DESIGNED PRINCIPLES OF THE ORGANISATION OF THE OBJECT SPATIAL ENVIRONMENT OF THE PEASANTS OF THE RUSSIAN NORTH

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In this article the problem of organization the integrity of the object spatial environment is considered on the example of the traditional culture of the peasants of the Russian North. In the organization of the environment we can see a clear correlation between the ethical cultural codex and designed principles. The problem of the modern culture is in using only external aesthetic principles without the ethic ones. The examples of traditional culture present a methodological base for construction the model of the entire approach for the environment designing.

Full Text

Данная статья посвящена проблеме целостности в формировании предметно-пространственной среды. В основе гармоничной предметно-пространственной среды человека традиционного общества лежало мировоззрение, сформированное мифологией и религией. К наиболее важным принципам мифологического мировоззрения, определявшим целостность предметного окружения крестьян Русского Севера, следует отнести синкретизм мышления, выражающийся в единстве форм духовного освоения мира. Частным случаем этого принципа являлось представление о единстве человека и природы. Ритуализация жизни играла особую роль, каждая вещь являлась частью особого ритуала, что откладывало отпечаток на ее эстетические свойства. Символизм мышления способствовал созданию языка наглядных образов в формообразовании предметно-пространственной среды. Одним из ключевых факторов, определявших образ жизни крестьянина, являлось христианское мировоззрение, оно проникло во все сферы жизни человека, наложившись на традиционную культуру, сформированную язычеством. Свойственная ему аскетичность в организации быта придает простоте предметного окружения нравственное начало. Природный фактор задал направление приемов формирования объектов предметно-пространственной среды. Суровый климат, долгая зима, неоС.А. Малахов, Е.А. Репина, И.Э. Сафиуллина битаемые пространства, обширные территории, лес все это накладывало отпечаток на развитие культуры Русского Севера. Сам образ крестьянина непосредственно связан с земледелием, напряженным физическим трудом. Северный пейзаж, который человек видел каждый день, отражался и на его характере: "Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта", "...в душе русского народа остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины", – писал Н.А. Бердяев [1]. Природные условия определяли ритм и уклад жизни крестьянина. Природное окружение давало материал для строительства, ремесел, изготовления предметов домашней обстановки и посуды, определяло технологии, используемые в практической деятельности. Подобные отношения между человеком и природой формировали специфический тип характера, который находил выражение в облике создаваемых им предметов. Таким образом, предметно-пространственная среда крестьянина Русского Севера была подчинена строгой внутренней логике, основанной на тесной взаимосвязи духовной жизни и природных условий. Данную структуру можно описать, выделив следующие принципы: все создаваемые вещи строились по законам общего пространства. Этот принцип определялся единством природы и человека: «…строя свою жизнь в согласии с природными ритмами, человек ощущал себя частью природы, а свой дом – маленькой Вселенной» [2]; природа воплощается в образы. Так как природа и человек в мифологическом мировоззрении слиты воедино, то и предметно-пространственную среду наполняют образы, воплощающие эту связь. Особенно ярко это прослеживается в декоративных элементах резного декора избы, которые являются просьбами и обращениями к силам природы. Система построения декора причелин строится на двух идеях: запасы дождевой воды в небе и передача их на землю. Образы природы прослеживаются и в рисунке кружева на коклюшках, где отчетливо видны растительные орнаментальные мотивы; применение универсальных технологий. Для изготовления большинства предметов быта русского севера применялись плотницкие технологии, так как дерево было основным строительным материалом. Для строительства срубового дома, лодок, саней и телег использовались схожие конструктивные узлы с небольшими изменениями: нагельное соединение, шпунтовой паз, ласточкин хвост. Стоит заметить, что этот проектный принцип во многом способствовал созданию гармоничной эстетической системы культуры Русского Севера; при универсальных технологиях применялись и универсальные инструменты. Топором рубили не только саму избу, но и декоративные элементы (например, конь-охлупень) и детские игрушки. Это задавало единую пластику всему предметному окружению; объекты, созданные человеком, вписываются в окружающий ландшафт. Ощущая себя частью природы, человек чувствовал себя защищенным и сильным, именно поэтому важно было, чтобы создаваемое пространственное окружение воспринималось как продолжение природного ландшафта; принцип конструктивности выражался в выявлении в архитектуре узлов и конструкций, в подчеркивании декоративными средствами их технических особенностей. Например, форма выпусков бревен-кронштейнов, мощная у основания и облегчающаяся к краю, отражает их способ работы как нагруженных консолей; проектный принцип рационализма основан на всестороннем учете природных условий. Его частным случаем можно считать принцип минимальной обработки материала, который продиктован природным фактором, так как в суровых условиях Русского Севера человек должен был экономно расходовать свою энергию. Простой прямой крой костюма отличался рациональностью: модулем является ширина полотнища, что способствовало экономному расходу материала. Необработанная поверхность натуральных материалов сама по себе обладала высокими эстетическими качествами, поэтому изделия из бересты, лыка, лозы практически не расписывались; принцип силуэтности обусловлен природным фактором – недостатком освещенности на Севере. «Этот принцип последовательно прослеживается во всем, начиная от общего объема избы, заканчивая резными деревянными деталями домов» [3]. Очень выразительны силуэты изб-кошелей, как бы растянувшихся вдоль земли, сквозной резьбы причелин. Элементы внутреннего убранства дома также обладают характерной формой. Основа пластического решения у прялок Заонежья скульптурная форма. Трехгранно-выемчатая и контурная резьба, украшающая лопасть прялки, имеет мелкий рельеф и не соперничает с выразительностью силуэта; применение контрастных сочетаний нескольких цветов (белого, красного, зеленого) также обусловлено недостатком солнечных лучей, усиливает контрастность и силуэтность восприятия. Яркие цветовые вкрапления росписи резьбы выделяются на фоне темного сруба. В вышивке, росписи, декорировании костюма часто использовалось сочетание белого и красного цвета, что делало предметную среду одновременно выразительной и лаконичной; применение геометрических мотивов. Возникновение геометрических мотивов относится еще к первобытному этапу развития человечества как свидетельство абстрактного мышления, умения превратить любой элемент в абстрактный узор, являющийся мифологической символикой. Однако технические приемы и используемые инструменты во многом могли способствовать развитию геометрических мотивов. Узоры вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Технические приемы вышивки, в основе которых лежит отсчет нитей ткани, накладывали ограничения, заставляя придерживаться трех направлений вертикального, горизонтального и диагонального, отчего все формы орнаментальных мотивов приобретают геометрические очертания, хотя в сюжете могли быть растительные, зооморфные или антропоморфные мотивы. Выявив истоки принципов формирования предметно-пространственной среды крестьян Русского Севера, можно сказать, что ее целостность и простота во многом были результатом наличия своеобразного барьера, препятствовавшего проникновению извне факторов, не свойственных или противоречащих данной системе. Этим барьером являлись мифологическое о и религиозное мировоззрение и природный фактор. Жизнь современного человека практически не зависит от природных условий, что во многом улучшило качество жизни. Однако безграничная вера в науку, рациональное начало, противопоставившее человека и природу, постепенно исчерпывают себя. Примеры с традиционной культурой предоставляют методологическую базу для построения модели целостного подхода к проектированию среды. Уточненная структура модели может быть воспроизведена в исследовании в виде концентрической диаграммы, в центральном круге которой расположен этический кодекс культуры, а во внешнем – проектные принципы, обусловленные языком артефактов. Проблемой современной проектной культуры, основанной на ценностях научно-технического прогресса, является расщепление элементов этой диаграммы и использование в основном внешнего сектора-кольца, что лишает эти принципы смысловой подпитки, сводя их к механическим, внешним, формальным приемам. Задача современной культуры заключается в том, чтобы научиться не пользоваться «внешним кругом» без этических (внутренних) принципов, как это было присуще традиционной культуре и, в частности, замечательной культуре крестьян Русского Севера. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма [Электронный ресурс]: Режим доступа: интернет http://www.litmir.net/br/?b=114525#read_n_1. Некрасова, М.А. Народное искусство России [Текст] / М.А. Некрасов. – М.: Советская Россия, 1983. – С. 13. Орфинский, В. П. Деревянное зодчество Карелии [Текст] / В.П. Орфинский. – Ленинград: Стройиздат, 1970. – С-33. © Малахов С.А., Репина Е.А., Сафиуллина И.Э., 2011

×

About the authors

S. A MALAKhOV

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

кандидат архитектуры, профессор кафедры инновационного проектирования

E. A REPINA

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

кандидат архитектуры, доцент кафедры инновационного проектирования

I. E SAFIULLINA

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

магистрант кафедры инновационного проектирования

References

  1. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма [Электронный ресурс]: Режим доступа: интернет http://www.litmir.net/br/?b=114525#read_n_1
  2. Некрасова, М.А. Народное искусство России [Текст] / М.А. Некрасов. – М.: Советская Россия, 1983. – С. 13
  3. Орфинский, В. П. Деревянное зодчество Карелии [Текст] / В.П. Орфинский. – Ленинград: Стройиздат, 1970. – С-33

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2011 MALAKhOV S.A., REPINA E.A., SAFIULLINA I.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies