Архитектурно-планировочные и конструктивные особенности доходных домов А. Щербачева

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье сравниваются доходные дома архитектора А. Щербачева, построенные для купца Д.Е. Челышева в конце XIX столетия в Самаре. На данный момент большинство из этих домов находится в аварийном состоянии или были утрачены, поэтому необходимо собрать всю доступную информацию по этим памятникам архитектуры, чтобы понять принципы и закономерности проектирования архитектора А. Щербачева, в том числе первых доходных домов Самары, для их сохранения и реставрации. Сравниваются фасадные решения каждого из сооружений. Все они были построены в неорусском стиле, из красного кирпича без использования штукатурки. Можно отметить постепенную эволюцию стиля от первого дома к последнему, а также схожесть в планировке доходных домов. Кроме того, в статье дается краткая историческая справка, которая помогает понять причины возникновения доходных домов, их особенности в проектировании.

Полный текст

В конце XIX столетия в Самаре началось активное строительство каменных зданий. Это послужило причиной для появления доходных домов – нового типа жилых домов, квартиры в которых подразумевалось сдавать в аренду. Их сдавали приезжим чиновникам, учителям, врачам, инженерам, служащим банков, юристам. Планировочная структура доходных домов была типизирована, был повышен уровень санитарно-технического обеспечения [1].

Одним из архитекторов доходных домов в Самаре был Александр Александрович Щербачев (2 марта 1858 – 22 апреля 1912). В 1873 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1889 г. П.В. Алабин пригласил архитектора А. Щербачева в Самару [2].

А. Щербачев спроектировал для купца Д.Е. Челышева четыре кирпичных доходных дома в неорусском стиле. Среди них:

  • двухэтажный кирпичный дом (ул. Фрунзе, 49), 1890 г.;
  • трехэтажный кирпичный дом (ул. Фрунзе, 56), 1895 г.;
  • кирпичная баня (ул. Фрунзе, 70, снесена), 1895 г.;
  • трехэтажное кирпичное здание (ул. Красноармейская, 60), 1898–1899 гг.

Челышевские дома­ – это памятники архитектуры города Самары. Некоторые из них сейчас находятся в аварийном состоянии, но при этом остаются жилыми. Их сохранение важно как для жителей этих домов, так и для истории архитектуры и облика архитектуры города.

Перед автором стояла задача собрать информацию по челышевским домам, указать причины их возникновения, сравнить их фасадные и планировочные решения для полного понимания стиля архитектора Александра Щербачева.

Челышевские дома

  1. Улица Фрунзе, 49, 1890 г.

В настоящее время в доме по адресу: ул. Фрунзе, 49 расположен Музей истории им. М.Д. Челышева г. Самары (рис.1). Это односекционное, трёхэтажное здание, построенное из красного кирпича в 1890 г. По проекту Щербачева в нем было 10 квартир, предназначенных для сдачи в аренду. Кухни и подсобные помещения были выделены в отдельный блок, расположенный со стороны внутреннего двора (рис. 2).

Фасад спроектирован по принципу симметрии, по центру расположен вход, выделенный выступающим от основной плоскости фасада порталом. По крайним сторонам фасада выступают ризалиты, на втором и третьем этажах которых устроены двойные и тройные окна с полуциркульными завершениями. Их украшают резные кокошники и имитации колонн. На всем первом этаже и на центральной части фасада окна прямоугольной формы. Первый этаж рустован, а остальной объем украшен системой сухариков, ширинок и пилонов. Напротив этого дома расположен другой доходный дом Челышева, вместе они образуют комплекс построек, формирующий исторический облик улицы Фрунзе [3].

 

Рис. 1. Челышевский дом, ул. Фрунзе, 49 (Автор: rivershkiper)

 

Рис. 2. Планировочная схема дома по ул. Фрунзе, 49

 

  1. Улица Фрунзе, 56, 1895 г.

Доходный дом по ул. Фрунзе, 56 был построен в 1895 г., сейчас его используют в качестве жилого дома (рис. 3). На данный момент хорошо сохранился только уличный фасад. Фасады с внутреннего двора находятся в плачевном состоянии. Дом состоит из трех секций с двух- и трехкомнатными квартирами. Кухни и подсобные помещения, так же как и в доме напротив, выделены в отдельные блоки и выходят во внутренний двор (рис. 4) [4].

 

Рис. 3. Челышевский дом, ул. Фрунзе, 56

 

Рис. 4. План первого этажа дома по ул. Фрунзе, 56. (Архивные чертежи)

 

Композиция фасада преимущественно симметричная, единственное что нарушает полную симметрию – это арка с проездом во внутренний двор. Центральная часть фасада немного выше и ограничена ризалитами с двойными и тройными окнами. Ранее их украшали шатры с установленными на них флюгерами (рис. 5). Не так давно они были утрачены. По торцам здания расположены такие же ризалиты, но над ними не было предусмотрено шатровых крыш. Первый этаж дома рустован, окна прямоугольные. На втором этаже окна имеют полуциркульное завершение и украшены кокошниками, межоконное пространство заполняют колонны. На третьем этаже окна преимущественно прямоугольные, но так же как и на втором украшены кокошниками и пилонами. На втором и третьем этажах выступают открытые балконы с резными деревянными ограждениями. Карнизы украшены системой сухариков, а в центральной части козырек подпирают деревянные свесы. Дворовые фасады не имеют декора [5].

 

Рис. 5. Челышевский дом, ул. Фрунзе, 56. (Архивное фото 1999 г.)

 

  1. Улица Фрунзе, 70, 1895 г.

В настоящее время по адресу: ул. Фрунзе, 70 находится здание, построенное в середине XX в. (рис. 6). Раньше там стояло здание челышевских бань, которое было снесено в 1980-х гг. По воспоминаниям самарчан: «когда взрывали челышевскую баню, в соседних домах вылетали стекла, стены трескались, однако здание продолжало стоять, создавалось ощущение, что оно подпрыгивает и вновь встает на место» [6–8].

 

Рис. 6. Челышевская баня, ул. Фрунзе, 70. (Архивное фото)

 

Здание было четырехэтажным с полуподвальным первым этажом. По оставшимся данным, в плане здание имело форму вытянутого прямоугольника, т. е. в данном случае не было выделено блоков для лестниц или подсобных помещений. По воспоминаниям жителей города: «это была единственная в мире четырехэтажная баня с лифтом, со своей электроподстанцией и прачечной». Стены здания были двойными. В конце дня, чтобы избежать появления грибка и впоследствии разрушения, между стен пускали горячий воздух, таким образом высушивая внутренние поверхности стен [9].

Фасад был решен в «неорусском стиле», композиция симметричная. Ризалиты акцентировали внимание на центральной части фасада и на торцах, в которых находились украшенные арочными порталами входы в здание. На крайних ризалитах арка, подпираемая двойными колоннами, объединяет два этажа. В полуподвальном и первом этажах окна прямоугольные, украшения практически отсутствуют. На втором этаже окна также прямоугольные, но сдвоенные, а в межоконном пространстве расположены пилястры. На втором этаже выполнены бифориумы в том же ритме, но украшены резными кокошниками и ширинками. Последний этаж – это ряд окон с кокошниками и колоннами.

  1. Улица Красноармейская, 60, 1898–1899 гг.

Ранее в этом квартале находился тюремный острог – длинное одноэтажное каменное здание. Позднее территория перешла к Дмитрию Ермиловичу Челышеву и было решено на этом месте возвести новый доходный дом. Доходный дом Челышева (ул. Красноармейская, 60) возводился с 1898 по 1899 гг. [7–5]. Это трехэтажное здание, выполненное из красного кирпича в «неорусском стиле», занимает всю длину квартала, за счёт чего являлось самым крупным в городе до 1910 г. (рис. 7). Квартиры сдавались частным лицам, а в 1910-е гг. в здании размещались Губернское по фабричным и горнозаводским делам Присутствие Министерства Торговли и Промышленности и Самарский лесоохранный Комитет Главного Управления Землеустройства и Земледелия [10].

 

Рис. 7. Челышевский дом, ул. Красноармейская, 60. (Фото: Константин Байгузин)

 

В плане здание имеет размеры: 141,04 м в длину и 24,30 м в ширину. В нем были объединены секционная и коридорная схемы (шесть секций объединены коридором). Помещений для кухонь здесь предусмотрено не было, а черные лестницы были вынесены в отдельные блоки, размещенные со двора, как и в первых двух доходных домах, выполненных А. Щербачевым (рис. 8).

 

Рис. 8. План дома по ул. Красноармейская, 60. (Обмерный чертеж Е. Сенниковой)

 

Фасадное решение очень похоже на здание по ул. Фрунзе, 56, но выглядит несколько богаче и сложнее. Так, в центральной части и по краям здания появляются раскреповки, которые украшают шатровые крыши со шпилями. Над центральной частью ранее был элемент сомкнутой кровли, на данный момент утрачен. Большинство входов расположено в арочных порталах, подпираемых колоннами. Окна первого этажа прямоугольные, подоконники подчеркивают сухарики. Окна второго и третьего этажей с полуциркульным завершением и резными кокошниками, иногда решены в виде бифориумов. Межоконное пространство занимают пилястры, полуколонны, ширинки и система сухариков. Лестничные клетки выделены в виде сплошных окон на два верхних этажа.

Таким образом, все челышевские дома, выполненные архитектором А. Щербачевым, схожи между собой. В планах чаще всего подсобные посещения, кухни и черные лестницы выносятся в отдельный объем со стороны внутреннего двора. Сами здания становятся более протяженными, начиная от односекционного дома и заканчивая зданием длиной в целый квартал.

По фасадному решению доходные дома А.Щербачева также выполнены в едином стиле из красного кирпича. Композиции преимущественно симметричные. Входы чаще всего выделены арочными порталами. Окна первого этажа во всех случаях прямоугольные, украшения первого этажа сведены к минимуму. Окна, начиная со второго этажа либо полуциркульные, либо прямоугольные, но в большинстве случаев украшены резными кокошниками. Также верхние этажи имеют большее количество декоративных элементов, таких как сухарики, ширинки, порталы, полуколонны, пилястры. Для композиционной выразительности центра фасада и торцов дома их выделяют ризалитами, в некоторых случаях с использованием шатров над ними. Нередко в самих ризалитах используются двойные и тройные окна, объединенные кокошником (см. таблицу).

 

Сравнение элементов фасада челышевских домов

Адрес

Фото

Описание

Входы

Ул. Фрунзе, 49

Двупольная дверь расположена по центральной оси здания. Обрамлена выступающей от основного объема фасада аркой, подпираемой колоннами. Арка создаёт площадку для балкона на втором этаже

Ул. Фрунзе, 56

На фасаде расположено четыре входа, три из них – это двупольные двери, обрамлены колоннами. Один из них – рустованный арочный проем с проездом во двор. Над каждым входом нависает балкон

Ул. Фрунзе, 70

На фасаде расположено два входа, обрамленных арочным порталом с парными колоннами

Ул. Красноармейская, 60

Вход с угла – прямоугольный дверной проем. По длинной части фасада есть два типа входов: 1) оформлен в виде арочного резного портала с колоннами; 2) украшен упрощенным полукруглым порталом

Окна первого этажа

Ул. Фрунзе, 49

Прямоугольные окна. Верхняя часть наличника дугообразная. Весь первый этаж рустован

Ул. Фрунзе, 56

Прямоугольные окна. Весь первый этаж рустован

Ул. Фрунзе, 70

На полуподвальном этаже окна прямоугольные, почти квадратные. На первом этаже окна с дугообразным завершением сверху. Рустовка отсутствует

Ул. Красноармейская, 60

Окна прямоугольные. Рустовки нет. Подоконники украшены сухариками

Окна второго этажа на основной части фасада

Ул. Фрунзе, 49

Прямоугольные окна, по бокам окон пилоны. Сверху и снизу ширинки и сухарики

Ул. Фрунзе, 56

Ряд окон с полуциркульным завершением. Верхняя часть наличников выполнена в виде резных кокошников. Межоконное пространство заполняет система поясков и дынок. Снизу ряд ширинок

Ул. Фрунзе, 70

На втором этаже – двойные и тройные прямоугольные окна. В межоконном пространстве – колонны. На третьем этаже окна повторяют ритм окон на втором, но оконные проемы с полуциркульным завершением объединены кокошником. Между окнами пилоны с ширинками

Ул. Красноармейская, 60

Ряд окон с полуциркульным завершением. Верхняя часть наличников выполнена в виде резных кокошников. Межоконное пространство заполняет система поясков и дынок. Снизу ряд ширинок

Окна второго этажа на ризалитах

Ул. Фрунзе, 49

Бифорий с полуциркульным завершением проемов и резными наличниками. Между окнами колонна, по бокам бифория пилоны с ширинками, снизу система сухариков

Ул. Фрунзе, 56

Окно и дверь объединены наподобие бифория с полуциркульным завершением проемов и резными наличниками. Открытый балкон с деревянным резным ограждением

Ул. Фрунзе, 70

На втором этаже окна прямоугольные, на третьем полукруглые с кокошниками.

В центральной части над прямоугольным окном фронтон, опираемый на колонны. В ризалитах над входами арочный проем, опираемый на двойные колонны, объединяет два этажа

Ул. Красноармейская, 60

Бифорий с полуциркульным завершением проемов и резными наличниками. Между окнами колонна, по бокам бифория пилоны с ширинками, снизу также система ширинок. В центральной части фасада лестничные клетки выделяются окнами высотой в два этажа

Окна третьего этажа на основной части фасада

Ул. Фрунзе, 49

Прямоугольные окна. Верхняя часть наличника дугообразная. Между окнами – ширинки, над и под окнами – ряд сухариков

Ул. Фрунзе, 56

Прямоугольные окна с резными полукруглыми кокошниками. Разделены пилонами или колоннами. В центральной части окна по три объединены большим кокошником. В местах, где предусмотрен балкон, – дверной проем с полуциркульным завершением сверху

Ул. Фрунзе, 70

На последнем этаже ряд окон. Их украшают кокошники, опираемые на колонны

Ул. Красноармейская, 60

В основной части – ряд полукруглых окон с резными кокошниками разделены колоннами. В центральной части бифориумы, разделенные пилонами. Подоконники украшены сухариками

Окна третьего этажа на ризалитах

Ул. Фрунзе, 49

Дверной проем с узкими окнами по бокам имеют полуциркульные завершения с резными кокошниками, подпираемые колоннами. Проемы объединены прямоугольным порталом, украшенным сухариками. Открытый балкон с деревянным резным ограждением

Ул. Фрунзе, 56

Дверной проем с узкими окнами по бокам имеет полуциркульные завершения с кокошниками, подпираемые колоннами. Проемы объединены порталом дугообразной формы. Открытый балкон с деревянным резным ограждением

Ул. Фрунзе, 70

Двойное окно, оконные проёмы с полукруглым завершением. Украшены декоративными кокошниками и колонами

Ул. Красноармейская, 60

Бифорий с полуциркульным завершением проемов и резными наличниками. Между окнами колонна, по бокам бифория пилоны с ширинками, снизу также система ширинок. В центральной части фасада лестничные клетки выделяются окнами высотой в два этажа

Карнизы

Ул. Фрунзе, 49

Завершающий карниз украшен системой сухариков

Ул. Фрунзе, 56

Для основной и центральной части фасада есть два различных карниза. Оба украшены системой сухариков. В центральной части козырек подпирают деревянные свесы

Ул. Фрунзе, 70

Завершающий карниз украшен системой сухариков

Ул. Красноармейская, 60

Карниз над основной частью фасада украшен системой ширинок и свесов. Карниз над центральной частью – полукруглыми порталами, подобными кокошникам над окнами, и козырек подпирают парные свесы

Балконы

Ул. Фрунзе, 49

Открытые балконы с деревянными резными ограждениями на ризалитах на третьем этаже и над входом на втором этаже

Ул. Фрунзе, 56

Два вида балконов: закрытые, нависающие над входами, и открытые с деревянными резными ограждениями

Ул. Фрунзе, 70

Предположительно балконы располагались над прочными входами

Ул. Красноармейская, 60

Два вида балконов: закрытые с бифориумами и открытые с деревянными резными ограждениями

Балконы

Ул. Фрунзе, 49

Балконы не были предусмотрены проектом

Ул. Фрунзе, 56

Ризалиты в центральной части фасада ранее были подчеркнуты шатровыми крышами, покрытыми черепицей и украшенными флюгерами

Ул. Фрунзе, 70

Балконы не были предусмотрены проектом

Ул. Красноармейская, 60

Ризалиты в центральной части фасада, а также ризалит угла подчеркнуты шатровыми крышами, украшенными пиками

 

Вывод. На данный момент дома по адресам: ул. Фрунзе, 56 и ул. Красноармейская, 60 находятся в аварийном состоянии, оставаясь при этом жилыми. Необходима реставрация доходных домов А. Щербачева, так как они являются памятниками истории и архитектуры, имеют неповторимую эстетическую привлекательность, создают уникальный узнаваемый облик Самарской губернии [10–14].

×

Об авторах

Денис Владимирович Литвинов

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: litvinov-dv@mail.ru

Академия строительства и архитектуры, кандидат архитектуры, доцент, профессор кафедры реконструкции и реставрации архитектурного наследия

Россия, 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Алевтина Валерьевна Яшина

Самарский государственный технический университет

Email: alyashina@mail.ru

Академия строительства и архитектуры, магистрант кафедры реконструкции и реставрации архитектурного наследия

Россия, 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Иванов М.О. Творчество самарских архитекторов Александра и Петра Щербачевых: дис. ... кандидата архитектуры. Самара, 1999. 117 с.
  2. Livejournal [Электронный ресурс]. URL: https://kraeham.livejournal.com/36539.html (дата обращения: 16.11.2021).
  3. Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 16.11.2021).
  4. Историческая Самара. РФ [Электронный ресурс]. URL: https://xn----7sbbaazuatxpyidedi7gqh.xn-p1ai/.html (дата обращения: 16.11.2021).
  5. Алексушина Т.Ф. Самара, улица Дворянская: иллюстрированная энциклопедия/ Г.В. Алексушин, А.А.Буданова. 2-е изд., доп. и перераб. Самара: ООО «Офорт», 2009. 747 с.
  6. Археологические памятники на территории города Самары / сост. А.Ф. Кочкина, Д.А. Сташенков. Самара, 2005. 32 с.
  7. Учетная карточка «Дом Челышева Д.Е.» / сост. А.В. Михеева. Самара, 1999.
  8. Самарская губерния, история и культура [Электронный ресурс]. URL: http://gubernya63.ru/dostoprimechatelnosti/architecture/chelyshovskie-doma-vek-spustja.html (дата обращения: 16.11.2021).
  9. Самарская газета [Электронный ресурс]. URL: https://sgpress.ru/news/158876.
  10. Самогоров В.А., Иванов М.О. Архитектура Александра и Петра Щербачевых в Самаре. Кн. II. Архитектор Петр Щербачев. Самара: СГАСУ, 2014. 416 с.
  11. Вавилонская Т.В., Райхель Ю.Л. Новый подход к комплексной реконструкции исторических кварталов // Градостроительство и архитектура. 2020. Т. 10. № 4 (41). С. 91–99. DOI:
  12. Басс Н.И. Технология реставрации и консервации объектов культурного наследия. Самара, 2011.
  13. Косенкова Н.А., Бирюков И.С. Современные методы реставрации исторических фасадов // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство: сб. статей / под ред. М.В. Шувалова. Самара, 2018. С. 296–300.
  14. Культурное наследие Самарской области. Т.1. Объекты архитектурного наследия. Самара, 2020. 704 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Челышевский дом, ул. Фрунзе, 49 (Автор: rivershkiper)

Скачать (497KB)
3. Рис. 2. Планировочная схема дома по ул. Фрунзе, 49

Скачать (114KB)
4. Рис. 3. Челышевский дом, ул. Фрунзе, 56

5. Рис. 4. План первого этажа дома по ул. Фрунзе, 56. (Архивные чертежи)

6. Рис. 5. Челышевский дом, ул. Фрунзе, 56. (Архивное фото1999 г.)

Скачать (1003KB)
7. Рис. 6. Челышевская баня, ул. Фрунзе, 70. (Архивное фото)

8. Рис. 7. Челышевский дом, ул. Красноармейская, 60. (Фото: Константин Байгузин)

Скачать (632KB)
9. Рис. 8. План дома по ул. Красноармейская, 60. (Обмерный чертеж Е. Сенниковой)

10. Двупольная дверь расположена по центральной оси здания. Обрамлена выступающей от основного объема фасада аркой, подпираемой колоннами. Арка создаёт площадку для балкона на втором этаже

Скачать (56KB)
11. На фасаде расположено четыре входа, три из них – это двупольные двери, обрамлены колоннами. Один из них – рустованный арочный проем с проездом во двор. Над каждым входом нависает балкон

Скачать (97KB)
12. На фасаде расположено два входа, обрамленных арочным порталом с парными колоннами

Скачать (60KB)
13. Вход с угла – прямоугольный дверной проем. По длинной части фасада есть два типа входов: 1) оформлен в виде арочного резного портала с колоннами; 2) украшен упрощенным полукруглым порталом

Скачать (103KB)
14. Прямоугольные окна. Верхняя часть наличника дугообразная. Весь первый этаж рустован

Скачать (67KB)
15. Прямоугольные окна. Весь первый этаж рустован

Скачать (92KB)
16. На полуподвальном этаже окна прямоугольные, почти квадратные. На первом этаже окна с дугообразным завершением сверху. Рустовка отсутствует

Скачать (52KB)
17. Окна прямоугольные. Рустовки нет. Подоконники украшены сухариками

Скачать (57KB)
18. Прямоугольные окна, по бокам окон пилоны. Сверху и снизу ширинки и сухарики

Скачать (71KB)
19. Ряд окон с полуциркульным завершением. Верхняя часть наличников выполнена в виде резных кокошников. Межоконное пространство заполняет система поясков и дынок. Снизу ряд ширинок

Скачать (142KB)
20. На втором этаже – двойные и тройные прямоугольные окна. В межоконном пространстве – колонны. На третьем этаже окна повторяют ритм окон на втором, но оконные проемы с полуциркульным завершением объединены кокошником. Между окнами пилоны с ширинками

Скачать (49KB)
21. Ряд окон с полуциркульным завершением. Верхняя часть наличников выполнена в виде резных кокошников. Межоконное пространство заполняет система поясков и дынок. Снизу ряд ширинок

Скачать (94KB)
22. Бифорий с полуциркульным завершением проемов и резными наличниками. Между окнами колонна, по бокам бифория пилоны с ширинками, снизу система сухариков

Скачать (77KB)
23. Окно и дверь объединены наподобие бифория с полуциркульным завершением проемов и резными наличниками. Открытый балкон с деревянным резным ограждением

Скачать (103KB)
24. На втором этаже окна прямоугольные, на третьем полукруглые с кокошниками.В центральной части над прямоугольным окном фронтон, опираемый на колонны. В ризалитах над входами арочный проем, опираемый на двойные колонны, объединяет два этажа

Скачать (80KB)
25. Бифорий с полуциркульным завершением проемов и резными наличниками. Между окнами колонна, по бокам бифория пилоны с ширинками, снизу также система ширинок. В центральной части фасада лестничные клетки выделяются окнами высотой в два этажа

Скачать (108KB)
26. Прямоугольные окна. Верхняя часть наличника дугообразная. Между окнами – ширинки, над и под окнами – ряд сухариков

Скачать (77KB)
27. Прямоугольные окна с резными полукруглыми кокошниками. Разделены пилонами или колоннами. В центральной части окна по три объединены большим кокошником. В местах, где предусмотрен балкон, – дверной проем с полуциркульным завершением сверху

Скачать (185KB)
28. На последнем этаже ряд окон. Их украшают кокошники, опираемые на колонны

Скачать (50KB)
29. В основной части – ряд полукруглых окон с резными кокошниками разделены колоннами. В центральной части бифориумы, разделенные пилонами. Подоконники украшены сухариками

Скачать (106KB)
30. Дверной проем с узкими окнами по бокам имеют полуциркульные завершения с резными кокошниками, подпираемые колоннами. Проемы объединены прямоугольным порталом, украшенным сухариками. Открытый балкон с деревянным резным ограждением

Скачать (76KB)
31. Дверной проем с узкими окнами по бокам имеет полуциркульные завершения с кокошниками, подпираемые колоннами. Проемы объединены порталом дугообразной формы. Открытый балкон с деревянным резным ограждением

Скачать (97KB)
32. Двойное окно, оконные проёмы с полукруглым завершением. Украшены декоративными кокошниками и колонами

Скачать (41KB)
33. Бифорий с полуциркульным завершением проемов и резными наличниками. Между окнами колонна, по бокам бифория пилоны с ширинками, снизу также система ширинок. В центральной части фасада лестничные клетки выделяются окнами высотой в два этажа

Скачать (127KB)
34. Завершающий карниз украшен системой сухариков

Скачать (70KB)
35. Для основной и центральной части фасада есть два различных карниза. Оба украшены системой сухариков. В центральной части козырек подпирают деревянные свесы

Скачать (102KB)
36. Завершающий карниз украшен системой сухариков

Скачать (34KB)
37. Карниз над основной частью фасада украшен системой ширинок и свесов. Карниз над центральной частью – полукруглыми порталами, подобными кокошникам над окнами, и козырек подпирают парные свесы

Скачать (68KB)
38. Открытые балконы с деревянными резными ограждениями на ризалитах на третьем этаже и над входом на втором этаже

Скачать (60KB)
39. Два вида балконов: закрытые, нависающие над входами, и открытые с деревянными резными ограждениями

Скачать (116KB)
40. Предположительно балконы располагались над прочными входами

Скачать (73KB)
41. Два вида балконов: закрытые с бифориумами и открытые с деревянными резными ограждениями

Скачать (140KB)
42. Ризалиты в центральной части фасада ранее были подчеркнуты шатровыми крышами, покрытыми черепицей и украшенными флюгерами

Скачать (107KB)
43. Ризалиты в центральной части фасада, а также ризалит угла подчеркнуты шатровыми крышами, украшенными пиками

Скачать (112KB)

© Литвинов Д.В., Яшина А.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах