THE SINGULARITY OF THE DOME’S FORMS OF SAMARA’S ART NOUVEAU ARCHITECTURE AND ECLECTICISM OF THE EARLY 20TH CENTURY

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The paper examines one of the characteristic fi nishing elements of the roofs of buildings - the dome. The originality of forms and varieties of their application is noted, fi rst of all in the Аrt Nouveau architecture, as well as in neoclassicism and various stylizations in the provincial city of Samara of the beginning of the 20th century. The author emphasizes the special signifi cance of the peculiar form in the composition of the building and the town-planning application. The widespread varieties of domes in the considered period of town-planning development are investigated and classifi ed. Due to its infl uence on the surrounding area, panoramas and silhouett es of the city, the domes retain their special town-planning signifi - cance. In the modern architecture of Samara, there has been an interest in this composite element, which is a kind of code of a historical city. The article considers modern examples of dome completions in Samara buildings.

Full Text

Рассматривая архитектуру Самары начала XX в., многие искусствоведы отмечают многообразие существующих в городе стилевых направлений. Историк архитектуры А.И. Власюк ссылается в связи с этим на книгу «Вся Самара. 1925 год», где в статье краеведа К.П. Головкина приводятся несколько устаревшие, но характерные наименования стилей, в которых работали самарские архитекторы того периода: византийский, готика, итальянский ренессанс, немецкий ренессанс, мавританский, скандинавский, русский, русско-московский, модернизированный, модернизированная классика, модернизированный ренессанс, модерн и др. [1]. А.И. Власюк признаёт, что такая пестрота является едва ли не наиболее характерной чертой облика города [2]. Архитектура Самары испытала влияние направлений эклектики и различного вида стилизаторства, среди которых особенно выделяются неоклассицизм и «неорусский» стиль. И если раньше к провинциальной эклектике в русских городах конца XIX-XX вв. советские искусствоведы относились с пренебрежением, то ныне её неоклассические проявления почтительно называ- И.А. Котенко 123 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 2 ются «академической эклектикой» [3]. Однако наиболее признанным является своеобразие самарского модерна. Изучению его были посвящены работы многих авторов [4-7]. В городе имеются выдающиеся образцы самарского модерна с «растительным» декором, например, особняк Е.Ф. Новокрещёновой на ул. Фрунзе, 144 (арх. М.И. Квятковский); особняк А.П. Курлиной на ул. Фрунзе, 159 (арх. А.У. Зеленко); дом А.Ф. Нуйчева на ул. Самарской, 149 с «зооморфными» украшениями (арх. М.И. Квятковский); примеры северного модерна в виде особняка В.М. Сурошникова на ул. Пионерской, 22 (арх. Ф.О. Шехтель и А.А.Щербачёв); Крестьянского поземельного банка на ул. Куйбышева, 153 (арх. А.И. фон Гоген); есть и варианты модерна с элементами эклектики как особняк Аржановых на ул. Куйбышева, 93 (арх. З.В. Клейнерман); образцы рационального модерна как Дом Общественного собрания на ул. Куйбышева, 157 (арх. Д.А. Вернер) и др. Многие из зданий определяются по стилю автора. Часто это предпочтительные элементы декора, отделки разных частей здания, выбор строительного материала. Так архитектура М.И. Квятковского узнаваема по характерному «растительному» орнаменту украшений окон; здания архитектора Д.А. Вернера - по особому рациональному стилю, использованию на фасадах глазурованной плитки. Ф.П. Засухин (впрочем, как и Д.А. Вернер) - по особой имитации рустованной штукатурки на цоколе здания. В период новейших реконструкций и строительства в кварталах исторической застройки, стирания региональных особенностей в современной архитектуре повышается интерес к своеобразию местных традиций, в том числе к формообразованию исторических зданий, а также к их образно-смысловой значимости для горожан, визуальной узнаваемости самарской самобытности. Надо сказать, что примеры современного стилизаторства в духе местных традиций существуют, хотя не всегда c однозначной оценкой профессионалов-архитекторов и горожан. Тем не менее любые «аллюзии» к традиционным прототипам форм положительно встречаются жителями города. Одним из характерных элементов жилых и гражданских зданий стиля модерн и эклектики в Самаре являются купола. На больших зданиях купол устанавливался обычно над угловым входом в здание, становясь уличной доминантой. Иногда купол возводился по центральной оси протяжённого здания, над центральным залом (тогда он сдвигался от угла дома вглубь) или располагался над дворовым входом, над эркером. Реже симметричные небольшие купола фланкировали ризалиты на боковых сторонах уличного фасада в духе неоклассицизма. В любом случае купол являлся мощным элементом фронтальной и объёмной композиции здания, а также ориентиром и главной частью силуэта улицы. Некоторые из куполов гражданских зданий, например, купол Крестьянского поземельного банка, формировали волжскую панораму, хотя в большинстве своём в панорамах участвовали купола церквей [8-10]. Несмотря на большое разнообразие куполов в архитектуре самарского модерна и эклектики, попробуем найти их типические черты. Они определяются по формальным признакам. Одна из групп куполов может быть названа шлемовидными полусферическими куполами. К ним можно отнести купол на полуротонде мансардного этажа б. дома П.П. Головкина на ул. Панской (ныне Ленинградская, 22), построенного по проекту хозяина. Купол является небольшим сегментом сферы и увенчан шпилем. Полуротонда расположена по оси симметрии фасада на трёхгранном эркере (рис. 1, а, б). Другой пример сферического купола украшает б. особняк Альфреда фон Вакано на ул. Почтовой (Шостаковича, 3), выполненный по проекту Д.А. Вернера. Купол также расположен перед двухъярусной вальмовой крышей, на полуротонде, его поддерживают четыре колонны, а верх увенчивает небольшой балкончик (рис.1, в, г). Конструкция купола, по сведениям Н.В. Третьякова, представляет собой тонкостенную деревянную купол-оболочку [11]. Наиболее развитым в высоту сферическим куполом с верхним световым фонарём отличался б. самарский Театр-цирк на ул. Саратовской (Фрунзе, 141), возведённый по проекту П.В. Шаманского, ныне перестроен (рис.1, д, е). Несколько напоминает форму луковицы килевидный шлем купола над угловым эркером б. дома Благовещенского на ул. Саратовской (Фрунзе, 43), но максимальный диаметр купола почти не отличается от диаметра основания. Основание шлема купола чуть сжимает пояс в виде ленты, который почти не виден после реконструкции (рис.1, ж, з). Второй распространённой разновидностью самарских куполов зданий стиля модерна и эклектики являются полигональные купола на квадратном основании с выпуклыми рёбрами и невысоким подъёмом (высота купола ниже или равна высоте основания). На небольших особняках купола располагаются либо симметрично друг другу, либо на угловом эркере. В центральном государственном архиве Самарской области сохранились некоторые планы зданий из строительного отделения городской управы с такими куполами (рис. 2, а), сейчас изданные специальным альбомом [12]. К полигональным относятся купола на б. особняке Н.Ф. Иванцова на ул. Саратовской (ул. Фрунзе, 106). Они расположены над эркерами на небольшом возвышении, при недавней реконструкции приобрели кубоватую форму (рис. 2, б). Другой интересный образец полигонального купола имеется на бывшем особняке баронесс фон Древиц тоже на ул. Саратовской (ул. Фрунзе, 143), расположен с угла здания за аттиком, повёрнут по диагонали к углу, увенчан главкой (рис. 2, в, г). Иногда такой купол с главкой расположен над балконом, как на бывшем доме Либерфорта по ул. Николаевской (ул. Чапаев- Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 2 124 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ а б в г д е ж з Рис. 1. Шлемовидные сферические купола Самары (фото с сайтов: promodj.com; hitmanach.lj.com; greenexp.ru; oldsamara.samgtu.ru; golema.lj.com): а, б - здание П.П. Головкина на ул. Ленинградской, 22 с невысоким сегментом купольной сферы; в, г - особняк А. фон Вакано на ул. Шостаковича, 3 с высокой купольной сферой и балкончиком; д, е - Театр-цирк «Олимп» на ул. Фрунзе, 141 с высоким зонтичным куполом и световым фонарём; ж, з - особняк Благовещенского на ул. Фрунзе, 43 с килевидным куполом, перетянутым декоративным ленточным поясом И.А. Котенко 125 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 2 а б в г д е ж з Рис. 2. Полигональные купола Самары (фото с сайтов uarsamara.ru; vsedomarossii.samara.ru; drugoigorod.ru; ): а, б - проект б. особняка Н.Ф. Иванцова и современный вид здания на ул. Фрунзе, 106; в, г - б. дом баронесс фон Древиц на ул. Фрунзе, 143 и его примечательный угловой купол; д, е - б. дом Либерфорта на ул. Чапаевской, 110 и его полигональный купол с главкой; ж, з - б. дом А.А. Кобылкиной на ул. Ульяновской, 51 и его кубоватый купол Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 2 126 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ а б в г д е ская, 110) (рис. 2, д, е). Почти все купола этого вида увенчаны шпилями. Полигональные купола имеют различные виды изогнутости рёбер в доме Жоголева на ул. Троицкой (Галактионовская, 57), ул. Соборной (Молодогвардейская, 74), ул. Саратовской (Фрунзе, 60), некоторые принимают кубоватую форму, как в бывшем доме А.А. Кобылкиной на ул. Симбирской (Ульяновская, 51) (рис. 2, ж, з). Завершения башен некоторых зданий рационального направления модерна имели пирамидальную форму. Архитектор А.И. фон Гоген простой тетраэдр купола бывшего Крестьянского поземельного банка артикулирует «свесом» его покрытия на верхнюю часть башни, будто натягивая на неё шапку. Доходный дом на ул. Предтеченской (Некрасовская, 57) на угловой башне имеет восьмигранную пирамиду с шариком наверху. Конструкции крыш выполнялись в виде наслонных и висячих деревянных стропил с элементами в виде деревянных шатров, кубов, тонкостенного деревянного купола-оболочки [11]. Наиболее внушительные по высоте купола располагались на больших доходных домах и гражданских зданиях. По форме преимущественно они представляли собой овальные купола, часто со слуховыми окнами или остеклением. Все дома с такими куполами находились на центральных перекрёстках города. Одним из знаменитых куполов такого типа является ребристый светопрозрачный купол, выполненный из стальных профилей, бывшего Дома Общественного собрания архитектора Д.А. Вернера на ул. Дворянской (Куйбышева, 157) (рис. 3, а). На барабане купола ранее имелись цветные стёкла. Другим примечательным куполом над балконом отмечен бывший Дом Портнова на углу ул. Москательной и Соборной (Молодогвардейская, 126) (рис. 3, б). Визитной карточкой Самары стал купол над бывшим домом Л.П. Сидоровой на углу центральной ул. Панской и ул. Николаевской (Чапаевская, 87) архитектора Г.Н. Мошкова (рис. 3, в, г). Овальный купол с оборкой имел дом П.В. Щетинкина (рис. 3, д). Реже купол приобретал колоколообразный вид с выгнутыми вверх «лепестками» внизу, что наблюдается над крышей бывшего дома А.Ф. Нуйчева на углу улиц Почтовой и Самарской (Самарская, 149) по проекту архитектора П.В. Шаманского (рис. 3, е). На домах эклектики виды куполов были уникальными по форме, как, например, купол в б. особняке Клодта по проекту арх. А.А. Щербачёва на ул. Дворянской (Куйбышева, 139). В доме сочетался «средневековый» конусообразный купол с вогнутой внутрь боковой поверхностью и псевдорусские палатки в шашечку (рис. 4, а). Конусообразным был купол на фахверковом доме по ул. Саратовской (Фрунзе, 75А). На перестроенном в стиле модерн здании Реального училища по проекту А.И. Балинского на ул. Казанской (А. Толстого, 31) угловой купол нахо- Рис.3. Овальные (параболоидные) и колоколообразный купола Самары (фото с сайта golema.lj.com; drugoigorod.ru; ru.wikivoyage.org; m.vk.com (Н. Маслова); photo.qip.ru; vikus.tourister.ru)): а - светопрозрачный купол Дома Общественного собрания (арх. Д.А. Вернер) на ул. Куйбышева,157 до реконструкции; б - овальный «с оборкой» купол на б.доме Портнова на ул. Молодогвардейской, 126; в- овальный купол со слуховыми окнами б. дома Л.П. Сидоровой (арх. Г.Н. Мошков) на ул. Чапаевской,87: г - конструкция купола б. дома Л.П. Сидоровой; д - первоначальный вид овального купола б. дома П.В. Щетинкина (арх. Я. Ушаков-Решетников), утраченный после надстройки здания в 1932 г. на ул. Некрасовской,60/Молодогвардейской,67; е - колоколообразный купол с главкой (вид до реконструкции) б. дома А.Ф. Нуйчева (арх. П.В. Шаманский) на ул. Самарской,149. И.А. Котенко 127 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 2 дился над обсерваторией. Купол имел форму перевернутого вазона с небольшой ротондой наверху (ныне утрачен) (рис. 4, б). Определённое влияние архитектуры барокко получили завершения вальмовых купольных крыш с круглыми люкарнами в б. доходном доме М.А. Гринберга на перекрёстке улиц Почтовой и Мечетной (Самарская, 138) по проекту арх. З.В. Клейнермана (рис. 4, в); полигональный купол и приподнятые лотковые своды крыш (ныне утрачены) над угловым входом и вдоль главных фасадов в б. гостинице «Националь» (рис. 4, г) на углу улиц Панской и Саратовской (Фрунзе, 91); вальмовый купол с люкарнами (утрачен при реконструкции 30-х гг.) над зданием б. Коммерческого училища (рис. 4, д) по проекту Ф.А. Черноморченко на перекрёстке улиц Симбирской и Соборной (Молодогвардейская, 194). Некоторые из деревянных зданий, построенных под влиянием стиля модерн, имели многоярусные шатровые купола (Арцыбушевская, 67) (рис. 4, е). К сожалению, многие из куполов не сохранились. Вероятно, что самые крупные из них имели не только разрушения в течение времени, но и сложности в эксплуатации. Некоторые (как в б. Коммерческом училище, б. доме Щетинкина) были разрушены в результате надстройки зданий для новых нужд. Многие из сохранившихся куполов сегодня утратили первоначальный облик, утеряв слуховые окна, главки (купол в б. доме М.А. Гринберга, в б. доме А.Ф. Нуйчева). Частично облик куполов нарушен из-за непрофессиональной реставрации. В архитектуре советской Самары влияние архитектуры модерна проявилось в здании Управления железной дороги на Вокзальной (Комсомольской) площади, построенном по проекту арх. П.А. Щербачёва в 1927 - 1928 гг. с группами куполов, выделяющих главный вход и угловые части здания. В целом, до конца 1990-х гг. зданий с куполами не появлялось, вероятно, купола и башни считались дорогостоящими излишествами [13]. Некоторые современные архитекторы, проектирующие в историческом центре, сознательно работают в постмодерне, черпая вдохновение в традициях исторического архитектурного формообразования в Самаре с той или иной степенью интерпретации. И если профессиональная архитектурная общественность не всегда готова воспринять такие эксперименты, то у жителей города эти здания в большинстве своём вызывают симпатию. Есть в осуществлённых зданиях и примеры куполов. Один из первых примеров - угловой дом на набережной и ул. Ленинградской, 2 (рис. 5, а) с запоминающейся башней неизвестного стиля, поначалу вызвавший критику привыкших к модернизму самарских архитекторов. Но как показало время, историзм - вполне адекватное явление в архитектуре исторического города. Другой дом с куполом (рис. а б в г д е Рис. 4. Единичные по форме городские купола Самары (фото с сайта oldsamara.samgtu.ru; vsedomarossii.samara.ru): а - конический купол на б. особняке Клодта (арх. А.А. Щербачёв) на ул. Куйбышева, 139; б - купол-вазон (утрачен) на здании б. Реального училища (арх.П.В. Шаманский) на ул. А. Толстого,31; в - вальмовый купол на б. доме М.А. Гринберга (арх. З.В. Клейнерман) на ул. Самарской,138; г - полигональный, близкий к сферическому купол и лотковые завершения крыши (утрачены) в б.гостинице Националь на ул. Фрунзе, 91; д - вальмовая крыша с люкарнами (утрачена) на здании б. Коммерческого училища (арх. Ф.А. Черноморченко) на ул. Молодогвардейской, 194; е - многоярусная крыша на деревянном здании в стиле модерн на ул. Арцыбушевской, 73 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 2 128 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ а б в г д е 5, б) появился на месте давнего пустыря на пересечении улиц Некрасовской и Молодогвардейской. Можно спорить о форме, но купол вполне уместен, и по масштабу новый дом вполне вписывается в историческое окружение. На углу улиц Арцыбушевской и Вилоновской, 84 расположено здание, где роль купола играет осуществлённый в виде башенки каркас церковки с луковкой. Неожиданная, несколько спорная интерпретация, но угловой ориентир создан и вполне узнаваемый (рис. 5, в). Образно-смысловой прототип старого доходного дома в стиле модерн по ул. Некрасовской, 57 угадывается в шатровом завершении башни жилого дома с банком на ул. Красноармейской, 75 (рис. 5, г). Преувеличенной по масштабу купольной «шляпой» облегчённой конструкции в духе вентуриевского «здания-утки», полюбившейся жителям ближайшей округи, завершен верх офисного центра Бэл Плаза (рис. 5, д). Самым спорным современным зданием, построенным в начале 2000-х, пожалуй, является здание универмага «Галерея Атриум» по проекту итальянских архитекторов на углу центральных улиц Ленинградской и Молодогвардейской, хотя бы потому, что исторически такого здания никогда там не было (рис.5, е). Барочная вальмовая крыша с окнами несколько грузна и не соответствует масштабу соседних уличных зданий. Странен и выбор назначения здания, ведь универмагов на построенном участке, как минимум, три. Вероятно, «Галерею Атриум» можно считать вентуриевским «зданием-сараем», привыкнуть к которому представляется вопросом времени. Иногда новые купола почти не видны с пешеходного уровня. Только с верхних этажей соседних зданий можно рассмотреть купол-«блюдце» с башенкой и шпилем над жилым домом «Связьбанка» по ул. Ульяновской, 45 / Садовой, 221. Тем не менее все новострои с купольными завершениями в историческом центре Самары обладают образносмысловым значением и являются уличными ориентирами. Дома с куполами размещены не только на центральных улицах. Напротив знаменитого здания с куполами Управления железной дороги в 2001 г. появился новый самарский вокзал с характерным куполом-полусферой и шпилем, вызвавшим множество образных ассоциаций у горожан и гостей города. Снаружи купол имеет балкон - смотровую площадку, под куполом расположен зимний сад. В 2004 г. на спуске к набережной был построен жилой комплекс «Ладья» из трёх разновысотных башен с шлемовидными полусферическими куполами со шпилями и запоминающимся образом. Внутри так называемого Европейского квартала построена высотка Бест хаус с «разобранным» в духе деконструктивизма куполом-завершением (ул. Вилоновская,18А). В 2009 г. возведено одно из самых высоких зданий Самары 106-метровый торгово-офисный центр «Вертикаль» с «перевёрнутым» куполом-«короной». В 2012 г. на новом офисе Поволжского отделения Сбербанка России (ул. Новосадовая, 307А) был установлен каркас- Рис. 5. Современные самарские башни с куполами (фото с сайта vsedomarossii.samara.ru): а - башня с куполом жилого дома по ул. Максима Горького / Ленинградской, 2; б - купол-«грибок» над башней жилого дома на перекрестке ул. Некрасовской, 55 / Молодогвардейской, 100; в - имитация купольного завершения в виде каркаса модели церкви на углу улиц Арцыбушевской, 76 / Вилоновской, 84; г - реплика исторического «шатра с шариком» по ул. Красноармейской, 75; д - купол-«шляпа» над офисным центром Бэл Плаза на ул. Молодогвардейской, 204; е - вальмовые крыши новостроев «Галерея Атриум» в центральном ядре города на ул. Ленинградской, 66 И.А. Котенко 129 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 2 ный металлический купол в виде усечённого конуса со шпилем. Таким образом, традиции купольного формообразования сохраняются и в модернизированном варианте. Выводы. 1. Купола самарских жилых и гражданских зданий эпохи модерна и эклектики начала XX в. несмотря на своё многообразие и уникальность имеют некоторые типические черты. Прежде всего, это особенности размещения на важнейших городских перекрёстках в качестве городских доминант, а также на некоторых участках улиц (локальные доминанты). 2. По формальному признаку виды куполов могут быть поделены на шлемовидные полусферические, овальные, полигональные и абсолютно уникальные (единичные). Все исторические купола Самары имеют запоминающийся образ, играют главную роль во фронтальной и объёмно-пространственной композиции зданий. 3. Купола жилых и гражданских зданий Самары начала XX в. имеют небольшие размеры, конструкции их в большинстве своём выполнены в виде деревянных стропил-журавцов, реже как деревянная купол-оболочка или ребристая светопрозрачная конструкция, сделанная из стальных профилей. 4. Купола обладают образно-смысловым значением, некоторые особенности самарских куполов продолжают трансформироваться в современных постройках [14].
×

About the authors

Irina A. KOTENKO

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Головкин К.П. Архитектурная Самара // Вся Самара. 1925 г.: адресно-справочная книга. Самара: Полиграфпром, 1925. С. 44-46.
  2. Памятники русской архитектуры и монументального зодчества. Стили, атрибуции, датировки / ред. коллегия А.И. Власюк, В.П. Выготов (отв. ред.), В.И. Плужников. М.: Наука, 1983. 259 с.
  3. Киреева Т.В. Архитектура зданий коммерческого образования Российской Империи: монография. Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. 166 с.
  4. Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары. Самара: Агни, 2006. 336 с.
  5. Каркарьян В.Г. Самара - Куйбышев - Самара или Три портрета одного города / СГАСУ. Самара, 2004. 472 с.
  6. От Модерна до Авангарда. Самарский художественный музей / Сост. А.Я. Басс. М.: Галарт, 1995. 183 с.
  7. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М.: РИП-Холдинг, 2014. 351 с.
  8. Волга от Твери до Астрахани. СПб., 1862. 250 с.
  9. Самарец (календарь для г. Самары и Самарской губернии на 1888 г.). Самара, 1888. 30 с.
  10. Россия. Полное географическое описание нашего отечества: настольная и дорожная книга для русских людей / под. ред. В.Семёнова. Т.6. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. СПб. 1901. 146 с.
  11. Третьяков Н.В. Конструктивные особенности зданий, возведённых в Самаре в конце XIX - начале XX века // Градостроительство и архитектура. 2016. №4(25). С.23-29. doi: 10.17673/Vestnik.2016.04.4.
  12. Самара губернская (160 лет в зеркале архитектуры). Самара: ООО «Книга», 2011. 297 с.
  13. Котенко И.А., Сержантова А.В., Харитонова А.С. История создания первого градостроительного ансамбля Самарской площади // Градостроительство и архитектура. 2015. №3 (20). С.41-46. DOI:10.17673/ Vestnik.2015.03.5.
  14. Стадников В.Э., Фёдоров О.А. 81 Архитектурный шедевр: Самара. Путеводитель по современной архитектуре. М.: Жираф, 2006. 264 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 KOTENKO I.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies