БУДУЩЕЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ МОНОГОРОДА НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ИТАЛЬЯНСКОГО ПАРКА В ТОЛЬЯТТИ

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрен частный случай формирования обществен- ных пространств моногорода Тольятти в контексте истории становления архитектуры позднего совет- ского модернизма и современных проблем обновления общественных пространств моногородов. Изучены тео- ретические труды отечественных авторов советского периода и современные исследования в области изучения городских общественных пространств. Изложены дан- ные социологических опросов и определены предпосылки для нахождения новых подходов в деле наполнения пусту- ющих пространств новой функцией. На примере проек- та Итальянского парка в Тольятти описан опыт напол- нения жизнью пустующих общественных пространств с помощью разнообразных методов: концептуальные ак- ции, публичные уроки итальянского языка, организация мобильных кинотеатров под открытым небом. Выяв- ленная методика является актуальным примером для многих отечественных моногородов.

Полный текст

Проектирование Автозаводского района города Тольятти, а вместе с ним общественных пространств можно отнести к позднему периоду архитектуры советского модернизма. В Самарском регионе данный период архитектурной практики все чаще исследуется учеными, среди которых: В.А. Самогоров, В.Л. Пастушенко, А.К. Синельник, Д.Б. Веретенников, Е.О. Смоленская и др. [1-3]. «Брежневское» архитектурное наследие в российских моногородах не редкость и часто составляет основу застройки. Общественные пространства 70-80-х гг. XX в. зачастую не выдерживают испытание временем и едва сохраняются в условиях социальной ломки. Утрачивается острота первоначального замысла, прежние сценарии функционирования этих пространств перестают работать. Среди теоретической литературы по этой теме можно назвать работы таких авторов, как А.В. Иконников [4], М.Г. Бархин [5], А.Э. Гутнов, И.Г. Лежава [6]. Один из распространенных типов общественных пространств в советском модернизме - «ничейная», незастроенная пустота, выделенная из пространственного каркаса, связывающего свободно «плавающие» общественные и жилые здания. Начиная с конца 60-х гг. прошлого века популярной становится идея регулярных центральных ансамблей города, с разделением жилых и общественных пространств. В Автозаводском районе Тольятти была реализована идея пешеходной эспланады, которая начиналась на площади перед премьерным кинотеатром «Сатурн» и заканчивалась на набережной. При этом весь этот путь находился в составе линейного центра между улицами Революционной и Юбилейной. Фронт шестнадцатиэтажных зданий с культурно-бытовым обслуживанием и пешеходным пространством отдаленно напоминает реализованный чуть ранее проспект Калинина в Москве. Отрезок от Садового кольца до Арбатской площади осуществлен по проекту М. Посохина и большого коллектива соавторов. Архитектурный замысел проспекта вынес из зарубежных поездок Н.С. Хрущев, побывавший на Кубе. Генерального секретаря особенно вдохновила оживленная набережная Гаваны, застроенная высотными гостиницами. В композиции ансамбля проспекта Калинина использованы возможности синтеза архитектуры с произведе- ниями монументально-декоративного искусства [7, с. 7]. Авторы не пошли по пути использования множества мелких декоративных элементов, которые, в большинстве случаев распыляясь, не оставляют сильного впечатления, а полагали наиболее целесообразным создание одного значительного акцента, крупного и запоминающегося. Таким акцентом стало мозаичное панно, выложенное из разных парод естественного камня на внешней поверхности цилиндрического объема конференц-зала. Над художественным оформлением проспекта работали художники: Н. Андронов, А. Васнецов, В. Эльконин. Позднее А. Васнецов будет задействован в оформлении пешеходной эспланады Автозаводского района Тольятти, где впервые была предложена идея единого художественного оформления города и заявлен тот же самый принцип синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства [8]. В условиях индустриального строительства жилых районов ощущалась потребность в обеспечении разнообразия впечатлений идущего по улице горожанина. На всем протяжении эспланады ему должны были попадаться на глаза произведения монументального искусства и пропаганды, фонтаны, кинотеатры под открытым небом, танцевальные площадки и парки, что было реализовано лишь частично. Пространство линейного центра между ул. Революционной и ул. Юбилейной в планировочной структуре всего города отличается более частым шагом коммуникаций в зоне центра, что давало возможность усилить его композиционную роль в пространственной организации города [9]. Использованная градостроительная модульная система являлась методом обеспечения соразмерности элементов города и окружающей среды. Полоса для общественных функций обрамлена трассами движения. Она создана как обширная эспланада и имеет ширину полкилометра в красных линиях. Позднее рядом авторов были высказаны критические отзывы о реализованной части Автозаводского района. Например, А.В. Иконников отмечает: «Модульный ряд остановился на величинах, выходящих за пределы, соразмерные экзистенциальному пространству человека и покрываемые полем его деятельности и активного восприятия… В сравнении с обширностью их пространств величины пространственных акцентов явно недостаточны - тем более что программа строительства крупных общественных зданий этого линейного центра оказалась утопически завышенной. Излишняя просторность вступила в противоречие с представлением о городе как концентрированной среде» [4, с. 73]. В 1984 году в Тольятти проводилось социальнофункциональное исследование, результатом которого стали общие рекомендации по развитию и совершенствованию планировочной структуры города, одна из рекомендаций гласила: «Градостроительными средствами ускорить завершение формирования среды Автозаводского района: повысить интенсивность использования территории, «измельчить» планировочные единицы, уплотнить среду, насытить ее объектами культурно-досуговой сферы» [10, с. 12]. В настоящее время понятие повышения интенсивности использования территории понимается, скорее, как постепенная застройка общественных пространств жилыми и общественными зданиями. В градостроительном каркасе был нарушен знаковосимволический каркас. Например, панно «Радость труда» Ю. Королева попало в окружение современной застройки и утратило первоначальное доминантное значение на линии обширной пешеходной эспланады. Без обновления и акцентирования внимания деградирует и преобразовывается исторический каркас с системой достопримечательных мест на базе молодого историко-архитектурного наследия, а также не работает благоустройство и реабилитация архитектуры городских и промышленных пространств, утративших функциональность [11, 13]. В масштабе каркаса, с которым работают урбанисты, политики и планировщики, возникают новые узлы, между которыми образовываются взаимосвязи и новые каркасы, задача упомянутых специалистов - выявить эти узлы и токи сопряжения, соединив наиболее значимые места исторического центра транзитными общественными пространствами. А.Л. Гельфонд ввела понятие «ареала» - модели общественных пространств [12]. Ареал не обладает изначально заданной цельной композицией, а складывается исторически как переходный по смысловому функциональному признаку на потенциальных возможностях культурных ландшафтов. На территории линейного центра в районе Дворца Спорта «Волгарь» с западной стороны была выбрана территория для реализации проекта «Итальянский парк» в Тольятти. Для пустующей территории нужно было придумать новую иллюзорную функцию - синтетически наполнить художественными составляющими, сменными событиями и акциями. Все это укладывается в одну из задач по архитектурно-пространственной трансформации моногорода для преодоления кризисных явлений [13]. В культурном ландшафте моногорода находится поле для мифотворчества, в случае Тольятти осваивается тема итальянской культуры. На этой основе предлагается новая драматургия потребления пространства. Сегодня город Тольятти страдает от кризиса, который преимущественно связан с упадком производства Волжского автомобильного завода. Это не только экономический и социальный кризис, но и Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 1 114 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кризис идентификации и повествовательных форм. Потеря главного повествовательного элемента истории города ставит под вопрос будущее самого города. Какие повествования могут сегодня интересовать городскую молодёжь? Итальянским социологом, преподавателем языка и практикующим «сити-теллером» (рассуждающий о городе) Марко Резидори, совместно с Тольяттинским художественным музеем - Отделом современного искусства, предложено запустить проект осмысления городского пространства под названием «Итальянский парк». Местное арт-сообщество и иностранные партнёры, занимающиеся городскими и творческими проектами, стали его главными авторами. Благодаря свежему взгляду, зарубежные участники подчеркивают ценности, существующие в городе, и помогают жителям их переоценить в соответствии с прошлым Тольятти, предлагая городу новую возможность их использования. Благодаря творческому подходу, местное арт-сообщество играет важную роль в процессе переосмысления городских пространств, создавая новую главу повествования о городе, способствующего «реэстетизации» (новой эстетизации). В этот процесс могут быть вовлечены новые инвесторы, которые недавно начали свою деятельность в Тольятти благодаря получению городом статуса Территории опережающего Развития - Постановление от 28 сентября 2016 г., № 974. В связи с этим новым городским игрокам должно быть интересно создавать позитивную городскую «экологию» вокруг своих инвестиций, снабжая город новой надеждой на будущее и обеспечивая себя увеличивающимся количеством молодых специалистов, готовых к тому, чтобы остаться или переехать в Тольятти. В этом смысле проект Итальянского парка, предлагающий новую концепцию процессов переосмысления городских пространств, ставит перед собой цель продвигать позитивный и конструктивный диалог между различными институтами, администрацией и процессами, в которые вовлечены горожане. Выделяя различные возможности, которые открыты сегодняшним повествовательным кризисом города, проект пытается показать городскому сообществу новые возможности исследования Тольятти, направляя усилия молодых людей к успешному использованию ресурсов, предложенных самим городом. Одновременно проект ставит перед собой цель создать положительный «стори-теллинг» вокруг существующих ценностей Тольятти, привлекая интерес к нему российских и международных партнёров с надеждой найти инвесторов, которые могут помочь новому развитию города. В Тольятти большим повествовательным потенциалом обладают такие ценности, как архитектура советского модернизма, математическая формула поверхности, описанная математиком, родным братом Пальмиро Тольятти - Эудженом Тольятти, следы пребывания инженеров и рабочих автозавода FIAT из Турина. Все это может служить основой для разнообразной городской активности, преобразовывающей общественные пространства и создающей перекрестные социальные и культурные связи с миром. В 2014 г., по случаю юбилея дня основания города, мэрия Тольятти запустила конкурс на реализацию в городе итальянского парка в честь итальянского коммунистического лидера Пальмиро Тольятти. Конкурс выиграла итальянская архитектурная компания “Ia2”, которая обещала реализовать проект к 2016 г. В этом же году в парке установили памятный камень в честь Пальмиро Тольятти, на котором имеется надпись о том, что в сквере будет реализован проект Итальянского парка (см. фото). В 2016 г. отмечался 50-й юбилей основания Волжского автомобильного завода. Этот праздник поставил вопросы о будущем города и о том, как можно пережить его экономические и социальные кризисы, которые являются последствиями реорганизации завода. Юбилей также дал толчок к размышлению об итальянском прошлом города и исследованию существования каких-либо семантических компасов, которые могли бы помочь пониманию сегодняшних отношений между городом Тольятти и Италией. В этом контексте родилась идея занять пространство будущего парка и начать осмыслять его культурными предложениями, связанными с Италией и одновременно исследовать готовность городского сообщества к запуску проекта в городское среде. В рамках проекта «Итальянский парк» в течение мая-июня 2016 г. была организована культурная программа и приглашены жители города для участия в следующих событиях: 1) открытые уроки итальянского языка (концепция: изучаем город через итальянский язык); 2) кино под звёздами - фестиваль итальянского современного кино (концепция: смотрим на город другими глазами); 3) городские акции (концепция: исследуем и осмысляем пространство проекта); 4) музыкальные импровизации (концепция: озвучиваем город); 5) аперитивы и мастер-классы по итальянской кухне (концепция: дегустируем город). Жители города положительно ответили на эти предложения и выразили свой интерес к такому необычному использованию возможностей городских пространств. Также администрация города выразила своё удовлетворение проектом и предоставила ему институциональную и организационную поддержку. Одновременно Поволжский Институт Итальянской Культуры (Тольяттинский комитет итальянского общества «Данте Алигьери») и Почётное консульство Италии в Поволжье выразили свой 115 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 1 М. Резидори, М.В. Солодилов Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 1 116 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 117 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 1 М. Резидори, М.В. Солодилов интерес к проекту и предоставили ему институциональную поддержку. Для того чтобы создать положительный «стори-теллинг» вокруг проекта и привлечь внимание возможных будущих партнёров, после завершения летного запуска проект был представлен в Centro Italica, Санкт-Петербург (12 июля 2016 г.), Urban Center Torino, г. Турин (16 сентября 2016 г.), 11-м фестивале «Международные Дни архитектуры», Нижний Новгород (7 октября 2016 г.). Проектом заинтересовалась туринская ассоциация YLDA, которая занимается культурными проектами в общественных пространствах. Основным событием YLDA является проект «Paratissima» [14], который существует и в Турине, и в других городах мира. В начале декабря 2016 г. представители ассоциация YLDA приехали в Тольятти, чтобы исследовать возможность запуска проекта «Paratissima Togliatti» в течение следующих двух лет. Благодаря тому, что мэрия Турина предоставила поддержку официальному визиту YLDA, через 20 лет вновь установились связи между Тольятти и Турином, и планируется ответный визит тольяттинской делегации в Турин весной 2017 г. Ассоциация YLDA подписала соглашение о намерениях с Поволжским Институтом Итальянской Культуры - Тольяттинский комитет итальянского общества «Данте Алигьери» и с Тольяттинским художественным музеем (Отдел современного искусства), чтобы продвигать совместные проекты в городской среде и помогать развитию тольяттинского городского сообщества. Проект «Итальянский парк» показал роль, которую может играть культура в развитии города и его отношении с престижными международными партнёрами. Осенью 2016 г. авторы проекта запустили два социологических опроса (табл. 1), чтобы уточнить, какие мысли остались у участников проекта и как заинтересованная аудитория смотрит на будущее проекта [15, 16]. В рамках проекта «Итальянский парк» в течение мая-июня 2017 г. планируется организовать летнюю программу, которая будет состоять из предложений прошлого и новых предложений от тольяттинского арт-сообщества и международных партнёров. Летом 2018 г. в России будет проходить чемпионат мира по футболу, и Самара является одной из сцен этого мирового события. Ожидая большой поток гостей в том числе и в Тольятти, проект «Итальянский парк» планирует специальную программу, в рамках которой будут проходить события: говорим о городе через итальянский язык, смотрим на город другими глазами, исследуем и осмысляем пространство проекта, раскрываем город, «сажаем» будущее города, озвучиваем город, дегустируем город. Выводы. После реализации двухлетней программы привлечения внимания к проекту и создания положительного «стори-теллинга» вокруг города планируется основание урбан-кластера между городами, у которых есть исторические отношения с Тольятти (Турин, Иль Сегин, Вольфсбург, Детройт). Целью кластера является сотрудничество между администрациями и культурными игроками для реализации совместных проектов, которые могут помочь этим городам думать глобально и делиться опытом в сфере территориального развития и городского ребрендинга. Время замкнутых, законченных и статичных общественных пространств проходит. Развитие социальных наук, в частности «моделирование социальных сетей», подсказывает образ будущего для общественных пространств, функционально гибких и включенных в развитую сеть, наподобие связанных графов. Таблица 1 Результаты социологических опросов в социальных сетях Что значило для Вас участие в проекте? (Ответили 115 человек) Что бы Вы хотели увидеть в Итальянском парке в следующем году? (Ответили 239 человек) Знакомство с Италией и итальянской культурой 24,3 % Открытые уроки итальянского языка 19,7 % Знакомство с городом 7 % Итальянское кино 13 % Изучение итальянского языка 20 % Театр и перформанс 12,6 % Знакомство с возможностями использования необычным образом городских пространств 34,8 % Концерты и dj-сеты 9,2 % Знакомство и общение с незнакомыми людьми 13,9 % Современное искусство и стрит-арт 15,1 % Фуд-корт / ярмарки 8,8 % Лекции и семинары по разным темам (город, архитектура, и т.д.) 21,8 %

×

Об авторах

Марко РЕЗИДОРИ

Поволжский Институт Итальянской Культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

Михаил Владимирович СОЛОДИЛОВ

Самарский государственный технический университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Список литературы

  1. Самогоров В.А., Сухов Ю.В. Жизнь и творчество самарского инженера-архитектора Сухова Василия Константиновича // Градостроительство и архитектура. 2015. №2. С. 41-47. doi: 10.17673/Vestnik.2015.02.7
  2. Веретенников Д.Б. Характеристика общих этапов формирования планировочных структур Ульяновска, Самары, Саратова, Волгограда // Градостроительство и архитектура. 2015. №1. С. 6-12. DOI: 10.17673/ Vestnik.2015.01.1.
  3. Смоленская Е.О. Архипространства в системе современного урбанизированного города // Градостроительство и архитектура. 2011. №1. С. 16-20. doi: 10.17673/Vestnik.2011.01.3.
  4. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т. II / под ред. А.Д. Кудрявцевой. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 672 с.
  5. Бархин М.Г. Архитектура и город. М.: Наука, 1979. 224 с.
  6. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. 256 с.
  7. Посохин М.В., Пекарева Н.А., Рацкевич Ю.В. Здание СЭВ в Москве. М.: Искусство. 200 с.
  8. Рубаненко Б.Р., Образов А. С., Савельев М.К. Новый Тольятти. М.: Знание, 1971. 64 с.
  9. Бочаров Ю.П., Кудрявцев О.К. Планировочная структура современного города. М., 1972. 66 с.
  10. Мельникова В.М., Филанова Т.В., Мацкевич К.П., Корякина П.Ю., Никонов К.Е. Тольятти: перспективы развития. Тольятти, 2014.
  11. Солодилов М.В. Формирование системы достопримечательных мест на базе историко-архитектурного наследия г. Тольятти // Градостроительство и архитектура. 2012. №2. С. 30-36. doi: 10.17673/Vestnik.2012.02.7.
  12. Гельфонд А.Л. Тема адресата в формировании общественных пространств // Архитектура и строительство России. 2016. № 3. С. 38-45.
  13. Ахмедова Е.А., Солодилов М.В. Архитектурноградостроительные особенности новейшей, инновационной инфраструктуры, возникающей при моногородах (на примере города Тольятти в Самарской области) //Архитектура и строительство России. 2015. № 8. С. 10-19.
  14. Сайт фестиваля Паратиссима [Электронный ресурс] // URL: http://paratissima.international (дата обращения: 24.11.2016).
  15. Группа «Итальянский парк» [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/italyanskiypark?w=wall- 121030734_215%2Fall (дата обращения: 24.11.2016).
  16. Группа «Итальянский парк» [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/italyanskiypark?w=wall- 121030734_219%2Fall (дата обращения: 24.11.2016).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© РЕЗИДОРИ М., СОЛОДИЛОВ М.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах