MEMORY OF THE PAST FOR THE NAME OF THE FUTURE. TOWNSMEN ABOUT ARCHITECTURE OF THE SAMARA CONSTRUCTIVISM

Cover Page

Abstract

The article analyzes the sociological monitoring aimed at finding out citizens’ attitude to the architecture of Samara constructivism.

Full Text

Советский авангард подарил Самаре несколько архитектурных жемчужин. Фабрика-кухня, завод им. Масленникова, Дом промышленности, Штаб ПриВО, клуб им. Дзержинского и другие постройки прославили Самару как центр регионального конструктивизма. Архитектура Самары эпохи первых пятилеток – плод усилий одаренных молодых зодчих, приехавших после окончания вузов в Одессе, Питере, Москве. Эти самородки восприняли язык, метод авангарда и интерпретировали его с такой свежестью, что граждане Самары обрели произведения, способные прославить любой европейский город. Увы, широкий интерес к самарскому конструктивизму вовсе не гарантирует сохранности упомянутых сооружений. Любой удобный предлог может привести к утрате этих зданий, ведь они занимают самые дорогие земельные участки города [1]. Совсем недавно архитектурная общественность нашего города встала на защиту Фабрики-кухни и уберегла ее от посягательства предприимчивых бизнесменов, но какая судьба уготована другим объектам, которые могли бы стать гордостью современной Самары? Сегодня принято (согласно Градостроительному кодексу) некоторые вопросы городской застройки решать с участием жителей. В диалоге архитекторов и тех, для кого они строят, есть обоюдная полезность: проектировщики получают возможность быть более точными в принятии своих решений, население – приобрести новые знания в области архитектуры и градостроительства, повысить свой культурный потенциал. В этой связи мы посчитали необходимым обратиться к жителям Самары, чтобы узнать их отношение к памятникам архитектуры нашего города и, в частности, к объектам, выполненным в стиле конструктивизм. Понимая, что Самара – город с глубокой историей и что большинство ее жителей – горожане во втором или даже третьем поколении, ценностные установки которых будут близки, поскольку формировались под влиянием среды именно этого города, мы все же очень строго подошли к определению выборки участников нашего исследования. Структура обследуемой популяции формировалась с учетом дифференциации населения по месту жительства, по длительности проживания в Самаре, по уровню образования, по возрасту и роду деятельности. Один из первых вопросов, который был задан жителям города, касался архитектуры в целом: «Любите ли Вы архитектуру г. Самары?». Однозначно утвердительный ответ на него дали около 40 % опрошенных, еще 38 % отметили позицию «скорее да»; 21 % позицию «скорее нет», и только 2 % респондентов точно не Дом культуры имени Дзержинского Дом сельского хозяйства Дом специалистов Фабрика-кухня любят городскую архитектуру. Таким образом, доля положительных ответов существенно превосходит долю ответов, отражающих негативную оценку. Как и следовало ожидать, наши горожане неплохо осведомлены в области архитектуры – около 65 % знакомы со стилем конструктивизм. Практически 90 % всех опрошенных знают все названные нами памятники (Фабрика-кухня, завод им. Масленникова, Дом промышленности, Штаб ПриВО, клуб им. Дзержинского). Надо отметить, что знакомство с памятником никак не связано с местожительством респондента – все они адаптированные горожане и хорошо знакомы с городской средой. Более 80 % жителей города эти объекты считают эстетически привлекательными, в то время как отрицательную оценку дали только 10 % населения, при 9 % затруднившихся дать однозначный ответ. Подавляющее большинство опрошенных, а именно 83 %, ратуют за обязательное сохранение названных памятников, еще 17 % разделяют эту же точку зрения, но убеждены, что основную функцию объекта следует обновить. Позицию «нужно сносить и строить новые» не отметил никто, в то же время около 4 % жителей продемонстрировали полное равнодушие к проблеме сохранения памятников, отметив позицию «мне все равно». Несмотря на то, что более 80 % респондентов сочли необходимым сохранить памятники в «первозданном» виде, 37 % приняли участие в обсуждении того, как можно изменить «родную» функцию памятника, чтобы он остался жить в городской среде. Предложений было много, но в значительной части из них отчетливо прослеживалось нечто общее. С одной стороны, горожане согласились с включением таких функций, как кафе, музеи, выставочные залы. По сути, это уже стало традицией. С другой они считают, что функциональный диапазон следует расширить и включать такие функции, как офисы, гостиницы, кинотеатры, танцплощадки, рестораны, клубы по интересам и даже жилье. В то же время значительная часть ответивших на эту позицию считает возможным ограничиться качественным капитальным ремонтом, возможно, с добавлением новых дизайнерских решений. В целом, опрошенное население Самары трепетноотноситсякпамятникамисторико-культурного наследия, 94 % ратуют за их реставрацию. Далее жителям были заданы несколько «философских» вопросов, один из них: «Согласны ли с выражением «наше прошлое – наше будущее»? Не нашлось такого респондента, который не согласился бы с этим утверждением, как не нашлось тех, кто бы утверждал, что именно он прошлое не ценит. На вопрос «Как можно заставить людей ценить свое прошлое?» был получен ряд довольно интересных ответов, некоторые из которых приведем: «Главное ценить прошлое страны, в которой ты живешь, просвещать, рассказывать о героизме русского народа, вести такой урок в школе»; «Прививать любовь с детства к прошлому, к памятникам архитектуры и как можно чаще информировать людей о том, что за здание и какую роль оно играет в архитектуре и в жизни города»; «Вернуться на 100 лет назад и от той точки приучать к культуре»; «Заставить нельзя, необходимо воспитывать любовь, уважение, признание»; «Нужно заниматься просвещением и образованием, объясняя, почему этот дом памятник архитектуры, в чем его ценность»; «Путем ужесточения правил поведения в культурных местах и административной ответственности за их малейшее нарушение»; «Привлечь внимание не как к памятнику, а к чему-то большему»; «Заставить никак. Человек должен сам прийти к тому, что для него важно. Многие не ценят прошлое своей жизни, куда там до прошлого родного города. Я не понимаю, почему люди принимают как должное то, что они находятся в убогой среде. Если представить, что наш город “довели до ума” хотя бы на один день. Нет пробок благодаря хорошей структуре города, сохранены памятники архитектуры, а новые постройки поддерживают их в стилистике и т.д. Люди бы почувствовали, как может быть хорошо в своем городе. А потом снова взять и вернуть все как сейчас. Вот тогда люди бы стали заботиться о своем городе и даже устраивать забастовки, чтобы власти делали все возможное для повышения уровня качества жизни в городе. Но это все лишь фантазии»; «Как можно чаще освещать историю своего края, России в целом, например, статуя Свобода в Америке – 41 м, а Родина-мать в Волгограде – 112 м, но многие этого не знают и считают Статую Свободы грандиозным сооружением»; «В СМИ как можно чаще освещать культурное наследие г. Самары»; «При помощи законодательной власти»; «Поменять идеологию государства»; «Конечно, нужно ценить и уважать старые постройки, но к этому надо приложить все усилия для их восстановления! Вообще, если не кривить душой, наш город смотрится очень бледно на фоне других мегаполисов страны, не говоря уж о Европе и всем мире в целом!»; «Менталитет поменять, власть поменять, стимулы стремления изменить со временем в подсознании, и лет через 100 Россия и каждый город в ней заживут по-новому, счастливо и начнут ценить прошлое»; «Есть довольно простая истина: прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего! И если не поддерживать эту память, то со временем можно забыть, где и как мы родились и выросли, какими были те или иные места много лет назад»; «Возможно, снять какие-нибудь исторические не занудные фильмы, какие-нибудь сделать онлайн-интернет-приложения про город с возможностью ссылки на тот или иной памятник. Мне кажется, что когда человек узнаёт историю дома, в котором он живёт, работает и т.д., он более трепетно ко всему этому относится»; «Я думаю, что заставить человека что-то сделать очень сложно. Все зависит исключительно от его воли и желания, от уровня воспитания и воспитанности человека. Думаю, что это должно быть заложено в детстве. Нужно не заставлять людей ценить прошлое, а бережно относиться к зданиям, вещам, постройкам, которые и заключают в себе то самое прошлое. Сейчас все сильно «завязано» на деньгах, поэтому банальные штрафы могут помочь, но нужно не просто НАПИСАТЬ, что за порчу того-то и того-то взимается штраф, а действительно ВЗИМАТЬ штрафы»; «В России никак»; «Во всех городских школах должно быть краеведение, мое поколение предмет этот не знает, на самом деле город богат историей и очень красив»; «Ввести моду на прошлое; если это будет модно и массово – это будут делать все». Таким образом, данное исследование показало, что современные жители Самары знают, любят архитектурное наследие, с трепетом относятся к памятникам конструктивизма в частности, считают, что их непременно следует сохранять, обновлять, реконструировать. На наш взгляд, при реконструкции памятников крайне важно сохранить общую «атмосферу», создать историю-легенду, которая бы объединила прежние и новые функции, внутреннее пространство с внешними характеристиками здания. Что же касается сути выражения «наше прошлоенаше будущее», то на этот счет никто не сформулирует мысли так точно и так трогательно, как это сделал в своих научных трудах председатель советского фонда российской культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране. Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя. Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в Варшаве, но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Это будет только «видимость». От умерших остаются только портреты. Но портреты не говорят, они не живут» [2]. Памятники прошлого в наших… городах — это обширный и неумолкающий лекторий, учащий патриотизму, способствующий эстетическому воспитанию, повествующий о великой роли народа в истории культуры. Забота о памятниках — это забота не только о прошлом, но главным образом о будущем, о наших потомках, которым они, несомненно, понадобятся. Десятки поколений сохраняли для нас эти памятники, и долг наш передать эту культурную эстафету будущим поколениям [3]. Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворённым. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы, в конечном счете, одиноки… Жизнь — это не одномоментность существования. Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и в малом масштабах. Это ведь четвёртое, очень важное измерение. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего [4]. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении!» [5]. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Общероссийский выставочный проект «Жизнь в памятниках модернизма». Самара, Россия // www.arhinovosti.ru, URL: http://www.arhinovosti. ru/2009/06/03/3-7-iyunya-2009-goda-obshherossijjskijjvystavochnyjj-proekt-zhizn-v-pamyatnikakh-modernizmasamara-rossiya/ – [Электронный ресурс]. Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо сорок первое. URL: http://lib.rus.ec/b/69745/read – [Электронный ресурс]. Лихачёв, Д.С. Земля родная. URL: http://lib.rus. ec/b/69745/read – [Электронный ресурс]. Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо двадцать седьмое. [Электронный ресурс]. Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо сорок первое. URL: http://lib.rus.ec/b/69745/ read [Электронный ресурс]. © Гражданкина А.О, Мельникова В.М, 2012

×

About the authors

A. O GRAZhDANKINA

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

магистр архитектуры

V. M MEL'NIKOVA

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры

References

  1. Общероссийский выставочный проект «Жизнь в памятниках модернизма». Самара, Россия // www.arhinovosti.ru, URL: http://www.arhinovosti.ru/2009/06/03/3-7-iyunya-2009-goda-obshherossijjskijj- vystavochnyjj-proekt-zhizn-v-pamyatnikakh-modernizma-samara-rossiya/ – [Электронный ресурс]
  2. Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо сорок первое. URL: http://lib.rus.ec/b/69745/read – [Электронный ресурс]
  3. Лихачёв, Д.С. Земля родная. URL: http://lib.rus.ec/b/69745/read – [Электронный ресурс]
  4. Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо двадцать седьмое. - [Электронный ресурс]
  5. Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо сорок первое. - URL: http://lib.rus.ec/b/69745/read - [Электронный ресурс]

Statistics

Views

Abstract: 142

PDF (Russian): 56

Dimensions

Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX


Copyright (c) 2012 GRAZhDANKINA A.O., MEL'NIKOVA V.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies