EXPERIENCE OF FORECASTING OF FASHIONABLE TENDENCIES

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Analytical gathering of various techniques in the field of forecasting of clothes, fashion is presented. Methods are based on cyclic law and represent value for economy in the field of clothes manufacture.

Full Text

Модой принято называть явления, вызывающие достаточно массовый интерес и положительную оценку. Поэтому мода как способ ношения, правило, образ определяется не в момент создания модели художником и представления ее публике, а в период ее широкого распространения [1, с.95]. Моду принимает общество, и это говорит об изменении его вкусов. Ницше описывает возникновение вкуса следующим образом. Сначала небольшая кучка людей – это особы избранные, наделенные властью и обладающие влиянием, нимало не смущаясь, высказывают свои суждения – вот это смешно, вот это нелепо – и тиранически навязывают другим сей приговор, который постепенно становится привычкой многих, а затем – всеобщей потребностью [2, с. 307]. Но данный процесс только кажется «навязыванием» мнения. Он естественным образом проникает в суть общества благодаря своей соразмерности со всеми общественными событиями и течениями. Приживается в моде только то, что не противоречит общим тенденциям. Все изменения, которые грядут в моде, специалисты в области прогнозирования моды могут предсказать заранее. Многие события в истории повторяются. Александр Безбородов, заместитель директора Историкоархивного института, находит загадочные совпадения в развитии разных народов [3, с. 23]. Наталья и Сергей Чудаковы [4, с. 16-17] вывели период повторения в мировой истории – примерно 1680-1700 лет, что равно 70 человеческим годам жизни, умноженным на 24 периода, по аналогии с количеством часов в сутках. Биофизик Александр Леонидович Чижевский [5, с. 161] открыл периодически происходящие в истории всплески активности и приступов агрессии у всех народов Земли и обосновал это связью с периодичностью солнечной активности – 11 лет. Причем к данному периоду близок 12-годичный восточный календарь. Также существуют выделенные периоды: 1; 5; 7; 29 («лунный цикл»); 12 («цикл России» по В. Хлебникову); 19; 26; 60 («буддийский цикл»); 84 («цикл России» по Г.Ф. Полковскому); 10,5; 11; 21; 220 («цикл галактического года») и многие другие [3, с. 25]. В костюме также происходит множество повторений и совпадений через определенные исторические промежутки. Природа каждого преобразования формы в одежде циклична [6, с.391]. Периодизацию развития форм изучали Т.В. Козлова, Г.И. Петушкова, А. Дзеньковска-Козловска и другие исследователи. Силуэт формы костюма как знак имеет своим десигнатом (означаемым) период времени, поскольку смены силуэтов цикличны. Такой временной период составляет 22 года (по Т.В. Козловой), 12-14 лет для легкой одежды (по Г.И. Петушковой). Силуэт формы костюма проявляется в геометрической структуре формы и некотором наборе ценностей – психологических, социальных, экономических, а также в визуальной эстетической ценности пространственнопластического образа, то с опорой на сам силуэт, то с опорой на ткань, то с опорой на движение фигуры носителя и его поведение. Если отношения между компонентами силуэта соответствуют отношениям вещей в реальном мире, они истинны [7, с. 151]. Всякий раз за конструктивным стилем следует декоративный, а затем орнаментальный стиль, который снова вытесняется конструктивным. Историческое развитие в прикладных искусствах является, следовательно, волнообразным процессом, колеблющимся между конструктивной и декоративной тенденцией [8, с. 213]. А. Дзеньковска-Козловска разделяет в модных течениях направления с подчеркиванием и нивелированием фигуры. Исследования позволили определить различия в скульптурном образовании силуэта в разные периоды. Перед нами предстают периоды, в которые анатомическое строение подчеркивали, придавая одежде мягкую, волнистую линию; периоды, в которые его деформировали жестокой геометрической формой одежды [9, с. 254]. Пластичность в истории костюма распространяется чаще всего в периоды господства роскоши и богатства [7, с. 271]. В это время изделие часто кроят по косой линии, вносят в декоративную структуру костюма складки, оборки, защипы и т.п. Пластичность образует «гармонию сложности». Геометризация в XX веке распространяется в периоды стремления к простоте и скромности [7, с. 271]. Для геометрических периодов характерны новые пропорциональные членения костюма, деформация: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, изгиб и т.п. В результате складывается «гармония простоты». Р.А. Гузявичуте выявляет закономерности циклического развития моды в XX веке в период 19001975 гг. как смену геометрической и пластической тенденций. Геометрические периоды – 1905-1930 и 1955-1971 гг. Пластические тенденции характерны для периодов – 1930-1955 и 1971-1986 гг., причем кульминация второго пластического периода – 1980 г. [10, с. 11]. Символизация мужского и женского начала в древних мифологиях довольна близка к теории В.А. Геодакяна, по которой мужской пол воплощает обновление и изменчивость, а женский – сохранение и устойчивость [7, с. 263]. Таким образом, в разные временные периоды наблюдается преобладание мужского или женского начала в костюме. Причем по законам смены циклов в истории начало и конец века очень схожи [1, с.74]. Г.И. Петушкова [6, с. 325] выявляет закономерности развития осанки фигуры и формы одежды. В начале каждого десятилетия XX в. в исследованный ею период с 1920 по 1980 гг. происходит выпрямление модной осанки, приближаясь к нормальному антропологическому состоянию, а также уменьшение объема во всех формах. Кроме того, Г.И. Петушкова говорит о состоянии середины каждого десятилетия: объем достигает большого размера, сильно развиваются пластические характеристики формы, стабилизируется длина и пропорциональное соотношение элементов костюма. Причем в этот период характерно профильное наполнение спинок. Для конца десятилетия свойственно выпрямление силуэта, завышение линии талии и дробление форм лифа сочетается с многообразием длин и пропорциональных соотношений элементов, объемы достигают своего предела. Эвелин Браннон разделяет периоды XX в. на периоды активности покупателей модной продукции: период Великой депрессии – 1901 – 1924 гг.; период спокойствия – 1925-1942 гг.; первое поколение телевидения, Baby-Boom – 1943-1960 гг.; поколение Х или Baby buster – 1961-1981 гг.; поколение Y, Echo Boomers – 1982-2000 гг. [11, с.62-63]. Данная периодизация показывает зависимость социума и модной индустрии. То есть в одежде проявляется приоритетное направление мировоззрения поколения, созданное воспитанием, внешними обстоятельствами. А. Янг говорит об ежегодных изменениях в моде, ссылаясь на психические потребности в новом опыте и признании [12]. Она выделяет долгие циклы в моде, равные примерно трети века. 1760-1795 гг. (36 лет) – юбка «с задней полнотой»; 1796-1829 гг. (34 года) – «трубчатый» тип юбки; 1830-1867 гг. (38 лет) – юбка формы «колокол»; 1868-1899 гг. (32 года) – юбка «с задней полнотой»; 1900-1937 гг. (38 лет) – «трубчатый» тип юбки. Социокультурные напряжения и неупорядоченность, вероятно, порождают напряжение и нестабильность в моде [13, с. 371]. Ричардсон и Кребер подчеркивают в своей работе, что изменения в моде не выходят за рамки данной культурной организации основных образцов, т.е. они рассматриваются как достаточно стабильные. Данные исследователи выделяют столетние циклы в изменении моды [13]. Наблюдается зависимость динамики моды с динамикой циклов солнечной активности, малых и средних циклов экономической конъюнктуры, средних циклов НТП. Данное наблюдение демонстрирует периодизацию в моде 2, 3, 5, 8, 13-летних циклов, что соответствует числам Фибоначчи. Также существует зависимость динамики моды с динамикой больших волн экономической конъюнктуры, социальнопсихологического климата общества, НТП, политической динамикой: 21, 34, 55-летние циклы в моде. Данное исследование широко представлено в диссертационной работе Н.А. Филатовой. Изменения в моде носят эволюционный и революционный характер. Эволюционные изменения происходят из-за естественного хода истории. На революционные влияют научно-технические открытия, исторические катаклизмы. Все революционные изменения в XX в. связаны или с открытием новых материБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Козлова, Т.В. Стиль в костюме XX века [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / Т.В. Козлова, Е.В. Ильичева. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. Ницше, Ф. Стихотворения. Философская проза: пер. с нем. [Текст] / Ф. Ницше. – СПб.: Худож. лит., 1993. алов и способов обработки (капрон, нейлон, лайкра, застежек «молния» и «велкро»), или с важными событиями в истории – войнами, научными открытиями (первый полет человека в космос). Военное время резко меняет форму, назначение в одежде, стили. Перед войнами элитные слои общества достигают высокой точки развития. В последние предвоенные предреволюционные годы изысканность и роскошь петроградского света достигли апогея [12, с. 38]. Мода периодически обращается к истории, воспроизводя ретро-стиль. Это наблюдается с конца XVIII в., в связи с тем что в театре в Европе стали обращаться к образам прошлых эпох, показывая соответствующее время. До этого актеры, играя пьесу, одевались в современную одежду, независимо от показываемого в действии времени. Конечно, в сценическом костюме воспроизводили лишь общие характерные черты, привнося в костюм узнаваемость эпохи. Периодичность обращения к истории – естественная потребность человеческой памяти [1, с.81]. Одежда является одним из предметов, составляющих экономическую сферу жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения земного шара. При рассмотрении вопросов спроса и предложения, выгодных продаж важно уметь предвидеть спрос в последующее время на определенную продукцию. Важно знать, какую одежду будут носить завтра. Текшева, О. Шоп-лифтин [Текст] / О. Текшева // L’officiel. 2004. № 59. С. 210. Чудаков, С.Н. Театр «Жизнь» один для всей Вселенной [Текст] / С.Н. Чудаков, Н.Ю. Чудакова. – М.: Народное образование, 1994. Чижевский, А.Л. Космический пульс жизни [Текст] / А.Л. Чижевский. – М.: Мысль, 1995. Петушкова, Г.И. Проектирование костюма [Текст]: учебник для высш. учеб. заведений / Г.И. Петушкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. Степучев, Р.А. Практикум по художественному проектированию костюма [Текст]: учебное пособие / Р.А. Степучев. – М.: МГТУ, 2001. Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств [Текст] / Э. Кон-Винер. – М., 1998. Дзеньковска-Козловска, А. Женская мода XX века [Текст] / А. Дзеньковска-Козловска. М., 1977. Филатова, Н.А. Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века [Текст]: дис. … канд. тех. наук 17.00.06. – М., 2003. Blumer, H. Fashion: from class differentiation to collective selection [Text] / H. Blumer // The Sociological Quarterly, 1969. Wolf, T. The Kandy – colored Tangerine flake streamline body [Text] / T. Wolf. New-York, 1965. Hautecceur, L. Naissance vie et mort des styles [Text] / L. Hautecceur. Paris, 1964. © Валиулина С.В., 2011

×

About the authors

S. V VALIULINA

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

кандидат философских наук, доцент кафедры дизайна

References

  1. Козлова, Т.В. Стиль в костюме XX века [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / Т.В. Козлова, Е.В. Ильичева. - М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003
  2. Ницше, Ф. Стихотворения. Философская проза: пер. с нем. [Текст] / Ф. Ницше. – СПб.: Худож. лит., 1993.
  3. Текшева, О. Шоп-лифтин [Текст] / О. Текшева // L’officiel. - 2004. - № 59. - С. 210
  4. Чудаков, С.Н. Театр «Жизнь» - один для всей Вселенной [Текст] / С.Н. Чудаков, Н.Ю. Чудакова. – М.: Народное образование, 1994
  5. Чижевский, А.Л. Космический пульс жизни [Текст] / А.Л. Чижевский. – М.: Мысль, 1995
  6. Петушкова, Г.И. Проектирование костюма [Текст]: учебник для высш. учеб. заведений / Г.И. Петушкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004
  7. Степучев, Р.А. Практикум по художественному проектированию костюма [Текст]: учебное пособие / Р.А. Степучев. – М.: МГТУ, 2001
  8. Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств [Текст] / Э. Кон-Винер. – М., 1998
  9. Дзеньковска-Козловска, А. Женская мода XX века [Текст] / А. Дзеньковска-Козловска. - М., 1977
  10. Филатова, Н.А. Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века [Текст]: дис. … канд. тех. наук 17.00.06. – М., 2003
  11. Wolf, T. The Kandy – colored Tangerine flake streamline body [Text] / T. Wolf. - New-York, 1965
  12. Hautecceur, L. Naissance vie et mort des styles [Text] / L. Hautecceur. - Paris, 1964

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2011 VALIULINA S.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies