THE CONCEPT OF SIMPLICITY IN CONTEMPORARY ARCHITECTURE

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This article is an attempt to crystallize some thoughts about the place of simplicity in contemporary architecture. The article briefly describes the viewpoint of the avant-garde artist K. Malevich and modern architects J. Pawson, K. Sejima and R. Nishizawa with regard to concept of simplicity and its origin. Some possible ways to achieve simplicity in art and architecture, such as economy and “minimum”, are considered in this article.

Full Text

История архитектуры, как и история в целом, имеет тенденцию к цикличному развитию. Это можно увидеть на примере жизни какого-либо стиля. Вначале происходит его становление, затем расцвет и, наконец, постепенное угасание, которое содержит, в свою очередь, предпосылки к возникновению другого, нового стиля. Научно-технический прогресс и общее ускорение темпа жизни, с которыми человечество столкнулось в XX в., привели к тому, что сегодня очень сложно, а иногда и в принципе невозможно обозначить временные рамки того или иного течения, а само понятие «стиль» перестает быть актуальным. Цикличность развития архитектуры также характеризуется чередованием таких категорий, как «простое» «сложное». Под влиянием чистой и ясной архитектуры греческой классики, формировалась роскошная и помпезная архитектура Рима, в которой конструктивные элементы со временем превратились в декоративные. В свою очередь, римская базилика легла в основу средневековой храмовой архитектуры, лаконичной и даже брутальной. И так далее. В начале XXI в. мы вновь можем наблюдать постепенный переход от сложной, переполненной смыслами, к внешне простой и чистой, но от этого не менее значимой и даже более глубокой архитектуре. Сегодня идея простой архитектуры материализуется в работах таких архитекторов, как Джон Поусон и Дэвид Чипперфильд, Айрес Матеус и Эдуардо Соуто де Моура, Кампо Баэза, Питер Цумтор, Кадзуо Седзима и Рюэ Нисидзава и др. И в каждом отдельно взятом случае мы имеем дело с особым пониманием простоты и того, что она собой олицетворяет. Например, если европейский минимализм принято связывать с авангардным искусством и модернистскими течениями в архитектуре первой трети XX в., то японский традиционный минимализм уходит своими корнями в синтоизм. В одном случае мы имеем дело с чистой прозрачной архитектурой, которая как бы служит фоном для окружающего ландшафта, ключом к его пониманию, а в другом с самоценным объектом, формирующим контекст вокруг себя. Но, несмотря на все различия, идеи, лежащие в основе «простой» архитектуры, имеют между собой много общего. Идею о достижении простоты, а в конечном счете гармонии и порядка, через экономию сформулировал в начале XX в. наш соотечественник Казимир Малевич. Стремление к чистому эстетизму привело его к теории беспредметной экономичноминималистской живописи, в конечном счете отрицающей собственно живопись в ее традиционном бытии и переходящей в некое особое измерение, открывающееся по ту сторону абсолютного «нуля». В его трактате «О новых системах в искусстве» экономия выступает как «пятая мера», или пятое измерение искусства, выводящее его не только из П.В. Сластенин плоскости холста, но и за пределы Земли. Малевич утверждает, что вопрос экономии стоит у истока любого действия. Всякое действие совершается через энергию тела, а всякое тело стремится сохранить свою энергию, из чего следует, что любое действие должно совершаться путем экономии. Не является исключением и творчество человека. «Знаком экономии» является черный квадрат – «нагая икона нашего времени», как называл его сам Малевич [1]. Нужно отметить, что такой позитивистский принцип, как «экономия мышления» так или иначе реализуется во всем беспредметном искусстве. Например, Кандинский рассматривал белый цвет как потенцию бытия. Следовательно, достаточно указать на белое, чтобы изобразить бытие, которое потенциально содержит в себе все будущее формальное разнообразие и многокрасочность мира, тот материал, из чего разворачивается мир [2]. Философские идеи представителей авангардного искусства имеют много общего с пониманием простоты нашего современника, теоретика и практика архитектуры англичанина Джона Поусона. Он считает, что идея простоты является общей для всех культур в их стремлении освободиться от избытка материального. От восточной традиции дзен до поисков простоты Генри Торо, аскетизм всегда дает ощущение свободы и возможность прикоснуться к сущности бытия. При этом очевидно, что простота не ограничивается лишь вопросами эстетики, она может рассматриваться как отражение внутренних качеств или поиска философского понимания природы, гармонии и истины. Культ простоты пропагандируется практически всеми видами религий и духовных сект – от квакеров до буддистов – и понимается ими, вне зависимости от верований, как добродетель, которая может очистить дух. Поусон ищет простоту во всем и везде от Древней Мексики, Древнего Египта, Рима, Мавританской Гренады до работ классиков модернизма – Ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ, Льюиса Канна и современной архитектуры. Например, с его точки зрения, качеством простоты обладают сооружения, основанные на многократном повторении (классические храмы с их ритмичными фасадами). Простоту он рассматривает как образ жизни, образ мысли, средство, которое упорядочивает окружающий нас мир. Отдельное внимание Поусон уделяет такому понятию, как «минимум». Он рассматривает его как средство поиска простоты. Минимум – высшее состояние, достигаемое артефактом, когда далее невозможно совершенствовать его посредством вычитания. Это такое качество объекта, когда каждый его компонент, каждая деталь и каждый узел упрощены до предела [3]. Творчество японских архитекторов Кадзуо Седзимы и Рюэ Нисидзавы, вместе работающих в рамках объединения SANAA, характеризуется критиками как простое, формально строгое и геометрически чистое. Все эти качества позволяют называть их архитектуру минималистской. Не стоит, однако, полагать, что в процессе проектирования они стремятся к тому, чтобы избавиться от всего несущественного и приблизиться к некоему формальному идеалу. Простота их архитектуры сформирована стремлением наиболее ясно сформулировать идею организации пространства. Немаловажную роль при этом играет такое качество среды, как прозрачность. При помощи него архитектура наполняется множеством связей, становится чище как визуально, так и концептуально. Другое средство достижения простоты это упразднение иерархии. Оно подразумевает создание равнозначного пространства, обладающего свойством изотропии. В этом отношении архитектура Седзимы и Нисидзавы имеет много общего с пониманием пространства участниками группы «Де Стиль». Композиции Пита Мондриана и его сторонников строились на не иерархичном объединении составных элементов, на взаимосвязи противоположных, но равнозначных компонентов. Основываясь на этих принципах, японские архитекторы создают пространство, в котором отсутствуют такие элементы иерархии, как оси, центр, фокусные точки, а гомогенность среды достигается при помощи равномерного освещения как естественного, так и искусственного и использования белого цвета [4]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тема простоты отчетливо звучит в современной архитектуре. Она имеет богатую историю, такую же древнюю, как египетские пирамиды, но становится самостоятельной категорией искусства только на рубеже XIX и XX вв. Простота, в ее современном понимании, формируется под воздействием огромного количества факторов, которые необходимо тщательно изучить и классифицировать. На сегодняшний день отечественная наука не занималась изучением этого важного явления в мировой архитектуре, что, несомненно, делает актуальным всякого рода исследования, посвященные простоте и ее месту в теории архитектуры. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Малевич, К. С. Черный квадрат [Текст] / К.С. Малевич. СПб.: Азбука-классика, 2003. – С. 102-105. Павлова, Н.Г. Идеи позитивизма в русской художественной культуре 20−30 гг. XX в. [Текст] / Н.Г. Павлова // Актуальные проблемы региональных исследований. Выпуск 11. – АлтГТУ, 2002. – 239 с. Pawson, J. Minimum [Text] / J. Pawson // Phaidon Press. – 1996. – C. 7-10. 4. El Croquis № 139. SANAA. 2008. – C. 33-37. © Сластенин П.В., 2011

×

About the authors

P. V SLASTENIN

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

ассистент кафедры архитектуры

References

  1. Малевич, К. С. Черный квадрат [Текст] / К.С. Малевич. - СПб.: Азбука-классика, 2003. – С. 102-105
  2. Павлова, Н.Г. Идеи позитивизма в русской художественной культуре 20−30 гг. XX в. [Текст] / Н.Г. Павлова // Актуальные проблемы региональных исследований. Выпуск 11. – АлтГТУ, 2002. – 239 с
  3. Pawson, J. Minimum [Text] / J. Pawson // Phaidon Press. – 1996. – C. 7-10
  4. El Croquis № 139. SANAA. 2008. – C. 33-37

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2011 SLASTENIN P.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies