Role of architectural and landscape means in increasing the artistic potential of the urban environment of monocities in Kazakhstan

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The emotional component in the formation of a comfortable environment of urban space is considered. The influence of architectural and landscape means on improving the qualitative potential of the functional and spatial organization of the living environment of small towns is shown. Investigated eco-reconstruction, connection with the natural environment inside the city. The five main human sensory senses, their influence on the perception of the environment are considered. The sensation of the inhabitants of the rhythm of the urban environment, the perception of the compositional qualities of the space created by the architect through the combination of all sensory qualities is shown. The problem of de-urbanization and depressiveness of small single-industry towns of Kazakhstan is noted.

Full Text

Моногорода – это городские поселения, созданные вокруг одной отрасли, в которой занято большая часть населения. Такие города формировались по всему миру, выполняя роль городов-спутников, центров местных систем расселения.

На территории Казахстана сформировано 27 моногородов (рис. 1). Большая часть малых моногородов Казахстана формировалась как опорные центры местных систем расселения территорий нового освоения (рис. 2). Переход от централизованной экономики к рыночным отношениям негативно отразился на всех моногородах постсоветского пространства, в том числе и на городах Казахстана, вызвав процессы деурбанизации и внутренней миграции.

 

Рис. 1. Моногорода Казахстана

 

Рис. 2. Схемы системы расселения Костанайской и Алматинской областей

 

Жилая архитектура моногородов советской эпохи – это преимущественно быстровозводимые сборные дома. Основной структурной единицей являлись микрорайоны. Но при всех их положительных качествах социально-культурная обеспеченность в основном ограничивалась школами и детскими садами. На сегодняшний день недостаточно развитая социальная инфраструктура всех уровней обслуживания снижает качество городской среды моногородов. Не является исключением требующая экореконструкции и их архитектурно-ландшафтная составляющая.

Находясь в городском пространстве, мы обращаем внимание не только на те элементы, которые попадают в наше поле зрения, но и которые мы ощущаем другими органами чувств. Эмоциональная составляющая в формировании комфортной среды малого города является важным критерием при выборе архитектурно-ландшафтных приемов окружающей человека среды жизнедеятельности. Наполнение пространства эмоционально-художественными впечатлениями есть причина возникновения мотивации в желании человека посещать объекты ландшафтной архитектуры.

Роль архитектурно-ландшафтных средств проявляется через участие в функционально-пространственной организации городской среды. Разнообразие ее ситуационных условий определяет и выбор средств ландшафтной направленности. Поэтому для того чтобы открытые городские пространства были привлекательными для населения, очень важно учитывать эмоциональный контекст городского сценария [1, 2].

Критерии комфорта в общественном пространстве определяют общие принципы, тогда как для каждого человека комфорт – это абсолютно личное понятие. Теория и практика архитектурно-ландшафтной организации территории постоянно совершенствуются. Появление новых строительных материалов, развитие технологий, используемых при организации открытых пространств подобной направленности, оказывают влияние на эстетические вкусы и предпочтения людей. Следовательно, повышаются требования к качеству среды жизнедеятельности.

В последние годы во всем мире активно поднимается проблема экологии и сохранения окружающей среды. При формировании городского пространства актуальным экологическим решением становится концепция природы в городе, обеспечивающая тесное взаимодействие между человеком и природой. Формирование удобных, эстетически гармоничных, сомасштабных человеку пространств, работа над детализацией очень важны при проектировании городской среды. Данный результат достигается благодаря применению малых архитектурных форм и ландшафтных композиций, к которым относятся: художественная работа с ландшафтом, мощение, водные устройства, оборудование мест отдыха, детских и спортивных площадок, информационное оборудование, декоративная скульптура, элементы праздничного, сценарного оформления пространственной среды [3–5].

Создавая городскую среду, архитектор задумывается над комфортностью среды пространств различного характера пользования. При этом как для городских образований крупного территориального масштаба, так и для малых городов – это крайне важный аспект в деле повышения качественного потенциала городских открытых пространств. Существует широкий спектр средств для повышения степени комфортности города. Возможности архитектурно-ландшафтных приемов можно рассматривать как достаточно действенные с позиции результативности краткосрочных мероприятий при проведении экореконструкции.

Первостепенным значением в восприятии населением городского пространства малого города является то, как человек взаимодействует с пространством, объединяя функцию и красоту через органы чувств. Архитектор Джой Монис Малнар отмечает: «Смысл погружения людей в окружающую среду состоит в том, чтобы активировать весь спектр чувств» [6].

Ритм городской среды может ощущаться жителями в результате восприятия композиционных качеств пространства, созданного архитектором через сочетание всех его сенсорных качеств. Располагая пространственными элементами сенсорного звучания, архитектор может вести жителей не только через функциональные, но и эстетические ритмы созданного места. При этом необходимо учитывать элемент гармонии, который объединяет разнородные впечатления при помощи принципов формирования целостной архитектурной среды − повторяемость, соподчиненность, соразмерность, уравновешенность и единство.

Зрительные чувства

Зрение является доминирующим органом чувств, благодаря которому происходит визуальное знакомство с окружающим нас миром. Все мы в основном думаем, рассуждаем и воображаем визуально. Как сказал финский архитектор Юхани Палласмаа: «Архитекторы проектируют в первую очередь для глаз смотрящего» [7]. Действия пользователей городской среды непосредственно подчиняются визуальному восприятию [8, 9]. Ориентируясь на зрительное чувство, человек интуитивно выбирает лучшие маршруты для пешеходных прогулок по городскому пространству, получая визуальное удовольствие от окружения.

Изучая проблемы городской среды, американский журналист Фрэнсис Андертон отмечает, что горожанин ценит место не только за его влияние на наши зрительные чувства, но и за то, как оно звучит, ощущается и пахнет [7].

Чувство слуха

То, как звучит пространство, несомненно, важно. Звуки могут дать тонкие подсказки относительно идентичности или пропорций пространства, даже намекая на его функцию. Палласма считает, что каждое здание или пространство имеет свой характерный звук близости, монументальности, гостеприимства [8]. В современном мире с быстро растущей урбанизацией гораздо больше внимания уделяется шуму, чем звуку окружающей среды [10]. Хотя звуки природы весьма положительно влияют, например, на выздоровление людей в учреждениях здравоохранения [11].

Тактильные чувства

Часто первая точка физического контакта происходит, когда мы выходим на улицу, соприкасаясь с асфальтом или брусчаткой. Городская среда может быть ощутима текстурой дерева, поверхностью мощения брусчатки, холодными элементами стали, фактурным узором кирпича.

Рассуждая на тему тактильности в архитектуре, Палласмаа пришел к мысли, что природные материалы – камень, кирпич и дерево – позволяют взгляду проникать в их поверхность, они дают возможность убедиться в правдивости материи прикосновением [8]. Иногда, глядя на дешевую искусственную мраморную или деревянную облицовку, не требуется прикосновения, чтобы понять насколько материал качественный или нет [12].

Чувство обоняния и вкуса

Рассмотрение обонятельных свойств в практике архитектурно-ландшафтного проектирования сосредоточено на устранении негативных запахов. Неприятные запахи, как правило, оказывают наиболее сильное влияние на эмоции человека [13].

Запах может вызывать невероятные воспоминания о пространстве, причем самые сильные. С точки зрения когнитивного механизма, лежащего в основе воздействия запаха на поведение человека, обоняние окружающего запаха, которое мы ассоциируем с чистотой, на подсознательном уровне блокирует негативные мысли [8]. Ароматные запахи растений нейтрализуют токсичные газы и влияют на интеллектуальное развитие детей, а для обеспечения оптимальных условий их восприятия человеком исследователями рекомендуется формирование комплексных водно-цветочных композиций [14].

Чувства вкуса и запаха, так называемые химические чувства, непосредственно связаны между собой. Когда мы описываем ощущаемый нами аромат, мы используем оба чувства, например сладкий, горький, соленый, ванильный и т. д. Но также чувство вкуса повышается, когда взаимодействует с остальными органами чувств. Например окружающая среда, которую мы наблюдаем визуальными органами, или приятная фоновая мелодия, задающая атмосферу местного заведения, – все это может повлиять на усиление вкусовых рецепторов [8, 15].

Монотонная городская среда, присущая моногородам, оставляет негативное впечатление, отсутствие желания жить, работать и развиваться в данном месте. Наиболее проблемными являются поселения, расположенные за пределами 1, 2, 3-часовой доступности от города-центра системы расселения.

В малых моногородах важным фактором, влияющим на развитие города, является финансовая составляющая. Поиск более бюджетных средств обновления депрессивных районов является одной из важнейших задач.

Доступным подходом может служить использование местных природных материалов. Взаимодействие с региональными материалами снимает эмоциональное напряжение и замедляет развитие болезненных процессов. Одним из таких элементов являются сенсорные сады, наполняющие пространство растениями, природными материалами, оказывающими воздействие на все органы чувств. Такие сады подходят для людей разных возрастов и социальных групп. Подобные решения могут быть индивидуальны для отдельного пространства, тем самым создавая разнообразие среды, наполняя ее эстетическими, экологичными элементами, повышая уровень и роль ландшафтного пространства в жизни человека. Сенсорные сады не являются новшеством, они применялись ранее в терапевтических целях. Сенсорные сады можно встретить в Москве в парке Горького. Они разработаны идеологом и руководителем проекта «Сад в городе» Катериной Никитиной и экспертом проекта психологом Александрой Стариковой.

Зная о закономерностях эмоционально-психологического воздействия элементов ландшафта на различные органы чувств, можно предположить, как мультисенсорность способствует усилению эмоциональных впечатлений населения и использовать данную заинтересованность пользователей в городской среде жизнедеятельности при проектировании, в частности моногородов.

Выводы. 1. Архитектурно-ландшафтные средства являются одним из важных инструментов совершенствования облика городского пространства, наполняя его смыслом и функцией.

  1. Ландшафтные средства способствуют повышению художественного потенциала городской среды.
  2. Применение архитектурно-ландшафтных средств в малых моногородах Казахстана может оказать значительное влияние на «перезагрузку» городской среды, способствовать частичному уходу от монотонности, депрессивности путем разнообразия открытых пространств, взаимодействия пользователя с окружающей средой – средоточением общественной жизни населения.
×

About the authors

Nina Zh. Kozbagarova

International Educational Corporation

Author for correspondence.
Email: gjochi@mail.ru

Doctor, Associate Professor of the Faculty of Architecture

Kazakhstan, 050043, Almaty, Ryskulbekov str., 28

Bogdan Ya. Tamara

International Educational Corporation

Email: bogdan.tamara.1998@mail.ru

Master’s Degree Student of the Faculty of Architecture

Kazakhstan, 050043, Almaty, Ryskulbekov str., 28

References

  1. Astanina N.V., Prokof’eva E.YU Landscape scenario as the basis for the formation of public spaces in small towns. Arhitektura i sovremennye informacionnye tekhnologii [Architecture and Modern Information Technologies], 2021, no. 3 (56), pp. 345-362. doi: 10.24412/1998-4839-2021-3-345-362 (in Russian)
  2. Rozhdestvenskaya E.S. Environmental composition of architectural and engineering design. Gradostroitel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2011, vol. 1, no. 2, pp. 42–45. (in Russian) doi: 10.17673/Vestnik.2011.02.11
  3. Potaev G.A., Nitievskaya E.E. Formirovanie arhitekturno-landshaftnyh kompozicij. [Formation of architectural and landscape compositions]. Minsk, BNTU, 2010. 30 p.
  4. Smolenskaya E.O. Social advertising in the modern information field. Gradostroitel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2011, vol. 1, no. 3, pp. 80–85. (in Russian) doi: 10.17673/Vestnik.2011.03.18
  5. Karakova T.V., Sidorova Yu.O. Punching in objects of design of environment. Gradostroitel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2011, vol. 1, no. 4, pp. 11–15. (in Russian) doi: 10.17673/Vestnik.2011.04.2
  6. Malnar J. M. The 2015 Chicago Architecture Biennial: The state of sensory design. In I. Heywood (Ed.), Sensory arts and design (Sensory Studies Series), 2017, pp. 137–156.
  7. Komatsu, H., Goda, N. Neural mechanisms of material perception: Quest on Shitsukan. Neuroscience, 2018, no. 392, pp. 329–347. doi: 10.1016/j.neuroscience.2018.09.001
  8. Pallasmaa, J. An architecture of the seven senses. In Holl S., Pallasmaa J., Perez-Gomez A. (Eds.). Architecture and urbanism: Questions of perception: Phenomenology and architecture (Special issue), 1994, July, pp. 27–37.
  9. Zaslavskaya A.Yu., Serova M.M. “Street-art” or the art of street interventions. Gradostroitel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2012, vol. 2, no. 1, pp. 11–16. (in Russian) doi: 10.17673/Vestnik.2012.01.2
  10. Orlov O.G. Methodological approach to verification of built projects sanitary protection zone according to noise factor. Gradostroitel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2013, vol. 3, no. 2, pp. 76–80. (in Russian) doi: 10.17673/Vestnik.2013.02.13
  11. Owen D. Is noise pollution the next big public-health crisis? The New Yorker May 13th. Available at: https://www.newyorker.com/magazine/2019/05/13/is-noise-pollution-the-next-big-public-health-crisis
  12. Karana E. How do materials obtain their meanings? METU Journal of the Faculty of Architecture, 2010, no. 27, pp. 271–285. DOI: 10.4305 / METU.JFA.2010.2.15
  13. Baus, O., Bouchard, S. Exposure to an unpleasant odour increases the sense of presence in virtual reality. Virtual Reality, 2017, no. 21, pp. 59–74. DOI: 10.1007 / s10055-016-0299-3
  14. Кozbagarova N.ZH. Aromatic modeling in landscape design. Poisk, nauchnyj zhurnal ministerstva obrazovaniya i nauki [Research], Almaty, 2009, no. 2, pp. 167-170. (in Russian)
  15. Karakova T.V., Vorontsova Yu.S. Optical illusions in interior design of public spaces. Gradostroitel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2014, vol. 4, no. 2, pp. 31–36. (in Russian) doi: 10.17673/Vestnik.2014.02.6

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (249KB)
3. Fig. 2

Download (316KB)

Copyright (c) 2022 Kozbagarova N.Z., Tamara B.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies