ARCHITECTURAL AND COMPOSITIONAL FEATURES OF THE MAIN SQUARES IN SAMARA

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This article the questions connected to the formation of the main squares in the city of Samara in the period 1930 - 1950's - a time of radical transformation. Investigate their compositional features and patterns of construction in accordance with the general trend of «neo-classical Stalinist.»

Full Text

Главные площади Самары – имени В.В. Куйбышева, имени В.И. Чапаева, Самарская и Славы – составляют градостроительную систему, формировавшуюся на протяжении полутора веков. Коренная трансформация произошла в 1930-1950-х гг., когда ставились и решались задачи построения больших пространственных систем с целью упорядочения всей структуры городской планировки. Проектирование происходило с ориентацией на классицистические постулаты, прежде всего в следующих направлениях: архитектурнохудожественное совершенствование уже существующей системы площадей, с созданием на ее базе нового более масштабного комплекса, исходя из местных особенностей и с учетом новых разработок образование системы ансамблей улиц, площадей и, Самарская площадь Площадь имени В.И. Чапаева Площадь имени В.В. Куйбышева Вид на площадь имени В.В. Куйбышева, площадь имени В.И. Чапаева в конечном итоге, города ансамбля или города как системы ансамблей [1]. Наиболее часто встречаемые и используемые в рассматриваемый период формально-стилистические принципы это: законченность и ясность общей формы, гармоничность целого, монументальность, рациональность составных элементов и их формы, уравновешенность масс, строгая ритмизация частей, пропорциональность соотношений. Поскольку в понятие социалистического города теперь, прежде всего, вкладывался архитектурно-композиционный смысл, то задача преобразования городов, по словам автора генплана Москвы и Самары В.Н. Семенова, следующая: “Архитектура … социалистического города должна нести в себе положительное творческое начало. Это начало – в сложной композиции социалистического города. Проект города – это образ города не только в плоскости, но и в объемах” [2]. Устремленность к новой форме в архитектурной организации ансамбля как в архитектурнопланировочном решении, так и на основе составляющих его объектов явилась главным композиционным модулем в построении города Самары. В свою очередь, поскольку город представлял собой достаточно сложную архитектурно-планировочную композицию, то все составляющие должны были быть подчинены его единой композиционной и функциональной организации с учетом выявления его своеобразия, в конечном итоге образуя большой ансамбль. В построении пространственной композиции системы главных площадей Самары в эту эпоху можно отметить наиболее характерные черты. В первую очередь, выстраивается глубинно-пространственная перспектива, где центр замыкает центральную ось, по сторонам которой располагаются второстепенные элементы, а также образуется полузамкнутое пространство, ограничиваемое застройкой или массивами зелени и формируется свободное пространство, в котором здания располагаются таким образом, что не образуют строго определенных линейных границ площади или улицы. Внутреннее пространство исследуемых площадей в ходе эволюции было подвергнуто графическопластической моделировке, которая достигалась благодаря членению архитектурных деталей, выделенных определенным тоном, и фактурно-рельефной обработке плоскостей. Ритм также задавался сочетанием в композиции нескольких метрических рядов разного построения, как групп элементов, так и включением пластических элементов, являющихся наиболее важными и добавляющими в них зрительное «оживление». Площадь Славы Большую композиционную роль здесь играл силуэт, а равновесие композиции достигалось распределением масс относительно центра на основе законов статики равновесие формы с устойчивостью во всем ее строе с учетом ее геометрической основы. Данные средства гармонизации использовались для выражения степени стабильности композиционной формы. Композиция в этом случае носила монументальный предельно статичный характер и включала как симметрию, так и асимметрию одновременно на основе соподчинения асимметричных частей и главной симметричной формы. Установление композиционного равновесия между элементами достигалось благодаря общим осям симметрии, выстроенным в разных координатных направлениях, что характерно для сложных объемно-пространственных композиций. В чисто художественном отношении применяемое здесь определение масштаба это соразмерность, выраженная не в числах или отрезках, а в зрительном соответствии формы человеку. Композиционный масштаб как средство гармонизации, особенно в рассматриваемую эпоху, подчинен раскрытию художественной идеи, заключенной в форму. Здесь применительно говорить о таком понятии, как крупный масштаб, который относится к слабо расчлененной форме. Масштабный строй архитектуры, что характерно для сталинского неоклассицизма, отражая социально-политические условия и мироощущение эпохи наряду с тектонически осмысленными формами, является одним из главных средств, воплощающих основной характер художественного образа в зодчестве [3]. Такие понятия, как центр, площадь, магистраль, ансамбль стали важными ключевыми структурными единицами архитектурно-планировочной организации города 1930-1950-х гг. Единство приема здесь заключалось в соподчинении ансамблей внутри самой выстроенной системы как системы двух основных и двух локальных центров. Во всех частных композиционных построениях, как и в главном, приоритетным оставалось ритмическое, модульное, масштабное и стилистическое единство. Такая модель проектирования главного ансамбля Самары Куйбышева в полной мере соответствовала модели советского города, создавая предпосылки для организации города-ансамбля. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Баранов, Н.В. Композиция центра города [Текст] / Н.В. Баранов. – М.: Стройиздат, 1964. – С. 54-68. Семенов, В.Н. Вопросы планировки [Текст] / В.Н. Семенов // Академия архитектуры. – М., 1935. № 4. С. 39-43. Яргина, З.Н. Градостроительный анализ [Текст] / З.Н. Яргина, Я.В. Косицкий, В.В. Владимиров и др. – М.: Стройиздат, 1984. – С. 300-306. © Востриков В.Н., 2012

×

About the authors

V. N VOSTRIKOV

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

доцент кафедры инновационного проектирования

References

  1. Баранов, Н.В. Композиция центра города [Текст] / Н.В. Баранов. – М.: Стройиздат, 1964. – С. 54-68
  2. Семенов, В.Н. Вопросы планировки [Текст] / В.Н. Семенов // Академия архитектуры. – М., 1935. - № 4. - С. 39-43
  3. Яргина, З.Н. Градостроительный анализ [Текст] / З.Н. Яргина, Я.В. Косицкий, В.В. Владимиров и др. – М.: Стройиздат, 1984. – С. 300-306

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2012 VOSTRIKOV V.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies