FORMATION FEATURES OF ATRIUM SPACES IN THE ASPECT OF VISUAL-SPATIAL RELATIONS WITH THE ENVIRONMENT

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Changes in the atrium buildings in the functional and compositional aspects in diff erent historical periods infl uenced the typology and features of the use of atrium spaces in modern architecture. This study is based on a comprehensive analysis of the development of atrium buildings and a synthesis of the obtained qualitative characteristics of atrium spaces with trends in the formation of functional-composite components in modern architecture. The purpose of the article is to identify typological features of atrium spaces that form the visual integration of internal and external spaces. Artistic expressiveness and variability of the use of atrium in modern architecture are prerequisites for the systematization and identifi cation of the features of the formation of atrium spaces. The author considers the formation of atrium spaces as an aspect of visual-spatial connections with the environment.

Full Text

Атриумные пространства в современной архитектуре классифицируются по следующим направлениям: формообразованию, микроклиматическим и инженерно-технологическим особенностям, типу связи с внешней городской средой. Комбинаторика и вариативность применения разных типов атриумов позволяют выбрать оптимальный вариант инженерно-технических, функционально-пространственных и формообразующих характеристик для определенного архитектурного проекта. При комплексном анализе тенденций в архитектуре атриумных пространств выявляются особенности, формирующие новую функционально-композиционную и важную визуально-психологическую составляющие в городской среде. Типологический и ходожественный аспекты формирования атриумных зданий как компоненты, гармонизирующие архитектурное пространство, рассматриваются и систематизируются в настоящем исследовании. Р. Саксоном в книге «Атриумные здания» классифицированы атриумные здания по типу исходной формы на простые и сложные типы (рис. 1), которые определяют варианты включения атриумного пространства в архитектурный объект. В работе были представлены основные ступени уровня комфорта атриумного здания: 1) «от частичной защиты интерьера в виде навеса к огражденному пространству без регулирования климата; 2) обычное буферное пространство - ограждение с частичным регулированием климата, достаточным для нормального роста растений; 3) управляемое буферное пространство; 4) замкнутое пространство с полным кондиционированием воздуха» [1]. В архитектурных объектах общественного назначения в объеме атриума существует проблема качества воздуха, через который проходят запахи, пыль, табачный дым и пр. Принцип воздухообмена атриумного здания по Р. Саксону определяется рядом технических характеристик (рис. 2) и классифицируется на согре- Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 2 110 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рис. 2. Атриум, приспособленный для обогрева (1, 2) и охлаждения (3) здания (по Р. Саксону) [1, с. 94]: 1, 2 - принципы вентиляции атриума соответственно в зимнее и летнее время; 3 - атриум выполняет функцию вытяжной трубы и использует солнечную энергию Рис. 1. Основные варианты включения атриумных пространств в объемно-планировочную структуру архитектурного объекта [1, с. 80] комплексным подходом на стадии проектирования и, соответственно, рентабельностью здания в процессе эксплуатации. Р. Саксоном в 60-е гг. ХХ в. была выдвинута гипотеза о перспективности развития атриумных зданий в качестве коммуникационных пространств. В работе «Атриумные здания» описываются стадии формирования транспортно-коммуникационных узлов: сначала строится светопрозрачная оболочка и организуется внутреннее коммуникационное пространство, далее достраиваются прилегающие здания с требуемыми дополнительными функциями [1, с. 72]. Идея формирования транспортно-пешеходных направлений в городской ткани посредством атриумных зданий и комплексов вающий, охлаждающий и трансформируемый атриумы. Принципы воздухо- и теплообмена, исследуемые Р. Саксоном (рис. 3) [1], применяются и в настоящее время. В современных атриумных зданиях используются технологии энергосбережения (энергия тепла, солнечного света, ветра и др.). Качество воздуха на участках источников загрязнения улучшается установками с нейтрализующей или фильтрационной системой. В атриумных пространствах общественных зданий в периоды малой заполняемости применяются датчики углекислого газа с целью регуляции объема подаваемого наружного воздуха и расхода электроэнергии [2]. Устойчивое развитие таких зданий определяется точностью предпроектного анализа, Н. Ю. медведева 111 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 2 развивается в настоящее время. Организуются атриумные пространства в условиях существующей плотной городской застройки и вариативности ее функционального наполнения. Тенденция к эргономичности на локальном и градостроительном уровнях, безбарьерности среды, художественно-эстетической целостности формирует новые функционально-композиционные решения атриумных пространств. А.Л. Гельфонд в работе «Архитектурное проектирование жилых и общественных зданий и сооружений» выявляет следующие типы группировки помещений: ячейковая, коридорная, анфиладная, зальная, атриумная, павильонная, смешанная (комбинированная) (рис. 4). Атриумная схема группировки помещений определяется как «ряд помещений, расположенных вокруг закрытого внутреннего двора - атриума - и выходящих в него» [3, с. 31]. Атриумная схема группировки помещений в отечественном опыте проектирования встречается очень редко в чистом виде. Как правило, она присутствует в смешанной схеме группировки помещений совместно с анфиладно-кольцевой, коридорно-кольцевой и другими схемами. Современное атриумное пространство является не только традиционным внутренним двором, перекрытым светопрозрачным покрытием, но и самостоятельным объемом (оболочкой), включающим объемно-планировочное решение внутреннего пространства. В новых архитектурных решениях наблюдается увеличение площадей светопрозрачных поверхностей по отношению к глухим ограждающим конструкциям, что формирует проблему стирания границ жилых и общественных, внешнего и приватного пространств. Популярность шоу, где люди живут под наблюдением камер, и телевизионных программ о жизни известных людей и простых граждан свидетельствует об изменении социально-психологических и визуально-эстетических ориентиров в организации архитектурного пространства. Подобные процессы описываются в произведениях Е.И. Замятина «Мы» (город с прозрачными зданиями), Г. Маркузе «Эрос и цивилизация» (паноптикум Бентама), М. Фуко «Око власти» (пространство гетеротопии) [4-6]. Наблюдается тенденция к систематизации композиционно-планировочных решений атриумных пространств с целью структурирования общественных функций Рис. 4. Схемы группировки помещений [3, с. 33] Рис. 3. Трансформируемый атриум (по Р. Саксону) [1, с. 97]: 1 - теплозащитный занавес, заменяющий двойное остекление в зимнее время; 2 - теплозащитный занавес, препятствующий попаданию прямого солнечного света в атриум в летнее время Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 2 112 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в городской ткани: повышения качества среды в деловом, коммуникационном и культурном аспектах, гармонизации социально-психологических процессов в обществе. Классификация архитектурно-планировочных приемов включения атриумных пространств в городскую среду рассматривается А.В. Вахниченко в диссертационном исследовании «Композиционно-планировочные принципы формирования атриумных пространств в условиях ревитализации городской среды». А.В. Вахниченко разработаны архитектурно-планировочные приемы формирования атриумных пространств в городской среде: «линейный (способ комфортной организации путей движения от одного объекта к другому), замкнутый (используется в условиях уплотненной городской застройки), сетевой (распределение пешеходных потоков от центра к отдельным кластерам), периметральный (планирование объекта вокруг композиционного ядра)» (рис. 5) [7]. Приемы структурирования городской среды посредством атриума, разработанные А.В. Вахниченко, являются примером выявления новых концепций и типологий в архитектуре и градостроительстве. Масштаб и пространственное положение атриума относительно архитектурного объекта и уровня земли рассматривается в настоящем исследовании с целью выявления новых функционально-композиционных приемов для устойчивого развития архитектурного объекта и городской среды. Специфика восприятия объемов и локальных пространств в зависимости от углов зрения, выявленная В. Шимко [8], идентична восприятию внутреннего двора, соответственно и атриума. Размер внутреннего двора и пропорции по отношению к окружающим объемам исследуются В. Шимко и классифицируются на виды локальных пространств в зависимости от угла зрения: полная замкнутость (45°), порог замкнутости (30°), минимальная замкнутость (18°) и отсутствие замкнутости (14°). В настоящее время исследуются функциональные и визуально-психологические аспекты формирования атриумных пространств. Автором настоящего исследования на основе изученного материала синтезированы объемно-планировочные особенности ландшафтной архитектуры, локальных городских пространств и атриумных пространств в аспекте визуально-пространственной связности (см. таблицу). Способы организации антропогенной и природно-ландшафтной среды. В географии, ландшафтоведении, градостроительстве и архитектуре используют понятие «визуальные пространственные единицы ландшафта», которые составляют вертикальные элементы ландшафта или зрительные барьеры (рис. 6). Атриумное пространство формирует перцептивное пространство, в котором восприятие среды трансформируется и усиливается. Автором настоящей статьи проведено исследование визуально-пространственных особенностей атриумного пространства и способов организации антропогенной и природно-ландшафтной среды, по М.А. Рогожниковой, как приемов создания целостных локальных архитектурных пространств. Культурный ландшафт формируется композиционным расположением зрительных барьеров, в том числе антропогенными элементами. В зрительные барьеры входят: растительность, водные объекты, особенности рельефа (возвышенности, кратеры, ровный рельеф), здания и сооружения [9]. Зрительные барьеры могут создавать «слепые зоны» для обзора ансамбля в городском пространстве или природного пейзажа. Для коррекции визуально загрязняющих элементов и для зон, не обладающих композиционной выразительностью, разработаны способы ландшафтного проектирования и формообразования зданий: создание или использование существующих природных компонентов, скрывающих архитектурный объект, придание архитектурному объекту вида ландшафтного или природного компонента [9]. Придать природному окружению привлекательный внешний вид и визуально скрыть постройку позволяет пейзажное проектирование. При организации природного окружения объекта, как ограждающего элемента, важно учитывать характер сложившихся визуальных компонентов пейзажа, их изменчивость в зависимости от погодных и климатических условий [9, 10]. Атриумные пространства как компонент ландшафтной архитектуры является структурирующим элементом архитектуры и природной среды. В современной архитектуре высокоурбанизированных городов существует проблема организации визуально-психологически комфортного пространства. Актуальными становятся проблемы «гомогенности» и «агрессивности» композиционных решений городской среды. Популярность применения светопрозрачных покрытий в зданиях общественного и жилого назначения приводит к просматриваемости интерьера зданий и жизни его обитателей, что меняет социальные, культурные и эстетические традиции в обществе. Наблюдается изменение городской среды под влиянием как архитектурных концепций, так и социально-психологических изменений в обществе. Учитывая воздействие архитектуры на визуально-психологическое восприятие городских Н. Ю. медведева 113 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 2 Рис. 6. Компоненты ландшафта. Зрительные барьеры Рис. 5. Тип размещения атриумного пространства в городской среде [7] пространств, автором настоящего исследования были проанализированы принципы синергетики в формообразовании архитектурных объектов. Для объединения объемно-пространственной композиции архитектурных элементов, гармонизации внутренней и внешней среды здания или комплекса зданий выявляются архитектурные особенности формообразования атриумных пространств. Авторы статьи «Принципы сосуществования природы естественной и искусственной» [10] используют современные подходы к формообразованию: органическая архитектура, бионическая архитектура, ландшафтная архитектура. Выделяют следующие основополагающие принципы синергетики, необходимые для достижения гармоничного сосуществования искусственной и естественной природы: Визуально-пространственная связность локального пространства Способы организации антропогенной и природноландшафтной среды по М.А. Рогожниковой Восприятие объемов и пространств в зависимости от углов зрения по В. Шимко Особенности формирования атриумного пространства в аспекте визуальнопространственной связности с окружением Использование существующих «ширм», скрывающих архитектурный объект Полная замкнутость (45°) Атриум как дополнительный элемент, отделяющий локальное архитектурное пространство от внешней среды Создание новых «ширм», скрывающих архитектурный объект Порог замкнутости (30°) Атриум как самостоятельный элемент, отделяющий локальное архитектурное пространство от внешней среды Придание архитектурному объекту вида ландшафтного компонента Минимальная замкнутость (18°) Атриум как часть природно-ландшафтной среды (заглубленный, врезанный в склон, выступающий) Внедрение архитектурного объекта в природные формы окружения Отсутствие замкнутости (14°) а б в г Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 2 114 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Принцип гомеостатичности заключается в поддержании функционирования системы в определенных рамках для достижения цели. Включение в архитектуру многоуровневых светопрозрачных пространств создает функционально и визуально-психологически устойчивую архитектурную среду за счет: - системы конструктивных решений; - использования современных научных и технологических достижений, - развития формы по принципу нелинейности. 2. Принцип иерархичности предполагает структурную иерархию природной составляющей вышестоящих и нижестоящих уровней. Структурность низшего уровня для высшего является строительным. Для ландшафта и архитектуры порядок «подразумевает последовательность и рациональное размещение частей». Упорядоченность функциональных зон, соответственно процессов в здании регулируется рекреационными зонами, которые должны удовлетворять потребности в визуально-психологическом и физическом комфорте. Атриумное пространство архитектурного объекта демонстрирует потенциальные функциональные качества рекреационных зон, повышает их эффективность. 3. Утверждение «Нелинейность - есть нарушение принципа суперпозиции в некотором явлении: результат суммы воздействий на систему не равен сумме результатов этих воздействий. Результаты действующих причин нельзя складывать» применимо к атриумным пространствам в зданиях и комплексах. В атриумных зданиях: взаимодействие с природой, потенциальная возможность развития объемно-планировочных решений. 4. Принцип незамкнутости (открытости). Неотъемлемое качество визуального взаимодействия внутреннего пространства с окружающей средой. 5. Принцип наблюдаемости. Позволяет структурировать в архитектуре позиции взаимодействия естественной и искусственной природы. Синергетический подход и прохождение стадий бифуркации способствует решению задачи сосуществования трех уровней: природы (мегауровень), человека (макроуровня) и архитектуры (микроуровня) [10, 11]. Вариативность типологических и художественных возможностей применения атриумных пространств в современной архитектуре позволяет систематизировать следующие их объемно-пространственные особенности: • Атриум как дополнительный элемент, отделяющий локальное архитектурное пространство от внешней среды. • Атриум как самостоятельный элемент, отделяющий локальное архитектурное пространство от внешней среды. • Атриум как часть природно-ландшафтной среды (заглубленный, врезанный в склон, выступающий). Выводы. В настоящее время для обеспечения устойчивого культурного, социального, экономического функционирования как архитектурной, так и городской среды требуется визуально-пространственная, композиционная связность. В ходе настоящего исследования были выявлены особенности формирования атриумных пространств в аспекте визуально-пространственных связей с окружением. Вариативность объемно-планировочных решений, художественная выразительность атриумных зданий по отношению к окружающему пространству позволили классифицировать атриумные пространства в аспекте визуально-пространственной связности с внешней средой. Изученные технологические особенности организации атриумов позволяют сделать вывод о универсальности функциональных качеств и выразительности объемно-композиционных решений атриумных пространств. Анализ синергетического подхода к проектированию ландшафтной архитектуры выявил потенциальные возможности атриумных пространств к формированию визуально-пространственной целостности с ландшафтом и архитектурным объектом, что перспективно для устойчивого развития сложившейся архитектурной и городской среды. Особенности реставрации и реконструкции архитектурных объектов посредством атриумных пространств в аспекте гармонизации и функционального развития объемно-планировочного решения представляют интерес для дальнейшего исследования.
×

About the authors

Natalia Yu. MEDVEDEVA

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Саксон Р. Атриумные здания / пер. с англ. М.: Стройиздат, 1987. 135 с.
  2. Гладких Е.Н. Конструкции атриумов, их освещенность и воздухообмен // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Студент и наука». Воронеж, 2015. Вып. № 2 (9). С. 97 - 103.
  3. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. М.: Архитектура-С, 2006. 280 с.
  4. Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006. Ч. 3. С. 191 - 204.
  5. Фуко М. Око власти // Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006. Ч.1. С. 220 - 248.
  6. Бредли Куин. Мегаполис, творимый модой [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/ article/2011/02/10/quinn/ (дата обращения: 03.11.14).
  7. Вахниченко А.В. Композиционно-планировочные принципы формирования атриумных пространств в условиях ревитализации городской среды: автореф. дис.. канд. арх. Харьков, 2019. 25 с.
  8. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. М.: Архитектура-С, 2006. 384 с.
  9. Рогожникова М.А. Пейзажное проектирование архитектурного объекта [Электронный ресурс]. URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2012/3kvart12/ rogozhnikova/abstract.php (дата обращения: 20.04.2016).
  10. Яландина Н.М. Принципы сосуществования природы естественной и искусственной // Архитектон: известия вузов. 2008. Вып. № 22 [Электронный ресурс] URL: http://archvuz.ru/2008_2/5 (дата обращения: 20.07.2019).
  11. Колесников С.А. Архитектурная типология высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города: дис.. канд. арх.: 18.00.02. Самара, 2006. 180 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 MEDVEDEVA N.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies