CITY-FORMING ELEMENTS OF FORMATION OF THE «COLLAGE» IMAGE OF THE CITY

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The method in architectural and town-planning design is considered and aimed at formation of “collage” appearance of the urban environment, according to which the main town-forming elements of the environment - routes, knots, dominants, landmarks, panoramas and silhouett e. Their interaction are revealed in forming the complex urban environment is studied. The specifi cs of forming a “collage” image of the city are revealed on the basis of identifying the key city-forming elements.

Full Text

Коллаж в архитектуре представляет собой способ формообразования, предопределяющий своеобразие в организации пространства. Он позволяет создать сложную по структуре и насыщенную визуальными образами архитектурную среду со всеми ее разнородными компонентами, постоянно изменяющимися в пространстве и во времени. Будучи в общих очертаниях какое-то время стабильной, эта структура постоянно изменяется в деталях, а ее рост и форма поддаются контролю только частично. Здесь не бывает окончательного результата - существует только непрерывная последовательность состояний [1]. Коллаж фрагментарен по своей структуре, т. е. состоит из разных компонентов, и необъясним по восприятию и художественному смыслу, что противопоставлено целостности и органичности отдельно рассматриваемого объекта. В коллаже переплетаются первичность и вторичность явлений, так как соединение фрагментов направлено на получение совершенно нового образа, а вовсе не тех, которые представляли ранее включённые в него части. Метод коллажа основывается на принципе совмещения различных по своим свойствам и характеристикам материалов и элементов, которые могут выступать в роли объектов-гиперссылок, указывающих на элементы других смысловых и культурных контекстов [2]. При формировании индивидуального образа города часто заметен прием, при котором отдельные элементы и объемно-пространственные объекты вырываются из окружающего контекста, подаются с особым напором и обладают броским визуальным эффектом, что позволяет усилить фрагментарность восприятия среды. Эволюция «коллажного» подхода в проектировании также может зависеть от процесса формирования и этапов развития множества стилей в изобразительном и пространственном контексте, соответствующих эстетическому идеалу того или иного исторического периода (рис. 1). Это зависимость качественных изменений типа архитектурно-художественной деятельности от новых качеств материально-конструктивных и эстетических структур, отражающих постоянный рост материальной и духовной культуры общества [3]. Прием «коллажа» в организации предметно-пространственного окружения среды позволяет выявить и расставить необходимые визуальные и композиционные акценты в существующем контексте для создания неповторимого образа города. Сама идея возникновения метода «Город-коллаж» вполне закономерна: каждый В. А. Самогоров, И. И. Зубкова 165 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 3 исторический период или же значимое политическое, научное, культурное и прочие события накладывают свой отпечаток на развитие и формирование города. Со временем, застраиваясь и постепенно разрастаясь, город приобретает сложную архитектурно-планировочную структуру. Подобно произведению архитектуры, город представляет собой конструкцию в пространстве, но гигантского масштаба, нечто такое, что можно воспринять только за продолжительное время. Поэтому проектирование города - это временное искусство, хотя в нем редко удается использовать контролируемую последовательность [1]. Процесс формирования образа «Города-коллажа» представляет собой многоступенчатую, разноаспектную и последовательную смену состояний, в которых архитектурное творчество составляет лишь часть взаимодействующих в общем процессе факторов [4]. Ярко выраженная «коллажность» городской среды представлена в виде наслоения разнофункциональных, разновременных, разностилевых и разномасштабных элементов в окружающем пространстве, из которых складывается уникальный и многогранный образ города (рис. 2). Город сценарно программируется через его городские художественные формы [5], через взаимосвязь гетерогенных компонентов в пространственном окружении. Ощущение «коллажного» образа города возникает при одновременном и комплексном взаимодействии нескольких универсальных градообразующих элементов, к которым можно отнести пространственные маршруты, доминанты, городские стабилизаторы или точки притяжения, визуальные панорамы, памятники истории, выступающие в качестве инструментов ностальгии. Городское пространство может быть упорядочено системой ключевых точек или расчленением на районы с собственными названиями, либо пронизано закрепленными в памяти маршрутами [1]. Каркасом города, его основой служат пространственные связи - маршруты, вдоль которых выстраиваются остальные элементы среды. Рис. 1. Эффект «коллажа» в индивидуальном облике города Рис. 2. Наслоение разновременных и разностилевых архитектурных элементов в городской среде Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 3 166 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ Маршруты или пути в городском каркасе играют ключевую роль в формировании комплексной сети, позволяющей людям, перемещающимся внутри нее, воспринимать окружение и быть сориентированными в пространстве (рис. 3). Движение по городским маршрутам позволяет выстроить видовые линии, с которых можно охватить всю структуру территории в огромном масштабе [1]. Пути обладают несколькими основными характеристиками, определяющими их специфику в контексте городской среды: опознаваемостью, непрерывностью и направленностью. Удачно организованное городское пространство характеризуется структурированностью и распознаваемостью направлений. Пути, ясно начинающиеся и ясно заканчивающиеся, легче опознаются, они позволяют связать образ города в единое целое и дают наблюдателю ощущение ясности местонахождения, когда он их пересекает [1]. Ясное восприятие маршрута появляется при знакомой последовательности деталей, форм и объектов, возникающих на протяжении всего пути. Обеспечение разнообразия и достаточной гибкости маршрутов внутри каркаса, а также наличие в его структуре городских узлов и ориентиров позволяют горожанину сконструировать свой собственный понятный и удобный ему образ города. Если маршруты образуют каркас города, то в качестве опор в каркасе выступает ряд стабилизаторов, точек или узлов, обладающих ясной геометрией [6]. Примером таких четких пространственных структур могут служить городские площади, имеющие отчетливые, замкнутые и не расползающиеся во все стороны границы, а также крупные и ярко выраженные в планировочной ткани города перекрестки - места пересечения маршрутов (рис. 4). Предпочтительно создание такой планировочной ситуации, при которой подсоединение пути к узлу воспринимается отчетливо и обладает не меньшей выразительностью, чем пересечение путей [1]. Любой разрыв линии коммуникации предполагает образование пространства с повышенной остротой восприятия. Выразительная структура городской среды может быть организована при помощи серии из нескольких узлов, пронизанных системой маршрутов. Они могут быть сцеплены один с другим тесным сопоставлением или за счет того, что один просматривается из-за другого [1]. Для более яркого восприятия городской среды узел может включать в себя один или несколько объектов - доминант, которые будут фокусировать на себе внимание городского жителя, формируя опорные точки в композиционной и пространственной структуре города. Подобные точки концентрации способны организовывать или упорядочивать значительные по размерам районы [1]. Формирование выразительной и структурированной пространственной ситуации возможно при наличии усиливающегося в направлении узла визуального композиционного градиента или сильного ориентира. Одними из основных средств, наряду с маршрутами и композиционными узлами, участвующими в формировании образа «Города-коллажа», являются разнообразные объемно-пространственные объекты - комплексы Рис. 3. Система логически выстроенного городского маршрута В. А. Самогоров, И. И. Зубкова 167 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 3 зданий или отдельные архитектурные сооружения, которые на композиционном и планировочном уровнях выделяют пространство городского интерьера, а сочетание их силуэтов, чередование с разрывами задают первичное эмоционально-художественное впечатление [7]. Выделяющимися из общей структуры городской среды градостроительными доминантами такие элементы могут стать при условии, что, во-первых, объекты будут просматриваться со множества направлений, во-вторых, если в городской среде они будут заметно контрастировать с соседними сооружениями за счет разнообразных архитектурных приемов: сочетания и особенностей форм, масштаба, стиля, детализации, фактуры и материалов отделки, колористических решений. Использование ориентиров в создании индивидуального городского образа подразумевает вычленение одного элемента из множества окружающих (рис. 5). Ключевой предметной характеристикой элементов этого типа являются единичность, наличие какого-либо свойства, уникального и запоминающегося в общем контексте [1]. Доминанты быстрее приобретают статус значимых объектов и легче воспринимаются Рис. 4. Планировочные узлы, взаимодействующие с городским каркасом Рис. 5. Градостроительные доминанты в планировочной структуре городской среды Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 3 168 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ Рис. 6. Панорамы городской среды из общего окружения, имея геометрически ясную, лаконичную форму и выделяясь из общей массы близлежащей застройки, создавая контрастную ситуацию при взаимодействии фигуры и фона. Город как колоссальное слияние связей без фиксированных мест неизбежно трудно познать; его невозможно визуализировать, расшифровать или изобразить [5]. При движении по городу человек попадает в мозаично организованную серию пространств, перед ним открывается совокупность видовых панорам, где их чередование происходит ненавязчивым, естественным путем. Панорама городской среды фактически образует пространство «городского интерьера», позволяя подчеркнуть локальный характер объектов (рис. 6). Понятие «городской интерьер» можно интерпретировать как целостно воспринимаемый конкретный фрагмент архитектурно оформленного городского пространства, в котором часть реальных ограждений (плафон, стены) заменены условными элементами (небосводом, панорамой) [4]. Совокупность и поочередная сменяемость панорам выстраивает перспективу города, при которой «городские интерьеры» перетекают друг в друга, образовывая непрерывную цепь разнообразных средовых образов. Комплекс городских панорам создает единый «общественный образ», т. е. систему видов, картин, принадлежащих жителям города, - своего рода зоны согласия, возникающие во взаимодействии общей материальной действительности, общей культуры и базисной физиологической общности [1]. В городских панорамах единовременно раскрывается множество городских элементов с их визуальной и композиционной взаимосвязью, поэтому организованная панорама явно служит главным источником наслаждения от восприятия города [1]. Выводы. Разноплановые специфичные и универсальные варианты заполнения пространства формируют уникальный образ «Города-коллажа», наполняя его функциональным содержанием, элементами синтеза искусств, усложняя при этом его геометрическую, ландшафтную и художественную композицию [7]. Пространственные маршруты, ориентиры, горизонты и перспективы - все эти градообразующие элементы и структуры принимаются во внимание, усложняясь и складываясь друг с другом в точке, позволяющей Неизвестному - гигантскому городу - быть воспринятым или угаданным [8]. Рассмотренные выше элементы и способы конструирования окружения позволяют человеку выстроить связь между пространственной и временной организацией городской среды и воспринимаются им как соотношение форм со смысловым контекстом, из которого складывается окружение. Именно такие способы пространственного восприятия вызывают у человека устойчивый образ города как некоего сложного и многообразного, но цельного организма [9].
×

About the authors

Vitaliy A. SAMOGOROV

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Irina I. ZUBKOVA

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Линч К. Образ города / пер. с англ. В. Л. Глазычева; сост. А. В. Иконников; под ред. А. В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.
  2. Васильев Н. Коллаж в дизайне и архитектуре. Каждый видит по-своему. Екатеринбург: Татлин, 2018. 132 с.
  3. Енютина Е.Д. Особенности художественного подхода к формированию современной городской среды: автореф. дис.. канд. архитектуры: 27.10.15 / Нижегор. гос. арх.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2015. 23 с.
  4. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. М.: Архитектура-С, 2006. 384 с.
  5. Амин Э., Трифт Н. Города: переосмысляя городское / пер. с англ. В. Николаева. М.: Красная ласточка, 2017. 224 с.
  6. Роу К., Кеттер Ф. Город-коллаж / пер. с англ. И. Третьякова. М.: Strelka Press, 2018. 208 с.
  7. Бутенко В.С., Задвернюк Л.В. Формирование современного городского пространства [Электронный ресурс] URL: https://estatemag.io/knowledge/ formirovanie-sovremennogo-gorodskogo-prostranstva/ (дата обращения: 15.04.2020).
  8. Lefebvre H. Writings on Cities / Henri Lefebvre, trans. and ed. Kofman, Eleonore and Lebas, Elisabeth; Oxford: Blackwell, 1996. P. 224.
  9. Дизайн архитектурной среды / Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшев. М.: Архитектура-С, 2006. 504 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 SAMOGOROV V.A., ZUBKOVA I.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies