COMPOSITIONAL AND SPACIAL REORGANIZATION OF URBAN ENVIRONMENT. SCENERY SPOTS METHOD

Cover Page

Abstract


In the article the problem of compositional and special reorganization of urban environment is viewed. «Urban environment » is a complex of elements consisting of city space frame (complex of buildings and scale of city areas gardening and rehabilitation), open spaces, sculpted surface color solutions, individuality of architectural millworks and rehabilitation elements. The research is based on analysis of complex solutions for urban environment development with scenery spots method. General characteristic of contemporary state of Samara city environment is given, compositional and spatial resources of urban area development are revealed. New-term outlook of urban development is proposed.

Full Text

Городская среда является понятием, включающим в себя широчайший диапазон вопросов градостроительства, архитектуры, дизайна, экологии, экономики, социальной психологии. Для жителя города городская среда - это все окружающее пространство, представленное материальными объектами. Для специалистов различных областей городская среда - это сложнейший комплекс разнонаправленных, но взаимосвязанных уровней исследований, в равной степени отвечающих за конечный результат. Фундаментальные основы понимания роли характера городской среды, ее пространственных характеристик заложены отечественными и зарубежными исследователями. Материальная среда города понимается как комплекс координат-знаков, формирующих простые ориентиры в сознании человека, находящегося в сложном пространстве [1, 2]. Городская среда формируется посредством комбинирования открытых пространств, зданий и сооружений. Планировочная структура города складывается регулярными или нерегулярными элементами по заранее подготовленному плану или в результате исторического накопления застройки. Планировочная структура зависит от топографической поверхности и естественных или искусственных преград. Эволюционный процесс формирования пространственного облика исторических городов предопределил вектор развития административных центров и их архитектурных ансамблей. Ансамблевость архитектуры наполняет городские пространства единообразием образов и актуализирует дизайн архитектурной среды как средство передачи информации от автора к зрителю. В современных исследованиях дизайн в формировании городской среды рассматривается как средство создания комфортного, социально-ориентированного пространства [3-5]. В условиях уплотнения городской застройки увеличивается значимость благоустроенных общественных пространств, отвечающих всем современным требованиям дизайна городской среды. Появляется необходимость создания эмоционально-разнообразных участков городской среды, аккумулирующих в себе уникальные архитектурно-дизайнерские идеи. Способность каждого элемента городских общественных пространств быть привлекательным и комфортным для жителя мегаполиса является отражением современных подходов к проектированию и реконструкции городской среды. Для осуществления поставленных задач проектировщики уделяют особое внимание разработке детализации элементов благоустройства, вопросам коло- АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ DOI: 10.17673/Vestnik.2017.02.18 115 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 2 С.А. Колесников ристики, освещения. Активную роль в расширении информационных и эстетических ресурсов городских общественных пространств и в формировании коммуникативной функции среды играет использование медиа устройств [6-10]. Актуальные градостроительные исследования, касающиеся развития полицентрической планировочной структуры крупных и крупнейших городов, требуют поиска новых пространственных решений в архитектуре общественных пространств и актуализируют поиски новых подходов к проектированию реорганизации городской среды [11-15]. Необходимость формирования пространственно сложной и разнообразной, но интуитивно понятной и предсказуемой городской среды диктует разработку комплексных решений, для которых необходим более широкий взгляд на композиционно-пространственный каркас городской ткани. Современная городская среда - это постоянно изменяющееся поле деятельности специалистов в области архитектуры и дизайна. Комплекс вопросов дизайна городской среды, представленный выше, необходимо учитывать как единственно возможный метод в условиях реорганизации среды. Необходимо применение методов анализа и проектирования городской среды, способных обеспечить создание комплексных композиционно-пространственных решений. В данном исследовании под понятием «городская среда» понимается комплекс элементов, включающий в себя: объемно-пространственный каркас города, формируемый комплексом зданий, сооружений и объемами озеленения и благоустройства, открытые пространства, цветовые решения пространственных плоскостей, индивидуальность архитектурных деталей и элементов благоустройства [16]. В работе над проектом композиционно-пространственной реорганизации городской среды предлагается учитывать два уровня детализации ее элементов. Такой подход возможно применять в процессе оценки композиционно-пространственного потенциала городской среды и в процессе создания проекта. На первом уровне городская среда, представленная в виде обезличенной пространственной модели, дает возможность определить композиционно-пространственное решение, дать ему оценку, выявить зоны корректировки и композиционно-пространственный потенциал для развития территории и сформировать ряд предложений по композиционно-пространственной реорганизации территории. Достоинством данного уровня может служить возможность идеализированного восприятия всех элементов пространственной композиции. С точки зрения обобщенного восприятия зрителем пространственная схема воспринимается при помощи контуров элементов и их светотеневыми отношениями. В сознании зрителя такая схема фиксируется как уникальный набор композиционно-пространственных характеристик, позволяющих ориентироваться в пространстве городской среды, сформировать узнаваемые пространственные акценты, разделить городское пространство на знаковые элементы. С проектной точки зрения работа в обезличенном светотеневом пространстве дает возможность создания уникальных композиционно-пространственных структур. Такой подход возможно связать с методом макетирования. На втором уровне разработанная пространственная модель рассматривается как основа для детализации решения и может включать в себя: композиционные сетки, архитектурные детали, элементы благоустройства, цветовые решения горизонтальных и вертикальных плоскостей, освещение, мощение и озеленение. Достоинством данного уровня является возможность придания сбалансированному пространственному решению характерных детализированных черт, способных придать уникальность разрабатываемому участку городской среды. С точки зрения обобщенного восприятия зрителем пространственная схема воспринимается при помощи цветовых и световых решений, архитектурных деталей и других элементов, создающих в сознании зрителя уникальный набор детализированных элементов, позволяющих вычленять данную территорию в пространстве городской среды, сформировать узнаваемые детализированные акценты, разделить городское пространство на знаковые элементы. Данный этап работы над проектом характеризуется активной ролью дизайна городской среды. При проектировании композиционно-пространственного решения конкретного участка огромную роль играет определение зон восприятия его объектов. Городская среда воспринимается зрителем как набор пространственных элементов. Восприятие визуального ряда происходит относительно местоположения зрителя и направления его взгляда. При смене вышеуказанных условий изменяется восприятие зрителем композиционно-пространственных характеристик объекта. Иллюстрацией подобных условий может служить ориентация многих сооружений древнегреческой и средневековой архитектуры, в которых использовался принцип пропорционирования - «золотое сечение» - на конкретный ракурс восприятия. Для более адаптированного к конкретной ситуации решения предлагается использование видовых точек. В период обучения и в процессе реального проектирования чаще всего применяется метод ортогонального моделирования формы и композиции. Такой подход возможен при проектировании отдельного здания и сооружения, однако совсем не подходит при проектировании композиционно-пространственной структуры городской среды. Проектирование средовых объектов невозможно осуществлять независимо от окружающего пространства и использовать только ортогональные проекции. Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 2 116 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рис.1. Приоритетная видовая точка. Входная группа в парк имени Щорса (г. Самара) Рис.2. Пространственное решение входной группы парка имени Щорса с включением в проект окружающей застройки (г. Самара) Рис.3. Пространственное решение входной группы парка имени Щорса с включением в проект окружающей застройки и композиционного преобразования торговых павильонов (г. Самара) 117 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 2 Оценку решения предлагается вести в перспективных изображениях с учетом высоты среднего человеческого роста. При таком подходе кадрированное архитектурное пространство воспринимается как холст для художника, на котором проектировщик-архитектор и проектировщик-дизайнер, с учетом реального восприятия объекта зрителем, формирует гармоничное сбалансированное решение. На первом этапе предлагается работа с ситуационной схемой. На ситуационный план следует нанести все данные, необходимые для создания наиболее объективного решения, - это здания, сооружения, их функциональное наполнение, основные входы и выходы, озеленение, благоустройство, остановки общественного транспорта, другие центры притяжения. Основной задачей первого этапа работы является определение условий восприятия объектов городской среды. На данном этапе выявляется плотность коммуникационных потоков и пространственные ограничения восприятия объекта проектирования. Определяются основные и второстепенные направления восприятия объекта - видовые точки. Выстраивается рейтинг видовых точек по степени значимости восприятия городской среды. Расстояние до объекта определяется в каждом конкретном случае индивидуально, в соответствии с физическими габаритами окружающей застройки. На втором этапе предлагается работа с перспективными панорамами (видовыми точками), построенными в соответствии с ситуационной схемой. На данном этапе, в перспективном ракурсе, выстраивается конкретное предложение - формируются объемно-пространственные элементы, создаются средовые решения, предлагаются колористические и световые решения, выстраиваются архитектурные детали и элементы благоустройства и озеленения. На примере Самары был проведен ряд исследований, посвященных анализу композиционно-пространственного потенциала городской среды. Выводы данного исследования можно экстраполировать на другие крупные и крупнейшие города России. Зоны города, в которых отсутствовала поквартальная (ансамблевая) застройка, «страдают» от точечных объектов, возникающих, как правило, без учета масштаба и характера окружающей застройки. Еще более опасный характер приобретает процесс застройки территорий, высвобождаемых после закрытия промышленных предприятий, в том случае если нет единого проекта застройки. Отсутствие комплексного подхода в формировании городской среды продиктовано разрозненностью этапов и элементов проектирования. Здания, сооружения, благоустройство и озеленение городской среды зачастую формируются несогласованно. Формирование городской среды ведется зачастую без учета формирования композиции перспектив основных улиц и магистралей. Эскизные решения иллюстрируют характер предложенного подхода (рис. 1-3). Выводы. Городская среда постоянно формируется и видоизменяется во времени и пространстве. Реорганизация городской среды должна учитывать все элементы пространства - от пространственных объектов (зданий и сооружений, озеленения, элементов благоустройства) до визуальных и виртуальных эффектов (цветовые решения, освещение, медиа экраны). Для решения поставленных вопросов необходим постоянный пространственный мониторинг основных и второстепенных видовых кадров, своевременное перманентное проектное реагирование. Реализация данного подхода требует проработки специализированного администрирования, что актуально для современной России [17].

About the authors

Sergey A. KOLESNIKOV

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Боков А.В. Архитектурно-пространственная организация многофункциональных общественных комплексов и сооружений: автореф. дис.. канд. арх. М., 1974. 24 с.
  2. Линч К. Образ города / пер. с англ. В.Л. Глазычева; сост. А.В. Иконников. М.: Стройиздат, 1982. 382 с.
  3. Чернышова Э.П. Понятие комфорта в городской среде: роль дизайна // Архитектура. Строительство. Образование. 2015. № 2(6). С.124-129.
  4. Жоголева А.В. Социальное пространство и методология средовой архитектурной деятельности // Innovative project. 2016. Т. 1. № 1. С.54-58.
  5. Каракова Т.В. Роль дизайна городской среды в формировании социального самочувствия горожан // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн / СГАСУ. Самара, 2016. С.336-339.
  6. Попов А.Д. Световой дизайн городской среды в современной урбанистике // Дизайн. Материалы. Технология. 2016. Т. 2. № 42. С.16-19.
  7. Сетогути Т. Новые подходы к дизайну городской среды с помощью моделирования снега для холодных и снежных городов // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2015. Т. 3. С.355-365.
  8. Заславская А.Ю. Роль конструкций в дизайне городской среды // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн / СГАСУ. Самара, 2015. С.338-340.
  9. Воронцова Ю.С. Визуальная метафора в пространстве архитектуры и дизайна // Архитектура и дизайн: история, теория, инновации. Владивосток, 2016. С.31-34.
  10. Колесников С.А., Захарова Е.Д. Кровля - объект среды. Актуальные вопросы // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре / СГАСУ. Самара,2013. С.420-421.
  11. Гайкова Л.В. Полицентризм как парадигма развития российских городов // Архитектон: Известия вузов. 2015. № 50. С.6.
  12. Поморов С.Б., Жуковский Р.С. Современные проблемы развития полицентрической планировочной структуры крупного (крупнейшего) города: к поиску архитектурно-градостроительных решений // Архитектура. Строительство. Транспорт. 2015. С. 406-414.
  13. Пока Е.В. Основные принципы архитектурно-пространственного формирования многофункциональных пешеходных мостов // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 1(27). С.55-61.
  14. Терягова А.Н. Архитектурные и градостроительные решения проблем доступности памятников архитектуры, истории и культуры для людей с ограниченными возможностями // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство / СГАСУ. Самара, 2015. С.90-95.
  15. Ахмедова Е.А. Современные требования к включению уплотнительной застройки в композиционно-планировочную структуру крупнейшего города // Innovative project. 2016. Т. 1. № 1. С.44-47.
  16. Генералова Е.М., Генералов В.П. Супер-тонкие жилые небоскрёбы в Нью-Йорке как новое направление в типологии высотных зданий // Градостроительство и архитектура. 2016. №4(25). С. 85-91. DOI: 10.17673/ Vestnik.2016.04.16.
  17. Енин А.Е. Экспериментальная проверка теории в архитектуре и градостроительстве. Понятия. Определения. Возможности // Архитектурные исследования. 2015. № 4(4). С.48-57.

Statistics

Views

Abstract - 46

PDF (Russian) - 21

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2017 KOLESNIKOV S.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies