INFLUENCE OF THE SOVIET VANGUARD OF THE DEVELOPMENT OF MODERN ARCHITECTURE

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Vanguard are typical for all the transition stages in the history of art culture, certain types of art. In the 20th century. notion of the avant-garde has become the term to refer to a powerful phenomenon of artistic culture that has enveloped her significant events, which have much in common. Vanguard is the reaction of the artistic and aesthetic consciousness on a global, not yet encountered in the history of mankind change in cultural and civilizational process caused by scientific and technological progress (STP) of the last century. The nature and importance to humanity of this process in culture have not yet received adequate scientific and philosophical understanding, but with sufficient detail expressed in the artistic culture in the phenomenon of the avant-garde, modernism, postmodernism.

Full Text

В сфере научной мысли косвенными побудителями (как позитивными, так и негативными) авангарда явились главные достижения практически во всех сферах научного знания, начиная с конца XIX в., но особенно открытия первой половины XX в. в областях ядерной физики, химии, математики, психологии и технико-технологические реализации на их основе. В философии – основные учения постклассической философии от А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора до Ф. Ницше, А. Бергсона, M. Хайдеггера; в психологии и психиатрии – прежде всего фрейдизм и возникший на его основе психоанализ. В гуманитарных науках — отход от европоцентризма и, как его следствие, – возросший интерес к восточным культурам, религиям, культам; возникновение теософии, антропософии, новых эзотерических учений и, как реакция на них и на засилье позитивистско-сциентастского миропонимания, всплеск неохристианских учений (неотомизма, неоправославия). В социальных науках — социалистические, коммунистические, анархистские теории, утопически, но с революционно-бунтарским пафосом отразившие реальные острые проблемы социальной действительности того времени. Художественное мышление как самый чуткий барометр духовно-культурных процессов не могло не отреагировать на эту калейдоскопическую бурю новаций. Авангард — предельно противоречивое, даже в чем-то принципиально антиномическое явление. В нем сосуществовали в непримиримой борьбе, но и в постоянном взаимодействии и взаимовлияниях течения и направления как утверждавшие и апологизировавшие те или иные явления, процессы, открытия во всех сферах культурно-цивилизационного поля своего времени, так и резко отрицавшие их. Авангард стал призывом общества к переменам. Он выразился: в революционно-разрушительном пафосе, направленном на традиционное искусство и традиционные ценности культуры; резком протесте против всего, что представлялось создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, буржуазным, академическим; демонстративном отказе от утвердившегося в XIX в. “прямого” (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности, или миметического принципа; безудержном стремлении к созданию принципиально нового в формах, приемах и средствах художественного выражения; декларативно-манифестарном и эпатажноскандальном характере презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений; стремлении к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства; тенденции к синтезу отдельных искусств, их взаимопроникновению; глобальности перелома в культуре и цивилизации в целом, приняв функции пророка и творца нового в искусстве; демонстративном отказе от большинства художественно-эстетических, нравственных, духовных ценностей; отрицании вообще искусства как такового; активном использовании приемов алогизма, парадокса, абсурда в творчестве (дадаизм, сюрреализм, литература “потока сознания”, алеаторика); принципе случайности в создании и исполнении музыки; конкретной поэзии и конкретной музыка, театре абсурда с его утверждением безысходности и трагизма человеческого существования; абсурдности жизни и апокалиптических настроениях; бунтарском настрое и сплоченности рабочего коллектива. Течение авангарда было необходимо обществу как стремление к чем-то новому, выходящему за рамки и обычаи, как новый этап развития в искусстве, науке, технике. Как порыв человеческой души, которой так не хватало самовыражения, выходящего за пределы традиционного восприятия мира. Авангард стал призывом к переменам в обществе. Это новый взгляд на жизнь, на искусство, на архитектуру, на быт, на саму науку, музыку, кино. Способ выражения человеческой сущности, бунтующего народа, революционного настроя, нового порядка. Авангард стал ярким событием в истории развития человеческого общества в целом, так как его развитие привело к разработке новых технологий, применению новых материалов, резкому и смелому использованию различного цветового решения. Авангард стал языком народа, который говорил сам за себя путем использования плакатов, картин, музыки, поэзии и самой архитектуры. Авангард язык нового искусства. В целом, авангард в рамках современной культуры существует как автономная система, являясь определенной идеологической силой, призванной будто бы заменить формы художественной, философской, научной деятельности в познании мира. Именно авангард расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов, форм и методов художественного выражения и открытием возможности неограниченных новаций в этой сфере, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество, который уже и осуществляется. Этим авангард выполнил свою функцию в современной русской и европейской культуре. Советский авангард подарил Самаре несколько архитектурных жемчужин. Административные сооружения, появившиеся в 1930-е гг., до последнего момента были самыми крупными постройками исторической части города. Клуб им. Дзержинского, фабрика-кухня, Дом Красной Армии, Дом промышленности, Дом связи, Дом сельского хозяйства и другие постройки (см. илл.) прославили Самару как центр регионального конструктивизма. Архитектура Самары эпохи первых пятилеток – плод усилий молодых архитекторов. Они восприняли язык, метод авангарда и интерпретировали его с новой свежестью. Самара обрела произведения, которые способны прославить любой европейский город. На сегодняшний момент состояние этих построек таково, что любой удобный предлог может привести к утрате этих зданий, несмотря на широкий интерес к самарскому конструктивизму. Архитектура XX в. — самое уязвимое наследие для сноса под предлогом «малоценности». Уничтожение памятников архитектуры всегда мотивируется износом, а не Ул. Пионерская, д. 21. Дом культуры им. Дзержинского. Л.А. Волков, Н.А. Телицын (1930-1932) Ул. Куйбышева, д. 145. Дом Промышленности. Василий Сухов (1929-1933) Ул. Рабочая, д. 5. Дом Красной Армии. П.А. Щербачев (1930-1932) Ул. Красноармейская, д. 17. Дом Связи. Александр Полев (1930-1938) архитектурными качествами. Сомнительно искать прямую зависимость архитектурной ценности здания от его возраста. Зодчие Рима и Берлина едут в Самару, чтобы восхищаться и изучать памятники эпохи конструктивизма. Только в Самаре сохранена преемственность архитектуры дореволюционного и советского периода. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Хан-Магомедов, С.О. Сто шедевров советского архитектурного авангарда [Текст] / С.О. Хан-Магомедов. – Самара, 2004. – 454 с. Современная архитектура (Журналы за 19281930 гг.). Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда [Текст] / В.С. Турчин. — М.: Изд-во МГУ, 1993. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/ 7804/АВАНГАРД [Электронный ресурс]. Тырышкина, Е.В. Русский авангард начала 20-го века: аспекты прагматики [Электронный ресурс] . © Каракова Т.В., Рыжикова Е.В, 2012

×

About the authors

T. V KARAKOVA

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

доктор архитектуры, профессор, заведующая кафедрой дизайна

E. V RYZhIKOVA

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

магистрант факультета архитектуры

References

  1. Хан-Магомедов, С.О. Сто шедевров советского архитектурного авангарда [Текст] / С.О. Хан-Магомедов. – Самара, 2004. – 454 с
  2. Современная архитектура (Журналы за 1928- 1930 гг.)
  3. Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда [Текст] / В.С. Турчин. — М.: Изд-во МГУ, 1993
  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/7804/АВАНГАРД [Электронный ресурс]
  5. Тырышкина, Е.В. Русский авангард начала 20-го века: аспекты прагматики [Электронный ресурс]

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2012 KARAKOVA T.V., RYZhIKOVA E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies