EVOLUTION OF THE PRE-REGULAR SPATIAL AND PLANNING STRUCTURE OF THE TOWN OF TOTMA

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the pre-regular period of evolution of the planning structure of the town of Totma in the period from the second half of the XV to the beginning of the XIX century. Based on the sources, the main prerequisites and factors for the formation of a pre-regular town layout are considered, and the main stages are highlighted. The emergence and development of the city’s religious centers and the features of the pre-regional planting structure in accordance with the gradual formation of the city’s territory have been analyzed. The characteristic features of the architecture of the church complexes of the city and the creation of a panorama at diff erent stages of the existence of the city of Totma have been studied. The panoramas of the city from the river, the staging of the city’s temples on the relief are analyzed.

Full Text

Дорегулярный период развития является ключевым в сложении пространственной структуры древнерусского города, именно тогда закладываются основные планировочные и композиционные оси и связи, происходит естественный рост городской территории, обусловленный внутренними процессами, а не навязанный извне, определяются основные административные, культовые, торговые и промысловые центры. Процесс развития идет в увязке с топографией, макро- и микрорельефом территории, который не подчиняется, а подчиняет себе развитие, а также в тесной связи с ландшафтом. Дорегулярный период развития древнерусских городов продолжался достаточно долго, вплоть до конца XVIII - начала XIX в., когда Екатериной II были массово разработаны и конформированы регулярные планы городам. Только подробное изучение дорегулярной планировки при проведении ретроспективного анализа позволяет выявить принципы и закономерности расположения древних частей градостроительной структуры. Актуальность изучения дорегулярной планировки в настоящее время обусловлена поиском историческими городами своей идентичности и уникального культурного кода, которые были присущи городу и закладывались на самых ранних этапах (впоследствии регулярные планы делали города более одинаковыми и понятными). Пространственно-планировочная структура города Тотьмы активно формировалась в период со второй половины XV по конец XVIII в. На первом этапе (рис. 1) - XV век - появились нерегулярные славянские поселения - городище у устья Старой Тотьмы, что было обусловлено древней освоенностью этого места, наличием ранее селища и на реке Ковде, что было обусловлено наличием соляных источников [1-5]. К началу XVI в. посад на реке Ковде, в двух километрах севернее от существующего города на месте современной деревни Варницы, был уже достаточно развит. Его экономическое благосостояние определило наличие соляных источников, открытых в XIV в., а градостроительное развитие определили природно-топографические факторы: посад расположился в непосредственной близости от источников на естественной возвышенности Хоробардиной горе, где к 1500 г. уже стояла деревянная Ильинская церковь [1]. У ее подножия на берегу рек Ковды, Солонихи и Ляпуньки расположился промышленно-промысловый посад - Посад А. В. Сидорова 133 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 Соли Тотемской, не имевший укреплений. Непосредственно на берегу Ковды располагались варницы и амбары, у подножия возвышенности - дома посадских людей и дворы, рядом находились деревни Галицкая и Углицкая. Так как мелкий промысел постепенно выходил за пределы небольшого посада, к XVI в. важнейшее значение приобрела сухопутная дорога, соединяющая Посад Соли Тотемской и пристань на реке Сухоне. Эта дорога, названная позже Никольской дорогой, Пробойной дорогой и позднее улицей, является наиболее древней пространственно-планировочной осью, сыгравшей ключевую роль в формировании планировочной и композиционной структуры города Тотьмы, многие ее участки сохранили свою трассировку и значение до наших дней. В начале XVI в. чуть ниже по течению Ковды существовал Борисоглебский монастырь, ра- Рис. 1. Ретроспективный анализ развития территории города. Этап 1. Освоение территории на XV век: 1 - церковь Пророка Илии, деревянная зоренный казанскими татарами в 1539 - 1541 гг. [1]. С открытием здесь соляных источников это место стало называться Новым Усольем, а посад у Хоробардиной горы - Старым Усольем. Их соединяла дорога вдоль Ковды. К 1560-м гг. на месте бывшего монастыря была восстановлена Борисоглебская церковь с кладбищем, рядом располагались варницы и амбары. Старое и Новое Усолье входили в состав города вплоть до конца XVIII в., регулярным екатерининским планом они были оставлены за городской чертой. В 1540-х гг., после набегов казанских татар, основное городское ядро было решено перенести к реке Сухоне, к пристани на ее повороте. Возведенный острог - укрепление в плане, близкое к квадрату с четырьмя угловыми и четырьмя серединными башнями размерами в плане около 42,5 х 55,5 х 47 х 48 сажень, - подробно описан в Росписи острога [2, с. 154-155]. Он Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 134 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ был окружен с одной стороны Песьей Деньгой, с другой - рукотворным Подсоборным рвом. Все говорит о том, что в 1540-х гг. острог стал новым военно-административным и религиозным центром города, вокруг которого заново начинает формироваться Новый посад. Именно тогда посад у соляных источников на Ковде стал именоваться Старым посадом. Незадолго до появления острога посадским человеком Артемием Саблиным со Старого Усолья на место нынешнего ансамбля Иоанно-Предтеченской и Входоиерусалимской церквей переносится деревянная Ильинская церковь. Сами Саблины селятся неподалеку, место впоследствии стало именоваться Саблиным концом. До сих пор до конца неизвестно, была ли перенесена церковь до 1539 - 1541 гг. (время нападения казанских татар) или позже. По Д.А. Григорову, церковь была перенесена на новый посад до нападения казанских татар 1539 г. и в ходе нападения была сожжена, после чего на этом месте появляется деревянная Иоанно-Предтеченская церковь [1]. П.А. Колесников пишет, что церковь была перенесена при переселении в 1550-х гг. [3], что спорно, так как никаких пожаров в этот период не зафиксировано, а в 1567 г. на этом месте располагалась Иоанно-Предтеченская церковь. Следует отметить выбранное Саблиными место для строительства Ильинского храма. Это естественная возвышенность, расположенная на удалении от Посада у варниц, от Пробойной дороги, от сухопутной почтовой дороги из Вологды в Устюг. При этом храм просматривается со многих точек города, со всех въездов и даже с реки Сухоны через пойму Песьи Деньги, а также из будущего Спасо-Преображенского монастыря, на нее ориентирована большая Никольская дорога, это и сейчас хорошо читается на местности (рис. 2). Рис. 2. Сохранившиеся композиционно-видовые связи, заложенные в XVI в. Современная фотофиксация Панорама города с реки Сухоны. У устья р. Песьи Деньги. В центре - Входоиерусалимский храм на месте Ильинской церкви в Саблином конце Вид с исторического въезда из г. Вологды Вид из Спасо-Суморина монастыря Вид со Старой Никольской дороги Вид с восточной стороны Вид на Хоробардину гору и церковь Воскресения Христова у варниц А. В. Сидорова 135 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 Следует отметить, что Иоанно-Предтеченская церковь, выстроенная на месте Ильинской в XVI в., одной из первых в городе стала шатровой: на конец XVI в. только три деревянных храма имели шатер - соборная церковь Рождества в остроге, церковь Иоанна Предтечи и Спасо-Преображенский собор, что еще раз подчеркивает сакральную и композиционную значимость данного храма. Наименование «Саблин конец» могло возникнуть как следствие расположения на удалении относительно центра - Старого посада, а возможно в начале XVI столетия в Тотьме начала складываться административно-территориальная система по типу новгородской, где город был поделен на концы, делящиеся в свою очередь на улицы. Однако в древней топонимике других сведений о делении на концы в Тотьме нет, а определение части городской территории как «конца», кроме Саблина, отсутствует. Возможно, в начале XVI в. такая система только начала складываться, а разорение в 1539 - 1541 гг. казанскими татарами прервало ее развитие и более она не восстанавливалась. В 1554 г. преподобным Феодосием был основан Спасо-Преображенский монастырь [2]. Место для основания монастыря было выбрано на холмистом мысу при слиянии рек Ковды и Песьи Деньги, так что монастырь оказался относительно и Старого посада, и Нового посада по другую сторону Ковды. Так территория была четко поделена рекой Ковдой на мирскую часть и обособленную религиозную часть. Рис. 3. Схемы сложения основных пространственно-планировочных локусов Тотьмы в XVI столетии К концу XVI в. жизнь будущего города концентрируется в треугольнике, созданном этими тремя локусами - промышленным центром в Старом посаде у Варниц, приносящим основной доход городу, торгово-административным и городским религиозным при остроге на Новом посаде и религиозным центром в Спасо-Преображенском монастыре (рис. 3). В этот период быстро развивается Новый посад: к 1567 г. здесь уже фиксируются 6 деревянных церквей, помимо соборной церкви в остроге. Храмы ставятся узлами, маркируют центры приходов, становятся генетическим каркасом будущего города, а также формируют систему высотных ориентиров. При этом основное внимание уделено тому, как город будет восприниматься с реки - храмы поставлены на рельефе таким образом, что все они просматриваются с реки, образуя сложную ярусную панораму, развивающуюся в глубь посада, передний план которой образуют Троицкая церковь, соборная церковь Рождества и Дмитриевская церковь, затем идет последовательная смена планов с доминирующими церквями, а финальным акцентом в перспективном раскрытии становится шатровая Иоанно-Предтеченская церковь. Организованная именно таким образом панорама уже во второй половине XVI в. говорит о том, что основа пространственно-планировочной структуры города, сохранявшаяся на протяжении всей истории города, складывается на самых ранних стадиях дорегулярного периода, ключевая роль принадлежит в ней храмовому комплексу на Хоробардиной горе у варниц, острогу на берегу Сухоны и Соборной церкви Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 136 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ в нем, ансамблю Спасо-Преображенского монастыря, а также Иоанно-Предтеченской церкви в Саблином конце. Таким образом, на втором этапе (рис. 4) формируется сначала двухчастная, а затем - после 1554 года - трехчастная система основных локусов, состоящая из промышленного центра у варниц на реке Ковде со Старым посадом, военно-административного и религиозного центра на Сухоне при остроге с собором, торгом и пристанью на Новом посаде, а также религиозного центра в Спасо-Преображенском монастыре. На этом этапе формируется самый древний элемент дорегулярной структуры - Пробойная дорога - впоследствии основная пространственно-планировочная ось города, основные религиозно-приходские центры с деревянными храмами. Особая роль в формировании ансамбля города принадлежит Саблину концу на естественной возвышенности, куда была перевезена деревянная Ильинская церковь. На самом раннем этапе формирования Нового посада была заложена композиционно-видовая связь между Ильинской церковью и Старым посадом. Говорить о развитии Старого и Нового посадов в Тотьме в XVII в. можно на основании письменных источников, а именно писцовых и переписных книг 1620, 1623 - 1625, 1646, 1676 - 1679, 1687 - 1688 гг., дозорных книг, различных росписей, прочего актового материала. В начале XVII в. Тотьма представляла собой небольшой город: в 1620 г. по материалам переписных книг на посаде числилось 197 дворов, в 1625 г. - 219, в 1687-1688 гг. - 164 двора [4]. В крепости и на посаде также числится 20 церквей, под постройками в 1625 г. писцами зафиксировано около 24,59 га, к концу XVII в. эта цифра почти не изменилась - 24,85 га. Несмотря на переезд многих жителей к реке и активное строительство на берегу Сухоны, Старый посад у варниц продолжал оставаться более богатым и сохранял свою роль градообразующего промыслового центра, об этом говорит описание храмового комплекса: Воскресенская и Никольская церкви по своей архитектуре и внутреннему убранству были среди прочих местных самыми богатыми. В этот период почти у каждой церкви в городе появляется своеобразная «пара», происходит развитие уже сложившихся комплексов, а новых приходских центров, кроме Рождественского, не возникает. Характерно появление в некоторых комплексах отдельно стоящих колоколен. Общая структура расположения приходских центров остается устойчивой. Таким образом, третий этап (рис. 5) - XVII в. - характеризуется развитием ранее образованных культовых центров и развитием дорегулярной планировочной структуры посада в соответствии с ранее определившимися направлениями. Разрастание церковных комплексов обусловило усложнение панорамы города Тотьмы, усиливается ее ярусность и эффект перспективного развития вглубь посада. Старый посад у варниц продолжал сохранять роль главного градоформирующего промыслового центра. Пространственно-планировочная развивающаяся структура Нового посада представляла собой в плане сочетание порядковой (в восточной части) и центрической (в районе Саблина конца) систем планировок. В писцовой книге 1676-1679 гг. уже описывается только «место, где острог был», что фиксирует упадок острога концу XVII в., утрату им оборонной функции, он становится религиозным центром, там начинают строиться каменные культовые сооружения. Вид города Тотьмы конца XVII в. представлен на офорте с рисунка путешественника Корнелия де Брюина, проезжавшего Тотьму в 1701 г. (рис. 6). Это единственный графический источник. Однако на нем Тотьма представляется нам весьма непохожей. Вероятно, рисунок был сделан во время высокой воды, так как плохо читается расположение города на высокой береговой террасе, плохо читается и Соборная гора. Однако соотнести абрисы храмов, составляющие силуэт города с реки, с описаниями писцовых книг вполне возможно: на первом плане два храмовых комплекса - в Троицкой Зеленской слободе и на Соборной горе. XVIII столетие в Тотьме характеризуется ростом капитала, что приводит во второй половине века к масштабному каменному культовому строительству. Наиболее точным источником сведений о планировке города в конце XVIII в., как и для большинства городов Российской империи, служит топографическая основа конформированного при Екатерине II регулярного плана [5]. Данная топографическая съемка обладает детальной проработкой, позволяет судить не только о направлениях улиц и местоположении основных сооружений, но и об общем характере отдельных планировочных узлов. Опыт наложения данного плана на современную топографическую съемку Тотьмы показал хорошие результаты и возможность использовать ее как ценный источник информации для реконструкции. Менее подробными, но от этого не менее интересными, являются также планы конца XVIII в., выполненные в ходе подготовки к обширной градостроительной реформе по введению регулярных планов городов [6-8]. Также особый интерес представляет план части города Тотьмы 1767 г. [4] (рис. 7). Он выполнен не на базе съемки, в его основе скорее лежит А. В. Сидорова 137 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 Рис. 4. Ретроспективный анализ развития территории города. Этап 2. Освоение территории на конец XVI века: Церкви деревянные: 1 - церковь Никольская на Старом посаде; 2 - Борисоглебская церковь на месте бывшего монастыря; 3 - церковь Иоанна предтечи; 4 - соборная церковь Рождества Богородицы; 5 - Спасо-Преображенский собор с колокольней в Спасо-Преображенском монастыре; 6 - Троицкая церковь; 7 - Дмитриевская церковь; 8 - Афанасьевская церковь; 9 - Георгиевская церковь; 10 - Климентовская церковь Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 138 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Рис. 5. Ретроспективный анализ развития территории города. Этап 3: Освоение территории на конец XVII века условная прямоугольная система координат, т. е. улицы между собой пересекаются под прямыми углами, кварталы застройки имеют правильные прямоугольные очертания. Несмотря на это данный план, в отличие от всех предыдущих, более информативен по расположению построек и общей структуре, так как достаточно подробен и сопровождается детальным описанием. На нем показаны 10 каменных церквей, а также воеводский двор, воеводская канцелярия с подушной палатой, тюремный острог, пороховой погреб, питейный податочный двор и питейный дом, солдатский двор, обывательские дворы и торговые лавки с площадью. Согласно переписи, прилагаемой к данному плану, в Тотьме к 1767 г. на посаде насчитывалось 12 церквей, из которых 10 каменных, 288 дворов, все деревянные, из них 1 архиерейский, 1 воеводский, 236 купеческих, 24 А. В. Сидорова 139 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 Рис. 6. Вид города Тотьмы конца XVII в. Офорт с рисунка путешественника Корнелия де Брюина. Источник - Корнелий де Брюин «Путешествия по Московии, Персии и Индии». Амстердам. 1718 г. Копия хранится в фондах МБУК «Тотемское музейное объединение» Рис. 7. План города Тотьмы 1767 г. с примечаниями из альбома 1764-1775 гг. РГИА ф.1399, оп. 1, д. 290: Церкви каменные: А - соборная Богоявления Господня; Б - Святителя Дмитрия Ростовского и над ней колокольня; В - Успения Богородицы; Г - Воскресения Христова; Д - Апостолов Петра и Павла; Е - Успения Богородицы; Ж - Великомученика Георгия; S - Священномученика Климента; З - Благовещения Богородицы; И - Святой Троицы; Й - двор воеводский; К - воеводская канцелярия с подушной палатой; Л - тюремный острог; М - пороховой погреб; Н - питейный податочный двор и питейный дом; О - двор солдатский; П - дворы обывательские; Р - торговые лавки с площадью; С - река Сухона; Т - речка Песья Деньга Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 140 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ поповских, 10 канцелярских служащих, 16 солдатских, также в городе указано наличие 19 улиц и переулков, но на плане они не подписаны; на Троицкой стороне значатся - 2 деревянные церкви, 42 купеческих двора, 2 поповских, 3 канцелярских служащих; на Старом посаде у Варниц - 2 церкви, одна из которых каменная, 62 двора купеческих, 4 поповских с причтом; близ того посада на Новом Усолье указаны 2 деревянные церкви и 2 поповских двора. На основании анализа вышеперечисленных планов и имеющихся статистических данных можно сделать вывод о росте посада в XVIII в. почти в два раза: в конце XVII в. городской земли под дворами насчитывалось около 25 га [4], в конце XVIII в. - около 49 га [8]. Вся застройка продолжала оставаться исключительно деревянной. Большая часть застройки и многие деревянные церкви были утрачены при большом городском пожаре 1743 г., тогда же сгорели остатки обветшавшего острога. После этого в городе началось обширное каменное культовое строительство, утраченные храмы в дереве более не восстанавливались. До пожара 1743 г. в камне были отстроены только три храма - Спасо-Преображенская церковь в соответствующем монастыре (1685 - 1689 гг., до нас это здание дошло почти полностью перестроенным), Церковь Иоанна Предтечи в бывшем Саблином конце (1738 г.) и Михаило-Архангельская церковь рядом с Георгиевской (1739 г., разобрана после пожара 1843 г.). То есть до пожара два каменных храма было на посаде и один в монастыре. Любопытно, что на посаде первой в камне была отстроена Иоанно-Предтеченская церковь, точно так же когда-то первой на посаде именно на этом месте была поставлена Ильинская деревянная церковь. Это может еще раз указывать на сакральность и важность этого места в смысловой и ландшафтно-архитектурной топографии Тотьмы. Богоявленский собор, находившийся в остроге и тоже сгоревший, одним из первых восстановили в камне. Естественная возвышенность, на которой находился собор и острог, стала именоваться Соборной горой, позже Красной горкой, а это место традиционно сохраняло значение городского центра - но теперь уже парадного центра и центра духовной жизни горожан. Городской торг, издревле располагавшийся напротив острога, продолжал там существовать, занимая часть Пробойной улицы и площадь у Афанасьевской церкви. Результат 60-летнего энергичного культового строительства можно увидеть на панораме города Тотьмы начала XIX в. (рис. 8), где храмы создают сложный силуэт, ярусный, развивающийся вглубь посада, а оттого плановый. В этом и есть основная особенность Тотемской панорамы - она не распространяется вдоль реки (длина ее по реке не так уж велика), а развивается вглубь посада, создает эффект пространственной глубины. Панорама и топографическая основа регулярного плана 1781 г. очень хорошо иллюстрируют, что пространственные отношения города и особенности его силуэта в целом, определившие на века индивидуальность и специфику облика города, сложились в дорегулярный период. Панорама Тотьмы на гравюре начала XIX в. открывается со стороны реки. На высоком живописном берегу возвышаются над деревянным городом величественные белые храмы с изящными верхами, ярусными стройными колокольнями, где главный собор не доминирует над всеми, подавляя и подчиняя остальные, а находится в гармоническом с ними созвучии. Достойным фоном им служит масштабная деревянная застройка центра и классицистический особняк Холодилова. Именно храмы, их барочные силуэты - главный элемент, вносящий в облик Тотьмы редкое своеобразие. Рис. 8. Вид города Тотьмы начала XIX в. Оттиск с гравюры. Хранится в фондах МБУК «Тотемское музейное объединение» А. В. Сидорова 141 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 Рис. 9. Ретроспективный анализ развития территории города. Этап 4. Освоение территории на конец XVIII века К концу XVIII в. город насчитывал 596 дворов, общая территория города составляла 62,59 га [8]. Таким образом, четвертый этап (рис. 9) - XVIII в. - завершающий этап в формировании дорегулярной планировочной структуры города. Характеризуется ростом территории посада, сохранением двухчастной системы центров Старый посад у варниц - Новый посад на Сухоне, а также обширным каменным культовым строительством, появлением и развитием стилистики тотемского провинциального барокко. К концу XVIII в. сложилась характерная сложная панорама города с величественными храмами тотемского барокко, развивающаяся не вдоль реки, а вглубь посада, создавая уникальное видовое перспективно-плановое раскрытие города. В 1781 г. в Тотьме был конформирован регулярный план, в котором нашли отражение дорегулярные элементы планировочной структуры исторического ядра Тотьмы, которая была этим планом не столько изменена, сколько упорядочена.
×

About the authors

Alena V. SIDOROVA

Samara State Technical University

References

  1. Григоров Д.А. Тотьма и ее окрестности. 1915- 1929 гг. Электронная версия книги на сайте Вологодской областной универсальной научной библиотеки им. Бабушкина https://www.booksite.ru/fulltext/1to/ tma/alm/ana/8.htm.
  2. Савваитов П.И. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни: сост. в 1849 г. Вологда: Типография Товарищества «Знаменский и Цветков», 1911. 48 с.
  3. Колесников П.А. Город Тотьма в XVII веке: (К вопросу о социально-экономической истории русского поморского города): дис.. канд. ист. наук [Электронный ресурс] https://www.booksite.ru/ fulltext/tot/maf/ree/8.htm. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией: в 12 т. СПб., 1846-1872. Т. 6. 1857.
  4. План города Тотьмы 1767 года с примечаниями из альбома 1764-1775 гг. Геометрический специальный план города Тотьмы со всеми кладбищами оного города, построенными дворами. 1782 год. Российский государственный исторический архив ф.1399, оп. 1, д.290.
  5. План городу Тотьме, 1781 год. Полное собрание законов Российской империи. Книга чертежей и рисунков (планов городов) / Составитель: Сперанский М.М. СПб: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии 1830. Собрание первое. Т. 21. 1070 с.
  6. Геометрический специальный план города Тотьмы со всеми кладбищами оного города, построенными дворами. 1782 г. Российский государственный архив древних актов ф.1356, оп.1, д.598.
  7. План города Тотьмы с поселенными при нем слободами. Б/Д (по характеру планировки - конец XVIII в.), Геометрический специальный план города Тотьмы со всеми кладбищами оного города, построенными дворами. 1782 год. Российский государственный архив древних актов ф.1356, оп.1, д.596.
  8. Геометрический специальный план вологодского наместничества уездного города Тотьмы со всеми к нему принадлежащими землями заселенными и незаселенными. 1789 год. Геометрический специальный план города Тотьмы со всеми кладбищами оного города, построенными дворами. 1782 год. Российский государственный архив древних актов ф.1356, оп.1, д.599.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 SIDOROVA A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies