Современные тенденции храмового зодчества

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

С момента возникновения культовые здания претерпели значительные изменения – они менялись в соответствии с потребностями общества. Это отражалось в достижениях научно-технического прогресса и изменениях социального уклада жизни общества. Храмы древних цивилизаций существенно отличаются от современных храмов – прежде всего, масштабностью. Современные культовые здания соответствуют требованиям экономичности, а также другим требованиям устойчивого развития. Для новой архитектуры XXI века эти требования являются необходимыми. Одной их характерных черт устойчивого развития является адаптивность, которая также отражается в современном храмовом зодчестве. Наиболее характерно она выражается в культовых зданиях тех конфессий, теологическая концепция которых позволяет беспрепятственно адаптировать здания к требованиям современности.

Полный текст

Культовые здания появились вместе с зарождением первых цивилизаций. Они развивались и трансформировались на протяжении нескольких тысячелетий. Древние храмы впитывали в себя изменения уклада жизни общества, предпочтения и вкусы людей через смену архитектурно-исторических стилей, а также достижения прогресса и науки.

Первые храмы значительно отличаются от современных [1]. Так, храмы Древнего Египта имеют внушительные размеры, монументальны и величественны, они многократно превышают человеческий рост (например Храм в Луксоре 1400 г. до н.э., рис. 1). Храмы каменные, почти лишены оконных проёмов. Огромные скульптуры на входе в здание отражают величество божественного через противопоставление человеку. В масштабности и массивности храмов отражается теологическая концепция Древнего Египта. Она обуславливается уровнем развития цивилизации – человек находится только в начале своего познания, он не может объяснить природу погодных явлений, предугадать события в окружающем мире, он боится и чувствует свою беспомощность во враждебном мире природы [2].

 

Рис. 1. Храм в Луксоре (Древний Египет, 1400 г. до н.э.)

 

Со II тысячелетия до н.э. к настоящему времени научно-технический прогресс изменил человечество, изменились его потребности. Они нашли отражение и в архитектуре, в том числе в культовом зодчестве. Развитие цивилизации привело к возникновению нескольких конфессий, архитектурные сооружения которых имеют существенные отличия [2]. Тем не менее в каждом из них можно отметить стремление к рационализации конструкций, их облегчение – прежде всего это продиктовано критериями экономичности. Храм преподобного Серафима Саровского в г. Кожухове (2016 г., рис. 2) соразмерен человеку, его конструкции выглядят облегчёнными. Главный купол на широком барабане отражает предназначение здания, но не делает его довлеющим над человеком [3].

 

Рис. 2. Храм преподобного Серафима Саровского в г. Кожухов (Россия, 2016 г.)

 

Стоит отметить, что в современную храмовую архитектуру закладываются не только критерии экономичности. Развитие современной архитектуры в целом отражается через соответствие признакам устойчивого развития – это критерии социальной доступности и экологической устойчивости наряду с экономической [4]. Для того чтобы удовлетворять потребностям различных групп населения как можно дольше, современная архитектура должна отвечать принципам устойчивого развития (рис. 3).

 

Рис. 3. Признаки устойчивого развития

 

Соответствие признакам устойчивого развития может быть выражено через использование современных высокоэффективных технологий, позволяющих уменьшить воздействие здания на окружающую среду, применение исторических материалов при реконструкции и реставрации, что позволяет не нарушать целостность исторического облика [4]. Ориентирование зданий только на сакральную функцию ограничивает круг потенциальных пользователей, что не отвечает требованиям социальной доступности, поэтому необходимо предусматривать дополнительное функциональное наполнение.

Многие современные культовые здания отвечают признакам устойчивого развития. Так, синагога Synagogenplatz (г. Майнц, Германия, 2010 г.) и отреставрированная Капелла Сен-Луи, 2016 г. (г. Руан, Франция, XVI в.) частично предполагают многофункциональное использование, что удовлетворяет признаку экономической эффективности. Оба здания адаптированы для всех групп населения, включая маломобильные группы населения, также в образе зданий сочетаются черты исторического облика и современности – критерий социальной доступности. В зданиях использованы современные экологически эффективные технологии, в проекте реставрации капеллы сохранены исторические строительные материалы, что удовлетворяет критерию экологической устойчивости.

Наиболее важным критерием для реновации культовых сооружений является деликатное внедрение дополнительных и/или побочных функций. Современный храм должен быть интересен широкому кругу лиц, привлекая не только граждан определенного вероисповедания. Для того чтобы привлечь новые категории населения, на территории должны появиться новые функциональные объекты. Внедряемые процессы не должны противоречить основной направленности храмового комплекса и не разрушать стилевое единство архитектурного решения. Канонические требования к планировке и архитектурному образу храма должны, безусловно, соблюдаться. Но храмовая территория может вместить объекты многофункциональной направленности, не противоречащие основной культовой функции. Концепция реновации культовых сооружений предполагает дополнение сакральной функции объектами образовательной, экспозиционной и социально-благотворительной направленности.

Расширяя понятие признаков устойчивого развития для архитектуры, можно выделить дополнительный критерий – адаптивность. Он будет являться субкритерием экономической устойчивости как вариант многофункционального наполнения. Адаптивная архитектура подразумевает проектирование конструкций и зданий, которые взаимодействуют с окружающей средой, подстраиваются под новые условия и при необходимости могут трансформироваться. Главные признаки адаптивной архитектуры – гибкость, многофункциональность и способность обновляться [5]. Адаптивная архитектура мобильна, её конструкции легкие.

Степень адаптивности архитектуры определяется не только ее приспособлением к контексту в текущем моменте. Важна способность здания с наименьшими затратами менять функции при изменении внешних условий. Превращение бывших фабрик, водонапорных башен и даже храмов в жилые или общественные здания – пример адаптивности в реконструкции и реставрации исторических объектов. Однако более современным считается подход, при котором ещё на этапе проектирования анализируются модели развития здания и закладывается возможность для его трансформации в будущем [4]. Такой метод может применяться при создании самых разных объектов, в том числе и для культовых.

Примером адаптивной архитектуры является синагога «Место для размышлений» в Киеве (Украина, 2021 г., рис. 4). Она расположена на территории парка и мемориального центра «Бабий Яр», посвященного памяти жертв Холокоста. Синагога представляет собой мемориальный объект и находится возле памятника «Менора» [6]. До 1969 г. здесь были еврейское и православное кладбища [7].

 

Рис. 4. Синагога «Место для размышлений», г. Киев (Украина, 2021 г.)

 

Синагога представляет собой конструкцию книги, способной «открываться» в просторную синагогу и «закрываться» в мемориальный объект. Наряду с признаками кинетической архитектуры (рис. 5, 6) синагога обладает и другими признаками адаптивности. Синагога построена из амбарного дуба, привезенного из разных регионов Украины, и расписана вручную [8]. Внутри синагоги при открывании полукруглой платформы появляется арон-а-кодеш (ковчег для хранения свитка Торы) и бима. Предусмотрен балкон для женщин.

 

Рис. 5. Схема открывания синагоги «Место для размышления»

 

Рис. 6. Открывание синагоги «Место для размышления»

 

В современном мире храмовые здания всех религий должны соответствовать требованиям экономичности и иным требованиям устойчивого развития. Адаптивность является одной из характерных черт устойчивого развития и ярко отражается в современном культовом зодчестве.

Вывод. На примере синагоги в Бабьем Яру (арх. М. Герц) выявлены признаки адаптивной архитектуры:

  1. Гибкость и способность обновляться. Синагога «открывается» утром в понедельник и «закрывается» вечером в пятницу.
  2. Многофункциональность. Синагога открыта для всех желающих и представляет собой мемориальный объект.
  3. Экологичность. Синагога построена из дерева и расписана вручную. Она имеет небольшой размер и органично вписана в ландшафт.
×

Об авторах

Наталья Алексеевна Косенкова

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kosenkovana@mail.ru

кандидат архитектуры, доцент кафедры реконструкции и реставрации архитектурного наследия, Академия строительства и архитектуры

Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Денис Владимирович Литвинов

Самарский государственный технический университет

Email: litvinov-dv@mail.ru

кандидат архитектуры, доцент, профессор кафедры реконструкции и реставрации архитектурного наследия, Академия строительства и архитектуры

Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Елизавета Владимировна Косенкова

Московский государственный строительный университет

Email: elizavetkos@mail.ru

магистрант кафедры архитектуры

Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26

Список литературы

  1. Косенкова Н.А., Демирова М.А., Косенкова Е.В. Анализ мирового опыта проектирования духовно-просветительских центров исламской культуры // Градостроительство и архитектура. 2020. Т.10, № 4. С. 144–151. doi: 10.17673/Vestnik.2020.04.17.
  2. Грушевицкая Т. Г.,Садохин А. П. Культурология. М.: Юнити-Дана, 2015. 687 с.
  3. «Величие, сказочность, утилитарность»: почему в России сложно построить современную церковь [Электронный ресурс]. URL: https://strelkamag.com/ru/article/pochemu-v-rossii-slozhno-postroit-sovremennuyu-cerkov (дата обращения: 03.01. 2022).
  4. Основные принципы устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsc.ru/win/sbras/bef/rio92.html/ (дата обращения: 27.12.2021).
  5. Урманчеева С. Что такое адаптивная архитектура? [Электронный ресурс]. URL: https://strelkamag.com/ru/article/adaptivnaya-arkhitektura (дата обращения: 26.12. 2021).
  6. Демидова О.В. Бабьем Яру открыли символическую синагогу [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/v-babem-jaru-otkryli-simvolicheskuju-sinagogu/a-57532845 (дата обращения: 26.12. 2021).
  7. Ситникова И., Пецух М.В. Бабьем Яру появилась символическая синагога. Ее открытие поддерживали не все [Электронный ресурс]. URL: https://hromadske.ua/ru/posts/v-babem-yaru-poyavilas-simvolicheskaya-sinagoga-ee-otkrytie-podderzhivali-ne-vse (дата обращения: 26.12. 2021).
  8. Tom Ravenscroft. Manuel Herz Architects creates synagogue that opens like a pop-up book [Электронный ресурс]. URL: https://www.dezeen.com/2021/04/23/pop-up-synagogue-babyn-yar-manuel-herz-architects-pop-up-book/ (дата обращения: 26.12. 2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Храм в Луксоре (Древний Египет, 1400 г. до н.э.)

Скачать (239KB)
3. Рис. 2. Храм преподобного Серафима Саровского в г. Кожухов (Россия, 2016 г.)

Скачать (285KB)
4. Рис. 3. Признаки устойчивого развития

Скачать (41KB)
5. Рис. 4. Синагога «Место для размышлений», г. Киев (Украина, 2021 г.)

Скачать (380KB)
6. Рис. 5. Схема открывания синагоги «Место для размышления»

Скачать (282KB)
7. Рис. 6. Открывание синагоги «Место для размышления»

Скачать (564KB)

© Косенкова Н.А., Литвинов Д.В., Косенкова Е.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах