BY THE RECONSTRUCTION OF URBAN COMMUNITY GARDEN

Cover Page

Abstract


The paper considers foreign experience of landscape design and reconstruction of Pocket parks and gives examples of existing urban public gardens of Samara and their comprehensive analysis, introduces principles of reconstruction. Particular att ention is paid to style and image peculiarities of small urban community garden, depending on their size, functional use and location in the structure of the city.


Full Text

Городские сады - неотъемлемая часть любого городского ландшафта. Они оздоравливают и художественно обогащают городскую среду, создавая доступные места отдыха для горожан всех возрастных групп. В современном градостроительстве, при освоении различных по естественным природным ситуациям территорий, проектирование и строительство городских садов, увязанных в единую систему озеленения города, приобретает особое значение в силу экологической роли [1-5]. Подтверждением этому служат многочисленные отечественные и зарубежные примеры малых городских садов, являющихся не просто кусочком природы в застройке, но художественно преобразованной ухоженной территорией, согласованной с программой эстетики городского ландшафта в целом. Под понятием «городской сад» подразумевается планировочно ограниченная территория преобразованной или вторично созданной природы, предназначенная для отдыха. Занимая, как правило, небольшие городские территории (до 10 га), такие общественные сады являются своеобразными зелёными «паузами» в застройке [6-8]. По градоформирующему признаку городские общественные сады делятся на внутриквартальные (окружённые застройкой, преимущественно жилой, по периметру), сады-карманы (окружённые с трёх сторон застройкой), угловые сады (окружённые застройкой с двух сторон), свободно расположенные в застройке (окружённые магистралями), «сады в саду» - декоративные сады в структуре крупного парка. По функциональному использованию выделяются сады тихого отдыха, транзитные сады, спортивные, развлекательные, чисто декоративные [5, 7, 8]. В зависимости от функционального использования варьируются объёмно-пространственные, архитектурно-планировочные характеристики сада и качество его озеленения. В зарубежной практике проектирования и реконструкции городских общественных садов по- DOI: 10.17673/Vestnik.2016.01.11 69 Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 1 (22) Л.И. Иванова, Д.В. Литвинов следние получили широкое распространение в виде небольших покет-парков [9-12] в плотной застройке городских центров, где ландшафтными архитекторами создаётся особая среда, контрастная к окружению и согласованная с программой эстетики городского ландшафта в целом. Такие территории решаются с выдумкой, фантазией, имеют высокие художественные характеристики, повсеместно используются и любимы горожанами. Отечественная практика ландшафтного проектирования и реконструкции подобными примерами, к сожалению, не изобилует. Хотя в последнее время эстетике городского ландшафта уделяют всё большее внимание и ландшафтные архитекторы, и городские власти. В городах России появляются красивые сады и парки различного функционального использования как духовное составляющее жизни горожан, непременное дополнение к новой городской архитектуре. Однако превалирующее внимание ландшафтных архитекторов по-прежнему направлено на проектирование и реконструкцию усадебных частных садов. Здесь практически не ограничены как средства заказчика, так и возможности творческого самовыражения ландшафтного архитектора. Усадебный сад сегодня - самое рафинированное направление ландшафтной архитектуры. Решению же городских озеленённых территорий, в частности общественных садов, как важным и равноправным элементам в разукрупняемой застройке больших городов сегодня должного внимания не уделяется. И прежде всего по экономическим соображениям. Малые сады специально не проектируются. Это почти всегда «случайная» озеленённая территория, безликая и невыразительная, которая, повидимому, пережила свой расцвет в 60-е гг. прошлого века. Именно в это время малые городские общественные сады повсеместно проектировались и строились в советских городах. При скромной эстетике и довольно простых архитектурно-планировочных характеристиках, главной особенностью этих садов была выраженная идейно-художественная направленность. Особенно наглядна вышеозначенная ситуация в Самаре, где процент озелененных территорий достаточно высок [13-15]. Об этом убедительно свидетельствуют кадры аэрофотосъёмки (автор фото Д.В. Литвинов) наиболее репрезентативных озеленённых прибрежных территорий Самары, выполненные дистанционно управляемым дроидом (рис. 1). Даже для этих территорий характерны скорее количественные, чем качественные показатели озеленения. Эстетика их довольно средняя: ограниченный породный состав, невыразительные художественные характеристики, часто самосевная древесно-кустарниковая растительность. Хотя наличествуют и клумбы, и топиарные приёмы стрижки кустарника, и скульптура, и декоративная подсветка. Но это наиболее репрезентативные и выдающиеся ландшафтные территории г. Самары. Если говорить о небольших малых садах в срединной и периферийной зонах города, то здесь существующие зелёные насаждения малочисленны и, как правило, неорганизованны, неухоженны, имеют самосевный характер [7]. Всесторонний анализ озеленённых территорий, имеющих статус общественных садов города Самары (натурные обследования, планограммирование, опрос посетителей), показывает, что они изменили во времени свои функции, перестав быть объектами социального притяжения и утратив художественные качества. Особый интерес представляет планограммирование, т.е. выявление количества и возрастного состава посетителей того или иного сада в тёплое время года (с апреля по октябрь). Согласно этому виду обследования, городские сады несмотря на низкие эстетические характеристики посещаются практически всеми возрастными группами, особенно пожилыми людьми и родителями с малолетними детьми. Но, как правило, это случайные посещения, а сами сады отличаются лишь адресом и окружением. Опрос посетителей (пилотажное анкетирование) показывает, что горожане пришли в сад, расположенный рядом с домом, «подышать свежим воздухом», «тянет на природу», а возможности посетить крупный парк (как правило, далеко от дома) - нет. В Самаре такими наиболее характерными садами-карманами являются сады по ул. Победы, разбитые в конце 40-х - начале 50-х гг. прошлого века. Фотофиксация этих садов (рис. 2), выполненная в погожий весенний день, свидетельствует как об их невостребованности, так и о низких эстетических качествах. Исключение, пожалуй, составляет сад им. Калинина, где стихийно расположился небольшой рынок, а потому и посетители есть. Даже знаменитый самарский Струковский сад, ставший ассоциативным образом города и городским парком, практически пустует или является местом случайного посещения. Основанный в 1856 г. Струковский сад (рис. 3) стал первым городским общественным садом Самары и главной достопримечательностью города. В середине XIX в. «Самарский спутник» [11] писал: «Представляя собой остаток лесов, покрывавших некогда весь правый берег Волги около города Самары, Струковский сад считается одним из лучших на Волге... Струковский сад является любимым местом гуляния для жителей Самары. В течение всего дня здесь можно видеть детей из всех почти классов городского населения, которые со своими шумными Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 1 (22) 70 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Рис. 1. Современные кадры аэрофотосъёмки Струковского сада, набережной и бульвара по ул. Полевой в городе Самаре. Автор - Д.В.Литвинов 71 Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 1 (22) Л.И. Иванова, Д.В. Литвинов Рис. 2. Малые общественные сады по ул. Победы в г. Самаре. 1915 г. играми и забавами бывают в саду до четырёх часов. Около пяти часов сад наполняется в большинстве трудовым населением… Между шестью и семью часами при вокзале начинается музыка и состав гуляющей публики постепенно опять меняется; публика гуляет преимущественно по двум аллеям и на каждой аллее особый тип гуляющих по костюмам и по манерам». Струковский сад был «востребован» ещё долгое время и охотно посещался горожанами и после революции в советское время, когда стал городским парком и был переименован в парк культуры и отдыха им. М.Горького. На его территории появились новые сооружения (эстрада, плавательный бассейн) и развлекательные аттракционы. Эстетическая непривлекательность, отсутствие элементов притяжения, неухоженность - общие черты нынешних самарских садов (см. рис. 2), многие из которых к тому же часто застраивают, так как они находятся в репрезентативных местах города и имеют инженерные сети. «Реанимировать» существующие малые общественные сады представляется возможным путём ландшафтной реконструкции. Подобная реконструкция должна включать архивно-исследовательские, архитектурно-планировочные, объёмно-пространственные, композиционные, художественные, экологические мероприятия, оптимизацию породного состава древесно-кустарниковой растительности, возможно изменение функционального использования. Особенность любой садово-парковой композиции, будь то крупноразмерный парк или небольшой сад, в её изменчивости во времени. Изначально эта особенность закладывается в садовую композицию архитектором и должна учитываться при реконструкции. Ландшафтная реконструкция предполагает как восстановление первоначального облика Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 1 (22) 72 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Рис. 3. Струковский сад, конец XIX в. сада (при наличии документальных источников), так и учёт самосевной растительности. Наиболее декоративные самосевные группы растительности, украшающие садовую композицию, могут быть оставлены в ходе ландшафтной реконструкции. Хаотичная самосевная растительность должна уничтожаться. Для городского сада, имеющего небольшие размеры и ясно выраженный объёмный габарит, важны объёмно-пространственные и планировочные аспекты. Пространство сада, решаемое различными видами деревьев и кустарников, может быть плоскостным (партерный сад), ярусным (интерьерный сад), вертикальным (зелёная стена). Тот или иной тип сада уместен при соответствующем окружении. Так, при общественном здании интересной архитектуры гармоничным будет плоскостной партерный сад. В жилую застройку впишется вертикальный сад с крупными деревьями. При ландшафтной реконструкции необходимо учитывать также архитектурно-планировочные характеристики - сеть аллей, дорожек, площадок. Они могут быть сохранены, изменены, должны учитывать функцию сада (которая также может измениться во времени), стихийно появившиеся дороги «общественного мнения». Экологический аспект при ландшафтной реконструкции учитывает как благоприятное санирующее влияние самого сада на прилегающую территорию, так и неблагоприятное влияние окружающей городской среды (пыль, выхлопные газы, выбросы промпредприятий, рекреационные нагрузки) на растительность сада. Исследованиями установлено [16, 17], что реальной санирующей отдачей обладают городские сады площадью не менее 5 га. Имеет при этом значение и форма сада. Чем более она компактна (квадрат, круг), тем более эффективна в экологическом отношении. В случае меньших размеров целесообразно говорить о социально-экологической эффективности. Растительность небольших садов уязвима перед неблагоприятным влиянием городской среды, что необходимо учесть при ландшафтной реконструкции. Наиболее распространенными приёмами защиты могут быть: защитные экраны (искусственные и рядовые древесные посадки), ярусное построение пространства сада, защита отдельных экземпляров деревьев трельяжами и ограждениями, расширение дорожек и площадок для снижения рекреационных нагрузок. Эстетическая, художественная составляющая особенно важна при ландшафтной реконструкции. Любой сад на протяжении веков всегда решался как объект искусства и ассоциировался с райским садом. Частный садовый быт всегда был явлением эстетическим. Малый городской общественный сад как искусственное образование также должен иметь высокие художественные характеристики и восприниматься как объект искусства. Своеобразие и привлекательность садовой композиции могут быть достигнуты, если изначально при проектировании (ландшафтной реконструкции) в её основу будет заложен определённый художественный образ, обусловленный темой [7, 8, 10-12, 18, 19]. Подобные темы могут быть навеяны как архитектурным окружением, так и придуманы. Если реконструируемый городской сад расположен в историческом центре, тема художественного образа может быть обусловлена, например, стилистикой окружающих старинных особняков (сад модерна). Сад на городской периферии в окружении типовой многоэтажной застройки может получить любую художественную тему, которая сделает его композицию достаточно привлекательной. Художественные темы садовых композиций могут быть как традиционными, так и придуман- 73 Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 1 (22) Л.И. Иванова, Д.В. Литвинов Рис. 4. Пример тематических декоративных садов ными. Всё зависит от фантазии ландшафтного архитектора. К традиционным темам могут быть отнесены, казалось бы, «избитые» садовые сюжеты, которые тем не менее делают садовую композицию необычайно интересной и привлекательной: сад воды, сад цветов (скульптуры, камней, геопластики, цвета, света и т.п.). Менее тривиальные темы (сад тумана, сад тишины, сад игры, стеклянный сад) (рис. 4) не только интересны, но и непредсказуемы в прочтении. Подобные тематические садовые инсталляции, в которых любовно обыгрывается эстетическая, «притягательная» сторона, особенно модны в творчестве зарубежных ландшафтных архитекторов [9, 12, 18, 20]. И, безусловно, экономическая сторона вопроса не менее важна. Красивый сад стоит немалых средств. Как его создание, реконструкция, так и последующий уход за ним. Известно, что роскошные сады, создаваемые при дворцах знати, стоили иногда в разы больше самих дворцов. Это частные сады, воспетые поэтами, за которыми любовно ухаживали. Представляется, что создание таких красивых общественных тематических садов вполне возможно. Исторические примеры (общественные сады Боболи во Флоренции, Летний сад в Петербурге, Струковский сад в Самаре) и многочисленные современные зарубежные аналоги свидетельствуют об этом. Окупаемость и «жизнеспособность» такого сада будет вероятна, если он станет объектом коммерческого использования (развлекательный сад, сад-выставка, топиарный французский сад, сад-инсталляция) с сохранением функции отдыха.

About the authors

Lyudmila Igorevna IVANOVA

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

Denis Vladimirovich LITVINOV

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Вавилонская Т.В., Косенкова Н.А., Шошин А.В. Методология обучения по профилю «градостроительная реконструкция» // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 71-й Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР / СГАСУ. Самара, 2014.С. 1017.
  2. Вавилонская Т.В. Стратегия обновления архитектурно-исторической среды: монография / СГАСУ. Самара, 2008. 368 с.
  3. Вавилонская Т.В. Стратегия обновления архитектурно-исторической среды (на примере г. Самары) // Известия Орловского государственного технического университета. Серия: Строительство и транспорт. 2009. № 3-23. С. 68-72.
  4. Вавилонская Т.В. Методологический аспект сохранения и обновления архитектурно-исторической среды квартала (на примере г.о. Самара) // Вестник МГСУ. 2012. № 1. С. 6-11.
  5. Вавилонская Т.В. Градостроительная реконструкция. Стратегия, принципы и приёмы // Архитектура и строительство России. 2009. № 9. С. 2-9.
  6. Вронская А. Логвунд: красота по-итальянски // Ландшафтный дизайн. 2006. № 5. С. 90-97.
  7. Зюилен Габриэл ван. Все сады мира: пер. с фр. М.: АСТ: Астрель, 2003. 176 с.
  8. Иванова Л.И. Научно-методические принципы проектирования малых городских общественных садов: дис..к. арх. С-Пб., 1994. 160 с.
  9. Иванова Л.И. Архитектура малого городского сада / СГАСУ. Самара, 2011. 34 с.
  10. Иванова Л.И. Экологическая роль малых общественных садов в городе // Вестник. СПб., 2000. № 1(25). С. 32-34.
  11. Косенкова Н.А. Парк в условиях градостроительной реконструкции / СГАСУ. Самара, 2011. 38 с.
  12. Лекарева Н.А. Ландшафтная архитектура и дизайн // Традиции и современность. Самара, 2005. С. 32-34.
  13. Лекарева Н.А. Экологическая топология городского ландшафта // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 70-й юбилейной Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР / СГАСУ. Самара, 2013. С. 307-308.
  14. Лекарева Н.А. «Зелёные» стандарты в обучении архитектурно-градостроительному проектированию // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 ч. Самара, 2014. С. 94-95.
  15. Литвинов Д.В. Современные методы аэрофотосьёмки при архитектурно-планировочном анализе городской территории // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2015. № 1 (18). С. 35-41. doi: 10.17673/Vestnik.2015.01.6.
  16. Литвинов Д.В. Принцип функциональной организации прибрежной территории крупных городов Поволжья // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2011. № 4. С. 21-23. doi: 10.17673/Vestnik.2011.04.4.
  17. Garden Architecture in Europe. Taschen, 2003. Pp. 120.
  18. Немова Е.М. Стилистика сада. М.: Фитон, 2001. 160 с.
  19. Стили садов // Ландшафтный дизайн. 2004. № 5. С. 10-17.
  20. Сад и любовь // Ландшафтный дизайн. 2007. № 6. С. 38-44.

Statistics

Views

Abstract - 50

PDF (Russian) - 11

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2016 IVANOVA L.I., LITVINOV D.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies