PRACTICE OF IRVING JOHN GILL MODERNISM

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the work of Irving John Gill during his heyday, and then in conditions when the principles of modernism discovered by him, due to the lack of society’s need for new architecture in the United States, were not needed in this country - from 1909 until his death in 1936. New technologies used by Gill in the construction of public and residential buildings from concrete are described as well as his unsuccessful participation in the Panama-California World Exhibition of 1915-191, the construction near Los Angeles of the “ideal” city of Torrance and end-of-life projects. The reasons why Gill did not become the leader of the American and one of the leaders of world architecture are discussed, and his work is still controversial.

Full Text

В предыдущей работе автора [1] описано начало творческого пути Ирвинга Гилла, рассмотрены влияния и обстоятельства, что привели к возникновению в его работах принципов новой архитектуры и нового стиля, которые, при взгляде на них с исторической дистанции, можно назвать полноценным модернизмом. Здесь будут обсуждены его работы, с 1909 г. до конца жизни - в периоды, когда его принципы получили максимально возможное воплощение в практике и когда они потеряли свою актуальность у заказчиков. Новое строительство Ирвинга Джона Гилла Южная Калифорния в начале XX в. представляла собой «край Америки», т.е. глубокое захолустье, где общественному запросу на новые формы архитектуры, как это произошло в Германии 1920-х гг., просто негде было возникнуть. И в таких условиях, помимо благих намерений мастера, главнейшую роль сыграли меценаты, которые были в состоянии эти новые формы воспринять. Первым из них был приехавший в Сан-Диего из Массачусетса Рассел Карпентер Аллен (1859-1927), заказавший для себя первый в истории архитектуры модернистский жилой дом [1], а главным соратником Гилла в новых формах архитектуры стала Эллен Браунинг Скриппс (1836-1932). Первым публичным зданием в новых формах стала Первая церковь Христианской науки, заказанная церковной общиной. Она была построена в 1909-1910 гг. из монолитного железобетона. Кубические формы слились в один архитектурный образ с чертами калифорнийских миссий, а стеклянный купол-витраж наполнил здание светом (рис. 1). В 1909 г. Эллен Скриппс с сестрой Вирджинией по просьбе пастора Епископальной церкви Лос-Анжелеса Джонсона выкупили участок земли в Ла-Холья на северо-западе Сан-Диего и выделили деньги на строительство церковной школы-интерната для девушек. Девизом выбрали «Simplicitas, Serenitas, Sinceritas» (латынь: Простота, Безмятежность, Чистота) [3]. Ранее на средства Эллен Скриппс Гилл построил Морскую биологическую станцию имени её покойного брата Джорджа, формы станции [1] следовали этому девизу, и, видимо, поэтому он получил заказ на проектирование. Первое здание, Скриппс-Холл, было построено в 1910 г. Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 144 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В 1912 г. - возведен Бентам-Холл (в честь первой настоятельницы Анны Бентам) (рис. 2), а завершено строительство в 1916 г. - построено здание Гилман-Холл в честь второй настоятельницы Маргарет Гилман; к этому времени племянник Гилла, Луис, стал его партнёром [4] (рис. 3). Также благодаря мисс Скриппс Гилл построил для города Женский клуб Ла-Холья (1914) и Общественный дом (Community House, 1915 г., сегодня Центр отдыха Ла-Холья) с прекрасно оборудованной игровой площадкой для детей, которая включала бейсбольное поле, волейбольное поле, три теннисных корта и детский бассейн. Здания предназначались для встреч и общения (как для женщин, так и для всех жителей Ла-Холья) и потому имели сходное архитектурное решение, где арки были главным средством выразительности. Основные объёмы, где размещались актовые залы и клубные комнаты, были накрыты низкими крышами, намекавшими на «истинно американский» стиль прерий (рис. 4, 5). Оба здания возводились по новой технологии монтажа бетонных плит поворотом (tilt-slab), которую Гилл купил в 1912 г. у обанкротившейся компании Роберта Эйкена с расчётом широкого использования в постройке жилья. Суть её заключалась в отливке в наклонном положении стен из железобетона вместе с металлическими окнами и дверными рамами, их чистовой обработке и затем подъёме почти готовой стены специальными механизмами в вертикальное положение. Эта был исторический прообраз панельного домостроения. Первый такой дом Гилл построил в конце мая 1913 г. для Сары Кларк [5], а затем использовал её как при строительстве Женского клуба и Общественного дома (рис. 5), так и при постройке последующих жилых зданий из железобетона. Из жилых зданий, построенных в 1911 г., выделяются решённые кубическими объёмами дома Генри Тимкена [1] и Пола Мильтмора (рис. 6). Настоящим примером для будущего европейского модернизма стала работа 1910 г. - для Фреда Льюиса из Кливленда, заказавшего Рис. 1. Первая церковь Христианской науки, 1909-1910 гг. арх. Ирвинг Джон Гилл: общий вид, фрагмент интерьера [2] и купол-витраж (фото 2000 г., Friends of San Diego Architecture) в Сьерра-Мадре гостевой двор, названный Двор Льюиса или Терраса Белла Виста (рис. 7). По исходному плану двор включал 12 домов (рис. 8), но в 1910 г. построили только 8 (северная и западная стороны), затем строительство по плану Гилла продолжено не было, а в 1925-м и далее в 1947-1954 гг. двор был застроен с максимально возможной плотностью. Дом представлял собой минимальный куб с пристроем открытой лоджии арками во двор. Здесь было всё необходимое, включая большую кухню и камин в гостиной, отчего он стал несомненным прообразом «объективного дома» в Веймарской Германии [7]. В центре общего двора была расположена большая пергола, возле неё - площадка для крокета, это было общественным пространством, к которому от личного пространства двора каждого дома был предусмотрен прямой доступ по бетонным дорожкам. Панамско-Калифорнийская выставка и братья Олмстед В связи с запланированным на 1914 г. открытием Панамского канала, властями Сан-Диего в начале 1910 г. было решено провести в 1915 г. посвящённую этому событию международную выставку. Задача была непростой: население Сан-Диего составляло в 1910 г. 39578 чел., Лос-Анджелеса - 319198, Сан-Франциско - 416912, поэтому Сан-Франциско, когда его власти также решили проводить по этому поводу выставку, предложил Сан-Диего, от своей затеи отказаться. Не было поддержки и на федеральном уровне, но власти Сан-Диего проявив упорство, стали финансировать проведение выставки из местных пожертвований. Советом директоров выставки её Генеральным директором был назначен Дэвид Кольер, а главным архитектором - Ирвинг Джон Гилл. Кольер выбрал место её проведения, а также её архитектурный стиль «Возрождение миссии» и тему «Прогресс человечества» [8]. В ноябре 1910 г. к участию в подготовке выставки как ландшафтные архитекторы В. Д. Филиппов 145 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 Рис. 3. Епископская школа в Ла-Холья, арх. Гилл и Гилл: Гилман-Холл (фото 1940-х гг., Ryerson & Burnham Archives) и общий вид школы с высоты (фото 1920-х гг., Bishop’s School) Рис. 2. Епископская школа в Ла-Холья, арх. Ирвинг Джон Гилл: Скриппс-Холл (фото 1910 г.); Скриппс-Холл и Бентам-Холл с часовней и колокольней (фото 1912 г.) [3] Рис. 4. Женский клуб Ла-Холья, 1914 г., арх. Ирвинг Джон Гилл: вид на центральный вход и фрагмент интерьера (фото 1971 г., The Library of Congress) Рис. 5. Общественный дом Ла-Холья, 1915 г., арх. Ирвинг Джон Гилл (фото 1920-х гг., lajollalight.com) и технология tilt-slab (монтаж поворотом) (1914 г., UC-Santa Barbara Architecture and Design Collections) Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 146 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Рис. 6. Дома Генри Тимкена младшего и Пола Мильтмора, 1911 г., арх. Ирвинг Джон Гилл [6] Рис. 7. Терраса Белла Виста, Сьерра-Мадре, 1910 г., арх. Ирвинг Джон Гилл: вид двора и реализованная планировка (The Library of Congress) Рис. 8. Терраса Белла Виста, 1910 г., арх. Ирвинг Дж. Гилл: первоначальный план (The Library of Congress) и расположение домов №3 и №4 (UC-Santa Barbara Architecture and Design Collections) были приглашены братья Олмстед. Их представление решения выставки заключалось в максимальном использовании существующих особенностей рельефа местности и местных растений, устойчивых к засухе, особенности Калифорнии. Видимо, посчитав скупым стиль «Возрождения миссии» Гилла, Олмстеды в декабре встретились с архитектором Бертрамом Гудхью в Нью-Йорке, обсудив возможность обогащения архитектурного стиля выставки. Гудхью был известен как автор книги «Испанская колониальная архитектура в Мексике», выпущенной в 1902 г., и автор Церкви Святой Троицы 1905 г. в Гаване в стиле чурригереско (позднее барокко с обилием архитектурных украшений, настоящий «кондитерский стиль», получивший в Мексике, помимо Испании, наибольшее распространение). Возможно, они планировали в итоге получить нечто среднее, но реальность оказалась иной. По протекции Олмстедов в начале 1911 г. Гудхью стал главным архитектором выставки, а Гилла обязали оказывать ему всяческое содействие. К лету 1911 г. очередь дошла до самих Олмстедов: Гудхью решил перенести здания выставки из юго-западной части парка, что сохраняло живописный исходный ландшафт, на возвышенность в центре, что приводило к его уничтожению. Когда Гудхью убедил Совет директоров выставки проголосовать за перенос экспозиции и об В. Д. Филиппов 147 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 Рис. 9. Панамско-Калифорнийская выставка 1915-1916 гг.: Мост Кабрильо, арх. Фрэнк Ф. Аллен (1916, Albertype Company) и Здание округов Южной Калифорнии, арх. Б. Гудхью (Museum of Photographic Arts) этом уведомили Олмстедов, 2 сентября 1911 г. они отказались от дальнейшего участия в работах. Вскоре после них уволился Гилл - формально из-за использования некачественных строительных материалов, а реально из-за унизительного положения наблюдателя за чужим строительством [9]. Единственным объектом выставки, где очевидно влияние Гилла, стал мост, построенный после его ухода директором строительства Фрэнком Алленом (инженер Томас Хантер), ни до, ни после не строившим мостов, полностью отличавшийся от всех сооружений выставки [10] (рис. 9). Насколько Колумбийская выставка 1893 г. оказала влияние на архитектуру США, настолько Панамско-Калифорнийская выставка 1915- 1916 гг. повлияла на всю архитектуру Калифорнии. В 1916 г. выставка стала международной - приняли участие Бразилия, Канада, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Россия и Швейцария. По законам эклектики Россия занимала одно здание с Бразилией, что явственно выразилось в его внешнем виде. Гилла на строительстве заменил приехавший из Нью-Йорка чертёжник Гудхью Карлтон Уинслоу. Влияние Гудхью на общество Сан-Диего оказалось настолько всеобъемлющим, что даже мисс Эллен Скриппс, ценившая «чистоту, безмятежность и простоту» и не один год поддерживавшая Гилла, заказала Уинслоу в 1916 г. в Епископской школе новую часовню, а в 1930 г. новую колокольню - вместо построек Гилла, которые были снесены. Одной из реликвий так неудачно сложившегося сотрудничества Гилла с Олмстедами стал дом Мэрион Олмстед в Сан-Диего, рисунок которого был размещён в заголовке его манифеста «Дом будущего» [11] (рис. 10). Этот дом не был построен (участок в 1912 г. был продан). Однако братья Олмстед партнёрства с Гиллом не забыли и при первой же возможности вновь пригласили его к сотрудничеству. Рис. 10. Мэрион Олмстед (nps.gov) и рисунок её дома в Сан-Диего, 1911 г. арх. Ирвинг Джон Гилл [11] Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 148 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Когда Джон Олмстед всё ещё боролся за свой проект Панамско-Калифорнийской выставки, его брат Фредерик Лоу младший встречался в Массачусетсе с представителями Земельной компании Домингеса Джареда Торранса (1853- 1921), решившего построить у Лос-Анжелеса индустриальный город. Итогом их встреч и обсуждений стало подписание братьями в конце 1911 г. контракта на разработку планов и требований к инфраструктуре. К тому времени предварительный план города уже был готов. На основании всех известных достижений градостроительства братья Олмстед спроектировали пешеходный город с промышленными, коммерческими и жилыми районами, расположенными в разделённых зонах, рассчитанный на население 15000 человек [12]. В начале 1912 г. пяти архитекторам было предложено дать свои суждения по его облику, а в апреле 1912 г., с учётом оценок Фредерика Лоу Олмстеда и после экскурсии по выполненным работам Гилла (вероятно, в первую очередь по Террасе Белла Виста) для вице-президента компании Генри Синклера и её главного инженера по строительству Ральфа Беннета, Ирвинг был назначен главным архитектором города, затем получившего в честь своего основателя имя Торранс [13]. Торранс (рис. 11) был задуман как идеальный город для рабочего класса: в шаговой доступности располагались рабочие места и места отдыха и покупок - экономия на транспортных расходах; жилые районы были с наветренной стороны - исключение вредного действия выбросов предприятий; жилые дома рассчитаны на одну семью с обязательным садом на участке; в каждом предусмотрен был весь набор городских удобств: водопровод, канализация, электричество и телефон - кабели при этом в трубах под землёй; выполнено плановое живописное озеленение улиц и бульваров (в первые годы высажено 100000 деревьев). Причины появления идеи этого города были не только в убеждении Джареда Торранса, что «человек, у которого есть воздух, которым можно дышать, у которого есть хороший дом и приятная обстановка, приходит утром на работу в лучшем состоянии, чтобы решать задачи, которые от него требуются» [12], но и в событиях 1910 г. в самом Лос-Анджелесе. Первого октября анархисты взорвали здание газеты «Лос-Анджелес Таймс», яростной боровшейся с профсоюзным движением, при этом погибло 21 и было ранено более 100 человек, а в декабре под Рождество была взорвана штаб-квартира металлургической компании Llewellyn Iron Works, но по счастливой случайности был ранен только охранник. «Нет свидетельств, что Торранс разделял веру некоторых капиталистов, что ипотека предотвратит забастовки, удерживая рабочих в своего рода долговом рабстве» [12], но достижение в его иде- Рис. 11. План города Торранс, рисунок К. Нельсона и Дж. Райта, на развилке в центре - станция Pacific Electric, на переднем плане - мост Гилла (1926) [12] и его здания, построенные в городе (1913) [14] В. Д. Филиппов 149 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 альном городе социального мира несомненно было одной из главных его целей. В статье о городе было сказано: «В Лос-Анджелесе есть человек, как учёный, так и капиталист, который твердо убежден в том, что без хороших домов мы не сможем найти эффективных в промышленном или моральном отношении людей; что самый ценный гражданин - это тот, кто владеет собственным домом в приятной обстановке, но недалеко от места, где он зарабатывает себе на жизнь» [14]. Поэтому дома здесь были на одну семью и условия для приобретения их в собственность были благоприятными, а аренда затруднена. Для сохранения «приятной обстановки» были введены ограничения, которые сам Торранс назвал «довольно сильно наступающими на пятки Конституции Соединенных Штатов» [12]: стоимость участков земли была заморожена; введён запрет на их использование в любых целях, кроме строительства жилья; даже домашний скот рекомендовано разводить не ближе 30 футов от границы участка; строительство было запрещено без предварительного представления его плана компании на утверждение; введен запрет на любые места продажи спиртных напитков и на саму их продажу. При нарушении запретов компания была вправе конфисковать участок и всё построенное на нём в свою пользу. Также для проверок наличия нарушений компания имела право на доступ в любую собственность. Однако радужные перспективы города всем казались очевидными, особенно в связи с предстоящим открытием в 1914 г. Панамского канала, обещавшего приток иммигрантов из Европы и других частей света [14]. Место его строительства находилось примерно в 20 милях от Лос-Анджелеса, и 28 апреля 1912 г. «Лос-Анджелес Таймс» объявила об открытии в городе мастерской Ирвинга Джона Гилла. С этого времени Лос-Анджелес стал основным местом его работы и жизни - в Сан-Диего остался племянник Луис Гилл, получивший в 1911 г. архитектурное образование и возглавивший здесь его мастерскую. В это время у него уже работал Фрэнк Ллойд Райт младший (или просто Ллойд Райт), с 1911 г. работавший у братьев Олмстед и ставший у Гилла ландшафтным архитектором. Первым спроектированным и построенным зданием стала станция железной дороги Pacific Electric, занимавшая в городе ключевое положение (рис. 11, 12). Были спроектированы и построены отели, коммерческие здания, а также шинный завод и обувная фабрика (рис. 12). Корпоративный город официально открылся 28 октября 1912 г. Были привлечены крупные фирмы, построившие здесь свои предприятия: пострадавшая от подрывников в Лос-Анжелесе Llewellyn Iron Works перевела сюда сталепрокатный завод, производивший буровое оборудование и дизельные двигатели Union Tool (Торранс был её акционером), перевела всё производство, а не имевшая проблем с персоналом в Лос-Анжелесе Pacific Electric Company перенесла сюда из центра города ремонтные мастерские. К середине 1914 г. здесь действовало семь крупных и средних предприятий [12]. В отличие от пришедшей сюда промышленности, у которой в дальнейшем серьёзных трудностей не было, уже через год у города возникли проблемы с заселением: при расчётной численности в 15000 человек, в 1914 г. в городе было зарегистрировано 154 избирателя, а к 1916 г. построено не более 170 односемейных жилых домов любого типа (каркасных или бетонных) [12]. Жилые дома по разным проектам в городе строили три подрядчика, и допустимые цены составляли от 1000 до 4000 долларов. Цена 4-комнатных бетонных домов Гилла по принципам упрощения строительства и обслуживания, в планировке аналогичных домам в Сьерра-Мадре, составляла 1400 долларов, они неизменно получали высокую оценку руководства компании [13]. Всего на первом этапе Рис. 12. Торранс. Вид на улицу Эль Прадо со станцией Pacific Electric (фото 1915 г.) и шинный завод Хендри (открытка 1920 гг.), CSUDH Archives, арх. Ирвинг Джон Гилл Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 150 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ планировали построить 100 домов (рис. 11, 13). Из-за малого числа желающих постройка всех без исключения домов шла медленно, но при строительстве именно домов Гилла началась забастовка: строители «возражали против самого проекта, из которого были исключены многие традиционные детали из-за крайней простоты и экономичности», что лишало плотников традиционного заработка. «Кульминацией стало общественное собрание, на котором критиковался дизайн жилищ, а архитектор столкнулся с враждебной и неумолимой аудиторией» [2]. С этого времени в Торрансе строили «обычные бунгало с тремя десятитонными колоннами из булыжника, гордо поддерживающими легкую крышу переднего крыльца» [12]. Удар по репутации Гилла был одним из первых проявлений отношения рабочего класса и общества в целом к новому городу и его порядкам. Рабочие в США всегда считали домовладение средством личной независимости, это происходило из антифеодальных идеалов американской революции, и владение имуществом позволяло избежать произвола землевладельца или домовладельца. А право компании на проверки Рис. 13. Коттеджи из железобетона: два дома и фрагмент планировки участка, арх. Ирвинг Дж. Гилл [15] и даже конфискации обещало ещё больший произвол: 22 мая 1914 г. газета Центрального совета труда Лос-Анджелеса «Лос-Анджелес Ситизен» заявила читателям, что Торранс возник из «желания создать «частный город», … который можно было бы огородить колючей проволокой» [12]. Это, а не новая архитектура Гилла, стало причиной провала проекта «идеального города для рабочих»: ведь промышленное производство в городе росло, но рабочие избегали в нём жить, предпочитая платить за проезд Pacific Electric, перегружая сеть её трамваев. В 1921 г. Торранс перестал быть «идеальным», став обычным пригородом с населением 1800 человек, а к 1930 г., благодаря прекращению эксперимента и найденной нефти, оно выросло до более чем 7200, т. е. в четыре раза [12]. Жизнь после утопии. Количество и качество Неудача в Торрансе стала для Гилла серьёзным ударом, но некоторое время, несмотря на начало Первой мировой войны и в связи с ней рецессию рынка строительства жилья Рис. 14. Ирвинг Джон Гилл (1913, Press Reference Library Western Edition, Vol.1); Дом Сары Кларк, 1913 г. и его строительство (Concrete, May 1916, Vol.8, No.5) В. Д. Филиппов 151 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 (1914-1919 гг.), он продолжал работать. Сперва помог Джаред Торранс с заказами в новом городе Фонтана, а затем Эллен Скриппс с её общественными зданиями в Ла-Холье - они были описаны выше. Число заказов сократилось, и если в Сан-Диего их набиралось десятки в год, то в Лос-Анджелесе со всей Калифорнии их за год были единицы. Вероятно, одной из причин этого было и то, что Гилл уже считал возможным проектировать только в найденных им современных формах, а не в опять ставших модными исторических. Его внимание привлекла технология железобетона, материала, адекватно выражавшего новые формы. В 1913 г. были построены первые здания по технологии поворота готовых бетонных плит - дома Сары Кларк и Мэри Бэннинг [5] (рис. 14, 15). Эту технологию, которая была, вероятно, куплена для массового строительства бетонных домов в Торрансе (в справочнике [15] сказано, что это технология их возведения), Гилл в дальнейшем применял примерно до 1917 г. В августе 1914 г. Ирвинг Джон Гилл стал проектировать дом в Западном Голливуде, который Американский институт архитекторов в 1970 г. включил в число 15 самых значимых зданий США за все времена (рис. 16). Гармоничная смена объёмов при взгляде на них снаружи (рис. 17) и перетекание пространства внутри (рис. 18) демонстрировали в здании признаки зрелого модернизма, до появления которого во всём мире оставались десятилетия. Эстер Маккой так его описала: «В этом железобетонном доме Гилл завершил то, что он начал делать в 1908 году, когда он впервые начал изучать бетонное строительство как искусство. Он должен был придать бетону архитектурное значение камня. Дом Доджа был не только воплощением, но и обещанием перемен. План был более свободным, чем обычно, и высоты менялись, что было удивительно при первой встрече. Южное возвышение с его ритмичностью арок не предсказывало резкого западного возвышения. Северная сторона с ее глубоко врезанным крыльцом и игра дымовой трубы и крыши против основной массы указывали, прежде всего, на глубину. План распространялся в стиле ранчо, включая приподнятый бассейн и гараж. Романтические сады на севере с их фонтанами и лоджиями сменились Рис. 15. Дом Мэри Бэннинг, 1913 г. (Sunset, August 1915, Vol.35, No.2) и его строительство (Southwest Contractor & Manufacturer, November 15, 1913, Vol.16, No.2) Рис. 16. Дом Уолтера Доджа, 1914-1916 гг., арх. Ирвинг Джон Гилл: северный вход (фото Thomas Hines) и аксонометрия, вид с юго-запада (реконструкция Robert Giebner, 1969, HABS, The Library of Congress) Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 152 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ на востоке навесами, ограждениями и перголами в окружении деревьев» [2]. Нужно сказать, что дом Доджа также был построен по технологии поворота готовых бетонных плит, здесь были ставшие стандартом Гилла для дорогого жилья, начиная с дома Лафлина, централизованное удаление мусора и пыли, а также автомойка в гараже. В августе 1915 г. деревянный дом мисс Эллен Скриппс, построенный Хеббардом и Гиллом ещё в 1897 г. [1], сгорел, и она, вспомнив Гилла, обратилась к нему с настоятельной просьбой спроектировать и построить «несгораемое» здание на оставшемся фундаменте [4]. Гилл с радостью принял этот заказ и сразу показал мисс Скриппс свои железобетонные дома, построенные по новой технологии (рис. 14, 15), и тогда ещё строившийся дом Доджа. Как она записала в своём дневнике, «мистер Гилл хочет ввести меня в мое здание». Получив одобрение, он начал проектирование и строительство. После того, как дом был построен, Рис. 18. Дом Уолтера Доджа, 1914-1916 гг., арх. Ирвинг Джон Гилл: фрагменты интерьеров (фото Marvin Rand, 1965 г., The Library of Congress) Рис. 17. Дом Уолтера Доджа, 1914-1916 гг., арх. Ирвинг Джон Гилл: архитектурные детали (фото Marvin Rand, 1965 г., The Library of Congress) мисс Скриппс в письме своей сестре описала это здание как «предмет красоты и радости навеки». Эстер Маккой в своей книге дала такую характеристику: «Дом Скриппс не делал никаких новых заявлений ни по форме, ни по материалам, ни по плану. Это не было экспериментом; скорее, здание обобщало мысли и чувства Гилла в этот период. Это было смело, но не повелительно, спокойно, но без мягкости» [2] (рис. 19). Одной из вершин творчества Гилла стал не примечательный по размерам жилой комплекс Двор Горацио Уэста (Horatio West Court) в Санта-Монике. Комплекс располагался на участке площадью 738 м2 (площадь, занимаемая домом Доджа, составляла 604 м2, а площадь его террас - 102 м2 [2]) и первоначально состоял из двух пар двухэтажных домов на одну семью по двум сторонам центрального двора, включавшего подъездную дорогу. В 1922 г. в тылу этого же участка были построены здания гаражей с квартирами на втором этаже, а в 1923 г. - огороженная площадка [17] (рис. 20). В. Д. Филиппов 153 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 Это были дома для семей среднего и низкого достатка. Строились они также на железобетонном фундаменте и со стенами из железобетона, но обычным способом - при возведении двухслойных стен с утеплителем использовали скользящую опалубку. Система Эйкена при единичном строительстве приносила одни убытки, и Гилл от неё отказался [5]. Но в Санта-Монике он, вероятно в надежде на будущее, строил именно «дома для всех». Когда в Германии под этим лозунгом развернулось «Новое строительство» (Neues bauen), спустя восемь лет в Вайсенхофе, независимо от него, опять были открыты похожие архитектурные формы, а через десять лет Рихард Нойтра, Рис. 19. Дом Эллен Браунинг Скриппс (вилла South Molton II) в Ла-Холье, 1915-1916 гг., арх. Ирвинг Джон Гилл (фото: UC-Santa Barbara Architecture and Design Collections и [16]) на время вернувшись из США на родину в Австрию, опубликовал книгу «Америка» из серии «Новое строительство в мире», где разместил свои фотографии домов Гилла (рис. 21). Но в 1919 г. массовое строительство жилья в Европе существовало лишь как идея, а в США, до прихода Франклина Рузвельта и начала в 1933 г. Нового курса, и думать об этом не считали нужным. С 1914 по 1919 гг. строительство жилья переживало рецессию, которая на короткое время прервалась, и опять - спад 1920-1921 гг. Во время передышки Гилл смог получить заказ на дорогое жильё от семьи Кларк, решившей обосноваться в Санта-Фе-Спрингс. Размерами и оснащением дом напоминал дом Доджа, отли- Рис. 20. Двор Горацио Уэста в Санта-Монике, 1919 г., арх. Ирвинг Джон Гилл, аксонометрия, вид с запада (реконструкция Robert Giebner, 1968 [17]) Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 154 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ чаясь архитектурными особенностями (рис. 22) и внутренней отделкой. Вероятно, по настоянию хозяйки, на его бетонных стенах появился растительный орнамент, а на камине египетский мотив. Дом построили, а ландшафт обустроить не успели - на этом участке в 1921 г. нашли нефть. Семья Кларк съехала из построенной резиденции на ранчо в долину Коачелла, а для Гилла заказ надолго стал последним реализованным проектом - до 1928 г. информации о построенных им зданиях нет. Как-то в это время Элоиза Рурбах, писавшая о работах Гилла статьи [6], нашла его в Лос-Анджелесе на заднем дворе своей мастерской, где он «возился с какой-то бетонной деталью 2 на 4 дюйма» [2]. Последние проекты В 1928 г. Гилл закрыл мастерскую в Лос-Анджелесе и снова вернулся в округ Сан-Диего, где в Коронадо ему заказали проектирование церкви Христианской науки (рис. 23). Внешний вид церкви без колокольни был необычным, если не сказать странным - то ли его сама община об этом попросила, то ли повлияли годы вынужденного простоя. Благодаря появившимся заказам Гилл чуть поправил свои финансовые дела, которые к окончанию его пребывания в Лос-Анджелесе, судя по всему, были в печальном состоянии. Рис. 21. Двор Горацио Уэста в Санта-Монике, 1919 г., арх. Ирвинг Джон Гилл (фото: Рихард Нойтра, 1929, Richard Neutra, “Amerika. Neues Bauen in der Welt, 2”, Wien, 1930) [18] и Рядный дом в Вайсенхофе, 1927, арх. Якобус Ауд (“Bau und Wohnung”, Akad. Vertag Dr. Fritz Wedekind & Co., Stuttgart, 1927) 28 мая 1928 г. в газете появилось объявление о свадьбе Ирвинга Дж. Гилла и богатой вдовы Мэрион Браширс. Пара уехала на ранчо Палос-Вердес в дом Мэрион. Через 9 месяцев Гилл записал в дневнике: «Переехал в Карлсбад в 13:50. Четверг, 7 марта 1929 г.» [2]. Более творческой стала работа в Оушенсайде (рис. 24): Гилл здесь спроектировал центр города с парком и административными зданиями. Вследствие наступившей в 1929 г. Великой депрессии успели построить только ратушу с библиотекой, полицейский участок, пожарную часть и школу американизации (рис. 25). В Оушенсайде в 1936 г. было построено и последнее здание Гилла - редакция газеты «Blade Tribune and News». Впервые за всё время его зрелого творчества во внешней отделке здания появился скромный декор (рис. 26). В Карлсбаде Гилл жил в доме без водопровода и газа, на акре фруктового сада, принадлежавшего его жене. Вскоре после прибытия случился инфаркт, но несмотря на это он продолжал работать. Около 1933 г. Гилл пережил второй инфаркт. В 1936 г. за четыре месяца до смерти он разработал проект небольшого здания для Редондо-Бич и отдал все материалы клиенту. Когда он задал адвокату клиента вопрос о гонораре, тот ответил, что Гилл «не строил здание, а только его спроектировал», и Рис. 22. Дом Чонси и Мэри Кларк в Санта-Фе-Спрингс, 1919-1921 гг., арх. Ирвинг Дж. Гилл: строительство дома (фото 1920 г., Clarke Estate. City of Santa Fe Springs) и фрагменты внешнего вида (фото: UC-Santa Barbara Architecture and Design Collections) В. Д. Филиппов 155 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 Рис. 23. Первая церковь Христианской науки в Коронадо, 1928 г.: общий вид, рисунок Ирвинга Дж. Гилла, (Coronado Historical Association) и современное фото (Christian Science Churches of Southern California) Рис. 24. Оушенсайд: проект центра города (рисунок Ирвинга Дж. Гилла) [16]; пожарное депо и полицейский участок, 1930 г. (фото 1940-1941 гг., National Park Service. National Register of Historic Places) Рис. 25. Оушенсайд: ратуша и публичная библиотека, 1934; пожарное депо; школа американизации, 1931, арх. Ирвинг Джон Гилл (фото 1930-1940 гг., Oceanside Historical Society) Рис. 26. Оушенсайд: Здание газеты «Blade Tribune and News», 1936, арх. Ирвинг Джон Гилл (фото: UC-Santa Barbara Architecture and Design Collections) Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 156 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ гонорара за выполненную работу от этого клиента он так и не увидел [2]. Умер Ирвинг Джон Гилл 7 октября 1936 г. в городе Карлсбад округа Сан-Диего в возрасте 66 лет, миром архитектуры практически забытый. Заключение Ещё в каталоге выставки 1935 г. «Современная архитектура Калифорнии» в Музее Современного искусства в Нью-Йорке [19], в подготовке которой приняли участие Генри-Рассел Хичкок и Филип Джонсон, Гилл был назван «пионером современной архитектуры в Америке», но до книги 1960 г. Эстер Маккой [2] его творчество было почти неизвестным, лишь время от времени упоминаемым самыми глубокими исследователями [7]. Споры о нём в США продолжаются до сих пор, некоторые не считают Гилла пионером модернизма и не могут «думать о нём, как о чём-то более чем переходной фигуре» [20]. Тому есть ряд объективных и субъективных причин. Первая, и очевидная причина: Гилл в своих проектах использовал арки, при этом часто формировавшие своеобразный простой ордер. И то, и другое в начале развития модернизма (который тогда был исключительно европейским) казалось неприемлемым. Модернизм, который возник в итоге Октябрьской революции в России и Ноябрьской революции в Германии, тогда считался одним из подразделений революционного движения к светлому будущему - об этом название немецкого объединения художников во главе с архитекторами «Рабочий совет по искусству», которое вначале возглавлял Бруно Таут, а затем Вальтер Гропиус. На пути к светлому будущему следовало избавиться от гнетущего наследия прежних эпох, как говорилось в манифесте русских футуристов 1912 г. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности». В числе «проч.» для революционных архитекторов, несомненно, фигурировали и арка, и ордер. Дорога к светлому будущему могла быть только по прямой, что очень точно подметил в романе-антиутопии Евгений Замятин: «Да: проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение. Да: разогнать дикую кривую, выпрямить ее по касательной - асимптоте - по прямой. Потому что линия Единого Государства - это прямая. Великая, божественная, точная, мудрая прямая - мудрейшая из линий…» [21]. Поэтому лишь через десятилетия после смерти Гилла и кривая, и арка, и простой ордер вновь на законных основаниях вернулись в модернизм (рис. 27). А идентичность принципов манифестов Ирвинга Джона Гилла в 1916 г. [11] и Вальтера Гропиуса в 1926 г. была показана ранее [1]. Второй причиной можно назвать существовавшее в то время у американцев чувство неполноценности американской культуры (и архитектуры) по отношению к европейской. Это было написано в каталоге теперь всемирно известной выставки в Нью-Йорке 1932 г.: «К 1922 году, через тридцать лет после Чикагской выставки, американская публика была полностью убеждена в том, что, несмотря на то, что для европейского искусства американская живопись, скульптура и музыка второстепенны, в архитектуре мы правим миром. Это чувство, кажется, отчасти основано на способности наших архитекторов подражать прошлым европейским стилям более со вкусом, чем сами европейцы, и, отчасти, на нашем техническом мастерстве, будь то центральное отопление, мебель для ванной комнаты или быстрое возведение небоскребов. Именно небоскреб особенно подтвердил нашу гордость, так как мы еще не осознали, что инженер, возможно, больше, чем архитектор, сделал наши небоскребы значительными» [22]. Эти слова лучших американских теоретиков архитектуры показывают, что даже в 1932 г. они просто не были готовы принять возможное лидерство своей архитектуры, к тому же родив- Рис. 27. Метрополитен-опера, Нью-Йорк, 1966 г., арх. Уоллес Харрисон (metopera.org); Дворец Итамарати, Бразилиа, 1970 г., арх. Оскар Нимейер (фото: Carlos Alkmin, fineartamerica.com) В. Д. Филиппов 157 Градостроительство и архитектура | 2021 | Т. 11, № 1 шейся не в центрах американской культуры на Востоке, или даже не на Среднем Западе в Чикаго, а «на краю Америки» в Калифорнии. К тому же эта новая европейская архитектура уже была частью мощного международного движения, а никаких признаков такого движения в США, особенно при взгляде с их Восточного побережья, до 1930-х гг. заметно не было. В этом смысле стиль прерий, лидером которого стал Фрэнк Ллойд Райт, их всех устраивал - как самобытная американская архитектура, с европейской никак не связанная и оттого никак с ней не конкурирующая, потому что к конкуренции готовности не было. Про Гилла либо не знали вообще ничего, либо знали о его работах крайне мало и в прошедшем времени, считая его местным калифорнийским явлением «возрождения стиля миссии». Показателен пример того, как попытались найти влияние статьи Адольфа Лооса «Орнамент и преступление» на творчество Гилла. Этого не было и быть не могло - статья Лооса была написана в 1910 г. (так указано в его рукописи), тогда же прочтена как лекция в Вене, в 1913 г. впервые напечатана на французском языке с датой написания 1913 г., а на немецком в газете Frankfurter Zeitung - в 1929 г., дата написания была изменена на 1908 г. и с той же датой опубликована в сборнике работ Лооса «Trotzdem” в 1931 г. [23]. Как было описано ранее [1], дом Рассела Аллена, о котором никаких публикаций нигде не было, Гилл спроектировал в 1907 г. Но между Лоосом и Гиллом можно найти общее: Гилл работал у Салливана в 1891-1893 гг., а Лоос жил в США в 1893-1896 гг. и тогда посещал в Чикаго Колумбийскую выставку, где на него произвели впечатление работы Адлера и Салливана. Общим для них могло быть и влияние статьи Салливана 1892 г. «Украшение в архитектуре» [24] (у нас перевели как Орнамент в архитектуре, и раз орнамент - это нечто поверхностное, смысл неизбежно сузился) - работы Гилла, как статья и дом Штайнера с последующими работами Лооса, это подтверждают. В отличие от значительного влияния статьи Лооса на европейских архитекторов, творчество Гилла из-за крайне ограниченных публикаций о его новаторских работах и отсутствия в то время в США движения к новой архитектуре имело скромное влияние, и исключительно на калифорнийских архитекторов. Помимо обычных плагиаторов без идей и принципов, можно назвать лишь тех, кто с ним работал (Ллойд Райт, Луис Гилл, бывший партнёр Фрэнк Мид, в своё время повлиявший на Гилла, вернувшийся в архитектуру в 1912 г. и вновь ушедший оттуда в начале 1920-х гг. [25]), и двух независимых - оба были выходцы из Австрии - Рудольфа Шиндлера и Рихарда Нойтру, чьё творчество получило развитие в конце 1920-х гг. Нойтра в свою книгу «Америка», выпущенную в 1930 г. в Вене, кроме фотографий и описания Двора Горацио Уэста (рис. 21), включил описания и фотографии домов Бэннинг и Доджа [18] - это принесло Гиллу некоторую известность в Европе, но в самих США изменить отношение к нему не смогло. Третьей причиной можно назвать самого Ирвинга Джона Гилла. Фрэнк Ллойд Райт в 1909 г. подготовил портфолио своих избранных работ в стиле прерий и на год отправился в Европу, чтобы попытаться их там напечатать, заодно узнать европейскую архитектуру. Работы Райта опубликовал в двух томах на немецком языке издатель Эрнст Васмут в 1910-1911 гг. под названием «Здания и проекты, выполненные Фрэнком Ллойдом Райтом» [26], и они стали связующим звеном между архитектурой школы прерий и зарождавшимся европейским модернизмом, оказав влияние на ряд немецких и голландских архитекторов. Можно представить, каким было бы влияние на европейцев публикации в Берлине работ Гилла, начиная с 1908 г., скажем, в 1913 г. Но, судя по его отношению к сохранению документов своего творчества, этого произойти не могло: например в 1928 г. при закрытии мастерской в Лос-Анджелесе её документы загрузили в десять грузовиков, а потом их нигде не нашли [20]. Гилл не считал нужным как-то распространять свои идеи среди архитекторов, кроме ближайшего круга, ограничившись, хотя и превосходным, но единственным манифестом [11]. Поэтому, в отличие от Райта, к Гиллу не приезжали «учиться архитектуре со всей страны и даже из-за границы». По свидетельству хорошо знавшей его Элоизы Рурбах, так же он общался и с заказчиками: «Людям богатым он нравился за его прямолинейность и честность. У его идей была большая утонченность, хотя он часто выражал их грубо» [2]. Когда при подготовке Панамско-Калифорнийской выставки появился Гудхью, обещавший сделать «красиво и богато», Гилл не сумел ничего противопоставить, так как отказаться от открытых им принципов новой архитектуры уже не мог, а пропагандировать их не считал нужным. В итоге, в большинстве своём, заказчики города Сан-Диего от него отвернулись. Такова история архитектора, в начале XX в. открывшего принципы модернизма и впервые реализовавшего их на практике. Он вполне мог бы стать лидером американской и одним из лидеров мировой архитектуры, но по объективным и субъективным причинам не сумел этого сделать. Судьба и творчество Джона Гилла заставляют задуматься о том, как возникают новые направления в архитектуре и какими бывают предпосылки их успеха или неудачи.
×

About the authors

Vasily D. FILIPPOV

Samara State Technical University

References

  1. Филиппов В.Д. Ирвинг Джон Гилл: рождение американского модернизма // Градостроительство и архитектура. 2020. Т.10, № 4. С. 119-135. DOI: 10.17673/ Vestnik.2020.04.15
  2. McCoy Esther, Five California Architects (1960; New York: Praeger Publishers, 1975), 200 p.
  3. McClain M. The Bishop’s School, 1909-2009 // The Journal of San Diego History, v.53, no.4 (2008): 235-267.
  4. Kamerling Bruce, Irving Gill: The Artist as Architect // The Journal of San Diego History, Spring 1979, Vol. 25, Number 2, pp. 151-188
  5. Crosse John, Irving Gill’s First Aiken System Project: The Sarah B. Clark Residence, Hollywood, Spring 1913. URL: https://socalarchhistory.blogspot. com/2014/07/sarah-b-clark-residence-7231-hillside.html
  6. Roorbach Eloise, Celebrating simplicity in architecture // Western Architect, Vol.19 (April 1913), pp. 35-38
  7. Mumford Lewis, The brown decades. A study of the arts in America, 1865-1895. New York: Harcourt, Brace and Company, 1931, 266 p.
  8. Amero Richard W. Balboa Park and the 1915 Exposition. Edited by Michael Kelly. Charleston, SC: History Press, 2013, 286 p.
  9. O’Hara Christine Edstrom. The Panama- California Exposition, San Diego, 1915: The Olmsted Brothers’ Ecological Park Typology // Journal of the Society of Architectural Historians (2011) 70 (1): 64-81. doi: 10.1525/jsah.2011.70.1.64
  10. Mikesell Stephen. Bridge Builders of Southern California: Mayberry & Parker, Frank Allen, Irving Gill, William Thomas, Merrill Butler // Southern California Quarterly (2020) 102 (1): 5-23. DOI: 10.1525/ scq.2020.102.1.5
  11. Gill Irving J., The Home of the Future: The New Architecture of the West: Small Homes for a Great Country // The Craftsman, Vol. XXX, Number 2, May 1916, pp. 140-151, 220
  12. Phelps Robert, The Search for a Modern Industrial City: Urban Planning, the Open Shop, and the Founding of Torrance, California // Pacific Historical Review (1995) 64 (4): 503-535. doi: 10.2307/3640556
  13. Crosse John. Irving Gill, Homer Laughlin and the Beginnings of Modern Architecture in Los Angeles, Part II, 1911-1916. URL: https://socalarchhistory.blogspot. com/2015/12/irving-gill-homer-laughlin-and.html
  14. Bartlett Dana W. An Industrial Garden City. Torrance // The American City, 1913, Vol.9, No.4, pp. 310-314
  15. Lakeman Albert, Concrete Cottages, Small Garages and Farm Buildings. London: Concrete publications Ltd., 1918. pp. 144-148
  16. Kamerling Bruce, Hebbard & Gill, Architects // The Journal of San Diego History, Spring-Summer 1990, Vol. 36, Number 2-3. pp. 107-129.
  17. Horatio West Court Apartments, 140 Hollister Street, Santa Monica, Los Angeles County, CA. Historic American Buildings Survey (Library of Congress). HABS CA-1984, Year 1968. URL: https://www.loc.gov/ item/ca0298/
  18. Tippey Brett, Richard Neutra’s Search for the Southland: California, Latin America and Spain // Architectural History, 2016, Vol.59, pp. 311-352. doi: 10.1017/arh.2016.10
  19. Philip L. Goodwin; Henry-Russel Hitchcock, Jr.; George Howe; Joseph Hudnut; Philip Johnson “Modern architecture in California”. Department of Architecture of the Museum of Modern Art, arranged for circulation by the Department of Circulating Exhibitions. New York: The Museum of Modern Art, 1935.
  20. Giberti Bruno, Review: Irving Gill and the Architecture of Reform by Thomas S. Hines // Journal of the Society of Architectural Historians (2003) 62 (1): 142-144. doi: 10.2307/3655096
  21. Zamiatin Eugene (1924). We. (Translated Gregory Zilboorg). New York: E. P. Dutton & Co., 218 p.
  22. Barr Alfred H. Jr.; Hitchcock Henry-Russell; Johnson Philip; Mumford Lewis; Modern architecture: international exhibition, New York, Feb. 10 to March 23, 1932, New York: Museum of Modern Art, 1932, 199 p.
  23. Long Christopher, “Ornament, Crime, Myth, and Meaning”, 85th ACSA Annual Meeting Proceedings, Architecture: Material and Imagined, 1997. pp. 440-445.
  24. Sullivan Louis H., Ornament in Architecture // Engineering Magazine, Aug. 1892, Vol.3, No.5 pp. 633-644.
  25. Crosse John, Frank Mead: ‘A New Type of Architecture in the Southwest,’ Part II, 1907-1920. URL: https://socalarchhistory.blogspot.com/2016/05/frankmeadnew-type-of-architecture-in.html
  26. Ausgeführte Bauten und Entwürfe von Frank Lloyd Wright. Berlin: Ernst Wasmuth. 1910, 1911.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 FILIPPOV V.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies