Outstanding soviet architect Ivan Nikolaevich Dubov: unknown pages of life and work (1904–1975)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the outstanding architect of the Soviet era in Ivanovo and Yaroslavl, many of whose buildings in these cities are now monuments of architecture, but there is still no information about the life and list of works of I.N. Dubov. For the first time in a comprehensive chronological sequence of examines and evaluates the life and work of the architect, reveals the specificity of his work, analyzes the creative handwriting, reveals the origins of professional success. The work cites all the known and identified to date works of the architect-artist, introducing new scientific information on Soviet architecture.

Full Text

Сегодня о многих региональных авторах выдающихся построек советского времени практически нет никакой информации. Таким малоизвестным архитектором с узнаваемым творческим почерком является Иван Николаевич Дубов (рис. 1). В путеводителях и книгах по истории г. Ярославля он упоминается как автор трех жилых домов, построенных во второй половине 1930-х гг., в том числе включенных в список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения [1]. Больше информации о нем практически нет, архив ГАЯО позволил обнаружить только следующие сведения об его деятельности в Ярославле:

- с 19.12.1936 по 05.07. 1940 гг. входил в правление Ярославского отделения Союза советских архитекторов, а 5 июля 1940 г. был избран в ревизионную комиссию (вместе с председателем комиссии Яковлевым и Брылевым) [2];

- участвовал в закрытом конкурсе на проект гостиницы «Ярославль» на Театральной площади в 1936 г., проект «Окружность» автора Дубова удостоен второй премии [3].

 

Рис. 1. Дубов Иван Николаевич

 

В ходе изучения архитектуры г. Иваново автору статьи также встретилось упоминание фамилии архитектора Дубова, что побудило его собрать сведения о нем, изучить архитектурные произведения, реализованные на родине первого Совета с целью установления возможности того, что это один и тот же специалист. Фрагментарные находки в личных архивах, интернет-ресурсах, архивах разных городов позволили подтвердить данный факт и благодаря этому приоткрыть страницы жизнедеятельности выдающегося архитектора, выстроить первую укрупненную версию событий, наметить творческий портрет.

Установлено, что Иван Николаевич родился 19 апреля 1904 г. в древнем русском селе Писцово Нерехтского уезда Костромской губернии (совр. Ивановской области). Где и как рос Иван Николаевич пока неизвестно, но однозначно, что он получил достойное образование, так как поступил в 1925 г. на архитектурный факультет Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН, ЛВХТИ) в Ленинграде, который окончил в 1930 г., получив «Свидетельство об окончании института». К сожалению, название дипломной работы в документах архива Академии художеств Санкт-Петербурга отсутствует, но известно, что И.Н. Дубову присвоено звание архитектора-художника [4].

Среди преподавателей ЛВХТИ (ВХУТЕИН) периода 1920-х значатся А.Е. Белогруд, Л.Н. Бенуа, И.А. Фомин, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, С.С. Серафимов и другие известные педагоги-архитекторы и практики, многие из которых в 1930-х переехали в Москву, чтобы работать в мастерских Моссовета, проектируя облик новой столицы советского государства. Выпуск 1930 г. также был весьма примечательным, этот год стал особым для вуза – последним в «ранге» ВХУТЕИНа с выпуском архитекторов [5]. Среди студентов, обучавшихся на одном курсе с И.Н. Дубовым, числился Л.Е. Асс (1907–1980), много лет проработавший главным архитектором Ленинградской области [6]. На этом же потоке учился М.А. Минкус (1905–1963), соавтор известного проекта высотного здания Министерства Иностранных дел СССР на Смоленской площади, удостоенного Сталинской премии 1-й степени (совместно с В.Г. Гельфрейхом, 1949) [7]. Еще одним лауреатом Сталинской премии 1-й степени (1949), а также Ленинской премии (1959) стал сокурсник И.Е. Рожин, который получил в разное время звания заслуженного и народного архитектора СССР, участвовал в разработке известного проекта Дворца Советов в Москве (1932–1933, совместно с В.Г. Гельфрейхом, В.А. Щуко и др.) [8]. Принимая во внимание уровень педагогического состава и достижения сокурсников, можно смело утверждать, что все выпускники 1930 г. получили высококлассную профессиональную подготовку, многие из них уехали на работу в регионы, где массово строились новые заводы и фабрики, возводились и реконструировались города и поселки, туда, где они были крайне необходимы.

Установлено, что после окончания института молодой специалист вернулся в родной край, в г. Иваново-Вознесенск, где начал свою профессиональную деятельность. Это был период мощного и поступательного развития «ситцевого края», превращения русской глубинки в «третью пролетарскую столицу», а город стал главной экспериментальной площадкой для ведущих архитекторов страны, проведения конкурсов, отработки новых типов зданий. В качестве авторов проектов здесь встречаются имена И.А. Фомина, А.В. Разова, А.В. Власова, И.Н. Голосова, братьев Весниных и многих других [9].

Одним из первых реализованных проектов архитектора-художника для Иваново-Вознесенска стал 32-квартирный жилой дом для работников фабрики «Красная Талка» (ул. Сосновая, 1/12; 1933-1935). Многие критики и историки архитектуры отмечают, что данный объект является одним из «наиболее характерных примеров местной архитектуры конструктивизма начала 1930-х гг.», демонстрируя этим мастерство автора, который не просто создал еще один жилой дом в стиле конструктивизма для «новой пролетарской столицы», но почувствовал и отразил региональную специфику в облике здания, органично вписал его в существующий контекст [10]. И это неслучайно, так как воспитанный в духе авангардных традиций И. Н. Дубов свободно владел основами проектирования неординарных и ярких композиций, четко выверенных планов, удовлетворяющих тем функциональным процессам, для которых они предназначались. Экспериментальное проектирование новых типологических объектов для советского государства (клубы и театры, дома для рабочих и дома-коммуны, лыжная станция и гаражи, кирпичный, стекольный заводы, кинофабрика и др.) в студенческие годы с ярким конструктивистским обликом неизбежно наложило отпечаток и сформировало определенный взгляд на современную архитектуру, повлияло на выработку концепций будущих проектов [11]. Но «ивановские корни» позволили лучше почувствовать среду города и переосмыслить универсальные принципы и приемы актуального стиля сквозь призму местных традиций (рис. 2).

 

Рис. 2. 32-квартирный жилой дом для работников фабрики «Красная Талка», ул. Сосновая, 1/12, г. Иваново (1933–1935)

 

Известно, что строительство велось по заказу треста «Ивтекстиль» для рабочих фабрики. Сегодня данная постройка является выявленным объектом культурного наследия – Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Выявленный объект культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 [12].

Следующие годы деятельности, начиная с 1934-го, были связаны с г. Ярославлем согласно сведениям недавно обнаруженного архива завода СК-1, находящегося в настоящее время в частных руках. Известно, что в январе 1929 г. Ярославская губерния (вместе с Костромской и Владимирской) вошла в состав Ивановской Промышленной области (ИПО), откуда была выделена в самостоятельную область в марте 1936 г. Поэтому связь между территориями была очень тесной, отделение Союза архитекторов общим, и объяснимо, что И.Н. Дубов мог принять предложение о переводе его на работу в Ярославль. Его фамилия фигурирует в это время в проектной документации «Ярославского отделения Ивоблпроекттреста» как архитектора-проектировщика (вместе с руководителем конторы Ю.П. Боровским). Одновременно он расписывается и в штампах чертежей проектного отдела «Завода №1 Главкаучука (НКТП СССР)» как архитектор-автор проектов, которыми он занимался в середине 1930-х гг. Вероятно, создавая проекты по заказу завода СК-1 в областном проектном тресте, он продолжал их дорабатывать на стадии технических проектов уже в проектном отделе завода в качестве авторского надзора, постоянно курируя процесс и прорабатывая дополнительные решения, фрагменты, детали, шаблоны.

Первым объектом Ярославля для архитектора-художника стал 130-квартирный жилой дом (пр. Октября, 34/21; ранние подписи на чертежах датируются августом 1934 г.), проект которого дорабатывался вплоть до 1937 г., когда архитектор занимался интерьерами магазина, отдельными столярными изделиями и др. (рис. 3). С одной стороны, здание имеет характерную для конструктивизма объемно-пространственную структуру и типичные элементы: квадратные окна, легкие балконы, треугольные эркеры на боковых фасадах с горизонтальным ленточным рельефом и расколеровкой, подчеркивающей простоту геометрической формы без излишнего декора. С другой – использованы высокие на четыре этажа упрощенные (без энтазиса, баз и капителей) полуколонны, украшающие главную дугообразную часть фасада, а также рустовка первого этажа, профильные карнизы с высоким парапетом угловой части, имитирующим аттиковый этаж. В подобном решении явно ощущается школа И.А. Фомина (преподавателя И.Н. Дубова) с его творческой концепцией «пролетарской классики», ставшего одним из наиболее влиятельных лидеров постконструктивизма.

 

Рис. 3. 130-квартирный жилой дом, пр. Октября, 34/21, г. Ярославль (1934–1937)

 

Постконструктивизм в середине 1930-х гг. доминировал в стране, при этом уровень «возможностей выбора» регионального архитектора, несмотря на диплом Ленинградского ВХУТЕИНа (1925–1930), не позволял ему думать об иных стилистических предпочтениях в архитектурном творчестве. Практически параллельно с жилым домом И.Н. Дубов разрабатывает еще несколько проектов для завода СК-1 в разных частях города в характерных формах и приемах постконструктивизма:

– проекты трехэтажных 18- и 38-квартирных жилых зданий завода СК-1 в квартале около церкви Николы Надеина (ул. Волкова, 2/4, Волжская набережная, 25/22; 1935–193, проекты ограды и ворот; 1939–1941) (рис. 4);

 

Рис. 4. Автогараж для завода СК-1, пр. Октября, 86, г. Ярославль (1935–1938)

 

– проект здания Автогаража для завода СК-1 на 25 автомашин (пр. Октября, 86; 1935-1938, выявлен недавно согласно архивным данным) (рис. 5);

 

Рис. 5. Здание проходной завода СК-1, пр. Октября, 78Г, г. Ярославль (середина 1930-х)

 

– проект здания проходной завода СК-1 (пр. Октября, 78Г; середина 1930-х, предположительно авторства И.Н. Дубова, что основано на аналитическом сравнении архитектурных произведений и сопоставлении датировок) [13] (рис. 6).

 

Рис. 6. 38-квартирный жилой дом завода СК-1, Волжская набережная, 25/22, г. Ярославль (1935–1937)

 

Для всех них характерны следующие решения:

- композиция здания определяется строгой симметрией, подчеркнутой осью центральных входов-проходов;

- общее формообразование строится на четкой геометрии элементов композиции, контрасте прямоугольных и круглых форм, что напоминает авангардные решения выдающихся архитекторов ХХ столетия;

- однотипные членения стены по горизонтали и по вертикали;

- оформление фасадов отличается наличием и строгой симметрией расположения как неоклассических деталей (карнизов несложного очертания, аттика, полуколонн, сандриков, полукруглого завершения окон-дверей и др.), так и конструктивистских элементов (круглых и квадратных ниш и проемов, ритмического ряда прямоугольных окон с модульной разрезкой).

Все здания отличают уникальные элементы художественно-тектонической пластики и декоративной обработки фасадов, свойственные творчеству Дубова: характерные пропорции аттика, подчеркивающие геометрию объема, создающие иллюзию плоской кровли, и профили карнизов; выступающие перспективные порталы входов/арок; выступающие портики, имеющие по две полуколонны с характерными пропорциями и завершениями, и др.

Окончательным переломом в стилистических тенденциях архитектора стало участие в конкурсе на проект гостиницы в Ярославле с девизом «Окружность», где явным предпочтением жюри были проекты в характерных приемах неоклассицизма. И.Н. Дубов получил вторую премию именно за архитектурное оформление здания, которое производило «приятное впечатление» на членов жюри («чувствуется напыщенность»), но вот принятая форма кариатид была «политически не верна». Проекты, выполненные в стиле «коробочной архитектуры», вообще не рассматривались жюри как претенденты на победу [14].

Последняя известная постройка И.Н. Дубова в Ярославле – пятиэтажный жилой дом портовых рабочих Ярославской пристани в историческом центре города, выполненный в характерной неоклассической стилистике, что соответствовало требованиям времени и отражало эволюцию творческого процесса мастера (ул. Советская, 12; 1941). Это здание стало своеобразным завершающим аккордом ансамбля Красной площади, а сложное градостроительное положение предопределило создание многоосной симметрии в композиции фасадов, некоторую внемасштабность отдельных элементов, призванных подчеркнуть многозначительность ситуации. В проекте более активно прозвучала тема «большого ордера» со всеми атрибутами коринфского ордера. Характерные симметричные ризалиты окаймляют протяженный фасад и угловую фронтальную проекцию, дополнительно подчеркивая основные оси симметрии здания вместе с большой проходной аркой на два этажа со стороны улицы Первомайской. Появляются новые декоративные элементы в оформлении здания: балюстрада ограждений балконов, кессоны цилиндрического свода арочного проема и низа полукруглых балконных плит, элементы растительного орнамента и др. (рис. 7).

 

Рис. 7. Жилой дом портовых рабочих ярославской пристани, ул. Советская, 12, г. Ярославль (1941)

 

 Из базы данных «Жертвы политического террора в СССР. Книга памяти Ивановской области» установлено, что архитектор был репрессирован. Вполне вероятно, что это последствия работы с заводом СК-1, так как в 1936–1939 гг. многие ведущие работники Резинокомбината и завода СК-1 подверглись подобной участи, в том числе руководители стройки и завода Л.Т. Стреж, В.А. Дундяков, инженер К.И. Душин (подпись которого есть на чертежах проектов Дубова) [15].

После освобождения архитектор вернулся на родину (рубеж 1940-1950-х). Несмотря на судимость по политической статье, И.Н. Дубов нашел поддержку и работу в г. Иваново, которому остро требовались квалифицированные кадры в послевоенное время. Известно, что архитектор Герман Константинович Ливанов, выпускник Ленинградской архитектурной школы (ЛИКС, 1931), принимал на работу в свою мастерскую оказавшихся в подобном положении коллег («на свой страх и риск» – по воспоминаниям сына архитектора А.И. Толстопятова) [16]. В период с 1953 по 1957 гг. им были выполнены совместные проекты с И.Н. Дубовым:

– реконструкция здания (фасадов) сельскохозяйственного института (ул. Степанова, 13/6; 1953–1955) (рис. 8);

 

Рис. 8. Сельскохозяйственный институт, ул. Степанова, 13/6, г. Иваново, (совм. с арх. Г.К. Ливановым, 1953-1955)

 

– пристройка к 52-квартирному жилому дому, выполненному по проекту Ливанова (1953–1959), клуб машиностроителей завода Ивтекмаш по проекту И.Н. Дубова (ул. Ленина, 73; 1955–1957) (рис. 9) [17].

 

Рис. 9. Здание клуба машиностроителей завода Ивтекмаш, пр. Ленина, 73, г. Иваново (1955–1957)

 

Установлено, что в 1950-е – начале 1960-х гг. архитектором были спроектированы и построены крупные объекты (жилые и общественные здания) в г. Иваново в традициях архитектуры сталинского неклассицизма:

- здание учебно-производственного объединения Всероссийского общества глухих ВОГ (ул. Постышева, 55; 1950-е) И.Н. Дубов впервые оформил новым элементом – треугольным разорванным фронтоном, который сместил к углу здания (перекрестку улиц), в остальном использовал вполне узнаваемые приемы и детали: ритм пилястр на всю высоту здания, рамки-ниши вокруг оконных проемов, характерный профиль карниза;

- 64-квартирный пятиэтажный жилой дом горсовета (пр. Ленина, 88; 1953 – начало 1960-х) закрепил перекресток главных улиц города (пр. Ленина и ул. Громобоя). Архитектор и здесь использовал характерные для него решения: акцентирующие углы здания ризалиты со сдвоенными пилястрами, в том числе оформленные композитным ордером с каннелюрами, рустовку нижних ярусов здания. Как отголосок идеи дома И.В. Жолтовского на Смоленской площади в Москве (1952) на фасаде появился ритм декоративных «пятен», артикулирующих фронтальную композицию главных фасадов (рис. 10);

 

Рис. 10. 64-квартирный пятиэтажный жилой дом горсовета, пр. Ленина, 88, г. Иваново (1953 – начало 1960-х)

 

- 79-квартирный пятиэтажный жилой дом Меланжевого комбината (пр. Ленина, 11; 1950-е – 1961) стал вторым объектом, где автор использовал «тему Жолтовского» – похожую орнаментально-пластическую трактовку композиции фасадов. Помимо декоративных «пятен», развитого и массивного венчающего карниза с декоративными кронштейнами и модульонами, рустованной поверхностью нижних ярусов, он дополнительно оформил наличники окон, вертикальные простенки флористическими и символическими барельефами, характерными для темы сталинского ампира (венки, гирлянды, звезды, ленты), прорисовал композитный ордер более сложного формообразования (рис. 11);

 

Рис. 11. 79-квартирный пятиэтажный жилой дом Меланжевого комбината, пр. Ленина, 11, г. Иваново (1950-е – 1961)

 

- Дом культуры завода «Ивторфмаш» (ул. Фрунзе, 9; строительство закончено в 1962 г.) – это характерное для данного времени клубное здание (в основе лежит типовой проект архитектора К.К. Бартошевича) в авторской обработке и привязке по месту с декоративными элементами ограждения территории.

В 1965 г. был достроен корпус музыкального училища (ул. Советская, 9). Это последняя известная работа И.Н. Дубова, которая предусматривала расширение существующего музыкального училища (бывш. усадьба ХIХ в. Ф.Н. Витова). Архитектор встроил исторический объект в структуру нового трехэтажного здания, оформил его в традициях «сталинского неоклассицизма» со всеми присущими автору решениями (характерной композицией, деталями), но уже более простой декоративно-пластической системой декора, так как в процессе реализации проекта началась эпоха «ликвидации излишеств в архитектуре» (рис. 12).

 

Рис. 12. Корпус музыкального училища, ул. Советская, 9, г. Иваново (первая половина 1960-х)

 

В 1975 г. архитектор завершил свой жизненный путь, но остался яркий след его творческой деятельности в каменной летописи Ярославля и Иваново, многие его постройки сегодня – памятники историко-культурного наследия. Данную версию биографии и творческого пути выдающегося советского архитектора И.Н. Дубова предстоит еще дополнить, уточнить, выявить новые факты и источники. Но уже сегодня понятен масштаб таланта его личности:

- смелый и одновременно продуманный подход, основанный как на знаниях-навыках, приобретенных в ЛВХТИ (ВХУТЕИН), общих тенденциях и установках времени, так и в поисках регионального подтекста в архитектурных решениях;

- индивидуальность профессионального «почерка» в произведениях, выраженного в наборе предпочитаемых композиционных принципов, архитектурных элементов и деталей;

- разный художественный подход к поискам архитектурного образа различных типологических объектов, тщательная проработка всех фрагментов и частей архитектурного проекта.

×

About the authors

Natalya S. Saprykina

International Academy of Business and New Technologies

Author for correspondence.
Email: saprykinans@edu.mubint.ru

doctor of architecture, associate professor, head of the urban planning chair, member of the Union of architects of Russia, advisor to RAASN

Russian Federation, 150999, Yaroslavl, Soviet str., 80

References

  1. List of OKN of regional significance 10.01.2023. Department for the Protection of Cultural Heritage Sites of the Yaroslavl Region. Available at: https://www.yarregion.ru/depts/dookn/tmpPages/objects_EGROKN.aspx (accessed 05 February 2023).
  2. GAYAO. F. R-113. Op. 1 D. 3. L. 32, 32 vol. [GAYAO «Gosudarstvennyj Arkhiv Yaroslavskoj Oblasti». F. R-113. I.1. C. 3. L. 32.
  3. GAYAO. F. R-113. Op.1. D. 15.
  4. Alekseeva S.B. Jubilejnyj spravochnik vypusknikov Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo akademicheskogo instituta zhivopisi, skul'ptury i arhitektury imeni I.E. Repina Rossijskoj Akademii hudozhestv. 1915–2005 [Anniversary directory of graduates of the St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I.E. Repin of the Russian Academy of Arts. 1915–2005]. St. Petersburg, 2007. 792 p.
  5. Lisovsky V.G. Academic School of Architecture. The problem of stylistic self-identification. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie [Bulletin of St. Petersburg University. Art criticism], 2019, vol. 9, no. 1, pp. 145–179. (in Russian) doi: 10.21638/spbu15.2019.108
  6. Isachenko V.G. Zodchie Sankt-Peterburga. XX vek [Architects of St. Petersburg. 20th century]. St. Petersburg, Lenizdat, 2000. 714 p.
  7. Varzar L.V., Jaralov Ju.S. M.A. Minkus [Minkus]. Moscow, Stroyizdat, 1982. 136 p.
  8. Velikanov A. in memory of I.E. Rozhin. Arhitekturnyj Vestnik [Architectural Herald], 2006, vol. 1, P. 20. (in Russian)
  9. Glebov Ju.F., Leshukov T.N. Ivanovo. Putevoditel' [Ivanovo. Guide]. Yaroslavl. Verkh.-Volzh. Prince publishing house, 1981. 256 p.
  10. Svod pamjatnikov arhitektury i monumental'nogo iskusstva Rossii: Ivanovskaja oblast' [Set of monuments of architecture and monumental art of Russia: Ivanovo region]. Moscow, Scienceб 1998. 526 p.
  11. Akademija hudozhestv, arhitekturnyj fakul'tet: sbornik kompozicionnyh rabot studentov [Academy of Arts, Faculty of Architecture: collection of compositional works of students]. Leningrad, Publication of the Leningrad Academy of Arts, 1929. 72 p.
  12. List of cultural heritage sites located in the Ivanovo region. Revision 15.07.2021. Committee of the Ivanovo Region on State Protection of Cultural Heritage Sites. Available at: http://nasledie.ivanovoobl.ru/upload/medialibrary/357/Перечень%20объектов%20культурного%20наследия%20от%2014.07.2021.pdf (accessed 05 February 2023).
  13. Archive of the Yaroslavl Plant SK-1. Personal archive of S.I. Taraev.
  14. GAYAO. F. R-113. Op.1. D. 15. L. 5.
  15. Kniga pamjati Ivanovskoj oblasti [Book of Memory of the Ivanovo Region]. Ivanovo, Ivanovo newspaper, 1997, V. 6. 240 p.
  16. Tolstopyatov A. Architect Ivanova. Rabochij kraj [Working edge], 2017.
  17. Tihomirov A.M. Ivanovo. Ivanovo-Voznesensk. Putevoditel' skvoz' vremena [Ivanovo. Ivanovo-Voznesensk. A Guide Through Times]. Ivanovo, ED Referent, 2011. 328 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рис. 1. Дубов Иван Николаевич

Download (581KB)
3. Рис. 2. 32-квартирный жилой дом для работников фабрики «Красная Талка», ул. Сосновая, 1/12, г. Иваново (1933–1935)

Download (464KB)
4. Рис. 3. 130-квартирный жилой дом, пр. Октября, 34/21, г. ярославль (1934–1937)

Download (635KB)
5. Рис. 4. Автогараж для завода СК-1, пр. Октября, 86, г. ярославль (1935–1938)

Download (632KB)
6. Рис. 5. Здание проходной завода СК-1, пр. Октября, 78Г, г. ярославль (середина 1930-х)

Download (469KB)
7. Рис. 6. 38-квартирный жилой дом завода СК-1, Волжская набережная, 25/22, г. ярославль (1935–1937)

Download (640KB)
8. Рис. 7. Жилой дом портовых рабочих ярославской пристани, ул. Советская, 12, г. ярославль (1941)

Download (463KB)
9. Рис. 8. Сельскохозяйственный институт, ул. Степанова, 13/6, г. Иваново, (совм. с арх. Г.К. Ливановым, 1953-1955)

Download (291KB)
10. Рис. 9. Здание клуба машиностроителей завода Ивтекмаш, пр. Ленина, 73, г. Иваново (1955–1957)

Download (517KB)
11. Рис. 10. 64-квартирный пятиэтажный жилой дом горсовета, пр. Ленина, 88, г. Иваново (1953 – начало 1960-х)

Download (395KB)
12. Рис. 11. 79-квартирный пятиэтажный жилой дом Меланжевого комбината, пр. Ленина, 11, г. Иваново (1950-е – 1961)

Download (486KB)
13. Рис. 12. Корпус музыкального училища, ул. Советская, 9, г. Иваново (первая половина 1960-х)

Download (394KB)

Copyright (c) 2023 Saprykina N.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies