ANALYSIS OF WORLD EXPERIENCE IN DESIGNING OF ISLAMIC CULTURE SPIRITUAL AND EDUCATIONAL CENTERS

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes the world experience in the design and construction of religious buildings and spiritual and educational centers of Islam at the turn of the XXXXI centuries. The most famous modern examples of religious objects of Islam are given. Similar temporal, stylistic, structural, and planning features of temples are classifi ed. Based on the performed analysis, conclusions are drawn about the prevailing trend in the design of Islamic religious buildings - historicism. It is shown that an important design concept is the openness and tolerance of the object in relation to the city and the creation of a harmonious environment around the new structure

Full Text

Религия выполняет многие функции в обществе: она пытается ответить на вопросы мироздания, объяснить необъяснимое, оправдывает само существование человека; религия является ориентирующей силой в критических ситуациях [1]. Религия, таким образом, занимает важное место в обществе наряду с наукой, политикой, искусством. Человек может по-разному относиться к религии, но он обязательно задумывается о смысле жизни, о высших материях. Духовность человека отчасти можно определить той мерой, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить ответы на них. Сегодня происходит социально-культурное обновление общества, поэтому существует реально возросшая потребность в культовых объектах. В свою очередь, возрождение культовых традиций позволит повысить уровень знаний, духовности и исторической памяти общества. Рассмотрим мировой опыт проектирования религиозных сооружений ислама как одной из главных мировых религий. Именно в культовой архитектуре происходит материализация идеальных потребностей человека. Объемно-планировочная структура Джумаа мечети «Дом наследия», г. Хартум, Судан (рис. 1) основана на примере традиционных катарских мечетей и представляет основные принципы ислама - простота, геометрия, чистота. По периметру здания находится крытая галерея с временной или постоянной музейной экспозицией, в центре внутреннего дворика - искусственный водоем, символизирующий жизнь в исламе. Мечеть была разработана в соответствии с золотым стандартом LEED и использует пассивные и активные устойчивые методы, включая фотоэлектрические и солнечные нагреватели [2]. Отличительной чертой Джумаа мечети, г. Кельна, Германия (рис. 2) стало то, что она спроектирована в стиле неомодерн с нестандартной объемно-композиционной структурой, это отображает тенденцию развития исламской архитектуры в мировом опыте проектирования. Образовательные функции находятся в стилобатной части, а над ней располо- Н. А. Косенкова, М. А. Демирова, Е. В. Косенкова 145 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 4 жено молельное пространство. Важная задача архитекторов заключалась в создании открытости и доступности объекта жителям и городу. Решением стало создание вертикального остекления, позволяющего наблюдать за происходящим в здании [3]. Известный комплекс мечети «Кул Шариф», г. Казань, Россия, расположен на участке значительного размера с рельефом (рис. 3). Особенности рельефа тонко рассчитаны и использованы архитекторами. Так, верхняя площадка выделена для ритуальных функций (пятничная молитва), нижняя - для музейно-экскурсионных мероприятий. Функциональные пространства объекта разделены на несколько типов - духовная (молельный зал), просветительская (библиотека, выставочные пространства) и образовательная (медресе) . В плане мечеть представляет собой пересечение двух квадратов под углом 45 град., что является символическим знаком в исламе, означающим «благословение Аллаха» [4]. Купол мечети г. Базун, Египет (рис. 4) переосмыслен и представлен как самостоятельная единица с инновационными функциями: конструктивно как система крыши, экологически как ветроуловитель и световой люк, а эстетически как отдельный независимый геометрический объект, оцененный как изнутри, так и снаружи. В функциональной структуре кроме самой мечети находится медресе. Такой прием архитекторов как бы возвращает посетителя к первоначальной всеохватывающей функции мечети - духовного обучения [5]. Основной задачей и ключевой особенностью концепции архитекторов при проектировании мечети «Аль-Ислах», Сингапур (рис. 5) стало создание атмосферы открытости, в то время как функция мечети - уединение. Чтобы добиться желаемого эффекта открытости, архитекторы применили следующий подход, использующий особенности построения объема. Пористость объема мечети создается за счет физической и визуальной доступности объекта. Из-за достаточного процента остекления и применения минимальных ограждающих конструкций границы между помещением мечети и улицей буквально стираются. Огромные площади остекления загорожены защитными экранами с изображением традиционного геометрического узора [6]. Ключевой концепцией проекта мечети «Аль-Варкаа», г. Дубай, ОАЭ (рис. 6) является Рис. 1. Характеристики Джумаа мечети «Дом наследия», г. Хартум, Судан Рис. 2. Характеристики Джумаа мечети, г.Кельн, Германия Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 4 146 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рис. 3. Характеристики мечети «Кул Шариф», г. Казань, Россия Рис. 4. Характеристики мечети г. Базун, Египет Рис. 5. Характеристики мечети «Аль-Ислах», г. Сингапур Рис. 6. Характеристики мечети «Аль-Варкаа», г. Дубай, ОАЭ Н. А. Косенкова, М. А. Демирова, Е. В. Косенкова 147 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 4 тема света, как физического аспекта, так и духовного, в образе современной мечети. Акцент создает рассеянный эффект от световых люков в кровле, через которые можно наблюдать движение солнца, а молящимся знать время молитвы. Для полной интеграции в существующую пустынную среду использован саудовский песчаник. Образ мечети образует контраст с белым внутренним убранством объекта, что особенно подчеркивает святость места [7]. Отличительной чертой Мусульманского культурного центра, г. Хэбэй (рис. 7), Китай стало то, архитекторы совместили в данном проекте различные функции - театр, выставочное пространство, библиотеку, медресе, конференц-залы. Таким образом, Мусульманский культурный центр несколько выходит за рамки мечети, позиционируя себя как «Национальный дворец». Авторы учитывали и совмещали множество факторов, таких как особенный этнический состав населения, исторический контекст территории, особые религиозные убеждения, функциональные требования участка для создания нового культурного ориентира. В ходе проектирования основным стало целостное восприятие и концепция устойчивого развития, учитывающая регионализм, культурный и эпохальный характер архитектуры [8]. Религиозно-светский комплекс «Хикма», д. Дандаджи, Нигер (рис. 8) задуман как центр культуры и образования для целого региона Нигера, где спокойно сосуществуют светское и религиозное образование. В главном объеме центра выделяются две основные функциональные доминанты - религиозный (духовный) блок (мечеть) и образовательный блок (библиотека и медресе), они разделены внутренним открытым двориком и минаретом [9]. При разработке мечети «Пунш-боул», г. Южный Уэльс, Австралия (рис. 9) архитекторы решали несколько задач. Во-первых, создать современную интерпретацию традиционного внутреннего убранства мечети. Для этого бетонный потолок украсили 102 сферических купола, каждый из них имеет отверстие диаметром 30 см. Солнечные лучи освещают через эти отверстия молитвенный зал с рассвета - начала утренней молитвы и до заката - вечерней молитвы. Второй задачей было разделить потоки верующих - на мужской и на женский. Поэтому было создано два дворика с разделением потоков верующих [10]. Задача архитекторов Джумаа мечети, г. Москва, Россия (рис. 10) заключалась в сохранении исторической застройки и ее очертаний, поэтому при реконструкции мечети многие стены сохранены. Градостроительный аспект здесь Рис. 7. Характеристики Мусульманского культурного центра, г. Хэбэй, Китай Рис. 8. Характеристики религиозно-светского комплекса «Хикма», д. Дандаджи, Нигер Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 4 148 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ также немаловажен - мечеть буквально стиснута жилыми домами и Олимпийским стадионом. Эстетический облик мечети базируется на исторической Казанской исламской архитектуре. Мечеть насыщена различными функциями - образовательным блоком (медресе, лекции), просветительским блоком (библиотека, выставочные пространства) и духовным (молельные залы, отдельные для мужчин и женщин) [11]. Архитекторы мечети «Ясамкент», г.Анкара, Турция (рис. 11) при проектировании уделяют внимание традиционным и местным ценностям, так как они создают ощущение устойчивой архитектуры объекта. Ключевая тема - это баланс между открытыми, проницаемыми и закрытыми пространствами, сдержанностью и позиционированием внешнего облика, современностью и традициями [12]. Архитекторы проекта мечети общества г. Гульшан, Бангладеш (рис. 12) переосмыслили типологию мечети ввиду того, что под застройку был выделен небольшой участок, но мечеть необходимо было рассчитать на большое количество прихожан. В результате приняли решение о проектировании многоэтажной, т. е. вытянутой по вертикали мечети. Литой белый бетон представляет собой фасад, который сливается с городской застройкой. В бетоне вырезаны узоры - для улучшения аэрации и продуваемости внутренних пространств мечети [13]. Уникальность мечети «Аль-Ирсяд», г. Западная Ява, Индонезия (рис. 13) достигается тем, что на основном фасаде использованы крупные квадры камней для создания тектонического эффекта, которые так же, как и исламский каллиграфический текст на фасаде, напоминают о молитве. При проектировании архитекторы часто используют символические коды. Отсюда - мечеть имеет традиционную форму квадрата, так как мусульмане молятся в прямых рядах, обращенных в определенном направлении к Кибле. Эта формa также намекает на Каабу, самую важную структуру в исламском мире, на которую направлены все молитвы мусульман [14]. Соборная Джумаа мечеть «Джами», г. Нижнекамск, Россия (рис.14) находится на открытой площади, соседствуя с высотной жилой застройкой. Мечеть представляет собой современную культовую постройку с нетрадиционной объёмно-пространственной композицией. Архитекторы мечети решили воплотить нестандартные, современные формы, так как город молодежный. Кроме основного назначения мечети, существуют дополнительные культурно-просветительские функции [15]. Рис. 9. Характеристики мечети «Пунш-боул», г. Южный Уэльс, Австралия Рис. 10. Характеристики Джумаа мечети, г. Москва, Россия Н. А. Косенкова, М. А. Демирова, Е. В. Косенкова 149 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 4 Рис. 11. Характеристики мечети «Ясамкент», г. Анкара, Турция Рис. 12. Характеристики мечети общества г. Гульшан, Бангладеш Рис. 13. Характеристики мечети «Аль-Ирсяд», г. Западная Ява, Индонезия Рис. 14. Характеристики Джумаа мечети «Джами», г. Нижнекамск, Россия Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 4 150 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выводы. В результате рассмотренного мирового опыта проектирования и строительства религиозных сооружений и духовно-просветительских центров ислама рубежа XX - XXI вв., выявляется тенденция проектирования духовно-просветительских функций в одном направлении с православными храмами. В ходе исследования установлено, что в 70 % примеров главным функциональным ядром объекта является религиозный блок - мечеть; второстепенными: образовательный блок - медресе, библиотека; просветительский блок - музей, театр. Российский опыт проектирования мусульманских духовно-просветительских центров и мечетей уступает зарубежному, но существуют современные российские аналоги, где используются новейшие объемно-планировочные приемы. Для решения фасада и создания его уникальности применяют медиа-фасады, купол заменяется шатром. Также используются современные приёмы - метафорический код и интерпретация традиционных элементов с помощью символики и т. д. Главной концепцией проектирования стала открытость и толерантность культового объекта ислама к горожанам и создание гармоничной городской среды, что достигается за счёт дополнительных культурно -просветительских функций.
×

About the authors

Natalya Alekseevna KOSENKOVA

Samara State Technical University

Madina Alaverdievna DEMIROVA

Samara State Technical University

Elizaveta Vladimirovna KOSENKOVA

Moscow State University of Civil Engineering

References

  1. Основы религиоведения / под общ. ред. И. Н. Яблокова М.: Высшая школа, 1994. 200 с.
  2. John McAslan and Partners’ Jumaa Mosque imparts a cultural authenticity [Электронный ресурс] / architectural-review. - URL: https://www.architecturalreview. com/buildings/john-mcaslan-and-partnersjumaamosque-imparts-a-cultural-authenticity / (дата обращения: 15.09.2019).
  3. Central mosque cologne [Электронный ресурс] / archello. - URL: https://archello.com/project/centralmosquecologne /(дата обращения: 4.09.2019).
  4. Комплекс мечети Кул Шариф [Электронный ресурс] / kazan-kremlin. - URL: https://kazan-kremlin. ru/muzej-zapovednik/o-kremle/arhitektura/kompleksmechetikul-sharif /(дата обращения: 5.09.2019).
  5. Basuna Mosque (Al-Abu Stait) [Электронный ресурс] / herskhazeen. - URL: http://www.herskhazeen. com/basuna-mosque-al-abu-stait / (дата обращения: 15.09.2019).
  6. Al-Islah Mosque [Электронный ресурс] / archdaily. - URL: https://www.archdaily.com/773123/alislahmosque-formwerkz-architects / (дата обращения: 8.09.2019).
  7. Al Warqa’a Mosque [Электронный ресурс] / archdaily. - URL: https://www.archdaily.com/787633/ al-warqaa-mosque-ibda-design / (дата обращения: 4.09.2019).
  8. Da Chang Muslim Cultural Center [Электронный ресурс] / archdaily. - URL: https://www.archdaily. com/799215/da-chang-muslim-cultural-center / (дата обращения: 4.09.2019).
  9. HIKMA - A Religious and Secular Complex [Электронный ресурс] / archdaily. - URL: https://www. archdaily.com/920427/hikma-a-religious-and-secularcomplex /(дата обращения: 5.09.2019).
  10. Punchbowl Mosque [Электронный ресурс] / archdaily. - URL: https://www.archdaily.com/914578/ punchbowl-mosque-candalepas-associates /(дата обращения: 5.09.2019).
  11. Московская Соборная мечеть [Электронный ресурс] / turbina. - URL: https://turbina.ru/ guide/Moskva-Rossiya-112312/Otzyvy/Tchto-delatdostoprimetchatelnosti/ Arkhitektura-Pamyatniki/3/0/ Moskovskaya-Cobornaya-metchet /(дата обращения: 18.09.2019).
  12. Yasamkent Mosque [Электронный ресурс] / archello. - URL: https://archello.com/project/yasamkentmosque /(дата обращения: 4.09.2019).
  13. Gulshan Society Mosque [Электронный ресурс] / archdaily. - URL: https://www.archdaily. com/917210/gulshan-society-mosque /(дата обращения: 5.09.2019).
  14. Al-Irsyad Mosque [Электронный ресурс] / archdaily. - URL: https://www.archdaily.com/87587/alirsyadmosque-urbane /(дата обращения: 8.09.2019).
  15. Нижнекамская соборная мечеть [Электронный ресурс] / advisor.travel. - URL: https://ru.advisor. travel/poi/Nizhnekamskaya-sobornaya-mechet-19135 / (дата обращения: 11.09.2019).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 KOSENKOVA N.A., DEMIROVA M.A., KOSENKOVA E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies