MOSCOW’S INFLUENCE IN THE ARCHITECTURE OF RURAL CLASSICAL CHURCHES IN THE MIDDLE VOLGA REGION

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

A study done at the expense of the State program of the Russian Federation “Science and technology” in the framework of the plan of basic scientifi c research Ministry of Russia and the RUSSIAN. In the article, an att empt has been made to the analysis of a wide range of issues related to the formation of the rural architecture of Orthodox churches in the territory of the Middle Volga region in the 19th century. Considered layout, composition and stylistic features of the architecture of Orthodox churches in the region. Peculiarities of regional religious architecture of the Middle Volga region. Provides extensive material fi eld surveys.

Full Text

На территории Среднего Поволжья московское влияние на архитектуру в первой половине XIX в. определялось работами московских архитекторов на территории региона и произведениями местных архитекторов, которые учились и работали в Москве. Работы московских архитекторов в регионе в первой половине XIX в. были редкостью. Доказано только возведение церкви в селе Владимировка Хворостянского района Самарской области архитектором А.Г. Григорьевым. Церковь Святого Владимира была построена в 1837-1844 гг. помещиком Федором Васильевичем Самариным. Эта церковь была каменной с колокольней. При ней были построены дома для двух священников - священнослужителей дьячка и пономаря [1]. Автор проекта А.Г. Григорьев - русский архитектор из крепостных Тамбовской губернии. Вырос в Москве, воспитывался в семье архитектора И.Д. Жилярди, с сыном которого - Д.И. Жилярди - работал потом в творческом содружестве. В 1808-м поступил в ведомство Воспитательного дома, где проработал 40 лет, был его главным архитектором [2, с. 415]. Церковь является образцом классицизма и имеет мощное завершение в виде светового барабана - ротонды, которая перекрыта куполом с главкой (рис. 1). С севера и юга центральный четверик имеет входы, фланкированные двумя дорическими полуколоннами и высокими окнами. На колонны опирается антаблемент и большое полукруглое окно с фигурной решеткой. Выше весь четверик оформлен треугольным фронтоном с сухариками. Нижняя часть фасадов имеет руст. Второй ярус трехъярусной колокольни тоже украшен дорическими полуколоннами. Произведений местных архитекторов, которые учились в Москве, в регионе сохранилось значительное количество. Михаил Павлович Коринфский (Варенцов), уроженец Арзамаса, ученик А.Н. Воронихина, построил большое количество церквей и других зданий в регионе. Е.И. Кириченко отмечает связь его творчества со школой А.Н. Воронихина [3]. В селе Большая Царевщина (Волжский) по проекту М. П. Коринфского была построена церковь Рождества Христова в стилистике классицизма. Священник Н. Ласточкин в 1870 г. писал, что «Клировых ведомостей прошедшего столетия не сохранилось; есть только с 1780 года метрики и с 1785 года исповедные росписи, - почему нет возможности определить - когда в Царевщине построен храм. Известно толь- Е. В. Пономаренко 119 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 ко, что в Царевщине до 1814 года существовал деревянный храм во имя Рождества Христова, по всей вероятности построенный еще князем Н. Долгоруковым, для удовлетворения христианских потребностей его крестьян; в 1914 же году этот храм сгорел, вместе с большою частию села, и жители Царевщины не имели своего храма до 1833 года, в котором освящен настоящий каменный храм. Из храмозданной грамоты видно, что просьбу о построении настоящего храма на имя Преосвященного Амвросия, Архиепископа Казанского, в 1814 году подавал г. Панчулидзев, на что и получил разрешение; но окончательно храм этот устроился, как выше сказали мы, уже в 1833 году. Снаружи храм довольно красивый; он устроен в форме креста, пятиглавый, с колокольнею; обнесен каменною с деревянною решеткой оградою, около которой, внутри, рассажены акации и березы, что в летнее время придает храму особенно красивый вид. Внутреннее же украшение храма не богато; утвари, впрочем, довольно» [4]. Пятиглавая крестообразная в плане церковь с отдельно стоящей колокольней имеет со всех сторон четырехколонные тосканские портики, которые завершаются фронтонами (рис. 2). Вместе они придают зданию торжественность и выразительность. Эти портики являются главными декоративными элементами храма. Портики и весь декор выделены белым цветом на фоне кремовой стены. Ордер решен несколько упрощенно, имеет сильно выступающую абаку, базы колонн выделены темным цветом. Треугольные фронтоны украшены своеобразными ступенчатыми сухариками под карнизом и в тимпане. Углы основного объема оформлены пилястрами тосканского ордера. Подкарнизный пояс ступенчатых сухариков опоясывает весь объем здания. На фасадах находятся симметрично расположенные высокие окна прямоугольной формы и ложные окна, которые заключены в высокие плоские ниши и имеют перспективные сандрики. Входные проемы оформлены так же. Над сандриками трех центральных окон находятся небольшие полукруглые окна с выделенным замковым камнем. Четырёхъярусная отдельно стоящая колокольня перекрыта полусферическим куполом с высоким шпилем. Нижний ярус - мощный четверик - отделен от второго яруса полным антаблементом с двойным перспективным карнизом и четырьмя треугольными фронтонами. Рис. 1. Церковь села Владимировка Рис. 2. Церковь Рождества Христова в селе Большая Царевщина Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 120 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Этот антаблемент опирается на выделенные цветом пилястры, которые выродились в лопатки без капителей, но с выявленной базой. Окна имеют перспективные сандрики и замковые камни без архивольтов. Над сандриком центрального окна каждого фасада находится небольшое полукруглое окно. Второй ярус - имеет в плане форму квадрата со скошенными углами и высокие проемы с полуциркульным завершением в основных гранях. Эти проемы подчеркнуты замковым камнем без архивольта. Третий и четвертый ярусы колокольни - круглые в плане. Оба имеют перспективные карнизы. Верхний, на который опирается купол, - тройной. Второй, третий и четвертый ярусы украшены дополнительными горизонтальными тягами. К этой колокольне пристроена еще одна прямоугольная в плане звонница, которая имеет в нижней части два сквозных проема с полуциркульным завершением и ярус звона вверху сооружения. Пристройка завершена высокой фигурной аттиковой стенкой. Фасады декорированы филенками и горизонтальными тягами. Таким образом, декоративное оформление храма отличается гармоничными пропорциями, но своеобразной несколько упрощенной трактовкой ордера. С другой стороны - количество перспективных карнизов и горизонтальных тяг значительно увеличено по сравнению с традиционной трактовкой ордерных форм. Еще одним интересным примером классицизма, возведенным в 1843 г. по проекту М. П. Коринфского, является Рождественская церковь в селе Рождествено [5]. Традиционная композиционная схема храма кораблем усложнена северным и южным входами с крыльцами. Эти входы оформлены четырьмя упрощенными пилястрами с более широким треугольным фронтоном. Фасады имеют горизонтальные тяги, окна - сандрики (рис. 3). Таким образом, в декоративном решении этого храма присутствует своеобразная значительно упрощенная трактовка ордера и обильно украшенные сухариками треугольные фронтоны. Церковь Михаила Архангела в селе Шигоны была построена в 1829 г. на месте первого храма (1701 г.) по проекту архитектора М.П. Коринфского помещиком Д.С. Кротковым в стилистике классицизма. Каменный пятипрестольный храм в 1889 г. был «исправлен и обнесен каменной оградой» [6, с. 201.]. Шигонские земли в этот период принадлежали Саввино-Сторожевскому монастырю, находящемуся западнее города Звенигорода Московской области. Этот монастырь в рассматриваемый период возрождался после войны 1812 года. Была восстановлена четырехъярусная колокольня, построенная в 1652 г. архитектором И. М. Шарутиным. Живописное здание колокольни поставлено на высокий постамент (включающий подвалы и два этажа), имеет несколько башенок с декоративными шатрами и во втором ярусе здания - небольшую церковь. Силуэт колокольни необычен: асимметрию в композицию вносят парадное крыльцо с лестницей и часовая башенка, завершенная собственным четырехгранным шатром (рис. 4). Церковь Михаила Архангела в селе Шигоны имела приделы: в основном храме Дмитриевский и Марии Магдалины (холодный); в трапезной Варваринский и Владимирский (теплый). В советское время церковь была разрушена, сохранился только один притвор. Главки небольшие на высоких граненых барабанах. Над папертью установлена сень (как вариант крыльца) на тонких колоннах без капителей с многогранной кровлей и главкой в центре. Рядом построена отдельно стоящая трехъярусная колокольня. Можно проследить параллели в декоративном решении этой церкви и колокольни, Рис. 3. Церковь Рождества Христова в селе Рождествено Е. В. Пономаренко 121 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 а также башен Саввино-Сторожевского монастыря. Углы звонницы, башен и других сооружений монастыря оформлены свободно трактованными полуколоннами, парадное крыльцо колокольни имеет многоскатную крышу с треугольным фронтоном, который украшен живописной иконой в плоской нише. Фасады церкви Михаила Архангела в селе Шигоны украшены видоизмененными тосканскими полуколоннами, но в отличие от монастыря дополнены рустом в нижней половине стен. В верхней части стен находятся круглые и полукруглые ниши с росписью, что характерно и для сооружений Саввино-Сторожевского монастыря. Отдельно стоящая колокольня церкви имеет три яруса, завершена главкой на граненом барабане, построена по типу два восьмерика на четверике. Нижний ярус представляет собой мощный четверик, фасады которого завершены треугольными фронтонами. Под фронтонами находятся перспективный карниз и декоративный пояс ширинок. Фасады украшены композициями из плоских ниш, в части из которых сохранилась живопись (рис. 5). Воскресенская церковь была построена в селе Воскресенское в 1811 г. Проект разработал уроженец Самарской губернии села Усолье крепостной архитектор Орловых - Христофор Иванович Сахаров. Граф Владимир Григорьевич Орлов на свои средства выучил талантливого крестьянина зодческому искусству. Интересно, что во время учебы Христофор получил прозвище Шмит, которое вошло в большинство исторических документов вместо его настоящей фамилии. Проект церкви был разработан в стилистике классицизма в 1804 г. [7]. Проект церкви отличается от построенной церкви. Изначально храм был задуман в стилистике строгого классицизма. Северный и южный входы в храм предполагалось оформить в виде шестиколонных портиков дорического ордера с треугольным фронтоном, который был прорезан нишей с дугообразным завершением. Колоннам портика соответствовали шесть пилястр на наружной восточной стене в простенках окон прямоугольного алтаря. Однако этот декор был упрощен в процессе строительства и превратился только в четыре пилястры с фронтоном и имитацией ниши. Тем не менее однокупольная, строго центрическая объемно-пространственная композиция, с западной стороны соединяющаяся через небольшую трапезную с двухъярусной колокольней, предложенная автором, сохранилась. Световой барабан, поддерживающий центральный и единственный купол, был сделан некруглым невысоким, как предполагалось проектом, а восьмигранным высоким. Сложное фигурное завершение купола было заменено луковичной главкой на шее. Центральный объем покрыт сводом, состоящим из восьми треугольных лепестков, образующих сферу, и увенчан маленькой луковкой - фонариком (рис. 6). В селе Новинки между 1806 и 1818 гг. появилась Церковь Успения Пресвятой Богородицы в стилистике классицизма, архитектор Рис. 4. Саввино-Сторожевский монастырь колокольня башня Рис. 5. Церковь Михаила Архангела в селе Шигоны Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 122 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Христофор Шмит (Х.И. Сахаров). Церковь кирпичная, сооружена на средства графини А. А. Орловой-Чесменской [6, с. 168]. За основу был взят известный проект Х. Шмита для строительства приходских церквей в нескольких селах на графских землях. В процессе возведения церкви он претерпел значительные изменения в сторону технического упрощения и, возможно, удобства использования храма. Здание приземистых пропорций с восьмигранным куполом, боковыми притворами, протяженной трапезной и колокольней над западным входом. Восьмигранный основной объем увенчан крупной ротондой, с севера и юга к нему примыкают портики, с востока алтарь, с запада протяженная трапезная, завершающаяся многоярусной колокольней. Шестиколонные портики заменены четырьмя пилястрами с плитой вместо капители и с треугольным фронтоном, в котором находится плоская ниша полукруглой формы. Несмотря на замену колонн пилястрами, эти пристенные портики и весь фасад отличаются уравновешенностью общей композиции и симметрией, которая свойственна классицизму (рис. 7). Церковь Троицы Живоначальной в селе Екатериновка в формах классицизма была построена в 1806-1828 гг. на средства графини А. А. Орловой-Чесменской [8], архитектор Христофор Шмит (Х.И. Сахаров). Восьмигранный основной объем увенчан крупной ротондой, с севера и юга к нему примыкают портики, с востока алтарь, с запада протяженная трапезная, завершающаяся многоярусной колокольней. Приделы имеют престолы - Екатерининский и Никольский. Три входа и алтарь в традициях классицизма четко фиксируют основную продольную и поперечную оси. Четырехколонные портики северного и южного входов необычные - включают две колонны по краям и два квадратных в плане столба. Эти колонны и столбы имеют упрощенные капители тосканского ордера. На них опирается треугольный фронтон с росписью в тимпане, а также с перспективным карнизом и фризом под ним. Западный вход имеет портик из четырех дорических полуколонн, приближенный к колокольне. Скошенные простенки фасада (углы) рустованы. Широкий световой барабан тоже декорирован упрощенными пилястрами. Купол полусферический с главкой на высокой шее. Колокольня четырехъярусная, расположена на входном приделе (рис. 8). Рис. 6. Церковь Воскресения Христова в селе Воскресенское Рис. 7. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Новинки Е. В. Пономаренко 123 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 В целом в архитектуре классицизма Среднего Поволжья явно читается влияние московских образцов. Однако в творчестве местных архитекторов прослеживается смешение классических и фольклорных элементов в декоре. Для классицизма этого архитектора характерно: упрощение рисунка ордера, например профилей карнизов; применение необычных эклектичных декоративных элементов вместо ордерных форм, например плиты вместо капителей или отсутствие капителей, использование столбов вместо колонн, использование внешних мотивов древнерусской архитектуры, например ниш и наличников, большого количества росписи на фасадах и в тимпанах; применение местных материалов - камня-плитняка и др. При этом декоративное оформление храмов отличается гармоничными пропорциями и уравновешенностью композиции. Многое зависело от предпочтений автора, усвоенных им традиций.
×

About the authors

Elena V. PONOMARENKO

Samara State Technical University

References

  1. Центральный государственный архив Самарской области, Ф.1, оп. 12. д. 5769.
  2. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. М.: Архитектура - С, 2003. 511 с.
  3. Кириченко Е. И. Храмы, сооруженные по проектам М. П. Коринфского, и церковное зодчество России первой половины XIX века // Архитектор Михаил Коринфский: 225 лет со дня рождения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 27 сентября 2013 года. Ульяновск, 2014. С. 7-31.
  4. Ласточкин Н. Царевщинский приход Самарского уезда // Самарские епархиальные ведомости. 1870. № 11. Самара: Губернская Типография. С. 242-255.
  5. Центральный государственный архив Самарской области, Ф.1, оп. 1. д. 1130.
  6. Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года: (приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 г.). Симбирск: Типолитография А.Т. Токарева, 1903. 671 с.
  7. Центральный государственный архив Самарской области, Ф.1, оп.12, д. 2758.
  8. Центральный государственный архив Самарской области, Ф.32, оп.38, д. 988.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 PONOMARENKO E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies