COLORISTIC DESIGN OF URBAN SPACE IN DIFFERENT HISTORIC PERIODS

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article covers various coloristic approaches. It shows changes in color design of urban spaces during different historic periods. It reveals special character of color architectural environment of such historic periods as the Ancient World, the Middle Ages, Renaissance, Baroque, Classicism.

Full Text

С древних времен и по наши дни человек использует цвет. Все, что нас окружает, несет в себе цветовую нагрузку: начиная с природы и заканчивая антропогенными материалами. С цветом мы сталкиваемся не только на бытовом уровне, но и в масштабе целого города. Строительные материалы естественным образом создают цветовую палитру городской среды. Часто значимые здания выделяются по материалу, декору, цвету. К тому же мы можем использовать цвет для ориентации в пространстве. Таким образом, цвет является неотъемлемой частью городской структуры. Древнейшие города мира были построены из земли, глины, песчаных и лессовых материалов. Материал зависел от месторасположения человека – что находилось под руками, то и шло в строительство. Первые города древнейших цивилизаций были обнаружены в Африке, Азии и на Ближнем Востоке. Археологи подтвердили раскопками, что для мусульманских, буддийских и индейских культур характерны глиняные города. Глиняные города имели нюансную цветовую гамму «земляных цветов» (серые, охристые, красные, коричневые оттенки). Особенность цвета зависела от состава глины и от добавления различных компонентов, например сухой соломы. К тому же цвет менялся от времени – естественное старение. Нюансная полихромия городского пространства, возникшая без осмысленного участия человека, стала фоном для ярких цветовых акцентов, но в более позднее время. Стали выделяться по цвету минареты, мечети, купола, въездные ворота. Часто использовали побелку для выделения строения. В теплых странах с сухим климатом постепенно начали внедрять цветные росписи стен глиняных построек, что стало лучшим условием для сохранения строений. Возникновение поливной керамики — стойкого цветоносителя — позволило надежно оберегать от влаги поверхности стен, сводов и куполов, возведенных из необожженного кирпича, и значительно увеличило продолжительность жизни построек глиняных городов. Преимущественно сине-зеленая гамма керамики контрастировала с тепло-охристыми оттенками архитектурного окружения, создавая выразительные композиционные акценты. Не дошедший до нас мавзолей Санджара в Старом Мерве (XII в.), увенчанный голубым куполом из поливного кирпича, по свидетельству путешественников, был виден на расстоянии одного дня пути (значит, не менее 20-25 км). Прием сосредоточия крупных масс цвета на величественных, парящих в небе куполах и минаретах приобрел важное значение в среднеазиатском городе, где застройка практически повторяла цвет земли [1]. В классической Греции полихромия возникала при сочетании различных пород камня – инкрустирования. По мнению ученых, фриз Эрехтейона представлял собой сплошную ленту темно-фиолетового мрамора со светлым рельефом теплого оттенка, инкрустированную позолоченным металлом и глазурью. Греки избегали пестрых мраморов, обычно предпочитая простые цветовые сочетания [1]. Следующий этап – это переход от инкрустации к энкаустики (живопись выполняется красками в расплавленном виде; связующим веществом красок является воск). Палитры мраморов уже не хватало, поэтому появление энкаустики вызвало расширение цветовой палитры. Появились новые цвета в архитектуре: красный, синий, зеленый, желтый, голубой. Переход от инкрустации к окраске говорит об активизации полихромии. Расцветка рельефов была подчеркнуто насыщенной, а плоскости фона — темные, поглощающие тени. Мрамор светлых оттенков служил прекрасным фоном для многоцветных деталей, что создавало необходимые контрасты. Общеизвестно, что Парфенон был ярко полихромен: пентелийский мрамор колонн и архитрава контрастировал с энкаустикой и инкрустацией, позолотой, фоны фронтона и метоп, по-видимому, были красными, триглифы — синими, по горизонтальным плоскостям карниза тянулись ленты цветного орнамента [1]. По мнению колориста А.В. Ефимова: «Окрашивая мрамор и грубую кладку, покрытую штукатуркой, греки воздействовали цветом на пропорции сооружения, сознательно стремясь к его определенному художественному воздействию. Если стены и метопы окрашены темным цветом, а колонны, архитрав и карниз — светлым, то роль портика и архитрава ясна и понятна. При окраске же несущих частей темным цветом возникает обратный эффект: колонны становятся высокими и тонкими, карниз с архитравом теряют свое значение. Некорректно оценивать греческие памятники, представленные в «обнаженном» бесцветном виде. Греки не могли игнорировать цвет — могущественную данность самой природы» [1]. В эпоху средневековья европейский город становится полихромным, в силу того что используются различные материалы в строительстве. Выбор материала, а также размер постройки и месторасположение в городе напрямую зависят от социальной ступени, занимаемой владельцем дома. Кирпичные и каменные здания располагались в центре города – дома знати; там же находился собор. Ближе к окраинам – деревянные и глинобитные (фахверковые) постройки торговцев и ремесленников. Готические соборы из кирпича и тесаного камня появляются в XII-XIII вв. и становятся доминантой в пестрой городской среде. Готическое искусство считает цвет естественным атрибутом архитектуры, но, подобно романским архитекторам, зодчие времен готики оставляли полихромию в основном для интерьеров, на фасадах соборов цвет появлялся лишь в отдельных местах. На главном фасаде собора Нотр-Дам в Париже были расписаны и позолочены своды портиков, королевская галерея и роза окна. По-видимому, так же обрабатывались многие готические храмы [1]. Полихромия интерьера готического собора в первую очередь отражается в рисунке пола; использовались разноцветные мраморы или глазурованная плитка. Стены храма оставались каменными, но раскрашивались за счет разноцветных витражей, что производило необыкновенный эффект на посетителей храма. А.В. Ефимов считает, что «полихромия интерьера — это предыстория полихромии городской среды, ее «внутриутробный период» [1]. Эпоха средневековья. Париж. Собор Нотр-Дам Эпоха ренессанса. Венеция. Площадь св. Марко Эпоха барокко. Дрезден Эпоха классицизма. Париж. Лувр Для строительства готических соборов Европы отдавалось предпочтение серым и коричневым известнякам, а также песчаникам различных оттенков. Со временем камень становился темным, почти черным. А купола и крыши покрывали серым шифером, черепицей, но чаще всего медными листами, которые с течением времени окислялись и становились ярко-зелеными. Сочетание темно-серого и яркозеленого цветов, известное многим европейским городам, контрастировало с черно-белой графикой фахверковых домов, их красными черепичными и черными шиферными крышами, возвышалось над серой массой оштукатуренных строений, создающих мозаичный нижний ярус цветового поля города [1]. Эпоха ренессанса показывает новое отношение к цвету архитектурной среды, по сравнению с готикой или восточными культурами. Обращение к наследию античности, утверждение красоты и гармонии мира, его художественной целостности приводят к использованию цвета в крупных городских ансамблях. Цветовая палитра, как и раньше, заимствуется у природы, но на этот раз из нее берутся не нюансные, а контрастирующие цвета. Многоцветные мраморные фасады и покрытия шатров, цветовое членение зданий и кампанил, крупный рисунок мощений говорят о том, что цветовые контрасты сознательно преобразуют визуальное окружение [1]. Одним из распространенных архитектурных приемов стала разбивка светлой плоскости цветными полосами, образующими геометрический рисунок. Цветографика прямоугольников, колец, рамок, инкрустированных темно-зеленым мрамором на светлом мраморном фоне фасадов усложняет пластику архитектурной массы, воспринимаемой с примыкающих улочек лишь по частям, и масштабно связывает громаду собора с мелкой окружающей застройкой. Цвет содействует достижению композиционной целостности значительного фрагмента города, причем полихромия становится объединяющим средством не столько за счет собственно цветности, сколько за счет контрастности сочетаний, графичности. Это открытие ренессанса будет использовано в последующие столетия и в наше время [1]. Исследователи европейского барокко справедливо считают важнейшим признаком этого стилевого направления стремление к пространственной целостности при подчинении индивидуального общему. Архитектурная форма стремится схватить пространство, использовать его как особый строительный материал, пластическое тело архитектуры при этом становится более расчлененным, пористым. Взаимопроникновение архитектурной массы и пространства требует расширения диапазона использования цвета в решении архитектурноградостроительных задач. Эта тенденция способствует созданию крупных градостроительных комплексов. Сложные изломы пластически богатых фасадов, облицованных цветными мраморами или окрашенных по штукатурке, приобретают еще большую пространственность от внесения цветовых контрастов [1]. Эпоха классицизма принципиально отличается в применении цвета от эпохи барокко. В это время использовали ордер, стремились к равновесию и пропорциональности форм, опираясь на античность. Классицизм акцентировал внимание на форме, пластике и пропорциях архитектурного строения, нежели на цвете. Таким образом, создавшаяся полихромия города переходит в монохромную городскую среду. Философия классицизма получила особое развитие во Франции, где принципы архитектуры барокко были признаны неприемлемыми. В первой половине XVII в. жилые дома во французских городах продолжают строиться из дерева, но штукатурятся «под камень». К концу века основным материалом становится кирпич. В Нормандии, богатой камнем различных пород, постройки сочетают оттенки минералов и кирпича. Это вносит некоторое оживление в цветовую среду городов. Плотность их застройки зрительно объединяет здания в единый каменный массив, имеющий покрытие из шифера, свинца, черепицы, на юге разноцветной, напоминающей о народных постройках [1]. В Париже формируется серый колорит города: Люксембургский дворец, Лувр, Пантеон, Дом инвалидов. В начале XVIII в. как реакция на рационализм классицизма в интерьерах богатых особняков возникла безордерная декоративная система – рококо с характерной нежно-пастельной цветовой гаммой преобладающих розоватых и голубоватых тонов. Однако рокайльные мотивы не появлялись на фасадах зданий, не проникали в городскую среду, в которой пока господствовала монохромия классицизма. В муниципалитете Парижа в XVIII в. появляется документ, требующий сохранения и постоянного поддержания сложившейся сероватой гаммы застройки. Возможно, впервые в истории градостроительства мы встречаемся с попыткой управления цветовой средой города. Новые здания в центре города, подвергавшиеся штукатурной обработке, предписывалось окрашивать под цвет камня. Распространяется цветовая имитация естественного материала, характерная и для других стран. В дополнение к доминирующему валёру позволялось вводить лишь неяркие цвета: серовато-голубой и серовато-охристый. Эта слабо звучащая цветовая нота указывает на зарождение в недрах классицизма стремления к внесению в архитектуру цвета, не имитирующего какого-либо строительного материала, а выполняющего художественную миссию в сложении архитектурно-градостроительной формы [1]. Можно отметить, что цвет в архитектурной среде города всегда нес огромную смысловую нагрузку. В определенные периоды истории его активно использовали, в другие – нивелировали. В каждый исторический период в строительстве преобладал тот или иной материал, который влиял на колористику городской среды. Это зависело от развития технологий строительства. Яркий пример изменения цветовой гаммы городской среды проявился в период перехода от неосознанного использования цвета в строительном материале к осознанному. Цветовые тенденции постоянно меняются, и, соответственно, меняется цветовая среда. Зачастую это происходит постепенно, что дает возможность человеку естественным образом принять ее и психологически подготовить к последующему изменению цветовой гаммы в городе. С переходом архитектурных объектов в архитектурные памятники городская среда усложняется, так как памятники требуют сохранение цвета, а окружающая среда стремится к изменению. На данном этапе развития цветовой среды мы имеем огромный опыт использования цвета – от спонтанного использования до прогнозирования его развития. И мы видим, что в градостроительном проектировании нельзя оставлять без внимания влияние цвета на формирование среды. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Ефимов, А.В. Колористика города [Текст] / А.В. Ефимов. – М.: Стройиздат, 1990. – 272 с. http://ru.wikipedia.org [Электронный ресурс] Tauber, К. Neumarkt Dresden Ideen für ein neues Zentrum [Text] / K. Tauber. – Sandstein Kommunikation GmbH, 2010. – 30 s. © Стребкова К.А., 2011

×

About the authors

K. A STREBKOVA

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

ассистент кафедры рисунка, живописи и скульптуры, ассистент кафедры дизайна

References

  1. Ефимов, А.В. Колористика города [Текст] / А.В. Ефимов. – М.: Стройиздат, 1990. – 272 с
  2. http://ru.wikipedia.org [Электронный ресурс]
  3. Tauber, К. Neumarkt Dresden - Ideen für ein neues Zentrum [Text] / K. Tauber. – Sandstein Kommunikation GmbH, 2010. – 30 s

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2011 STREBKOVA K.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies