Modern trends in temple architecture

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Since its inception, religious buildings have undergone significant changes – they have changed in accordance with the needs of society. This was reflected in the achievements of scientific and technological progress and changes in the social way of life of society. Temples of ancient civilizations differ significantly from modern temples – first of all, in scale. Modern religious buildings meet the requirements of economy, as well as other requirements of sustainable development. For the new architecture of the XXI century, these requirements are necessary. One of their characteristic features of sustainable development is adaptability, which is also reflected in modern temple architecture. It is most characteristically expressed in the religious buildings of those confessions, the theological concept of which allows the buildings to be freely adapted to the requirements of modernity.

Full Text

Культовые здания появились вместе с зарождением первых цивилизаций. Они развивались и трансформировались на протяжении нескольких тысячелетий. Древние храмы впитывали в себя изменения уклада жизни общества, предпочтения и вкусы людей через смену архитектурно-исторических стилей, а также достижения прогресса и науки.

Первые храмы значительно отличаются от современных [1]. Так, храмы Древнего Египта имеют внушительные размеры, монументальны и величественны, они многократно превышают человеческий рост (например Храм в Луксоре 1400 г. до н.э., рис. 1). Храмы каменные, почти лишены оконных проёмов. Огромные скульптуры на входе в здание отражают величество божественного через противопоставление человеку. В масштабности и массивности храмов отражается теологическая концепция Древнего Египта. Она обуславливается уровнем развития цивилизации – человек находится только в начале своего познания, он не может объяснить природу погодных явлений, предугадать события в окружающем мире, он боится и чувствует свою беспомощность во враждебном мире природы [2].

 

Рис. 1. Храм в Луксоре (Древний Египет, 1400 г. до н.э.)

 

Со II тысячелетия до н.э. к настоящему времени научно-технический прогресс изменил человечество, изменились его потребности. Они нашли отражение и в архитектуре, в том числе в культовом зодчестве. Развитие цивилизации привело к возникновению нескольких конфессий, архитектурные сооружения которых имеют существенные отличия [2]. Тем не менее в каждом из них можно отметить стремление к рационализации конструкций, их облегчение – прежде всего это продиктовано критериями экономичности. Храм преподобного Серафима Саровского в г. Кожухове (2016 г., рис. 2) соразмерен человеку, его конструкции выглядят облегчёнными. Главный купол на широком барабане отражает предназначение здания, но не делает его довлеющим над человеком [3].

 

Рис. 2. Храм преподобного Серафима Саровского в г. Кожухов (Россия, 2016 г.)

 

Стоит отметить, что в современную храмовую архитектуру закладываются не только критерии экономичности. Развитие современной архитектуры в целом отражается через соответствие признакам устойчивого развития – это критерии социальной доступности и экологической устойчивости наряду с экономической [4]. Для того чтобы удовлетворять потребностям различных групп населения как можно дольше, современная архитектура должна отвечать принципам устойчивого развития (рис. 3).

 

Рис. 3. Признаки устойчивого развития

 

Соответствие признакам устойчивого развития может быть выражено через использование современных высокоэффективных технологий, позволяющих уменьшить воздействие здания на окружающую среду, применение исторических материалов при реконструкции и реставрации, что позволяет не нарушать целостность исторического облика [4]. Ориентирование зданий только на сакральную функцию ограничивает круг потенциальных пользователей, что не отвечает требованиям социальной доступности, поэтому необходимо предусматривать дополнительное функциональное наполнение.

Многие современные культовые здания отвечают признакам устойчивого развития. Так, синагога Synagogenplatz (г. Майнц, Германия, 2010 г.) и отреставрированная Капелла Сен-Луи, 2016 г. (г. Руан, Франция, XVI в.) частично предполагают многофункциональное использование, что удовлетворяет признаку экономической эффективности. Оба здания адаптированы для всех групп населения, включая маломобильные группы населения, также в образе зданий сочетаются черты исторического облика и современности – критерий социальной доступности. В зданиях использованы современные экологически эффективные технологии, в проекте реставрации капеллы сохранены исторические строительные материалы, что удовлетворяет критерию экологической устойчивости.

Наиболее важным критерием для реновации культовых сооружений является деликатное внедрение дополнительных и/или побочных функций. Современный храм должен быть интересен широкому кругу лиц, привлекая не только граждан определенного вероисповедания. Для того чтобы привлечь новые категории населения, на территории должны появиться новые функциональные объекты. Внедряемые процессы не должны противоречить основной направленности храмового комплекса и не разрушать стилевое единство архитектурного решения. Канонические требования к планировке и архитектурному образу храма должны, безусловно, соблюдаться. Но храмовая территория может вместить объекты многофункциональной направленности, не противоречащие основной культовой функции. Концепция реновации культовых сооружений предполагает дополнение сакральной функции объектами образовательной, экспозиционной и социально-благотворительной направленности.

Расширяя понятие признаков устойчивого развития для архитектуры, можно выделить дополнительный критерий – адаптивность. Он будет являться субкритерием экономической устойчивости как вариант многофункционального наполнения. Адаптивная архитектура подразумевает проектирование конструкций и зданий, которые взаимодействуют с окружающей средой, подстраиваются под новые условия и при необходимости могут трансформироваться. Главные признаки адаптивной архитектуры – гибкость, многофункциональность и способность обновляться [5]. Адаптивная архитектура мобильна, её конструкции легкие.

Степень адаптивности архитектуры определяется не только ее приспособлением к контексту в текущем моменте. Важна способность здания с наименьшими затратами менять функции при изменении внешних условий. Превращение бывших фабрик, водонапорных башен и даже храмов в жилые или общественные здания – пример адаптивности в реконструкции и реставрации исторических объектов. Однако более современным считается подход, при котором ещё на этапе проектирования анализируются модели развития здания и закладывается возможность для его трансформации в будущем [4]. Такой метод может применяться при создании самых разных объектов, в том числе и для культовых.

Примером адаптивной архитектуры является синагога «Место для размышлений» в Киеве (Украина, 2021 г., рис. 4). Она расположена на территории парка и мемориального центра «Бабий Яр», посвященного памяти жертв Холокоста. Синагога представляет собой мемориальный объект и находится возле памятника «Менора» [6]. До 1969 г. здесь были еврейское и православное кладбища [7].

 

Рис. 4. Синагога «Место для размышлений», г. Киев (Украина, 2021 г.)

 

Синагога представляет собой конструкцию книги, способной «открываться» в просторную синагогу и «закрываться» в мемориальный объект. Наряду с признаками кинетической архитектуры (рис. 5, 6) синагога обладает и другими признаками адаптивности. Синагога построена из амбарного дуба, привезенного из разных регионов Украины, и расписана вручную [8]. Внутри синагоги при открывании полукруглой платформы появляется арон-а-кодеш (ковчег для хранения свитка Торы) и бима. Предусмотрен балкон для женщин.

 

Рис. 5. Схема открывания синагоги «Место для размышления»

 

Рис. 6. Открывание синагоги «Место для размышления»

 

В современном мире храмовые здания всех религий должны соответствовать требованиям экономичности и иным требованиям устойчивого развития. Адаптивность является одной из характерных черт устойчивого развития и ярко отражается в современном культовом зодчестве.

Вывод. На примере синагоги в Бабьем Яру (арх. М. Герц) выявлены признаки адаптивной архитектуры:

  1. Гибкость и способность обновляться. Синагога «открывается» утром в понедельник и «закрывается» вечером в пятницу.
  2. Многофункциональность. Синагога открыта для всех желающих и представляет собой мемориальный объект.
  3. Экологичность. Синагога построена из дерева и расписана вручную. Она имеет небольшой размер и органично вписана в ландшафт.
×

About the authors

Natalya A. Kosenkova

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: kosenkovana@mail.ru

PhD in Architecture, Associate Professor of the Reconstruction and Restoration of Architectural Heritage Chair, Аcademy of Civil Engoneering and Architecture

Russian Federation, 443100, Samara, Molodogvardeyskaya str., 244

Denis V. Litvinov

Samara State Technical University

Email: litvinov-dv@mail.ru

PhD in Architecture, Associate Professor, Professor of the Reconstruction and Restoration of Architectural Heritage Chair, Academy of Civil Engineering and Architecture

Russian Federation, 443100, Samara, Molodogvardeyskaya str., 244

Elizaveta V. Kosenkova

Moscow State University of Civil Engineering

Email: elizavetkos@mail.ru

Master's Degree Student of the Architecture Chair

Russian Federation, 129337, Moscow, Yaroslavl highway, 26

References

  1. Kosenkova N.A., Demirova M.A., Kosenkova E.V. Analysis of world experience in designing of islamic culture spiritual and educational centers. Gradostroitel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2020, vol.10, no. 4, pp. 144–151. doi: 10.17673/Vestnik.2020.04.17. (in Russian)
  2. Grushevitskaya T. G., Sadokhin A. P. Kul'turologiya [Culturology: textbook]. Moscow, Unity-Dana, 2015. 687 p.
  3. «Velichie, skazochnost', utilitarnost'»: pochemu v Rossii slozhno postroit' sovremennuyu cerkov' [«Greatness, fabulousness, utilitarianism»: why it is difficult to build a modern church in Russia]. Available at: https://strelkamag.com/ru/article/pochemu-v-rossii-slozhno-postroit-sovremennuyu-cerkov (accessed 01 March 2022).
  4. Osnovnye principy ustojchivogo razvitiya [Basic principles of sustainable development]. Available at: http://www.nsc.ru/win/sbras/bef/rio92.html (accessed 27 December 2021).
  5. Urmancheeva S. CHto takoe adaptivnaya arhitektura? [What is adaptive architecture?]. Available at: https://strelkamag.com/ru/article/adaptivnaya-arkhitektura (accessed 26 December 2021).
  6. Demidova O. V Bab'em YAru otkryli simvolicheskuyu sinagogu [A symbolic synagogue was opened in Babi Yar]. Available at: https://www.dw.com/ru/v-babem-jaru-otkryli-simvolicheskuju-sinagogu/a-57532845 (accessed 26 December 2021).
  7. Sitnikova I., Petsukh M. V Bab'em YAru poyavilas' simvolicheskaya sinagoga. Ee otkrytie podderzhivali ne vse [A symbolic synagogue appeared in Babi Yar. Not everyone supported its opening]. Available at: https://hromadske.ua/ru/posts/v-babem-yaru-poyavilas-simvolicheskaya-sinagoga-ee-otkrytie-podderzhivali-ne-vse (accessed 26 December 2021).
  8. Ravenscroft T. Manuel Hertz architects create a synagogue that opens as a pop-up book [Electronic resource]. Available at: https://www.dezeen.com/2021/04/23/pop-up-synagogue-babyn-yar-manuel-herz-architects-pop-up-book / (accessed 26 December 2021).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Temple at Luxor (Ancient Egypt, 1400 BC)

Download (239KB)
3. Fig. 2. Church of St. Seraphim of Sarov in Kozhukhov (Russia, 2016)

Download (285KB)
4. Fig. 3. Signs of sustainable development

Download (41KB)
5. Fig. 4. Synagogue "Place for reflection", Kyiv (Ukraine, 2021)

Download (380KB)
6. Fig. 5. Scheme of opening the synagogue "Place for reflection"

Download (282KB)
7. Fig. 6. Opening of the synagogue "Place for reflection"

Download (564KB)

Copyright (c) 2023 Kosenkova N.A., Litvinov D.V., Kosenkova E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies