АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЛАВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ САМАРЫ

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием главных площадей города Самары в эпоху 1930-1950-х гг. - времени их коренной трансформации. Исследуются их композиционные особенности и закономерности построения в соответствии с общими тенденциями «сталинского неоклассицизма».

Полный текст

Главные площади Самары – имени В.В. Куйбышева, имени В.И. Чапаева, Самарская и Славы – составляют градостроительную систему, формировавшуюся на протяжении полутора веков. Коренная трансформация произошла в 1930-1950-х гг., когда ставились и решались задачи построения больших пространственных систем с целью упорядочения всей структуры городской планировки. Проектирование происходило с ориентацией на классицистические постулаты, прежде всего в следующих направлениях: архитектурнохудожественное совершенствование уже существующей системы площадей, с созданием на ее базе нового более масштабного комплекса, исходя из местных особенностей и с учетом новых разработок образование системы ансамблей улиц, площадей и, Самарская площадь Площадь имени В.И. Чапаева Площадь имени В.В. Куйбышева Вид на площадь имени В.В. Куйбышева, площадь имени В.И. Чапаева в конечном итоге, города ансамбля или города как системы ансамблей [1]. Наиболее часто встречаемые и используемые в рассматриваемый период формально-стилистические принципы это: законченность и ясность общей формы, гармоничность целого, монументальность, рациональность составных элементов и их формы, уравновешенность масс, строгая ритмизация частей, пропорциональность соотношений. Поскольку в понятие социалистического города теперь, прежде всего, вкладывался архитектурно-композиционный смысл, то задача преобразования городов, по словам автора генплана Москвы и Самары В.Н. Семенова, следующая: “Архитектура … социалистического города должна нести в себе положительное творческое начало. Это начало – в сложной композиции социалистического города. Проект города – это образ города не только в плоскости, но и в объемах” [2]. Устремленность к новой форме в архитектурной организации ансамбля как в архитектурнопланировочном решении, так и на основе составляющих его объектов явилась главным композиционным модулем в построении города Самары. В свою очередь, поскольку город представлял собой достаточно сложную архитектурно-планировочную композицию, то все составляющие должны были быть подчинены его единой композиционной и функциональной организации с учетом выявления его своеобразия, в конечном итоге образуя большой ансамбль. В построении пространственной композиции системы главных площадей Самары в эту эпоху можно отметить наиболее характерные черты. В первую очередь, выстраивается глубинно-пространственная перспектива, где центр замыкает центральную ось, по сторонам которой располагаются второстепенные элементы, а также образуется полузамкнутое пространство, ограничиваемое застройкой или массивами зелени и формируется свободное пространство, в котором здания располагаются таким образом, что не образуют строго определенных линейных границ площади или улицы. Внутреннее пространство исследуемых площадей в ходе эволюции было подвергнуто графическопластической моделировке, которая достигалась благодаря членению архитектурных деталей, выделенных определенным тоном, и фактурно-рельефной обработке плоскостей. Ритм также задавался сочетанием в композиции нескольких метрических рядов разного построения, как групп элементов, так и включением пластических элементов, являющихся наиболее важными и добавляющими в них зрительное «оживление». Площадь Славы Большую композиционную роль здесь играл силуэт, а равновесие композиции достигалось распределением масс относительно центра на основе законов статики равновесие формы с устойчивостью во всем ее строе с учетом ее геометрической основы. Данные средства гармонизации использовались для выражения степени стабильности композиционной формы. Композиция в этом случае носила монументальный предельно статичный характер и включала как симметрию, так и асимметрию одновременно на основе соподчинения асимметричных частей и главной симметричной формы. Установление композиционного равновесия между элементами достигалось благодаря общим осям симметрии, выстроенным в разных координатных направлениях, что характерно для сложных объемно-пространственных композиций. В чисто художественном отношении применяемое здесь определение масштаба это соразмерность, выраженная не в числах или отрезках, а в зрительном соответствии формы человеку. Композиционный масштаб как средство гармонизации, особенно в рассматриваемую эпоху, подчинен раскрытию художественной идеи, заключенной в форму. Здесь применительно говорить о таком понятии, как крупный масштаб, который относится к слабо расчлененной форме. Масштабный строй архитектуры, что характерно для сталинского неоклассицизма, отражая социально-политические условия и мироощущение эпохи наряду с тектонически осмысленными формами, является одним из главных средств, воплощающих основной характер художественного образа в зодчестве [3]. Такие понятия, как центр, площадь, магистраль, ансамбль стали важными ключевыми структурными единицами архитектурно-планировочной организации города 1930-1950-х гг. Единство приема здесь заключалось в соподчинении ансамблей внутри самой выстроенной системы как системы двух основных и двух локальных центров. Во всех частных композиционных построениях, как и в главном, приоритетным оставалось ритмическое, модульное, масштабное и стилистическое единство. Такая модель проектирования главного ансамбля Самары Куйбышева в полной мере соответствовала модели советского города, создавая предпосылки для организации города-ансамбля. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Баранов, Н.В. Композиция центра города [Текст] / Н.В. Баранов. – М.: Стройиздат, 1964. – С. 54-68. Семенов, В.Н. Вопросы планировки [Текст] / В.Н. Семенов // Академия архитектуры. – М., 1935. № 4. С. 39-43. Яргина, З.Н. Градостроительный анализ [Текст] / З.Н. Яргина, Я.В. Косицкий, В.В. Владимиров и др. – М.: Стройиздат, 1984. – С. 300-306. © Востриков В.Н., 2012

×

Об авторах

В. Н ВОСТРИКОВ

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

доцент кафедры инновационного проектирования

Список литературы

  1. Баранов, Н.В. Композиция центра города [Текст] / Н.В. Баранов. – М.: Стройиздат, 1964. – С. 54-68
  2. Семенов, В.Н. Вопросы планировки [Текст] / В.Н. Семенов // Академия архитектуры. – М., 1935. - № 4. - С. 39-43
  3. Яргина, З.Н. Градостроительный анализ [Текст] / З.Н. Яргина, Я.В. Косицкий, В.В. Владимиров и др. – М.: Стройиздат, 1984. – С. 300-306

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ВОСТРИКОВ В.Н., 2012

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах