Идеи архитектурно-ландшафтного сценария и количественной оценки эстетических качеств городской среды в процессе её восприятия

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается роль количественной и качественной оценки эстетических свойств городской среды в процессе её восприятия и роль современной архитектуры в содействии этим изменениям. Дизайн среды рассматривается как понятие субъективное, и оценка эстетических качеств городской среды также воспринимается субъективно. «Местное» искусство – это одна из многих тенденций, зародившихся во второй половине ХХ в., однако оно имеет особое значение для распознавания городского пространства. Большинство современных архитекторов, ландшафтных архитекторов, средовых дизайнеров и урбанистов придают большое значение картированию архитектурного контекста, а художники подчёркивают индивидуальное выражение, автономность и универсальность искусств. Сохранение – это баланс между сохранением качества, значимости и особого характера исторически сложившейся территории. Роль урбанистов и специалистов в области сохранения природных ресурсов заключается в обеспечении баланса старого и нового.

Полный текст

Основной проблемой, с которой сталкиваются в настоящее время архитекторы, урбанисты, дизайнеры средового проектирования и специалисты по охране окружающей среды, является изменение исторически сложившейся городской ткани, внесение изменений и добавление новых слоёв в историческую городскую среду и сложившиеся ландшафты [1]. Прослеживается некое противопоставление защиты природы и проектировщиков. Защитники позиционируются как противники развития и подавления прогресса в рамках творчества нового поколения дизайнеров и урбанистов, ущемления их права на самовыражение в рамках современного меняющегося мира.

Однако стоит заметить, что изменения в архитектурно-ландшафтных идеях в городской среде неизбежны. Городские районы, здания, среда городских улиц, городские ландшафты изменяются и развиваются, стремясь соответствовать потребностям жителей [2–5] (рис. 1).

 

Рис. 1. Архитектурно-планировочные средства формирования городской среды

 

Важно определить роль количественной и качественной оценки эстетических свойств городской среды в процессе её восприятия и определить роль современной архитектуры в содействии этим изменениям. Данные изменения должны проходить таким образом, чтобы сохранить и выявить особый характер городской среды и её качество, которое жители считают важной и хотят сохранить [6–8].

Исторически сложившаяся среда – это ряд ценностей наследия, таких как социальные, архитектурные и исторические. И совершенно естественно, что они имеют ещё и эстетическое значение. В связи с этим качество архитектурно-ландшафтного проектирования и средового дизайна немаловажно.

Ещё одна проблема состоит в том, что дизайн среды рассматривается как понятие субъективное и оценка эстетических качеств городской среды также воспринимается субъективно. Необходимо разрабатывать и представлять объективные рекомендации для оценки проектирования городской среды, в частности:

– что именно составляет развитие среды в рамках городского планирования;

– взаимодействие между дизайнерами-урбанистами и представителями государственной власти для достижения высоких результатов [9].

Профессионалы способны определить эстетический уровень и качество дизайна, где эстетическое субъективно, а качество величина измеримая. Существуют определённые градостроительные установки, предписывающие ограничения по высоте застройки, габаритам и требования к использованию материалов [10].

В основном вопросы качества и эстетического восприятия рассматриваются более тщательно, когда речь идёт о проектировании зданий в исторической среде. И становится совершенно очевидно, что есть необходимость в предоставлении рекомендаций и стандартов для оценки нового развития, которое происходит в городских ландшафтах, городских пейзажах и среде кварталов (рис. 2).

 

Рис. 2. Концепция формообразования линейного пространства. Самара, ул. Нововокзальная. Авторы: Е.А. Темникова, А.А Темников

 

Рассмотрим объект всемирного наследия Айт-Бен-Хаду в Марокко как пример городского поселения, в котором традиционные формы и материалы используются для нового строительства. Это позволяет сохранить архитектурную целостность и аутентичность данной территории, гармоничное сочетание природы урбанистической среды. Естественно, что существуют разные взгляды на новое в исторически сложившейся среде. Одни профессионалы утверждают, что новое в исторической городской среде должно быть в стиле старого, другие наоборот ратуют за встраивание нового, как бы противопоставляя историзму и тем самым подчёркивая разность в восприятии [11]. Традиционные поселения, такие как Айт-Бен-Хаду в Марокко (рис. 3) или каменный город Занзибар демонстрируют исторически сложившиеся строительные традиции, иллюстрирующие первый подход, тогда как, например, Риджент стрит в Лондоне в до современную эпоху следовала историческому концептуальному решению, с приходом же современных реалий меняет свой облик, используя современные инновации, материалы и технологии.

 

Рис. 3. Айт-Бен-Хаду в Марокко

 

Многие современные урбанисты считают, что каждое поколение должно вносить свои коррективы в среду. Новые слои будут отражать идеи, материалы, технологии и аутентичность своего поколения. Фактически историческая среда может вместить в себя большее количество интерпретаций и современных выражений. Здесь решающим будет соотношение старого и нового. Масштаб, материалы, форма, колористические решения, детали – вот то, что важно учитывать при оценке воздействия новой застройки на исторический город или квартал. Как в случае с любыми природоохранными работами, понимание важности исторического места имеет решающее значение. Главной задачей проектировщиков будет являться то, чтобы их проект способствовал обогащению среды и ни в коей мере её обеднению.

Процесс формирования городского пейзажа происходит на всех уровнях восприятия: панорама; архитектурные и скульптурные композиции; городская скульптура.

Некоторые формы визуального искусства доминируют, некоторые являются акцентами в городской среде, какие-то несут историческое или культурное послание, другие провоцируют современной формой, но и те и другие индивидуализируют городское пространство, становятся важными пространственными метками, облегчают ориентирование и навигацию, а также являются некими ментальными точками на картах жителей и туристов [12].

Рассмотрим, например, значение коммеративного искусства, которое подчёркивается многими авторами, придаёт городскому пространству некую историческую преемственность и объединяет местные сообщества. Скульптурная архитектура некоторых памятников и мемориалов, таких как Музей Холокоста Д. Либескинда и Мемориал убитым евреям в П. Эйзенмана, распложенных в Берлине – некогда столице нацизма, – являются всемирным символом коллективной памяти (рис. 4).

 

Рис. 4. Мемориал убитым евреям в П. Эйзенмана

 

«Местное» искусство – это одна из многих тенденций, зародившихся во второй половине ХХ в., однако оно имеет особое значение для распознавания городского пространства. Большинство современных архитекторов, ландшафтных архитекторов, средовых дизайнеров и урбанистов придают большое значение картированию архитектурного контекста, а художники подчёркивают индивидуальное выражение, автономность и универсальность искусств.

Архитектурное искусство всегда привязано к местности, хотя некоторые архитекторы, такие как Рем Колхас, продвигают так называемую провокационную похвалу индивидуализма и независимости произведения от контекста. Ливон Квон описывает нестабильную взаимосвязь между местоположением и идентичностью, а также споры вокруг произведений искусства, «привязанных к конкретным местам», созданных Джоном Ахерном, Ричардом Серра и др.

Необходимо упомянуть, что в 1970–1980-е гг. подходы к публичному искусству, ориентированные на конкретные места, побуждали художников делить обязанности с архитекторами и градостроителями при принятии решения о пространственном расположении в общественных местах. Подобные действия были предприняты и в Европе с целью создания «руководства по планированию благоустройства», а также методологии и основы для культурного картирования и планирования. Учитывая растущую популярность культурного туризма, следующим шагом в развитии искусства, ориентированного на конкретные места, станет искусство, ориентированное на туристов. Стоит упомянуть и экологический тренд, представленный немецким художником Гербертом Драйзейтлем. Это создание водных композиций и скульптур с использованием удержания, инфильтрации и рециркуляции дождевой воды (Потсдамская площадь в Берлине; парк Тоннер – Спрингс в Портленде, США). Разнообразие водных форм и их психологическое взаимодействие имеют решающее значение для повышения качества городского пространства как в эстетическом, так и в символическом аспекте.

Локализация, форма и функции, а также передача произведений искусства играют важную роль в процессе повышения привлекательности общественных пространств и индивидуализации городского пейзажа. Пейзаж может быть важным элементом визуальной информационной системы, фактором интеграции местного сообщества и способом создания идентичности общественного достояния [13].

Стоит отметить, что сохранение – это баланс между сохранением качества, значимости и особого характера исторически сложившейся территории. Роль урбанистов и специалистов в области сохранения природных ресурсов заключается в обеспечении баланса старого и нового, чтобы современное решение не нанесло ущерба исторически сложившейся территории. Дизайнеры признают, что работа в историческом контексте – это не ограничение, а новые возможности, где целое больше, чем сумма отдельных частей, где современное здание способно добавить новый богатый слой и сыграть роль будущего наследия.

×

Об авторах

Елена Анатольевна Темникова

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: temniko-elena@yandex.ru

доцент кафедры дизайна

Россия, 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Кармона М. Общественные пространства – городские места: размеры городского дизайна // Architecture Press. 2003.
  2. Насар Дж. Эстетика городского дизайна – оценочные качества экстерьеров зданий // Окружающая среда и поведение. 1994. №26(3). С. 377–401.
  3. Дуцев М.В. Современный город. Живые реальности истории // Градостроительство и архитектура. 2021. Т.11, № 2. С. 139–154. doi: 10.17673/Vestnik.2021.02.19.
  4. Орлова Н.А., Орлов Д.Н., Гаршина А.А. Ревитализация исторического квартала. Опыт применения контекстуального подхода // Градостроительство и архитектура. 2020. Т.10, № 4. С. 108–118. doi: 10.17673/Vestnik.2020.04.14.
  5. Вавилонская Т.В., Райхель Ю.Л. Новый подход к комплексной реконструкции исторических кварталов // Градостроительство и архитектура. 2020. Т.10, № 4. С. 91–99. doi: 10.17673/Vestnik.2020.04.12.
  6. Портеус Дж. Д. Экологическая эстетика: идеи, политика и планирование. Лондон, Рутледж, 1996.
  7. Вавилова Т.Я. Обзор современных зарубежных концепций экологизации среды жизнедеятельности // Градостроительство и архитектура. 2019. Т.9, №3. С. 113–125. doi: 10.17673/Vestnik.2019.03.15.
  8. Каракова Т.В. Средовые проблемы мегаполиса // Градостроительство и архитектура. 2018. Т.8, №2. С. 114–116. doi: 10.17673/Vestnik.2018.02.19.
  9. Гутнов А.Э., Лежава И.Г. Будущее города. М.: Стройиздат, 1977. 126 с.
  10. Темникова Е.А. Программа развития застроенных территорий // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн: сб. статей / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, Е.А. Ахмедовой; СГАСУ. Самара, 2015. С. 385–390.
  11. Каракова Т.В., Ребайн Т.В. Некоторые вопросы территориального развития городских центров // Вопросы формирования планировочной структуры расселения: Межвуз.сб. науч. тр. Куйбышев: Куйб. гос. ун-т, 1983. С. 142–147.
  12. Самойлов В. Беседки, перголы, ротонды и другие малые архитектурные формы. М.: Аделант, 2007. 352 с.
  13. Палентреер С.Н. Садово-парковое и ландшафтное искусство. М.: Изд. МГУЛ, 2003. 212 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Архитектурно-планировочные средства формирования городской среды

3. Рис. 2. Концепция формообразования линейного пространства. Самара, ул. Нововокзальная. Авторы: Е.А. Темникова, А.А Темников

4. Рис. 3. Айт-Бен-Хаду в Марокко

5. Рис. 4. Мемориал убитым евреям в П. Эйзенмана


© Темникова Е.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах