Environmental conditions of orthodox churches and complexes perception

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

On the example of rural settlements of the Penza region, the variants of the conditions for the perception of an Orthodox church and the determining landscape and urban planning factors are considered, characteristic combinations of elements are established, typical and rare situations are highlighted. The classification of the placement of temples in the structure of a rural settlement is carried out, the connection of the temple location with the settlement structure and and the conditions of perception is determined.

Full Text

Средовые условия Пензенской области характеризуются большим разнообразием. На территории области присутствуют четыре основные ландшафтные зоны: северо-восточная – лесная, центральная – лесостепная, западная и южная – с преобладанием степных ландшафтов. Храмовые комплексы расположены в большинстве сельских поселений. На локальном уровне восприятия храмов в ландшафте раскрывается большое количество всевозможных живописных видов.

Чтобы проанализировать условия восприятия православного храма в среде, необходимо определить территориальные уровни или зоны восприятия и рассмотреть факторы, играющие роль в их формировании, выделить ценные и типовые сочетания их ландшафтных и градостроительных составляющих. В работе рассматриваются храмы сельских поселений Пензенской области, обладающие в определенном диапазоне единством такого условия восприятия, как визуальное доминирование храма по высоте.

Как и любая архитектура, условия восприятия православных храмов и комплексов характеризуются дистанциями наблюдения и углами обзора [1]. Храмы и комплексы могут иметь панорамный обзор, дальние перспективы, интерьерное восприятие и ближние виды.

Местоположение храма или комплекса в населенном пункте и в природном ландшафте создает условия для восприятия различных видовых картин. Определенным образом местоположение храма связано с планировочной структурой населенного пункта. Основные виды планировочных структур следующие: линейные (одна улица села, застроенная с двух или с одной стороны – например, с. Ростовка, Каменский район, с. Уранка, Городищенский район), компактные (когда населенный пункт имеет две взаимно перпендикулярные улицы и компактное пятно застройки – например, с. Черкасск, Колышлейский район, с. Владыкино, Каменский район). Сложно расчленённые населенные пункты характеризуются, как правило, наличием природного элемента (оврага, балки, озера или леса), который разделяет планировочную структуру села на две-три части. Примером может служить с. Липовка, Башмаковский район (овраг), с. Высокое, Башмаковский район (пруд) [2].

Храм или комплекс располагается на окраине, в центре или на удалении от поселения. Взаимовлияние расположения храма и населенного пункта создает большое количество вариантов восприятия храмов. Они отличаются глубиной, живописностью силуэта и сочетания вертикали храма и массы застройки. Трассы движения и подходы к храму, зависящие от планировочной структуры населенного пункта, организуют различные сценарии смены видовых картин и различный характер их построения. Продольная центральная улица, ведущая к храму, является визуальным коридором, ведущим к доминанте храма, подчиняющей себе монотонный ритм домов, стоящих вдоль улицы «коридора». Расположенный в центре поселения храм визуально собирает массу застройки и является зрительным фокусом картины его восприятия с любой улицы, вне зависимости от ее направления.

 

Таблица 1

Классификация размещения храмов в структуре малых поселений Пензенской области

 

Градостроительный фактор дополняется ландшафтным, и вариативность визуальных картин увеличивается. Выразительным примером является Троицкий храм, расположенный в структуре сложной композиции села Шейно, Пачелмский район. Село размещается на двух холмах, между которыми, в низине, находится озеро. На склоне пологого холма, на берегу озера расположен храм, на заднем плане – большой лесной массив, создающий объемный глубокий фон. Храм живописно воспринимается с дороги, проходящей по холмистому рельефу через весь поселок. Открываются богатые панорамы доминанты храма с окружающей застройкой, перемежающейся пышными посадками деревьев.

Рассмотрев подобные примеры, мы получим различные варианты восприятия храма в среде. Все они разнообразны, со своими неповторимыми визуальными связями, ритмами и общей композицией элементов [3].

В зависимости от дистанции наблюдения выделяются три уровня или территориальные зоны с различными вариантами восприятия: зона дальних видов или полный панорамный обзор (от 1000 м), перспективные виды или объектный обзор (500–700 м) и ближние виды или детальный обзор (40–80 м). Рассмотрим их подробнее (риc. 2).

  1. Панорамный обзор (вертикальный угол зрения 18°) – достаточно частое условие восприятия ХиК. Он может быть обеспечен с высокой точки или с одного уровня с объектом. Рельеф имеет определяющее значение, он формирует точки обзора: высокую (характеризуется преобладанием в кадре «пятого фасада» плоскости земли, т. е. аксонометрический вид), низкую или с одного уровня с объектом наблюдения (характеризуется силуэтным восприятием, присутствует фронтальный вид).

 

Рис. 1. Панорамы Троицкого храма с. Шейно, Пачелмский район: а – вид с центральной улицы; б – вид с противоположного холма

 

Риc. 2. Территориальные уровни и ландшафтные составляющие условий восприятия храмового комплекса

 

Можно привести пример условий восприятия храмового комплекса села Большая Валяевка, Пензенский район, храма села Ахматовка, Никольский район (риc. 3), храма села Пестровка, Камешкирский район и др. Они характеризуются привлекательными значимыми панорамными видами. Эти виды открываются с трасс движения и видовых точек на высоком рельефе, расположенных в зоне панорамного влияния храма. Панорамные виды отличаются глубиной, многоплановостью, интересным сочетанием масс застройки, лесного массива, рельефа, иногда плоскости водоема или линии реки.

 

Риc. 3. Панорама Казанского храма с. Ахматовка, Никольский район, вид с возвышенности на юго-востоке, фото автора

 

Для всех точек обзора является благоприятным ситуация восприятия храма через какую-либо визуальную паузу. Ей может являться перепад рельефа, плоскость водоема. Например, Троицкий храм с. Соловцовка, Рождественский храм с. Лещиново, Нижнеломовский район. Зеленые лесные массивы с низких точек обзора являются фоном или преградой для панорамных видов, с высоких точек работают как обрамление населенных пунктов (с. Шейно, с. Базарная Кеньша, Никольский район, с. Матвеевка, Пензенский район).

Силуэт храма и комплекса, как частный случай панорамы, играет ведущую роль в видах с низкой точки зрения или с одного уровня с объектом наблюдения.

Чаще всего в малых населенных пунктах преобладает малоэтажная застройка и храм играет роль вертикальной доминанты в общем силуэте населенного пункта [4–6]. Характер силуэта самого храма или храмового комплекса зависит от вида завершений (одно или многоглавие, наличие и высота колокольни, их взаимное расположение).

Были выделены характерные типы силуэтов ландшафтно-градостроительной ситуации вокруг православных храмов и комплексов (риc. 4):

А – Монотонный силуэт, который создается средой, ухудшает восприятие архитектуры храма. Это вариант расположения храма в сплошном лесном массиве или плотной городской застройке.

Б – Храм является единственной доминантой в равнинном ландшафте. Чаще всего это случаи утраты населенного пункта, «храм в поле» или расположения в значительном удалении от существующего. Таких случаев на территории области по данным исследования пятнадцать. Это, например, Михайло-Архангельские храмы с. Белогорка, Мокшанский район и с. Каргалей (упраздненная Салмановка), Вадинский район, Троицкий храм с. Соколка, Сердобский район, Никольский храм с. Новокрещеново, Городищенский район и др. [7].

В – Силуэт, создаваемый сочетанием архитектуры и насаждений. Благоприятно влияет на восприятие, не ухудшает видимость.

Г – Окружение на достаточном удалении, является фоном. Застройка подчинена по высоте и объему, подчеркивает доминанту храма, не диссонируя с ним. Храм является главным вертикальным ориентиром окружающей ситуации. Например, это виды на храм Михаила Архангела села Большая Лука, Вадинский район.

 

Риc. 4. Модели силуэтов ландшафтно-градостроительных ситуаций

 

  1. Объектный или перспективный обзор (с вертикальным углом зрения, примерно 27°) формирует основные перспективные виды на храмы и комплексы. Можно сказать, что это основной уровень, с которого воспринимаются храмы незаинтересованным наблюдателем.

Чтобы определить характер и свойства этой зоны восприятия, рассмотрим формирующие ее факторы: ландшафтный и градостроительный. Ландшафтный включает в себя наличие вблизи объекта насаждений (варианты: в природном лесном массиве, организованная посадка деревьев, хаотичные неорганизованные посадки, массив деревьев, отсутствие посадок), водоема (река, пруд), характер рельефа (равнинный, на склоне, на возвышенности, в низине). Градостроительный фактор характеризуется наличием жилой застройки, размещением в структуре населенного пункта (на открытом пространстве/на площади, на перекрестке, в составе архитектурного ансамбля, в поле, утрата населенного пункта).

Рассмотренные примеры восприятия храмов с близкого расстояния сформировались в группы, наиболее характерные для Пензенской области. Они включили в себя следующие сочетания элементов: рельеф, расположение в застройке, характер озеленения, наличие водоема.

Наличие всех элементов в картине восприятия наиболее привлекательно, встречается нечасто, и эти ситуации можно охарактеризовать как ценные. Наиболее гармонично воспринимается храм, стоящий на возвышенности или на склоне в составе архитектурного ансамбля с гармонично организованным массивом деревьев, водоемом поблизости (риc. 5).

 

Риc. 5. Наиболее гармоничное сочетание ландшафтных и градостроительных составляющих картины восприятия храма

 

К ним относятся в первую очередь храмы в составе монастырских комплексов, расположенные на рельефе, например Богородицкий Тихвинский мужской монастырь в Вадинске. А также храмы с сопутствующими зданиями, формирующими комплекс. Таких сельских храмов сохранилось немного. Выразительным примером является восстановленный комплекс храмов в селе Большая Валяевка, расположенный на высоком холме и раскрывающийся на далекие перспективы. В него входят храм во имя Божией Матери Живоносного Источника, Казанский храм, часовня и источник. Комплекс включает в себя систему лестниц и площадок, спускающихся по рельефу. При хорошей погоде пятиглавие главного храма просматривается с трассы, проходящей рядом в четырех километрах и из окружающих деревень (Ледебевка, Воскресеновка, Александровка). Из более скромных примеров – не действующий Троицкий храм с. Засечное, Нижнеломовский район. В состав этого комплекса помимо храма входит одноэтажное здание с таким же выразительным декором. Храм находится на склоне холма, окружен открытым пространством и ниже по рельефу одноэтажной жилой застройкой.

Отсутствие одного или двух элементов, как правило это водоем или рельеф, создает типичные ситуации, они встречаются значительно чаще. Такими примерами являются Богоявленский (Казанский) храм с. Обвал, Тамалинский район, расположенный на плоском рельефе, в центре населенного пункта, на открытом пространстве, или Никольский храм с. Ягановка, Вадинский район с таким же расположением, Покровский храм с. Усть-Каремша, Нижнеломовский район и многие другие (риc. 6).

 

Риc. 6. Типичное для Пензенской области сочетание ландшафтных и градостроительных составляющих картины восприятия храма

 

Таким образом, если рассмотреть всю храмовую архитектуру области, то больше половины объектов расположены в весьма простых условиях, которые характеризуются наличием одного или нескольких ландшафтных составляющих и могут быть определены как типичные. Четвертая часть храмов находится в ценных перспективных раскрытиях и имеет далекие панорамные виды. Оставшийся процент храмов находится вне застройки, на окраине поселений, в поле, и чаще всего в руинированном состоянии. И тем не менее большинство случаев восприятия включают в себя как положительные, так и отрицательные характеристики.

  1. Ближние виды или интерьерный обзор (вертикальный угол зрения 45°). Условия восприятия формируются в зоне самого храмового сооружения или комплекса.

Имеют значение следующие составляющие: характер границы комплекса (ограда), состав самого комплекса, структура озеленения, объемно-пространственное решение храмов и комплексов, декоративное решение фасадной плоскости зданий [8]. Речь в данном случае идет об архитектуре самого храма или комплекса храмов и благоустройстве окружающей территории.

Таким образом, проанализированы храмы области с трех территориальных уровней восприятия. Отмечено, что в панорамных раскрытиях большую роль играет ландшафтный фактор, а именно такие его составляющие, как рельеф, который влияет на характер видового кадра и формирует аксонометрические или силуэтные виды; плоскости водоема, низких посадок и других плоскостных элементов, которые образуют визуальную «паузу» между наблюдателем и объектом наблюдения, на фоне которой храм, как доминанта, воспринимается более выразительно. Рассмотрены характерные типы силуэтного восприятия как частного случая панорамного. На втором территориальном уровне восприятия, перспективном, определены типичные и редкие сочетания ландшафтных и градостроительных элементов вокруг храма. Наличие всех элементов в картине восприятия – рельефа, водоема, посадок деревьев и фоновой застройки, подчиненных архитектуре и габаритам храма, формирует самые уникальные и живописные виды, отсутствие нескольких из них создает более простые, типичные ситуации. Отмечено, что перспективный и детальный виды отличаются тем, что на них можно воздействовать, формировать их целенаправленно, путем включения ландшафтных элементов на уровне объекта, организации трасс движения и подходов к храмам и комплексам.

 

Таблица 2

Сочетания составляющих условий восприятия перспективных видов храмов Пензенской области

Рельеф

Градостроительные условия

Насаждения

Количество, шт.

Равнинный

На открытом пространстве

Отсутствуют

37

Равнинный

На открытом пространстве

Хаотичные

13

Равнинный

На открытом пространстве

Организованные редкие

11

Равнинный

Отдельно стоящий

Отсутствуют

15

Равнинный

Отдельно стоящий

Хаотичные

15

На возвышенности

На открытом пространстве

Массив деревьев

4

На склоне

В составе ансамбля

Отсутствуют

3

Равнинный

Гармоничная застройка

Отсутствуют

15

Равнинный

Диссонирующая застройка

Хаотичные

4

Равнинный

Гармоничная застройка

Хаотичные

10

×

About the authors

Anna G. Lyzina

Penza State University of Architecture and Construction

Author for correspondence.
Email: lyzina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2464-1246

Senior lecturer of the Design and Artistic Interior Design Chair

Russian Federation, 440028, Penza, German Titov str., 28

References

  1. Belova E. L. Arhitekturno-prostranstvennaya sreda goroda kak ob”ekt zritel’nogo vospriyatiya [The architectural and spatial environment of the city as an object of visual perception]. Moscow, Stroyizdat,1977. 127 p.
  2. Lyzina A.G. Features of orthodox complexes in the Penza region and their placement in the planning structure of settlements. Perspektivy nauki [Science perspective], 2016, no. 6 (81), pp. 22–26. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26538087_32906167.pdf (Accessed 21.08.2021). (in Russian)
  3. Lyzina, A. G. Temple complexes in the landscape-planning organization of the territory. Teoriya i praktika sredovogo dizajna: sb. tr. II mezhd. nauch.-praktich konf [Theory and practice of environmental design: sat. tr. II international scientific and practical conference]. Penza, PGUAS, 2008, pp. 35–38. (in Russian)
  4. Ponomarenko E.V. Moscow’s Influence in the Architecture of Rural Classical Churches in the Middle Volga Region. Gradostroitel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2021, vol. 11, no. 1, рp. 118–124. (in Russian) doi: 10.17673/Vestnik.2021.01.16.
  5. Litvinov D.V., Ivanova L.I., Tuzov A.V. Restoration of Michael the Archangel orthodox cathedral in Dergatchi village (Kolyvan), Krasnoarmeysk district of Samara region. Gradostroitel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2015, no. 4 (21), рp. 30–36. (in Russian) doi: 10.17673/Vestnik.2015.04.4.
  6. Ponomarenko E.V. Design, construction and modern restoration of orthodox churches in the first half of the 19th century in the Southern Urals. Gradostroitel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2013, no. 1, pp. 19–24. (in Russian) doi: 10.17673/Vestnik.2013.01.4.
  7. Dvorzhansky A. I. Hramy Penzenskoj oblasti [Temples of the Penza region]. Penza, 2018, vol. 1. 380 p.
  8. Borisov S.V. Evaluation criteria for orthodox churches spatial сomposition. Regional’naya arhitektura i stroitel’stvo [Regional architecture and construction], 2014, no. 2, pp. 169–177. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21641336_82730538.pdf (Accessed 22.08.2021). (in Russian)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Table 1 Classification of the location of churches in the structure of small settlements in the Penza region

Download (457KB)
3. Fig.1. Panoramas of the Trinity Church with. Sheino, Pachelmsky district: a - view from the main street; b - view from the opposite hill

Download (261KB)
4. Fig. 2. Territorial levels and landscape components of the conditions of perception of the temple complex

Download (207KB)
5. Fig. 3. Panorama of the Kazan temple with. Akhmatovka, Nikolsky district, view from a hill in the southeast, photo by the author

Download (155KB)
6. Fig. 4. Models of silhouettes of landscape and urban situations

Download (48KB)
7. Fig. 5. The most harmonious combination of landscape and urban planning components of the picture of the perception of the temple

Download (25KB)
8. Fig. 6. Typical for the Penza region combination of landscape and town-planning components of the picture of the perception of the temple

Download (15KB)

Copyright (c) 2021 Lyzina A.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies