EVOLUTION OF THE LIVING INTERIOR DUE TO SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL ACHIEVEMENTS

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This article deals with some key points that characterize the evolution of living interior due to the influence of scientific and technological achievements. The problem that arises before the designer in the process of translation of technical advances in “human environment” is formulated. Due to fantastic acceleration of the introduction of these achievements in the design related production the general trend of scientific knowledge development is constantly growing and design principles of the living space are changing.

Full Text

На всех этапах развития технологий, сопровождающихся громкими экспериментами и научными открытиями, человечество испытывало страх перед новыми техническими достижениями. Этот страх вполне логичен – условия жизни не менялись десятилетиями и даже веками. Но к началу XX в. научно-техническая революция изменила ее до неузнаваемости, оказав воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой и т.д. Комплексная механизация и автоматизация производства, как следствие единого, взаимообусловленного развития науки и техники, стала причиной повышения производительности труда, снижения затрат на производство, увеличения выпуска продукции и повышения ее качества. Кроме того, результатом внедрения достижений НТП являются новые эффективные машины, материалы, технологические процессы. Все это в конечном итоге послужило толчком для появления нового быта человека, а за изменениями в жилом интерьере последовали перемены образа жизни. Примером могут служить тенденции, которые получили развитие в последние десятилетия – мобильные, экологичные и, в особенности, «умные» дома. Это результат, к которому сегодня в своем развитии пришел жилой интерьер от домов без бытовых приборов, электричества и других устройств до настоящей интеллектуальной системы, основанной на принципе централизованного управления периферийными устройствами (рис. 1, 2). Такая концепция в самом простом случае подразумевает обеспечение комфорта для всех пользователей, включая поддержку микроклимата и воздухообмена, а также ресурсосбережение (рис. 3). На самом же деле под термином «умный дом», или «smart home», понимают интеграцию множества систем в единую систему управления зданием [1]. Технологии, разработкой которых занимаются современные компании, позволяют «…сохранять базу данных параметров и данных о сканировании различных устройств на компьютере, а после совершения определенных событий вызвать какую-либо реакцию на данные события» [2]. Рис. 1. Централизованное управление периферийными устройствами Источник http://blog.lexa.spb.ru/archives/191 Рис. 2. Централизованное управление периферийными устройствами, расположенными в жилом помещении Источник http://blog.lexa.spb.ru/archives/191 Рис. 3. Система «умный дом» Источник http://www.umnyi-doma.ru/novosti/istoriya-poyavleniya-i-ego-osobennosti.html Рис. 4. Автоматическая система управления «умным домом» Источник – http://www.ekonhome.com Кроме того, многие разработчики систем, за счет которых осуществляется функционирование умного дома, утверждают, что человек находится даже не в середине, а в начале пути к по-настоящему интеллектуальному зданию со временем оно обретет искусственный интеллект. Системы смогут отслеживать работу и состояние всей «начинки» здания, включая ограждающие конструкции, и самостоятельно принимать решения в изменяющихся обстоятельствах (рис. 4). Таким образом, можно сделать вывод, что интерьер, пройдя эволюцию, постепенно превращается в минималистичный, визуально простой и лаконичный, но при этом невероятно сложный по своему техническому содержанию и самостоятельный организм. Но главная перемена, которая с ним произошла, – его усовершенствование практически до уровня человеческой интуиции в попытке предугадать намерения своих обитателей и действовать согласно нужному сценарию. Поэтому актуальным становится вопрос об адаптации человека к окружающей его среде в условиях новейших технических достижений. Научные открытия зачастую могут довольно сильно удивить даже современного человека, следящего за событиями в мире науки и техники. Сорок лет назад в книге «Шок будущего» футуролог Элвин Тоффлер увидел характерную черту нарождающегося нового мира в распространении одноразовых вещей [3]. Появление таких вещей тесно связано с пластмассами — органическими полимерными материалами, которые принимают требуемую форму под действием тепла и давления, а при остывании сохраняют ее. При этом пластмассе можно придать любой цвет и даже сделать ее прозрачной; она прочнее дерева, не гниет, не ржавеет, не пропускает воду и не проводит электричество. Этот недорогой универсальный материал преобразил повседневную жизнь и привел к радикальной переоценке предметов быта. Вещи, создание которых раньше требовало кропотливой работы с деревом, металлом, стеклом, керамикой, теперь стали штамповаться из пластмассы в огромных объемах с гораздо меньшими временными затратами. С другой стороны, пытаясь угнаться за последними достижениями прогресса, человечество не может создавать вокруг себя пространство из вещей, проверенных временем, эксклюзивных, редких (а в наши дни, например, натуральное, почти необработанное дерево в большом количестве уже редкость и даже в какойто степени роскошь). Человек стремится создать себе достойные условия проживания, впрочем, так же как и всегда. И едва ли не в равной степени он руководствуется при этом и практическими, и эстетическими соображениями. Безусловно, вместе с ценой многие вещи теряют и ценность. Дешевые предметы не имеют истории, поскольку подлежат замене при поломке. В таком антураже сама жизнь начинает казаться слегка ненатуральной, словно сделанной из нефти, как пластмасса. В этом и заключается сложность задачи, которую ставят технические достижения перед дизайнером – найти оптимальный баланс между технической и эстетической сторонами изделия (продукта), будь то предмет мебели или отделочный материал. Человек прошлого не мог даже представить себе, что обычный обеденный стол из натурального дерева будет иметь большую ценность. Сегодня металл, стекло и пластик (то, что десятки лет назад было чудом и редкостью), ДСП, МДФ и т.п. – основной и самый доступный материал, используемый при создании мебели. Наука и дизайн сходятся как минимум в одной цели – оптимизировать жизнь человека. Поэтому в области дизайна все активнее сказывается общая тенденция развития научных знаний. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК http://www.ecoteco.ru / статья / «Умный дом», [http://www.ecoteco.ru/library/magazine/zhurnal-111/ tehnologii/umnyy-dom/] [Электронный ресурс] http://www.smartyhouse.ru / статья / История появления «умного дома» [http://www.smartyhouse.ru/ history.php] [Электронный ресурс] Тоффлер, Элвин. Шок будущего [Текст] /Элвин Тоффлер. — М.: АСТ, 2002. © Малышева С.Г., Родионова А.Е., 2013

×

About the authors

S. G MALYShEVA

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

кандидат архитектуры, доцент кафедры инновационного проектирования

A. E RODIONOVA

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

агистрант факультета дизайна

References

  1. http://www.ecoteco.ru/статья/«Умный дом», [http://www.ecoteco.ru/library/magazine/zhurnal-111/ tehnologii/umnyy-dom/] [Электронный ресурс]
  2. http://www.smartyhouse.ru/статья/История появления «умного дома» [http://www.smartyhouse.ru/ history.php] [Электронный ресурс]
  3. Тоффлер, Элвин. Шок будущего [Текст] /Элвин Тоффлер. — М.: АСТ, 2002

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 MALYShEVA S.G., RODIONOVA A.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies