The figurative zone as the basis for the formation of the visual image of the historical city

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

A modern historical city is a complex spatial formation where the past is connected with the present. Preserving the uniqueness of this phenomenon for the future becomes the most important task. The article is devoted to the search for methods of studying the image of the city in the process of its historical development. The city is presented as a combination of figurative zones, territories with a recognizable character. On the basis of functional and compositional analysis, the figurative zones of the historical center of Saratov, its main components and the dynamics of their development over time are determined. The proposed concept of "figurative zone" can become the basis for creating a methodology for studying the visual image of a historical city.

Full Text

Каждый исторический город можно представить как уникальное пространство, где образы разных временны́х периодов объединяются в единую картину, формируя особую культурную среду. По словам М.В. Дуцева, город наполняют «бесчисленные реальности», которые в каждый момент времени становятся историей [1]. В историческом городе соединены его прошлое и настоящее, исторические образы становятся частью современной жизни, обогащаясь новыми смыслами. В то же время современный город непрерывно развивается, наполняя исторические планировочные структуры новым содержанием. Альдо Росси в своих исследованиях определяет город «как сумму прожитых им эпох» [2]. Визуальный образ исторического города мы можем представить как сочетание образов, сложившихся на разных этапах его развития. Задачей данного исследования является поиск структуры и содержания визуального образа города в процессе его исторического развития.

Город представляет собой сложный пространственный, культурный и социальный феномен. К. Линч, первый применивший социально-психологический подход к изучению образа города, предположил, что его составляющими, его предметными формами являются районы, границы, пути, узлы и ориентиры [3]. Районы здесь представляются как территории города, обладающие общими узнаваемыми характеристиками. Большинство горожан разделяет город именно на районы, различающиеся уникальными, распознаваемыми образами, которые выражают ментальную и материальную сущность каждого фрагмента городского ландшафта. Последующие многочисленные исследователи в данной области также сходятся в том, что в целом образ города – это сочетание его физической и ментальной сущностей. Социально-психологический образ города, исследуемый К. Линчем, является одной из подсистем такого сложного объекта, как город. Деятельность же архитекторов и градостроителей заключается в формировании материальной формы городской среды и архитектурно-художественного облика города. Облик города, проявляясь в особенностях архитектурно-ландшафтной среды, является основой формирования его визуального образа, который может быть как индивидуальным для каждого отдельного человека, прошедшим через призму субъективного восприятия, так и обобщённым, в котором будут отражены наиболее значимые визуально воспринимаемые характерные черты и особенности города. Следовательно, визуальный образ города можно представить в виде системы, включающей элементы общегородского значения и подсистемы локального уровня, сопряжённой с «районами» ментальных карт города (по Линчу), которые предлагается обозначить как образные зоны.

С развитием города меняется его архитектурно-художественный облик, а вместе с ним эволюционирует и визуальный образ [4]. Для данного исследования представляет интерес вопрос эволюции формирования визуального образа города: выявление основы исторической преемственности и сохранения идентичности. Рассматривая становление образа города, можно представить его территорию как сочетание образных зон, которые появились в разные временные периоды. Город в процессе своего исторического развития прирастает новыми территориями, где образуются новые образные зоны, а существующие меняют свою внутреннюю структуру, или, наоборот, остаются неизменными. Так, И.А. Игнатьева в своих исследованиях определяет, что в образе города присутствуют неизменные элементы – образные константы, которые и составляют самобытность городской среды [5].

Разделение города на образные зоны обусловлено в первую очередь тем, что природный ландшафт города неоднороден, в результате этого на разных территориях формируются различные по своим визуальным характеристикам пространства: открытые, закрытые, узнаваемые панорамы и различные пути движения. Рельеф может разграничивать образные зоны и даже останавливать рост города в определённом направлении. Коммуникационный каркас города также может служить границами образных зон, особенно явно это прочитывается в местах прохождения железной дороги, которая буквально разрезает город на части. В то же время коммуникационный каркас объединяет, сшивает образные зоны, связывает их в единую систему. Мосты, переброшенные через железнодорожные пути, врываются в отрезанные ранее пространства и насыщают, обогащают их новыми функциональными и композиционными акцентами. Также ландшафт может объединять разнообразные территории города в единую систему, создавая запоминающиеся визуальные связи. Следовательно, визуальный образ города мы можем представить как объединение, срастание различных по своему характеру образных зон в единую образную систему на основе функционально-коммуникационного и природно-ландшафтного каркасов.

Рассмотрим процесс развития образной системы Саратова на временном отрезке начиная с основания Саратова до начала XX в., в период, когда обрели очертания основные образные зоны исторического центра.

Саратов был основан в 1590 г. как город-крепость. Пространственным базисом города стала обширная котловина полукруглой формы, обращённая к Волге. Город был построен на территории, которая была образована берегом Волги и заливаемым ею Глебучевым оврагом. Начиная с конца XVII в. территория города разбивается на слободки, между которыми можно было провести условные границы, таким образом были сформированы очертания будущих кварталов. Границы этих кварталов оставались подвижными и после многочисленных пожаров нарочито спрямлялись. На данном этапе ясно прорисовываются два основных будущих направления развития города – Царицынский и Московский тракты, которые отходят от стен крепости. Выделяется зона города (слободок) и прибрежная зона, где были построены Крестовоздвиженский женский монастырь и Введенская церковь, которые формировали панораму города. Также эта территория была занята мелкими хозяйственными строениями [6].

В 1774 г. появляется план, который определил новые границы Саратова. В композиции плана просматривается преемственность, старый город как бы окружается кольцом нового. Это был первый план, дисциплинирующий уличную сеть и застройку Саратова на основании начинающего входить в градостроительное проектирование принципа регуляторства. По плану было намечено до сорока новых кварталов и три площади, что стало основой для дальнейшего развития города. На рубеже XVIII – XIX вв. организация городских пространств стала полицентричной: в дополнение к старому ядру возникли новые центры, функциональные узлы. Административным и торговым площадям отводилось ведущее место, улицы дифференцировались: появились улицы-границы, улицы-связки. Заполнение планировочного каркаса не было однородным, развитие получили две тенденции: застройка пятнами площадей, крупных комплексов и «векторами» улиц с примыкающими кварталами. К этому времени город перешагнул границу оврага и к существующим образным зонам добавилась зона Глебучева оврага [7].

В 1871 г. город Саратов соединился с соседними губерниями железной дорогой. В этот период активно развивается промышленность. Вдоль железнодорожных путей и вдоль Волги размещаются новые промышленные производства [8]. Панораму прибрежной зоны теперь продолжают силуэты паровых мельниц. Изменился также облик центральной части города, где теперь возводятся новые масштабные здания, украсившие город; застройка уплотняется, получает своё развитие система общественных пространств [9].

На начало XX в. полностью сформировалась компактная планировочная структура года, представляющая собой полукруг, расположенный в котловине и «опирающийся» на береговую линию Волги (рис.1). К этому времени Саратов превращается в третий по численности населения город России, становится культурной столицей Поволжья, здесь открывается первый в провинции музей и консерватория, строится университет. Саратов теперь воспринимается как город «меж гор и оврагов», как контраст больших каменных зданий и деревянных лачужек, «то взбирающихся на горы, то сбегающих к Волге» [10].

 

Рис. 1. Образная система Саратова (конец XIX – начало XIX в.)

 

На данном этапе можно говорить о четырёх сложившихся образных зонах, самая большая и значимая из которых – центральная. Эта зона формировалась в течение продолжительного времени, начиная с основания города. Её планировочная структура развилась из очертаний крепости, которые до сих пор можно прочитать в планировке города. Главная коммуникационная ось зоны проходит по улице Немецкой (ныне проспект Столыпина) и соединяется с улицей Волжской. На этой оси можно наблюдать буквально «скопление» архитектурно-планировочных доминант общегородского значения: соборы, парки, особняки. Формируется излюбленное место для прогулок горожан, которое является таковым и в современности. Сегодня маршрут по проспекту Столыпина и улице Волжской также является главной коммуникационной осью, образной константой, которая сохранила своё материальное и ментальное содержание. Также образной константой можно назвать территорию старого города-крепости. Территория Соборной площади представляет собой сочетание разновременных и разнохарактерных построек. Троицкий собор, образная доминанта городского значения, несомненно задаёт эмоциональный настрой и имеет определяющее значение в формировании образной константы (рис.2).

 

Рис. 2. Саратов. Старая Соборная площадь. Фото начала XX века

 

 Улицы Московская и Большая Сергиевская (Чернышевского) также являются образными константами. Это два главных вектора развития города, образующие границы центральной зоны и важные коммуникационные пути, на которые нанизаны образные доминанты. Территорию, ограниченную улицами Ильинской, Московской и Б. Сергиевкой, можно назвать образным ядром города, так как здесь расположены главные образные константы и доминанты.

Границы образных зон, проходящие по улицам Московской и Б. Сергиевской, чётко очерчены и узнаваемы, так как территории за их пределами меняются коренным образом. Зоны набережной и Глебучева оврага имеют иную пространственную структуру и, как следствие, образное содержание. А вот оставшиеся две границы центральной зоны можно назвать условными: границей может служить как железная дорога, так и Белоглинский овраг. Скорее всего, территорию, расположенную между этими двумя структурами, можно назвать переходной или пограничной, которая сохраняет за собой такой статус и на сегодняшний день, когда ветки железной дороги перенесены из центральной части города, а Белоглинский овраг засыпан.

Набережная представляет собой ещё одну, не менее значимую образную зону, которая также получила своё развитие со времени основания города. Ещё в тот период, когда Саратов был крепостью, его прибрежная часть отличалась по своей структуре от остальной территории города. На берегу Волги располагались церкви, монастыри, создавая запоминающуюся панораму. К концу XIX в. панорама набережной продолжилась силуэтами паровых мельниц. Образная зона набережной как бы разделилась на две части, которые хорошо читаются на панораме: это часть, застроенная храмами и монастырями, и примыкающая к ней часть, где построены паровые мельницы (рис.3).

 

Рис. 3. Панорама Саратова с Волги. Фото конца XIX века

 

На фото видно, как меняется характер панорамы с колокольнями и куполами на более масштабные прямоугольные силуэты мельниц. Зона имеет вытянутую структуру и ясно очерченные границы. Начинаясь у Глебучева оврага, она с одной стороны ограничена Волгой, а с другой – улицей Б. Сергиевской. При этом спуски к Волге из центральной образной зоны служат своеобразной «сшивкой», объединяющей эти две зоны, которые развивались синхронно. Юго-западная часть образной зоны набережной остаётся открытой. Вдоль Волги город будет развиваться в последующие периоды преимущественно промышленными предприятиями, которые перекроют выходы к Волге как со стороны набережной, так и со стороны города. В настоящее время была запущена государственная программа по выводу промышленных предприятий с прибрежных территорий Саратова. Началось активное строительство новой набережной, которая продлится на многие километры, открывая горожанам выходы к акватории. Здесь мы видим, как более чем через сто лет, после значительного перерыва, образная зона продолжила своё развитие.

Территория Глебучева оврага является ещё одной образной зоной, где сформировалась особая среда, обусловленная особенностями рельефа и национальным колоритом проживающих здесь горожан. На начало XX в. здесь сконцентрировались представительства различных религиозных конфессий, возводились православные храмы, мечети, синагоги. Особенность территории составляла как самобытная разноплановая застройка, так и сложный рельеф. Со стороны Волги и улицы Московской образная зона имеет определённые границы, с северо-восточной стороны зона остаётся открытой, в этом направлении в дальнейшем будет развиваться город.

В юго-западном направлении, вниз по течению Волги, образуются новые промышленные предприятия, которые обрастают инфраструктурой, рабочими посёлками, транспортными коммуникациями. Так, в Саратове появляется юго-западная образная зона. Волга и железная дорога являются её определёнными границами, со стороны центральной образной      зоны проходит пограничная территория, а юго-западная граница остаётся открытой.

Рассмотрев процесс становления и развития исторического центра Саратова, можно определить структуру и основные составляющие образной зоны – подсистемы визуального образа города. Итак, образная зона представляет собой фрагмент городского ландшафта, обладающий узнаваемым характером, функционально-планировочной и архитектурно-пространственной целостностью, внутри которого формируется определённый визуальный образ пространства на основе ментальных (факты истории, память места, традиции) и материальных факторов. Каждая образная зона имеет определённую структуру: границы, узлы, доминанты, коммуникационный и визуальный каркасы. Границы могут быть определёнными, открытыми или представлять собой пограничные территории. Важными составляющими являются константы образной зоны, структуры, которые сохраняют образ в процессе исторического развития. Образные зоны могут развиваться во времени, расти и объединяться. Изучение образных зон, их структуры и принципов взаимовлияния может стать основой при создании методики исследования визуального образа исторического города.

×

About the authors

Inna V. Arkhangelskaya

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Author for correspondence.
Email: anp-inna@yandex.ru

associate professor of the architecture chair

Russian Federation, 410054, Saratov, Politechnicheskaya str., 77

Nina V. Furman

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Email: catalpa1@mail.ru

phd in architecture, associate professor of the architecture chair

Russian Federation, 410054, Saratov, Politechnicheskaya str., 77

References

  1. Dutsev M.V. A modern city. living realities of history. Gradostroitel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2021, vol. 11, no. 2, pp. 139–154. (in Russian) doi: 10.17673/Vestnik.2021.02.19.
  2. Rossi A. Arhitektura goroda [City architecture]. StrelkaPress, 2015. 264 p.
  3. Linch K. Obraz goroda [The Image of the City]. Moscow. Strojizdat, 1982. 328 p.
  4. Vavilonskaya T.V. Architectural and historical environment under conditions of a dynamically developing megapolis. Gradostroitel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2017. vol. 7, no. 4, pp. 93–98. doi: 10.17673/Vestnik.2017.04.16.
  5. Ignat'eva I.A. Razvitie obraza istoricheskogo goroda. Cand, Diss. [The development of the image of a historical city. Cand. Diss.]. Novosibirsk, 2000. 17 p.
  6. Semenov V.N. Saratov istoriko-arhitekturnyj [Saratov historical and architectural]. Saratov, Volga Book Publishing House, 2009. 375 p.
  7. Semenov V.N. Listaja stranicy istorii: rasskazy o starom Saratove [Leafing pages of history: stories about old Saratov]. Saratov, Volga Book Publishing House, 1984. 95 p.
  8. Jenciklopedija Saratovskogo kraja (v ocherkah, faktah, sobytijah, licah) [Encyclopedia of the Saratov Territory (in essays, facts, events, persons)]. Saratov, Volga Book Publishing House, 2002. 688 p.
  9. Tarasova L.G. Vzaimosvjaz' processov upravlenija i samoorganizacii v razvitii krupnyh gorodov [Interrelation of management processes and self-organization in the development of large cities]. Saratov, SGTU, 2009. 141 p.
  10. Mezin S.A. The image of old Saratov in the memoirs of cultural figures (the second half of the XIX - the beginning of the XIX century). Identichnost', resursy, strategii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Identity, resources, strategies: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Saratov, 2007, P. 43. (In Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рис. 1. Образная система Саратова (конец XIX – начало XIX в.)

Download (367KB)
3. Рис. 2. Саратов. Старая Соборная площадь. Фото начала XX века

Download (1MB)
4. Рис. 3. Панорама Саратова с Волги. Фото конца XIX века

Download (663KB)

Copyright (c) 2023 Arkhangelskaya I.V., Furman N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies