SPECIFICITY OF THE ARCHITECTURAL AND SPATIAL ORGANIZATION OF THE PETROGRAD SIDE OF ST. PETERSBURG

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The preservation of the historical, urban planning and architectural heritage of the central territories of St. Petersburg requires a special approach to solving the problems of reconstruction and renovation of the historical urban environment. The modern period, characterized by active reconstruction of the historical center, puts forward new requirements for the preservation of cultural heritage sites. The att itude to history as an experience, on which modern practice should be based, presupposes the disclosure of historical architectural and urban planning processes on the basis of systematization of existing and fi lling in missing information. This allows us to analyze the spatial and temporal transformations that the city underwent in the course of its development. Revealing the internal laws of the genesis of these processes is of great importance. The article analyzes the state of urban landscapes within the boundaries of the historical territories of the Petrogradsky district of St. Petersburg.

Full Text

Введение Уникальность Санкт-Петербурга состоит в том, что он возводился по единому генеральному плану и в максимально короткие сроки. Историческая архитектурно-пространственная среда Петербурга характеризуется неповторимой органичностью и целостностью, несмотря на разнообразие составляющих ее элементов. Историко-культурная преемственность является основополагающим условием успешного развития градостроительных процессов, так как воплощает в себе осознание непреходящей ценности архитектурного наследия, бережного отношения к памятникам истории и культуры. Основная часть Ведущая роль в формировании исторических районов города принадлежит Невской акватории с характерным рисунком береговых линий, повлиявшим на планировочную структуру застройки. Значительную часть единого открытого пространства образуют проспекты и улицы города, участвующие в формировании восприятия глубинных перспектив локальных участков. Исторически Петербургская (а впоследствии - Петроградская) сторона - семь островов дельты Невы: Заячий, Петербургский, Аптекарский, Петровский, Крестовский, Каменный и Елагин. Наибольшее влияние на перспективные раскрытия в границах территории Петербургского (ныне - Петроградского) острова оказывал комплекс Петропавловской крепости на Заячьем острове, в частности Петропавловский собор. Первое поселение, ставшее основой столицы Российского государства, начало развиваться здесь же, рядом с крепостью, отделенной Кронверкским протоком, - на Петербургском М. А. Гранстрем, М. В. Золотарёва 97 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 острове. Именно здесь появились первые жилые дома и первые улицы; на площади, раскрытой в сторону Невы, разместились коллегии, деревянная Троицкая церковь, торговый порт с пристанью, таможня. Недалеко от площади был возведен домик Петра, вблизи которого расположились жилые дома знати. С распространением города по Невским берегам Петербургский остров стал местом размещения полков - Невского, Петербургского, Копорского, Ямбургского и Белозерского. Это сформировало структуру взаимо-перпендикулярных улиц, которую пересекал Большой проспект. Позже, параллельно ему, были проложены Малый проспект и Большая Пушкарская улица. Они были застроены деревянными одно- и двухэтажными домами усадебного типа с огородами и садами. Трасса будущего Каменноостровского проспекта пересекала остров от Большой Невы до Малой Невки. Она соединяла ядро города с Каменным островом и далее с северными пригородами. Пространство у эспланады Кронверка оставалось свободным почти до середины ХIХ в. [1]. Полукруглое пространство, прилегающее к эспланаде в этом месте, заложило веерную уличную сеть расходящихся от Кронверка улиц, упирающуюся в ортогональную сетку полковых слобод, разместившихся в середине острова (рис. 1). Структура улиц острова, сложившаяся таким «естественным» путем, позже была закреплена «Планом на урегулирование С. Петербурга 1880 года». Объемно-пространственная среда рассматриваемого участка представляет собой результат наложения двух планировочных сеток [2] разного периода формирования, призванных решать разные функционально-планировочные задачи. Так, на структуру полковых слобод, возникших в XVIII в. с мелкой «нарезкой» регулярных квартальных участков, легла развилка двух направлений будущих Каменноостровского и Большого проспектов [3]. В конце XIX в. с развитием города в основном в северном направлении, а также в связи с отменой запрета на строительство частных деревянных домов на Петроградской стороне именно эти улицы приобретают парадно-репрезентативное значение, что нашло отражение в их объемно-пространственной структуре [4]. Отсутствие транспортного сообщения Петербургского острова с другими частями города тормозило его развитие; активно застраивались дачами и особняками знати только прилегающие нему малые острова - Каменный, Елагин, Крестовский. Постройка в 1903 г. Троицкого моста значительно отодвинет границу города на север, а Петербургский остров переживет настоящий строительный бум. На месте деревянных домиков, оставшихся от полковых слобод и обывательской усадебной застройки, буквально за одно десятилетие возникнут многоэтажные респектабельные каменные жилые дома. Главной репрезентативной магистралью становится Каменноостровский проспект, представляю- Рис. 1. Регулярная сетка полковых слобод и веерная система улиц, окружающих Кронверк (фрагмент Плана Петербургской части города 1861 г.) Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 98 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ щий собой целостный градостроительный ансамбль, сформированный комплексами доходных домов [5] (рис. 2). Каменноостровский проспект берет свое начало от Троицкого моста, где еще в начале XVIII в. возникла Троицкая площадь. Несмотря на то, что пространство площади организовано разновременными объектами, оно производит целостное композиционно-художественное впечатление. Начало площади было положено архитектором А.И. фон Гогеном строительством в 1904-1906 гг. особняка Кшесинской. Несмотря на свободный план сооружения, архитектор закрепил угол ротондой, сделав ее отправной точкой двух магистралей - Каменноостровского проспекта и Большой Дворянской улицы [6]. Дальнейшее формирование площади относится уже к архитектуре советского времени. Ее восточную часть закрепил фронт двух зданий: Дома Политкаторжан (арх. Г. А. Симонов) и здания ЛенНИИпректа, построенного в 1956 г. (архитекторы О. Гурьев, Я. Лукин, А. Щербенок, Н. Максимов). Говоря о Каменноостровском проспекте как об ансамбле, следует отметить, что именно площади задают ритмику его архитектурно-пространственной организации. Преодолев зеленые кулисы парка, разбитого на месте гласиса, мы встречаем еще одну площадь. Ее северо-западную сторону формирует активный полукруг здания, построенного в 1949- 1951 гг. по проекту О. Гурьева и В. Фромзеля. Здание декорировано ритмичным строем пилястр, обрамляющих окна третьего и четвертого этажей (рис. 3). Доминантой площади является памятник Максиму Горькому (скульптор В. В. Исаева, архитекторы Е. А. Левинсон и М. Р. Габе). Для композиционной связи площади с собственным домом Лидвалей, построенным в 1904 г., памятник был расположен по оси его курдонера [7]. Уникальность исторической части Петроградской стороны состоит в том, что ее среда сложилась в период второй половины XIX-начала XX в. Можно сказать, район стал экспериментальной площадкой по применению новых объемно-пространственных решений. Новыми становятся и средства архитектурной выразительности применительно к системе доминант [8]. В XVIII столетии основными доминантами в западной части острова являлись купола Рис. 2. Формирование кварталов Каменноостровского проспекта (фрагмент карты «Санкт-Петербург с показанием улиц, набережных, площадей и проч. с присвоенными наименованиями начиная с 7 марта 1880 года по 1 сентября 1904 года, а также всех городских имуществ и отмелей в устье реки Невы, 1904 г. Регулярная сетка полковых слобод и веерная система улиц, окружающих Кронверк, фрагмент Плана Петербургской части города 1861 г.») М. А. Гранстрем, М. В. Золотарёва 99 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 ведомству, возведенная на пересечении Пушкарской и Введенской улиц в 1793-1810 гг. архитектором И. М. Леймом (снесенная в 1939-1940-х гг.); - полковая церковь апостола Матфея (Покровская церковь) Копорского и Санкт-Петербургского полков (архитекторы А. И. Егоров, В. И. Карпов) (снесена в 1932 г.). Во второй половине XIX в. разрыв с классикой с ее универсальностью и унифицированностью и переход к свободе формообразования приводит к новым композиционным приемам, в том числе и в отношении визуальных ориентиров. Анализ характера среды Каменноостровского проспекта указывает на создание в этой части Петроградской стороны своеобразного ансамбля одной улицы, с характерным для нее чередованием отдельных зданий или их групп, обладающих крупным масштабом форм и деталей, а также зеленых пауз скверов. Активные силуэтные доминанты башенок доходных домов как бы нанизаны на ось проспекта. Определенный ритм задают зеленые «кулисы» скверов. При этом нарастание зеленых участков происходит от начала проспекта к площади Льва Толстого [10]. Жемчужиной Каменноостровского проспекта несомненно является Австрийская площадь (рис. 4), намеченная еще на генеральном плане Петербурга 1831 г. Свою восьмиуголь- Рис. 3. Здание, формирующее площадь у метро «Горьковская» (О. Гурьев, В. Фромзель, 1949-1951 гг.) Рис. 4. Перспектива Каменноостровского проспекта в сторону Австрийской площади и звонницы церквей, участвующих в визуальных связях c градообразующими ансамблями [9]: - Князь-Владимирский собор, строительство которого велось в период 1765-1789 гг. по проектам архитекторов А. Ринальди и И. Е. Старова; - полковая церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, принадлежащая военному Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 100 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ную форму она приобрела в 1880 г. Застройка доходными домами началась в первое десятилетие ХХ в. - два здания, оформляющих площадь, возведены по проекту Василия Шауба, одно - совместный проект В. Шауба и Э. Вирриха. Доходные дома, созданные на стыке барокко и югендстиля, своими башнями и щипцами формируют силуэт значительного участка Каменноостровского проспекта [11]. Следующая площадь - Льва Толстого (до 1925 г. - Архиерейская), важный узел, скрепляющий две основные оси острова - Каменноостровский и Большой проспекты. Доходный дом К. Розенштейна, возведенный в 1915 г. (А. Белогруд, К. Розеншейн), является своеобразным «замковым камнем» площади, ее композиционным, силуэтным и стилистическим акцентом. Двигаясь от площади Льва Толстого на северо-запад, мы встретим еще одну площадь, долгое время остававшуюся безымянной (ныне - площадь Шевченко). Ее структурными компонентами стали Малый и Левашовский проспекты и Ординарная улица. Острый «авангардный» план площади сложился в 1930-е гг. и обусловлен объемно-пространственным решением Дома культуры Промкооперации, возведенного Е.А. Левинсоном и В. О. Мунцем в 1931-1938 гг. Дом культуры Промкооперации (ДК Ленсовета) должен был стать композиционной доминантой (рис. 5), но запроектированная башня не была осуществлена в задуманной высоте. А ведь башня «должна была связывать стержнем разные части Дворца культуры, выступая доминантой магистрали и окружающих открытых пространств» [12]. Одной из важных составляющих, формирующих среду исторического города, является его фоновая застройка, связывающая архитектурные ансамбли, комплексы и локальные доминанты, а также застройка, образованная в основном жилыми доходными домами. Для Санкт-Петербурга рядовая средообразующая застройка играет особую роль - это историческая ткань города, создающая его уникальную целостность и, одновременно, придающая разным районам города их неповторимый колорит [13]. Именно эта среда, в отличие от градоформирующих ансамблей, а также известных акцентных построек, является наименее изученной. В то же время она является наиболее уязвимой, поскольку современные принципы охраны памятников не предполагают комплексного подхода к охране средообразующей застройки. Это является одной из причин многочисленных градостроительных ошибок на исторических территориях, постоянного изменения и даже уничтожения отдельных фрагментов, из которых на протяжении веков складывалась целостная, завершенная среда исторического города [14]. Заключение - Каменноостровский проспект - уникальный объемно-пространственный ансамбль одной улицы, сложившийся в первое десятилетие ХХ в. Рис. 5. Проект Дома культуры Промкооперации (Е.А.Левинсон, В.О.Мунц, 1931). ЦГАЛИ СПб. М. А. Гранстрем, М. В. Золотарёва 101 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 - Система площадей и перекрестков, «нанизанная» на ось проспекта и акцентируемая ярко выраженными силуэтными доминантами, представляет собой целостную устойчивую среду. - Каменноостровский проспект является наиболее стилистически целостным фрагментом исторической городской среды Санкт-Петербурга, обладает единым масштабом, немного укрупненным по сравнению с застройкой материковой части и Васильевского острова. - Система курдонеров, скверов и открытых дворовых пространств, сложившаяся к 1930-м гг., является производной от архитектурно-планировочной схемы, заложенной в первое десятилетие ХХ в.
×

About the authors

Maria A. GRANSTREM

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (SPbGASU)

Milena V. ZOLOTAREVA

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (SPbGASU)

References

  1. Заварихин С.П. Санкт-Петербург. Архитектурные сюжеты / С.-Петерб. гос. архит.-строит. ун-т. СПб.: НП-Принт, 2012. 447 с.
  2. Семенцов С. В. Этапы градостроительного развития Санкт-Петербурга и типология генеральных планов XVIII-XX веков // Реконструкция Санкт-Петербурга. М., 2003. С. 93-98; ил.
  3. Kurbatov J., Gorunov V. The fate of the creative legacy in modern architecture in Russia, Department of Architectural Design (2013) Bulletin of Civil Engineers, 23 (13), pp. 203-206.
  4. Золотарева М.В. Объемно-планировочные особенности архитектурного ландшафта исторических территорий Петроградского района Санкт-Петербурга // Вестник гражданских инженеров. СПб., 2015. № 1 (48). С.27-36.
  5. Гранстрем М.А., Золотарева М.В. Исследование структуры исторической застройки Санкт-Петербурга // Жилищное строительство. 2014. № 11. С. 23-26.
  6. Заварихин С.П. О силуэте и не только // Капитель. СПб., 2012. № 1. С. 34-37.
  7. Shvidkovsky D. Russian architecture and the West (2007) Yale University Press, 2007, 480 p.
  8. Заварихин С.П. Современное строительство в историческом центре Петербурга // Доклады научно-практической конференции «Современные проблемы истории и теории архитектуры». СПб.: Изд. СПбГАСУ, 2015. С. 115-122.
  9. Золотарева М.В. Выявление исторических закономерностей развития системы высотных доминант в центральной части Санкт-Петербурга (на основе работ художников и графиков XVIII - начала XIX века) // Сборник статей международной научно-практической конференции «Современная наука: теоретический и практический взгляд». Уфа, 2014. С. 105-109.
  10. Granstrem M.A., Zolotareva M.V., Slavina T.A. High-rise construction in historical cities through the example of Saint Petersburg, E3S Web of Conferences 33, 01028 (2018), EDP Science Publishing, р. 315-324.
  11. Золотарева М.В. Основные принципы пространственного и объемно-планировочного развития высотного зонирования центральной части Санкт-Петербурга // Жилищное строительство. 2015. № 11. С. 27-31.
  12. Кириков Б.М., Штиглиц М.С. Архитектура Ленинградского авангарда: путеводитель. СПб.: Коло, 2008. 311 с.
  13. Гранстрем М.А. К вопросу анализа средообразующей застройки Васильевского острова Санкт-Петербурга // Актуальные проблемы архитектуры и строительства: материалы V Межд. конф. СПб., 2012. С. 27-31.
  14. Гранстрем М.А. Реальны ли научные методы реконструкции фрагментов исторических городов // Архитектурный альманах. Вып. 1 / СПбГАСУ. СПб.: Издательско-полиграфический комплекс НП- Принт, 2016. C. 71-78.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 GRANSTREM M.A., ZOLOTAREVA M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies