ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АТРИУМНЫХ ПРОСТРАНСТВ В АСПЕКТЕ ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С ОКРУЖЕНИЕМ

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изменения атриумных зданий в функциональном и композиционном аспектах в различные исторические периоды повлияли на типологию и особенности применения атриумных пространств в современной архитектуре. Настоящее исследование основывается на комплексном анализе развития атриумных зданий и синтезе полученных качественных характеристик атриумных пространств с особенностями формирования функционально-композиционных компонентов архитектурных объектов. Целью статьи является выявление типологических особенностей атриумных пространств, формирующих визуальную интеграцию внутреннего и внешнего пространств. Художественная выразительность и вариативность применения атриумов в современной архитектуре являются предпосылками к систематизации и выявлению особенностей формирования атриумных пространств в аспекте визуально-пространственных связей с окружением.

Полный текст

Атриумные пространства в современной архитектуре классифицируются по следующим направлениям: формообразованию, микроклиматическим и инженерно-технологическим особенностям, типу связи с внешней городской средой. Комбинаторика и вариативность применения разных типов атриумов позволяют выбрать оптимальный вариант инженерно-технических, функционально-пространственных и формообразующих характеристик для определенного архитектурного проекта. При комплексном анализе тенденций в архитектуре атриумных пространств выявляются особенности, формирующие новую функционально-композиционную и важную визуально-психологическую составляющие в городской среде. Типологический и ходожественный аспекты формирования атриумных зданий как компоненты, гармонизирующие архитектурное пространство, рассматриваются и систематизируются в настоящем исследовании. Р. Саксоном в книге «Атриумные здания» классифицированы атриумные здания по типу исходной формы на простые и сложные типы (рис. 1), которые определяют варианты включения атриумного пространства в архитектурный объект. В работе были представлены основные ступени уровня комфорта атриумного здания: 1) «от частичной защиты интерьера в виде навеса к огражденному пространству без регулирования климата; 2) обычное буферное пространство - ограждение с частичным регулированием климата, достаточным для нормального роста растений; 3) управляемое буферное пространство; 4) замкнутое пространство с полным кондиционированием воздуха» [1]. В архитектурных объектах общественного назначения в объеме атриума существует проблема качества воздуха, через который проходят запахи, пыль, табачный дым и пр. Принцип воздухообмена атриумного здания по Р. Саксону определяется рядом технических характеристик (рис. 2) и классифицируется на согре- Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 2 110 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рис. 2. Атриум, приспособленный для обогрева (1, 2) и охлаждения (3) здания (по Р. Саксону) [1, с. 94]: 1, 2 - принципы вентиляции атриума соответственно в зимнее и летнее время; 3 - атриум выполняет функцию вытяжной трубы и использует солнечную энергию Рис. 1. Основные варианты включения атриумных пространств в объемно-планировочную структуру архитектурного объекта [1, с. 80] комплексным подходом на стадии проектирования и, соответственно, рентабельностью здания в процессе эксплуатации. Р. Саксоном в 60-е гг. ХХ в. была выдвинута гипотеза о перспективности развития атриумных зданий в качестве коммуникационных пространств. В работе «Атриумные здания» описываются стадии формирования транспортно-коммуникационных узлов: сначала строится светопрозрачная оболочка и организуется внутреннее коммуникационное пространство, далее достраиваются прилегающие здания с требуемыми дополнительными функциями [1, с. 72]. Идея формирования транспортно-пешеходных направлений в городской ткани посредством атриумных зданий и комплексов вающий, охлаждающий и трансформируемый атриумы. Принципы воздухо- и теплообмена, исследуемые Р. Саксоном (рис. 3) [1], применяются и в настоящее время. В современных атриумных зданиях используются технологии энергосбережения (энергия тепла, солнечного света, ветра и др.). Качество воздуха на участках источников загрязнения улучшается установками с нейтрализующей или фильтрационной системой. В атриумных пространствах общественных зданий в периоды малой заполняемости применяются датчики углекислого газа с целью регуляции объема подаваемого наружного воздуха и расхода электроэнергии [2]. Устойчивое развитие таких зданий определяется точностью предпроектного анализа, Н. Ю. медведева 111 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 2 развивается в настоящее время. Организуются атриумные пространства в условиях существующей плотной городской застройки и вариативности ее функционального наполнения. Тенденция к эргономичности на локальном и градостроительном уровнях, безбарьерности среды, художественно-эстетической целостности формирует новые функционально-композиционные решения атриумных пространств. А.Л. Гельфонд в работе «Архитектурное проектирование жилых и общественных зданий и сооружений» выявляет следующие типы группировки помещений: ячейковая, коридорная, анфиладная, зальная, атриумная, павильонная, смешанная (комбинированная) (рис. 4). Атриумная схема группировки помещений определяется как «ряд помещений, расположенных вокруг закрытого внутреннего двора - атриума - и выходящих в него» [3, с. 31]. Атриумная схема группировки помещений в отечественном опыте проектирования встречается очень редко в чистом виде. Как правило, она присутствует в смешанной схеме группировки помещений совместно с анфиладно-кольцевой, коридорно-кольцевой и другими схемами. Современное атриумное пространство является не только традиционным внутренним двором, перекрытым светопрозрачным покрытием, но и самостоятельным объемом (оболочкой), включающим объемно-планировочное решение внутреннего пространства. В новых архитектурных решениях наблюдается увеличение площадей светопрозрачных поверхностей по отношению к глухим ограждающим конструкциям, что формирует проблему стирания границ жилых и общественных, внешнего и приватного пространств. Популярность шоу, где люди живут под наблюдением камер, и телевизионных программ о жизни известных людей и простых граждан свидетельствует об изменении социально-психологических и визуально-эстетических ориентиров в организации архитектурного пространства. Подобные процессы описываются в произведениях Е.И. Замятина «Мы» (город с прозрачными зданиями), Г. Маркузе «Эрос и цивилизация» (паноптикум Бентама), М. Фуко «Око власти» (пространство гетеротопии) [4-6]. Наблюдается тенденция к систематизации композиционно-планировочных решений атриумных пространств с целью структурирования общественных функций Рис. 4. Схемы группировки помещений [3, с. 33] Рис. 3. Трансформируемый атриум (по Р. Саксону) [1, с. 97]: 1 - теплозащитный занавес, заменяющий двойное остекление в зимнее время; 2 - теплозащитный занавес, препятствующий попаданию прямого солнечного света в атриум в летнее время Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 2 112 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в городской ткани: повышения качества среды в деловом, коммуникационном и культурном аспектах, гармонизации социально-психологических процессов в обществе. Классификация архитектурно-планировочных приемов включения атриумных пространств в городскую среду рассматривается А.В. Вахниченко в диссертационном исследовании «Композиционно-планировочные принципы формирования атриумных пространств в условиях ревитализации городской среды». А.В. Вахниченко разработаны архитектурно-планировочные приемы формирования атриумных пространств в городской среде: «линейный (способ комфортной организации путей движения от одного объекта к другому), замкнутый (используется в условиях уплотненной городской застройки), сетевой (распределение пешеходных потоков от центра к отдельным кластерам), периметральный (планирование объекта вокруг композиционного ядра)» (рис. 5) [7]. Приемы структурирования городской среды посредством атриума, разработанные А.В. Вахниченко, являются примером выявления новых концепций и типологий в архитектуре и градостроительстве. Масштаб и пространственное положение атриума относительно архитектурного объекта и уровня земли рассматривается в настоящем исследовании с целью выявления новых функционально-композиционных приемов для устойчивого развития архитектурного объекта и городской среды. Специфика восприятия объемов и локальных пространств в зависимости от углов зрения, выявленная В. Шимко [8], идентична восприятию внутреннего двора, соответственно и атриума. Размер внутреннего двора и пропорции по отношению к окружающим объемам исследуются В. Шимко и классифицируются на виды локальных пространств в зависимости от угла зрения: полная замкнутость (45°), порог замкнутости (30°), минимальная замкнутость (18°) и отсутствие замкнутости (14°). В настоящее время исследуются функциональные и визуально-психологические аспекты формирования атриумных пространств. Автором настоящего исследования на основе изученного материала синтезированы объемно-планировочные особенности ландшафтной архитектуры, локальных городских пространств и атриумных пространств в аспекте визуально-пространственной связности (см. таблицу). Способы организации антропогенной и природно-ландшафтной среды. В географии, ландшафтоведении, градостроительстве и архитектуре используют понятие «визуальные пространственные единицы ландшафта», которые составляют вертикальные элементы ландшафта или зрительные барьеры (рис. 6). Атриумное пространство формирует перцептивное пространство, в котором восприятие среды трансформируется и усиливается. Автором настоящей статьи проведено исследование визуально-пространственных особенностей атриумного пространства и способов организации антропогенной и природно-ландшафтной среды, по М.А. Рогожниковой, как приемов создания целостных локальных архитектурных пространств. Культурный ландшафт формируется композиционным расположением зрительных барьеров, в том числе антропогенными элементами. В зрительные барьеры входят: растительность, водные объекты, особенности рельефа (возвышенности, кратеры, ровный рельеф), здания и сооружения [9]. Зрительные барьеры могут создавать «слепые зоны» для обзора ансамбля в городском пространстве или природного пейзажа. Для коррекции визуально загрязняющих элементов и для зон, не обладающих композиционной выразительностью, разработаны способы ландшафтного проектирования и формообразования зданий: создание или использование существующих природных компонентов, скрывающих архитектурный объект, придание архитектурному объекту вида ландшафтного или природного компонента [9]. Придать природному окружению привлекательный внешний вид и визуально скрыть постройку позволяет пейзажное проектирование. При организации природного окружения объекта, как ограждающего элемента, важно учитывать характер сложившихся визуальных компонентов пейзажа, их изменчивость в зависимости от погодных и климатических условий [9, 10]. Атриумные пространства как компонент ландшафтной архитектуры является структурирующим элементом архитектуры и природной среды. В современной архитектуре высокоурбанизированных городов существует проблема организации визуально-психологически комфортного пространства. Актуальными становятся проблемы «гомогенности» и «агрессивности» композиционных решений городской среды. Популярность применения светопрозрачных покрытий в зданиях общественного и жилого назначения приводит к просматриваемости интерьера зданий и жизни его обитателей, что меняет социальные, культурные и эстетические традиции в обществе. Наблюдается изменение городской среды под влиянием как архитектурных концепций, так и социально-психологических изменений в обществе. Учитывая воздействие архитектуры на визуально-психологическое восприятие городских Н. Ю. медведева 113 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 2 Рис. 6. Компоненты ландшафта. Зрительные барьеры Рис. 5. Тип размещения атриумного пространства в городской среде [7] пространств, автором настоящего исследования были проанализированы принципы синергетики в формообразовании архитектурных объектов. Для объединения объемно-пространственной композиции архитектурных элементов, гармонизации внутренней и внешней среды здания или комплекса зданий выявляются архитектурные особенности формообразования атриумных пространств. Авторы статьи «Принципы сосуществования природы естественной и искусственной» [10] используют современные подходы к формообразованию: органическая архитектура, бионическая архитектура, ландшафтная архитектура. Выделяют следующие основополагающие принципы синергетики, необходимые для достижения гармоничного сосуществования искусственной и естественной природы: Визуально-пространственная связность локального пространства Способы организации антропогенной и природноландшафтной среды по М.А. Рогожниковой Восприятие объемов и пространств в зависимости от углов зрения по В. Шимко Особенности формирования атриумного пространства в аспекте визуальнопространственной связности с окружением Использование существующих «ширм», скрывающих архитектурный объект Полная замкнутость (45°) Атриум как дополнительный элемент, отделяющий локальное архитектурное пространство от внешней среды Создание новых «ширм», скрывающих архитектурный объект Порог замкнутости (30°) Атриум как самостоятельный элемент, отделяющий локальное архитектурное пространство от внешней среды Придание архитектурному объекту вида ландшафтного компонента Минимальная замкнутость (18°) Атриум как часть природно-ландшафтной среды (заглубленный, врезанный в склон, выступающий) Внедрение архитектурного объекта в природные формы окружения Отсутствие замкнутости (14°) а б в г Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 2 114 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Принцип гомеостатичности заключается в поддержании функционирования системы в определенных рамках для достижения цели. Включение в архитектуру многоуровневых светопрозрачных пространств создает функционально и визуально-психологически устойчивую архитектурную среду за счет: - системы конструктивных решений; - использования современных научных и технологических достижений, - развития формы по принципу нелинейности. 2. Принцип иерархичности предполагает структурную иерархию природной составляющей вышестоящих и нижестоящих уровней. Структурность низшего уровня для высшего является строительным. Для ландшафта и архитектуры порядок «подразумевает последовательность и рациональное размещение частей». Упорядоченность функциональных зон, соответственно процессов в здании регулируется рекреационными зонами, которые должны удовлетворять потребности в визуально-психологическом и физическом комфорте. Атриумное пространство архитектурного объекта демонстрирует потенциальные функциональные качества рекреационных зон, повышает их эффективность. 3. Утверждение «Нелинейность - есть нарушение принципа суперпозиции в некотором явлении: результат суммы воздействий на систему не равен сумме результатов этих воздействий. Результаты действующих причин нельзя складывать» применимо к атриумным пространствам в зданиях и комплексах. В атриумных зданиях: взаимодействие с природой, потенциальная возможность развития объемно-планировочных решений. 4. Принцип незамкнутости (открытости). Неотъемлемое качество визуального взаимодействия внутреннего пространства с окружающей средой. 5. Принцип наблюдаемости. Позволяет структурировать в архитектуре позиции взаимодействия естественной и искусственной природы. Синергетический подход и прохождение стадий бифуркации способствует решению задачи сосуществования трех уровней: природы (мегауровень), человека (макроуровня) и архитектуры (микроуровня) [10, 11]. Вариативность типологических и художественных возможностей применения атриумных пространств в современной архитектуре позволяет систематизировать следующие их объемно-пространственные особенности: • Атриум как дополнительный элемент, отделяющий локальное архитектурное пространство от внешней среды. • Атриум как самостоятельный элемент, отделяющий локальное архитектурное пространство от внешней среды. • Атриум как часть природно-ландшафтной среды (заглубленный, врезанный в склон, выступающий). Выводы. В настоящее время для обеспечения устойчивого культурного, социального, экономического функционирования как архитектурной, так и городской среды требуется визуально-пространственная, композиционная связность. В ходе настоящего исследования были выявлены особенности формирования атриумных пространств в аспекте визуально-пространственных связей с окружением. Вариативность объемно-планировочных решений, художественная выразительность атриумных зданий по отношению к окружающему пространству позволили классифицировать атриумные пространства в аспекте визуально-пространственной связности с внешней средой. Изученные технологические особенности организации атриумов позволяют сделать вывод о универсальности функциональных качеств и выразительности объемно-композиционных решений атриумных пространств. Анализ синергетического подхода к проектированию ландшафтной архитектуры выявил потенциальные возможности атриумных пространств к формированию визуально-пространственной целостности с ландшафтом и архитектурным объектом, что перспективно для устойчивого развития сложившейся архитектурной и городской среды. Особенности реставрации и реконструкции архитектурных объектов посредством атриумных пространств в аспекте гармонизации и функционального развития объемно-планировочного решения представляют интерес для дальнейшего исследования.
×

Об авторах

Наталия Юрьевна МЕДВЕДЕВА

Самарский государственный технический университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Список литературы

  1. Саксон Р. Атриумные здания / пер. с англ. М.: Стройиздат, 1987. 135 с.
  2. Гладких Е.Н. Конструкции атриумов, их освещенность и воздухообмен // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Студент и наука». Воронеж, 2015. Вып. № 2 (9). С. 97 - 103.
  3. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. М.: Архитектура-С, 2006. 280 с.
  4. Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006. Ч. 3. С. 191 - 204.
  5. Фуко М. Око власти // Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006. Ч.1. С. 220 - 248.
  6. Бредли Куин. Мегаполис, творимый модой [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/ article/2011/02/10/quinn/ (дата обращения: 03.11.14).
  7. Вахниченко А.В. Композиционно-планировочные принципы формирования атриумных пространств в условиях ревитализации городской среды: автореф. дис.. канд. арх. Харьков, 2019. 25 с.
  8. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. М.: Архитектура-С, 2006. 384 с.
  9. Рогожникова М.А. Пейзажное проектирование архитектурного объекта [Электронный ресурс]. URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2012/3kvart12/ rogozhnikova/abstract.php (дата обращения: 20.04.2016).
  10. Яландина Н.М. Принципы сосуществования природы естественной и искусственной // Архитектон: известия вузов. 2008. Вып. № 22 [Электронный ресурс] URL: http://archvuz.ru/2008_2/5 (дата обращения: 20.07.2019).
  11. Колесников С.А. Архитектурная типология высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города: дис.. канд. арх.: 18.00.02. Самара, 2006. 180 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© МЕДВЕДЕВА Н.Ю., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах