КОМПОЗИЦИОННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ. МЕТОД ВИДОВЫХ ТОЧЕК

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются вопросы композиционно-простран- ственного преобразования городской среды. Под поняти- ем «городская среда» понимается комплекс элементов, включающий в себя: объемно-пространственный каркас города, формируемый комплексом зданий, сооружений и объемами озеленения и благоустройства, открытые пространства, цветовые решения пространственных плоскостей, индивидуальность архитектурных дета- лей и элементов благоустройства. Исследование стро- ится на анализе комплексных решений реорганизации городской среды, сформированных с применением мето- да видовых точек. Дается обобщенная характеристика современного состояния среды города Самары, выявля- ются композиционно-пространственные резервы разви- тия территории участков городской среды. Предлагает- ся эскизный прогноз развития участков городской среды Самары на ближайшую перспективу.

Полный текст

Городская среда является понятием, включающим в себя широчайший диапазон вопросов градостроительства, архитектуры, дизайна, экологии, экономики, социальной психологии. Для жителя города городская среда - это все окружающее пространство, представленное материальными объектами. Для специалистов различных областей городская среда - это сложнейший комплекс разнонаправленных, но взаимосвязанных уровней исследований, в равной степени отвечающих за конечный результат. Фундаментальные основы понимания роли характера городской среды, ее пространственных характеристик заложены отечественными и зарубежными исследователями. Материальная среда города понимается как комплекс координат-знаков, формирующих простые ориентиры в сознании человека, находящегося в сложном пространстве [1, 2]. Городская среда формируется посредством комбинирования открытых пространств, зданий и сооружений. Планировочная структура города складывается регулярными или нерегулярными элементами по заранее подготовленному плану или в результате исторического накопления застройки. Планировочная структура зависит от топографической поверхности и естественных или искусственных преград. Эволюционный процесс формирования пространственного облика исторических городов предопределил вектор развития административных центров и их архитектурных ансамблей. Ансамблевость архитектуры наполняет городские пространства единообразием образов и актуализирует дизайн архитектурной среды как средство передачи информации от автора к зрителю. В современных исследованиях дизайн в формировании городской среды рассматривается как средство создания комфортного, социально-ориентированного пространства [3-5]. В условиях уплотнения городской застройки увеличивается значимость благоустроенных общественных пространств, отвечающих всем современным требованиям дизайна городской среды. Появляется необходимость создания эмоционально-разнообразных участков городской среды, аккумулирующих в себе уникальные архитектурно-дизайнерские идеи. Способность каждого элемента городских общественных пространств быть привлекательным и комфортным для жителя мегаполиса является отражением современных подходов к проектированию и реконструкции городской среды. Для осуществления поставленных задач проектировщики уделяют особое внимание разработке детализации элементов благоустройства, вопросам коло- АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ DOI: 10.17673/Vestnik.2017.02.18 115 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 2 С.А. Колесников ристики, освещения. Активную роль в расширении информационных и эстетических ресурсов городских общественных пространств и в формировании коммуникативной функции среды играет использование медиа устройств [6-10]. Актуальные градостроительные исследования, касающиеся развития полицентрической планировочной структуры крупных и крупнейших городов, требуют поиска новых пространственных решений в архитектуре общественных пространств и актуализируют поиски новых подходов к проектированию реорганизации городской среды [11-15]. Необходимость формирования пространственно сложной и разнообразной, но интуитивно понятной и предсказуемой городской среды диктует разработку комплексных решений, для которых необходим более широкий взгляд на композиционно-пространственный каркас городской ткани. Современная городская среда - это постоянно изменяющееся поле деятельности специалистов в области архитектуры и дизайна. Комплекс вопросов дизайна городской среды, представленный выше, необходимо учитывать как единственно возможный метод в условиях реорганизации среды. Необходимо применение методов анализа и проектирования городской среды, способных обеспечить создание комплексных композиционно-пространственных решений. В данном исследовании под понятием «городская среда» понимается комплекс элементов, включающий в себя: объемно-пространственный каркас города, формируемый комплексом зданий, сооружений и объемами озеленения и благоустройства, открытые пространства, цветовые решения пространственных плоскостей, индивидуальность архитектурных деталей и элементов благоустройства [16]. В работе над проектом композиционно-пространственной реорганизации городской среды предлагается учитывать два уровня детализации ее элементов. Такой подход возможно применять в процессе оценки композиционно-пространственного потенциала городской среды и в процессе создания проекта. На первом уровне городская среда, представленная в виде обезличенной пространственной модели, дает возможность определить композиционно-пространственное решение, дать ему оценку, выявить зоны корректировки и композиционно-пространственный потенциал для развития территории и сформировать ряд предложений по композиционно-пространственной реорганизации территории. Достоинством данного уровня может служить возможность идеализированного восприятия всех элементов пространственной композиции. С точки зрения обобщенного восприятия зрителем пространственная схема воспринимается при помощи контуров элементов и их светотеневыми отношениями. В сознании зрителя такая схема фиксируется как уникальный набор композиционно-пространственных характеристик, позволяющих ориентироваться в пространстве городской среды, сформировать узнаваемые пространственные акценты, разделить городское пространство на знаковые элементы. С проектной точки зрения работа в обезличенном светотеневом пространстве дает возможность создания уникальных композиционно-пространственных структур. Такой подход возможно связать с методом макетирования. На втором уровне разработанная пространственная модель рассматривается как основа для детализации решения и может включать в себя: композиционные сетки, архитектурные детали, элементы благоустройства, цветовые решения горизонтальных и вертикальных плоскостей, освещение, мощение и озеленение. Достоинством данного уровня является возможность придания сбалансированному пространственному решению характерных детализированных черт, способных придать уникальность разрабатываемому участку городской среды. С точки зрения обобщенного восприятия зрителем пространственная схема воспринимается при помощи цветовых и световых решений, архитектурных деталей и других элементов, создающих в сознании зрителя уникальный набор детализированных элементов, позволяющих вычленять данную территорию в пространстве городской среды, сформировать узнаваемые детализированные акценты, разделить городское пространство на знаковые элементы. Данный этап работы над проектом характеризуется активной ролью дизайна городской среды. При проектировании композиционно-пространственного решения конкретного участка огромную роль играет определение зон восприятия его объектов. Городская среда воспринимается зрителем как набор пространственных элементов. Восприятие визуального ряда происходит относительно местоположения зрителя и направления его взгляда. При смене вышеуказанных условий изменяется восприятие зрителем композиционно-пространственных характеристик объекта. Иллюстрацией подобных условий может служить ориентация многих сооружений древнегреческой и средневековой архитектуры, в которых использовался принцип пропорционирования - «золотое сечение» - на конкретный ракурс восприятия. Для более адаптированного к конкретной ситуации решения предлагается использование видовых точек. В период обучения и в процессе реального проектирования чаще всего применяется метод ортогонального моделирования формы и композиции. Такой подход возможен при проектировании отдельного здания и сооружения, однако совсем не подходит при проектировании композиционно-пространственной структуры городской среды. Проектирование средовых объектов невозможно осуществлять независимо от окружающего пространства и использовать только ортогональные проекции. Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 2 116 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рис.1. Приоритетная видовая точка. Входная группа в парк имени Щорса (г. Самара) Рис.2. Пространственное решение входной группы парка имени Щорса с включением в проект окружающей застройки (г. Самара) Рис.3. Пространственное решение входной группы парка имени Щорса с включением в проект окружающей застройки и композиционного преобразования торговых павильонов (г. Самара) 117 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 2 Оценку решения предлагается вести в перспективных изображениях с учетом высоты среднего человеческого роста. При таком подходе кадрированное архитектурное пространство воспринимается как холст для художника, на котором проектировщик-архитектор и проектировщик-дизайнер, с учетом реального восприятия объекта зрителем, формирует гармоничное сбалансированное решение. На первом этапе предлагается работа с ситуационной схемой. На ситуационный план следует нанести все данные, необходимые для создания наиболее объективного решения, - это здания, сооружения, их функциональное наполнение, основные входы и выходы, озеленение, благоустройство, остановки общественного транспорта, другие центры притяжения. Основной задачей первого этапа работы является определение условий восприятия объектов городской среды. На данном этапе выявляется плотность коммуникационных потоков и пространственные ограничения восприятия объекта проектирования. Определяются основные и второстепенные направления восприятия объекта - видовые точки. Выстраивается рейтинг видовых точек по степени значимости восприятия городской среды. Расстояние до объекта определяется в каждом конкретном случае индивидуально, в соответствии с физическими габаритами окружающей застройки. На втором этапе предлагается работа с перспективными панорамами (видовыми точками), построенными в соответствии с ситуационной схемой. На данном этапе, в перспективном ракурсе, выстраивается конкретное предложение - формируются объемно-пространственные элементы, создаются средовые решения, предлагаются колористические и световые решения, выстраиваются архитектурные детали и элементы благоустройства и озеленения. На примере Самары был проведен ряд исследований, посвященных анализу композиционно-пространственного потенциала городской среды. Выводы данного исследования можно экстраполировать на другие крупные и крупнейшие города России. Зоны города, в которых отсутствовала поквартальная (ансамблевая) застройка, «страдают» от точечных объектов, возникающих, как правило, без учета масштаба и характера окружающей застройки. Еще более опасный характер приобретает процесс застройки территорий, высвобождаемых после закрытия промышленных предприятий, в том случае если нет единого проекта застройки. Отсутствие комплексного подхода в формировании городской среды продиктовано разрозненностью этапов и элементов проектирования. Здания, сооружения, благоустройство и озеленение городской среды зачастую формируются несогласованно. Формирование городской среды ведется зачастую без учета формирования композиции перспектив основных улиц и магистралей. Эскизные решения иллюстрируют характер предложенного подхода (рис. 1-3). Выводы. Городская среда постоянно формируется и видоизменяется во времени и пространстве. Реорганизация городской среды должна учитывать все элементы пространства - от пространственных объектов (зданий и сооружений, озеленения, элементов благоустройства) до визуальных и виртуальных эффектов (цветовые решения, освещение, медиа экраны). Для решения поставленных вопросов необходим постоянный пространственный мониторинг основных и второстепенных видовых кадров, своевременное перманентное проектное реагирование. Реализация данного подхода требует проработки специализированного администрирования, что актуально для современной России [17].
×

Об авторах

Сергей Анатольевич КОЛЕСНИКОВ

Самарский государственный технический университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Список литературы

  1. Боков А.В. Архитектурно-пространственная организация многофункциональных общественных комплексов и сооружений: автореф. дис.. канд. арх. М., 1974. 24 с.
  2. Линч К. Образ города / пер. с англ. В.Л. Глазычева; сост. А.В. Иконников. М.: Стройиздат, 1982. 382 с.
  3. Чернышова Э.П. Понятие комфорта в городской среде: роль дизайна // Архитектура. Строительство. Образование. 2015. № 2(6). С.124-129.
  4. Жоголева А.В. Социальное пространство и методология средовой архитектурной деятельности // Innovative project. 2016. Т. 1. № 1. С.54-58.
  5. Каракова Т.В. Роль дизайна городской среды в формировании социального самочувствия горожан // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн / СГАСУ. Самара, 2016. С.336-339.
  6. Попов А.Д. Световой дизайн городской среды в современной урбанистике // Дизайн. Материалы. Технология. 2016. Т. 2. № 42. С.16-19.
  7. Сетогути Т. Новые подходы к дизайну городской среды с помощью моделирования снега для холодных и снежных городов // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2015. Т. 3. С.355-365.
  8. Заславская А.Ю. Роль конструкций в дизайне городской среды // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн / СГАСУ. Самара, 2015. С.338-340.
  9. Воронцова Ю.С. Визуальная метафора в пространстве архитектуры и дизайна // Архитектура и дизайн: история, теория, инновации. Владивосток, 2016. С.31-34.
  10. Колесников С.А., Захарова Е.Д. Кровля - объект среды. Актуальные вопросы // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре / СГАСУ. Самара,2013. С.420-421.
  11. Гайкова Л.В. Полицентризм как парадигма развития российских городов // Архитектон: Известия вузов. 2015. № 50. С.6.
  12. Поморов С.Б., Жуковский Р.С. Современные проблемы развития полицентрической планировочной структуры крупного (крупнейшего) города: к поиску архитектурно-градостроительных решений // Архитектура. Строительство. Транспорт. 2015. С. 406-414.
  13. Пока Е.В. Основные принципы архитектурно-пространственного формирования многофункциональных пешеходных мостов // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 1(27). С.55-61.
  14. Терягова А.Н. Архитектурные и градостроительные решения проблем доступности памятников архитектуры, истории и культуры для людей с ограниченными возможностями // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство / СГАСУ. Самара, 2015. С.90-95.
  15. Ахмедова Е.А. Современные требования к включению уплотнительной застройки в композиционно-планировочную структуру крупнейшего города // Innovative project. 2016. Т. 1. № 1. С.44-47.
  16. Генералова Е.М., Генералов В.П. Супер-тонкие жилые небоскрёбы в Нью-Йорке как новое направление в типологии высотных зданий // Градостроительство и архитектура. 2016. №4(25). С. 85-91. DOI: 10.17673/ Vestnik.2016.04.16.
  17. Енин А.Е. Экспериментальная проверка теории в архитектуре и градостроительстве. Понятия. Определения. Возможности // Архитектурные исследования. 2015. № 4(4). С.48-57.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© КОЛЕСНИКОВ С.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах