METHODOLOGICAL ASPECTS OF INTERIOR DESIGN PROJECT WITHIN THE DISCIPLINE OF “INTERIOR DESIGN”

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Development of discipline “Design of interior” is a key aspect of learning interior design students and forms the fundamental theoretical knowledge about basic laws and characteristics of the project activities of the interior designer of the practical skills needed for the presentation and implementation of project ideas. The main stages of the project are considered such as: drawing up terms of reference, the composition of the customer’s portrait, holding of measurements, perform preliminary design, with the possible variability of the images, the performance of working drawings, possession handmade graphics and computer modeling. On the basis of the given information the following conclusion is made:in the process of learning the design of interiors for various purposes should be considered primarily psycho-emotional aspects of the proposed project in the perception of subjects, the quality of the analytical “immersion” and detailed baseline data collection.

Full Text

Понятие «интерьер» в переводе с французского означает «внутренний». Изначально внутренним убранством во Франции занимались художники, выделяя данное направление в искусстве в отдельный жанр живописи в реалистичном изображении предметов обстановки [1-4]. Начиная с XVII в., интерьер как отдельный жанр активно и самостоятельно развивается. Создание интерьерного пространства невозможно без влияния на него стилистических особенностей той или иной временной эпохи, включая национальный колорит, который, в свою очередь, определяет и цветовую гамму, и особенности внутренних элементов, и конструктивные особенности [4-8]. Исходя из вышесказанного, изучение методологических особенностей проектирования внутреннего пространства студентамибакалаврами, обучающимися по направлению «Дизайн интерьера», является основополагающим в освоении специальности. Основная цель дисциплины «Проектирование интерьера» - это формирование навыка комплексного композиционного видения пространства. Данная дисциплина связана с научно-исследовательской деятельностью студента, способностью выбирать необходимые методы творческого исполнения дизайна интерьера, модифицировать существующие и разрабатывать новые проектные идеи [9]. Задачами освоения дисциплины «Проектирование интерьера» является формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях проектной деятельности дизайнера интерьера и практических навыках, необходимых для презентации и реализации проектных идей [10]. DOI: 10.17673/Vestnik.2016.02.14 Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 2 (23) 76 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Проектирование интерьера - процесс сложный и многоуровневый. Среди основных этапов работы над проектом такие, как: составление технического задания, составление портрета заказчика, проведение обмеров, выполнение эскизного проекта с возможной вариативностью образов, выполнение рабочих чертежей, владение ручной графикой и компьютерным моделированием [11]. Нельзя оставить без внимания умение грамотно составлять техническое задание на проектирование интерьера. Техническое задание формулирует требования и конкретизирует цели и задачи проекта, определяет перечень и состав исходных данных для проектирования, определяет состав проектной документации и комплектацию документов [12]. Составление технического задания - это совместный труд архитектора (дизайнера) и заказчика. Задачей дизайнера по интерьеру является реализация наиболее «правильных» и стилистически обоснованных решений в дизайне интерьера с точки зрения эргономики, технологии возведения, экономической целесообразности, композиционной органичности [12] и конструктивной грамотности в реализации объекта, обеспечение гармоничного сочетания элементов в интерьере, подбор цветовой гаммы в отделке интерьера и осветительного оборудования. Грамотно составленное техническое задание на проектирование интерьера позволяет свести к минимуму затраты при реализации проекта. Техническое задание на дизайн-проект может быть выполнено в виде подробной анкеты с обязательной фиксацией всех пожеланий заказчика и технических аспектов проектируемого объекта либо в табличной форме. После утверждения технического задания, проведения обмеров, утверждения общей стратегии и концепции, а также утверждения эскизов разрабатывается комплект чертежей. Овладение всеми аспектами проектирования интерьеров студентами является важным элементом в системе обучения и овладении навыками специальности. Для правильной организации и ведения проектного задания на первом этапе необходимо, чтобы студент был заинтересован в развитии идеи, немаловажно упорство, увлеченность проблематикой и творческое воображение [13]. Эти составляющие требования метода поиска позволяют студенту формировать новые идеи. Сбор исходных данных по теме исследования является важнейшим этапом работы над проектом, поиск новых авторских решений невозможен без анализа работ профессионалов в области дизайна, искусства и архитектуры [14]. Работа с аналогами позволяет расширить кругозор, выявить актуальные направления в дизайне, новые отделочные материалы и т.д. После сбора информации требуется, как правило, время на переработку и осмысление проделанной работы и только после этого можно приступить к эскизной части и закладыванию эстетической и технической составляющей проекта. В процессе работы над концепцией проекта и чертежами студент должен поэтапно проговаривать и создавать сценарную ситуацию, мысленно воображать объемнопространственную среду, исходя из функционального значения сделанной установки к проекту [15]. На любой стадии проекта (от концепции до чистового оформления) студенту-дизайнеру необходимо презентовать свой проект. Для этого следует грамотно и четко сформулировать основные пункты рабочего процесса [16]. Исходя из вышесказанного, процесс работы студента над проектом основывается на следующих аспектах: • Заинтересованность ведения проекта. • Распределение общего времени на отдельные этапы работы. • Анализ и обработка информации. • Поисковое эскизирование. • Поиск функциональной и сценарной ситуации. • Проработка предварительных рабочих чертежей [16]. • Оформление проекта, варианты вёрстки. • Презентация (защита) проекта. Типовой алгоритм прохождения этапов работ выглядит следующим образом: • Изучение и осмысление задания на проектирование объекта. • Поиск идеи, выполнение клаузуры в нескольких вариантах [16] (ручные эскизы, поисковый макет, текст концепции, компьютерная графика). • Сбор необходимой информации по теме проекта. • Создание информационного блока (изучение ситуации, нормативов, материалов для проекта). • Поиск аналогов на выбранную первоначально идею (выполнение реферата). • Синтез собранного материала, результатом которого является эскиз, идея проекта (ручная и компьютерная графика, рабочий макет). • Выбор варианта для дальнейшей разработки и формулирование студентом индивидуальных целей и задач в рамках темы проекта. • Разработка эскиза проекта (концепция, схемы, проекции и другие материалы). • Презентация эскиза проекта. 77 Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 2 (23) Е.А. Темникова • Выполнение проекта. • Презентация и защита проекта (итоговый макет, комплект чертежей проекта, вёрстка). Комплект чертежей включает в себя [12]: • титульный лист; • лист общих данных; • аналоги и сбор исходных данных; • исходные планы; • планы монтажа и демонтажа перегородок; • планы с расстановкой мебели и оборудования (рис. 1); • планы полов со спецификацией элементов; • планы потолков с обозначением узлов и деталей; • планы размещения осветительного оборудования; • планы установки электротехнических изделий (расположения розеток и выключателей); • ведомость отделки; • варианты цветового и стилевого решения интерьера; • развертки стен; визуализация помещений; • вёрстка проекта (рис. 2). Рис. 1. Пример плана размещения мебели и оборудования. Работа студентки 4 курса Вольфардт А. Рис. 2. Пример вёрстки проекта. Работа студентки 4 курса Вольфардт А. Пример вёрстки проекта Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 2 (23) 78 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ На основании приведённой информации можно сделать вывод о том, что в процессе обучения проектированию интерьеров различного назначения необходимо учитывать в первую очередь психоэмоциональные аспекты [17] в восприятии предложенной тематики проекта, качество аналитического «погружения» и подробный сбор исходных данных [18]. Важным моментом является умение профессионально грамотно выполнять и оформлять комплекты чертежей на основании ГОСТ Р 21.11.01. Основную часть времени работы над проектом студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Дизайн интерьера», следует уделять методу постановки проблемы и путей её решения. Изучение аналитического материала необходимо сочетать с выполнением клаузур и графических работ по теме исследования. Итогом выполнения проекта будет являться вёрстка на планшетах заданного размера.

×

About the authors

Elena A. TEMNIKOVA

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Колеватых Д.А. Архетипы вчера и сегодня. Современные архетипы в Российской архитектуре // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2015. № 3 (20). С. 31-40. doi: 10.17673/Vestnik.2015.03.4
  2. Малыгина Е.А. Технологии организации образовательного процесса в разделе «Формы и методы визуализации пространства на плоскости» // Материалы 72-й науч.- практ. конф. / СГАСУ. Самара, 2015. С. 378-384.
  3. Кислинская Ю.В. Образовательные методики в дизайне. В направлении изменений // Вестник СГА- СУ. Градостроительство и архитектура. 2015. № 2 (19). С. 28-33. doi: 10.17673/Vestnik.2015.02.5
  4. Заславская А.Ю., Заславский Е.М. Природные аналогии в конструкциях современных архитектурных объектов // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2015. №2(19). С.19-23. DOI:10.17673/ Vestnik.2015.02.3
  5. Воронцова Ю.С. Семиотика оптических иллюзий в коммуникационно-рекреационных общественных пространствах // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2015. №2(19). С. 15-18. DOI:10.17673/ Vestnik.2015.02.2
  6. Генералова Е.М., Бачинская М.Е. Трансформирующаяся мебель // Материалы 72-й науч. - практ. конф. / СГАСУ. Самара, 2015. С. 378-384.
  7. Каракова Т.В. Формообразование в дизайнкомпозиции // Известия 363. Архитектура и дизайн Самарского научного центра Российской академии наук (РАН). 2010. Т. 11, № 4. C. 272-277.
  8. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  9. Папанек В. Дизайн для реального мира. М.: Издатель Д. Аронов, 2004. 416 c.
  10. Янковская Ю.С. Архитектурный типологический метод // Архитектон: Известия вузов. 2006. № 15. С. 3.
  11. Яргина З.Н., Хачатрянц К.К. Социальные основы архитектурного проектирования: учеб. для вузов. М.: Стройиздат, 1990. 343 с.
  12. Абрамова М.Ю., Курочкина Т.Л. Нормативнотехническая документация: от истоков к современности // Жилищное строительство. 2012. №12. С. 37-38.
  13. Рождественская Е.С. Средовая композиция в архитектурно-дизайнерском проектировании// Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2011. № 2. С. 42-45. doi: 10.17673/Vestnik.2011.02.11.
  14. Малыгина Е.А. Технология организации образовательного процесса в разделе: «Формы и методы визуализации пространства на плоскости // Всероссийская научно-техническая конференция (с международным участием)«Актуальные проблемы науки»/ под общ.ред. А.И. Вострецова. Нефтекамск: РИО ООО «Наука и образование», 2014. 116 с.
  15. Федорова М.А. Линия, пятно, фактура в изображении архитектурного объекта // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре [Электронный ресурс]: материалы 71-й юбилейной Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР / СГАСУ. Самара, 2014. С. 446-447.
  16. Малахов С.А. Композиционный метод как эксперимент по возникновению новой функции и нового языка // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2012. № 4(19). С. 48-52. doi: 10.17673/Vestnik.2012.04.9.
  17. Фишман Л.И. Специфика образовательных услуг и ее учет при проектировании механизмов повышения их качества // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2009. № 5 (55). С. 120-125.
  18. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: методическое пособие. Самара, 2007. 244 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 TEMNIKOVA E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies