THE FUTURE OF PUBLIC SPACES OF MONO-INDUSTRY TOWN ON THE EXAMPLE OF TOGLIATTI ITALIAN PARK PROJECT

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article views an especial case of forming of public spaces of mono-industry town Togliatt i in the historical context of late Soviet modernism architecture and modern problems of renovation of public spaces in mono-industry towns. The theoretical works of Soviet researchers and modern works in the area of city public spaces are studied. The data of sociological polls are cited and the prerequisites for fi nding new approaches to fi ll the empty spaces with a new function are defi ned. On the example of Togliatt i Italian Park the experience of revitalizing empty public spaces with diff erent methods - promotional events, public Italian lessons, mobile cinemas in open air - is described. The revealed methodology could be applied to many Russian mono-industry towns.

Full Text

Проектирование Автозаводского района города Тольятти, а вместе с ним общественных пространств можно отнести к позднему периоду архитектуры советского модернизма. В Самарском регионе данный период архитектурной практики все чаще исследуется учеными, среди которых: В.А. Самогоров, В.Л. Пастушенко, А.К. Синельник, Д.Б. Веретенников, Е.О. Смоленская и др. [1-3]. «Брежневское» архитектурное наследие в российских моногородах не редкость и часто составляет основу застройки. Общественные пространства 70-80-х гг. XX в. зачастую не выдерживают испытание временем и едва сохраняются в условиях социальной ломки. Утрачивается острота первоначального замысла, прежние сценарии функционирования этих пространств перестают работать. Среди теоретической литературы по этой теме можно назвать работы таких авторов, как А.В. Иконников [4], М.Г. Бархин [5], А.Э. Гутнов, И.Г. Лежава [6]. Один из распространенных типов общественных пространств в советском модернизме - «ничейная», незастроенная пустота, выделенная из пространственного каркаса, связывающего свободно «плавающие» общественные и жилые здания. Начиная с конца 60-х гг. прошлого века популярной становится идея регулярных центральных ансамблей города, с разделением жилых и общественных пространств. В Автозаводском районе Тольятти была реализована идея пешеходной эспланады, которая начиналась на площади перед премьерным кинотеатром «Сатурн» и заканчивалась на набережной. При этом весь этот путь находился в составе линейного центра между улицами Революционной и Юбилейной. Фронт шестнадцатиэтажных зданий с культурно-бытовым обслуживанием и пешеходным пространством отдаленно напоминает реализованный чуть ранее проспект Калинина в Москве. Отрезок от Садового кольца до Арбатской площади осуществлен по проекту М. Посохина и большого коллектива соавторов. Архитектурный замысел проспекта вынес из зарубежных поездок Н.С. Хрущев, побывавший на Кубе. Генерального секретаря особенно вдохновила оживленная набережная Гаваны, застроенная высотными гостиницами. В композиции ансамбля проспекта Калинина использованы возможности синтеза архитектуры с произведе- ниями монументально-декоративного искусства [7, с. 7]. Авторы не пошли по пути использования множества мелких декоративных элементов, которые, в большинстве случаев распыляясь, не оставляют сильного впечатления, а полагали наиболее целесообразным создание одного значительного акцента, крупного и запоминающегося. Таким акцентом стало мозаичное панно, выложенное из разных парод естественного камня на внешней поверхности цилиндрического объема конференц-зала. Над художественным оформлением проспекта работали художники: Н. Андронов, А. Васнецов, В. Эльконин. Позднее А. Васнецов будет задействован в оформлении пешеходной эспланады Автозаводского района Тольятти, где впервые была предложена идея единого художественного оформления города и заявлен тот же самый принцип синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства [8]. В условиях индустриального строительства жилых районов ощущалась потребность в обеспечении разнообразия впечатлений идущего по улице горожанина. На всем протяжении эспланады ему должны были попадаться на глаза произведения монументального искусства и пропаганды, фонтаны, кинотеатры под открытым небом, танцевальные площадки и парки, что было реализовано лишь частично. Пространство линейного центра между ул. Революционной и ул. Юбилейной в планировочной структуре всего города отличается более частым шагом коммуникаций в зоне центра, что давало возможность усилить его композиционную роль в пространственной организации города [9]. Использованная градостроительная модульная система являлась методом обеспечения соразмерности элементов города и окружающей среды. Полоса для общественных функций обрамлена трассами движения. Она создана как обширная эспланада и имеет ширину полкилометра в красных линиях. Позднее рядом авторов были высказаны критические отзывы о реализованной части Автозаводского района. Например, А.В. Иконников отмечает: «Модульный ряд остановился на величинах, выходящих за пределы, соразмерные экзистенциальному пространству человека и покрываемые полем его деятельности и активного восприятия… В сравнении с обширностью их пространств величины пространственных акцентов явно недостаточны - тем более что программа строительства крупных общественных зданий этого линейного центра оказалась утопически завышенной. Излишняя просторность вступила в противоречие с представлением о городе как концентрированной среде» [4, с. 73]. В 1984 году в Тольятти проводилось социальнофункциональное исследование, результатом которого стали общие рекомендации по развитию и совершенствованию планировочной структуры города, одна из рекомендаций гласила: «Градостроительными средствами ускорить завершение формирования среды Автозаводского района: повысить интенсивность использования территории, «измельчить» планировочные единицы, уплотнить среду, насытить ее объектами культурно-досуговой сферы» [10, с. 12]. В настоящее время понятие повышения интенсивности использования территории понимается, скорее, как постепенная застройка общественных пространств жилыми и общественными зданиями. В градостроительном каркасе был нарушен знаковосимволический каркас. Например, панно «Радость труда» Ю. Королева попало в окружение современной застройки и утратило первоначальное доминантное значение на линии обширной пешеходной эспланады. Без обновления и акцентирования внимания деградирует и преобразовывается исторический каркас с системой достопримечательных мест на базе молодого историко-архитектурного наследия, а также не работает благоустройство и реабилитация архитектуры городских и промышленных пространств, утративших функциональность [11, 13]. В масштабе каркаса, с которым работают урбанисты, политики и планировщики, возникают новые узлы, между которыми образовываются взаимосвязи и новые каркасы, задача упомянутых специалистов - выявить эти узлы и токи сопряжения, соединив наиболее значимые места исторического центра транзитными общественными пространствами. А.Л. Гельфонд ввела понятие «ареала» - модели общественных пространств [12]. Ареал не обладает изначально заданной цельной композицией, а складывается исторически как переходный по смысловому функциональному признаку на потенциальных возможностях культурных ландшафтов. На территории линейного центра в районе Дворца Спорта «Волгарь» с западной стороны была выбрана территория для реализации проекта «Итальянский парк» в Тольятти. Для пустующей территории нужно было придумать новую иллюзорную функцию - синтетически наполнить художественными составляющими, сменными событиями и акциями. Все это укладывается в одну из задач по архитектурно-пространственной трансформации моногорода для преодоления кризисных явлений [13]. В культурном ландшафте моногорода находится поле для мифотворчества, в случае Тольятти осваивается тема итальянской культуры. На этой основе предлагается новая драматургия потребления пространства. Сегодня город Тольятти страдает от кризиса, который преимущественно связан с упадком производства Волжского автомобильного завода. Это не только экономический и социальный кризис, но и Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 1 114 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кризис идентификации и повествовательных форм. Потеря главного повествовательного элемента истории города ставит под вопрос будущее самого города. Какие повествования могут сегодня интересовать городскую молодёжь? Итальянским социологом, преподавателем языка и практикующим «сити-теллером» (рассуждающий о городе) Марко Резидори, совместно с Тольяттинским художественным музеем - Отделом современного искусства, предложено запустить проект осмысления городского пространства под названием «Итальянский парк». Местное арт-сообщество и иностранные партнёры, занимающиеся городскими и творческими проектами, стали его главными авторами. Благодаря свежему взгляду, зарубежные участники подчеркивают ценности, существующие в городе, и помогают жителям их переоценить в соответствии с прошлым Тольятти, предлагая городу новую возможность их использования. Благодаря творческому подходу, местное арт-сообщество играет важную роль в процессе переосмысления городских пространств, создавая новую главу повествования о городе, способствующего «реэстетизации» (новой эстетизации). В этот процесс могут быть вовлечены новые инвесторы, которые недавно начали свою деятельность в Тольятти благодаря получению городом статуса Территории опережающего Развития - Постановление от 28 сентября 2016 г., № 974. В связи с этим новым городским игрокам должно быть интересно создавать позитивную городскую «экологию» вокруг своих инвестиций, снабжая город новой надеждой на будущее и обеспечивая себя увеличивающимся количеством молодых специалистов, готовых к тому, чтобы остаться или переехать в Тольятти. В этом смысле проект Итальянского парка, предлагающий новую концепцию процессов переосмысления городских пространств, ставит перед собой цель продвигать позитивный и конструктивный диалог между различными институтами, администрацией и процессами, в которые вовлечены горожане. Выделяя различные возможности, которые открыты сегодняшним повествовательным кризисом города, проект пытается показать городскому сообществу новые возможности исследования Тольятти, направляя усилия молодых людей к успешному использованию ресурсов, предложенных самим городом. Одновременно проект ставит перед собой цель создать положительный «стори-теллинг» вокруг существующих ценностей Тольятти, привлекая интерес к нему российских и международных партнёров с надеждой найти инвесторов, которые могут помочь новому развитию города. В Тольятти большим повествовательным потенциалом обладают такие ценности, как архитектура советского модернизма, математическая формула поверхности, описанная математиком, родным братом Пальмиро Тольятти - Эудженом Тольятти, следы пребывания инженеров и рабочих автозавода FIAT из Турина. Все это может служить основой для разнообразной городской активности, преобразовывающей общественные пространства и создающей перекрестные социальные и культурные связи с миром. В 2014 г., по случаю юбилея дня основания города, мэрия Тольятти запустила конкурс на реализацию в городе итальянского парка в честь итальянского коммунистического лидера Пальмиро Тольятти. Конкурс выиграла итальянская архитектурная компания “Ia2”, которая обещала реализовать проект к 2016 г. В этом же году в парке установили памятный камень в честь Пальмиро Тольятти, на котором имеется надпись о том, что в сквере будет реализован проект Итальянского парка (см. фото). В 2016 г. отмечался 50-й юбилей основания Волжского автомобильного завода. Этот праздник поставил вопросы о будущем города и о том, как можно пережить его экономические и социальные кризисы, которые являются последствиями реорганизации завода. Юбилей также дал толчок к размышлению об итальянском прошлом города и исследованию существования каких-либо семантических компасов, которые могли бы помочь пониманию сегодняшних отношений между городом Тольятти и Италией. В этом контексте родилась идея занять пространство будущего парка и начать осмыслять его культурными предложениями, связанными с Италией и одновременно исследовать готовность городского сообщества к запуску проекта в городское среде. В рамках проекта «Итальянский парк» в течение мая-июня 2016 г. была организована культурная программа и приглашены жители города для участия в следующих событиях: 1) открытые уроки итальянского языка (концепция: изучаем город через итальянский язык); 2) кино под звёздами - фестиваль итальянского современного кино (концепция: смотрим на город другими глазами); 3) городские акции (концепция: исследуем и осмысляем пространство проекта); 4) музыкальные импровизации (концепция: озвучиваем город); 5) аперитивы и мастер-классы по итальянской кухне (концепция: дегустируем город). Жители города положительно ответили на эти предложения и выразили свой интерес к такому необычному использованию возможностей городских пространств. Также администрация города выразила своё удовлетворение проектом и предоставила ему институциональную и организационную поддержку. Одновременно Поволжский Институт Итальянской Культуры (Тольяттинский комитет итальянского общества «Данте Алигьери») и Почётное консульство Италии в Поволжье выразили свой 115 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 1 М. Резидори, М.В. Солодилов Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 1 116 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 117 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 1 М. Резидори, М.В. Солодилов интерес к проекту и предоставили ему институциональную поддержку. Для того чтобы создать положительный «стори-теллинг» вокруг проекта и привлечь внимание возможных будущих партнёров, после завершения летного запуска проект был представлен в Centro Italica, Санкт-Петербург (12 июля 2016 г.), Urban Center Torino, г. Турин (16 сентября 2016 г.), 11-м фестивале «Международные Дни архитектуры», Нижний Новгород (7 октября 2016 г.). Проектом заинтересовалась туринская ассоциация YLDA, которая занимается культурными проектами в общественных пространствах. Основным событием YLDA является проект «Paratissima» [14], который существует и в Турине, и в других городах мира. В начале декабря 2016 г. представители ассоциация YLDA приехали в Тольятти, чтобы исследовать возможность запуска проекта «Paratissima Togliatti» в течение следующих двух лет. Благодаря тому, что мэрия Турина предоставила поддержку официальному визиту YLDA, через 20 лет вновь установились связи между Тольятти и Турином, и планируется ответный визит тольяттинской делегации в Турин весной 2017 г. Ассоциация YLDA подписала соглашение о намерениях с Поволжским Институтом Итальянской Культуры - Тольяттинский комитет итальянского общества «Данте Алигьери» и с Тольяттинским художественным музеем (Отдел современного искусства), чтобы продвигать совместные проекты в городской среде и помогать развитию тольяттинского городского сообщества. Проект «Итальянский парк» показал роль, которую может играть культура в развитии города и его отношении с престижными международными партнёрами. Осенью 2016 г. авторы проекта запустили два социологических опроса (табл. 1), чтобы уточнить, какие мысли остались у участников проекта и как заинтересованная аудитория смотрит на будущее проекта [15, 16]. В рамках проекта «Итальянский парк» в течение мая-июня 2017 г. планируется организовать летнюю программу, которая будет состоять из предложений прошлого и новых предложений от тольяттинского арт-сообщества и международных партнёров. Летом 2018 г. в России будет проходить чемпионат мира по футболу, и Самара является одной из сцен этого мирового события. Ожидая большой поток гостей в том числе и в Тольятти, проект «Итальянский парк» планирует специальную программу, в рамках которой будут проходить события: говорим о городе через итальянский язык, смотрим на город другими глазами, исследуем и осмысляем пространство проекта, раскрываем город, «сажаем» будущее города, озвучиваем город, дегустируем город. Выводы. После реализации двухлетней программы привлечения внимания к проекту и создания положительного «стори-теллинга» вокруг города планируется основание урбан-кластера между городами, у которых есть исторические отношения с Тольятти (Турин, Иль Сегин, Вольфсбург, Детройт). Целью кластера является сотрудничество между администрациями и культурными игроками для реализации совместных проектов, которые могут помочь этим городам думать глобально и делиться опытом в сфере территориального развития и городского ребрендинга. Время замкнутых, законченных и статичных общественных пространств проходит. Развитие социальных наук, в частности «моделирование социальных сетей», подсказывает образ будущего для общественных пространств, функционально гибких и включенных в развитую сеть, наподобие связанных графов. Таблица 1 Результаты социологических опросов в социальных сетях Что значило для Вас участие в проекте? (Ответили 115 человек) Что бы Вы хотели увидеть в Итальянском парке в следующем году? (Ответили 239 человек) Знакомство с Италией и итальянской культурой 24,3 % Открытые уроки итальянского языка 19,7 % Знакомство с городом 7 % Итальянское кино 13 % Изучение итальянского языка 20 % Театр и перформанс 12,6 % Знакомство с возможностями использования необычным образом городских пространств 34,8 % Концерты и dj-сеты 9,2 % Знакомство и общение с незнакомыми людьми 13,9 % Современное искусство и стрит-арт 15,1 % Фуд-корт / ярмарки 8,8 % Лекции и семинары по разным темам (город, архитектура, и т.д.) 21,8 %

×

About the authors

Marco RESIDORI

Volga Institute of Italian Culture

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

Mikhail V. SOLODILOV

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Самогоров В.А., Сухов Ю.В. Жизнь и творчество самарского инженера-архитектора Сухова Василия Константиновича // Градостроительство и архитектура. 2015. №2. С. 41-47. doi: 10.17673/Vestnik.2015.02.7
  2. Веретенников Д.Б. Характеристика общих этапов формирования планировочных структур Ульяновска, Самары, Саратова, Волгограда // Градостроительство и архитектура. 2015. №1. С. 6-12. DOI: 10.17673/ Vestnik.2015.01.1.
  3. Смоленская Е.О. Архипространства в системе современного урбанизированного города // Градостроительство и архитектура. 2011. №1. С. 16-20. doi: 10.17673/Vestnik.2011.01.3.
  4. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т. II / под ред. А.Д. Кудрявцевой. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 672 с.
  5. Бархин М.Г. Архитектура и город. М.: Наука, 1979. 224 с.
  6. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. 256 с.
  7. Посохин М.В., Пекарева Н.А., Рацкевич Ю.В. Здание СЭВ в Москве. М.: Искусство. 200 с.
  8. Рубаненко Б.Р., Образов А. С., Савельев М.К. Новый Тольятти. М.: Знание, 1971. 64 с.
  9. Бочаров Ю.П., Кудрявцев О.К. Планировочная структура современного города. М., 1972. 66 с.
  10. Мельникова В.М., Филанова Т.В., Мацкевич К.П., Корякина П.Ю., Никонов К.Е. Тольятти: перспективы развития. Тольятти, 2014.
  11. Солодилов М.В. Формирование системы достопримечательных мест на базе историко-архитектурного наследия г. Тольятти // Градостроительство и архитектура. 2012. №2. С. 30-36. doi: 10.17673/Vestnik.2012.02.7.
  12. Гельфонд А.Л. Тема адресата в формировании общественных пространств // Архитектура и строительство России. 2016. № 3. С. 38-45.
  13. Ахмедова Е.А., Солодилов М.В. Архитектурноградостроительные особенности новейшей, инновационной инфраструктуры, возникающей при моногородах (на примере города Тольятти в Самарской области) //Архитектура и строительство России. 2015. № 8. С. 10-19.
  14. Сайт фестиваля Паратиссима [Электронный ресурс] // URL: http://paratissima.international (дата обращения: 24.11.2016).
  15. Группа «Итальянский парк» [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/italyanskiypark?w=wall- 121030734_215%2Fall (дата обращения: 24.11.2016).
  16. Группа «Итальянский парк» [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/italyanskiypark?w=wall- 121030734_219%2Fall (дата обращения: 24.11.2016).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 RESIDORI M., SOLODILOV M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies