with peaks

Download (112KB)

Copyright (c) 2022 Litvinov D.V., Yashina A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies