ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОГО АВАНГАРДАНА СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отдельных видов искусства. В XX в. понятие авангарда приобрело значение термина для обозначения мощного феномена художественной культуры, охватившего все ее значимые явления, имеющие много общего. Авангард — это реакция художественно-эстетического сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом последнего столетия. Суть и значение для человечества этого процесса в культуре пока не получили адекватного научно-философского осмысления, но уже с достаточной полнотой выразились в художественной культуре в феноменах авангарда, модернизма, постмодернизма.

Полный текст

В сфере научной мысли косвенными побудителями (как позитивными, так и негативными) авангарда явились главные достижения практически во всех сферах научного знания, начиная с конца XIX в., но особенно открытия первой половины XX в. в областях ядерной физики, химии, математики, психологии и технико-технологические реализации на их основе. В философии – основные учения постклассической философии от А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора до Ф. Ницше, А. Бергсона, M. Хайдеггера; в психологии и психиатрии – прежде всего фрейдизм и возникший на его основе психоанализ. В гуманитарных науках — отход от европоцентризма и, как его следствие, – возросший интерес к восточным культурам, религиям, культам; возникновение теософии, антропософии, новых эзотерических учений и, как реакция на них и на засилье позитивистско-сциентастского миропонимания, всплеск неохристианских учений (неотомизма, неоправославия). В социальных науках — социалистические, коммунистические, анархистские теории, утопически, но с революционно-бунтарским пафосом отразившие реальные острые проблемы социальной действительности того времени. Художественное мышление как самый чуткий барометр духовно-культурных процессов не могло не отреагировать на эту калейдоскопическую бурю новаций. Авангард — предельно противоречивое, даже в чем-то принципиально антиномическое явление. В нем сосуществовали в непримиримой борьбе, но и в постоянном взаимодействии и взаимовлияниях течения и направления как утверждавшие и апологизировавшие те или иные явления, процессы, открытия во всех сферах культурно-цивилизационного поля своего времени, так и резко отрицавшие их. Авангард стал призывом общества к переменам. Он выразился: в революционно-разрушительном пафосе, направленном на традиционное искусство и традиционные ценности культуры; резком протесте против всего, что представлялось создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, буржуазным, академическим; демонстративном отказе от утвердившегося в XIX в. “прямого” (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности, или миметического принципа; безудержном стремлении к созданию принципиально нового в формах, приемах и средствах художественного выражения; декларативно-манифестарном и эпатажноскандальном характере презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений; стремлении к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства; тенденции к синтезу отдельных искусств, их взаимопроникновению; глобальности перелома в культуре и цивилизации в целом, приняв функции пророка и творца нового в искусстве; демонстративном отказе от большинства художественно-эстетических, нравственных, духовных ценностей; отрицании вообще искусства как такового; активном использовании приемов алогизма, парадокса, абсурда в творчестве (дадаизм, сюрреализм, литература “потока сознания”, алеаторика); принципе случайности в создании и исполнении музыки; конкретной поэзии и конкретной музыка, театре абсурда с его утверждением безысходности и трагизма человеческого существования; абсурдности жизни и апокалиптических настроениях; бунтарском настрое и сплоченности рабочего коллектива. Течение авангарда было необходимо обществу как стремление к чем-то новому, выходящему за рамки и обычаи, как новый этап развития в искусстве, науке, технике. Как порыв человеческой души, которой так не хватало самовыражения, выходящего за пределы традиционного восприятия мира. Авангард стал призывом к переменам в обществе. Это новый взгляд на жизнь, на искусство, на архитектуру, на быт, на саму науку, музыку, кино. Способ выражения человеческой сущности, бунтующего народа, революционного настроя, нового порядка. Авангард стал ярким событием в истории развития человеческого общества в целом, так как его развитие привело к разработке новых технологий, применению новых материалов, резкому и смелому использованию различного цветового решения. Авангард стал языком народа, который говорил сам за себя путем использования плакатов, картин, музыки, поэзии и самой архитектуры. Авангард язык нового искусства. В целом, авангард в рамках современной культуры существует как автономная система, являясь определенной идеологической силой, призванной будто бы заменить формы художественной, философской, научной деятельности в познании мира. Именно авангард расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов, форм и методов художественного выражения и открытием возможности неограниченных новаций в этой сфере, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество, который уже и осуществляется. Этим авангард выполнил свою функцию в современной русской и европейской культуре. Советский авангард подарил Самаре несколько архитектурных жемчужин. Административные сооружения, появившиеся в 1930-е гг., до последнего момента были самыми крупными постройками исторической части города. Клуб им. Дзержинского, фабрика-кухня, Дом Красной Армии, Дом промышленности, Дом связи, Дом сельского хозяйства и другие постройки (см. илл.) прославили Самару как центр регионального конструктивизма. Архитектура Самары эпохи первых пятилеток – плод усилий молодых архитекторов. Они восприняли язык, метод авангарда и интерпретировали его с новой свежестью. Самара обрела произведения, которые способны прославить любой европейский город. На сегодняшний момент состояние этих построек таково, что любой удобный предлог может привести к утрате этих зданий, несмотря на широкий интерес к самарскому конструктивизму. Архитектура XX в. — самое уязвимое наследие для сноса под предлогом «малоценности». Уничтожение памятников архитектуры всегда мотивируется износом, а не Ул. Пионерская, д. 21. Дом культуры им. Дзержинского. Л.А. Волков, Н.А. Телицын (1930-1932) Ул. Куйбышева, д. 145. Дом Промышленности. Василий Сухов (1929-1933) Ул. Рабочая, д. 5. Дом Красной Армии. П.А. Щербачев (1930-1932) Ул. Красноармейская, д. 17. Дом Связи. Александр Полев (1930-1938) архитектурными качествами. Сомнительно искать прямую зависимость архитектурной ценности здания от его возраста. Зодчие Рима и Берлина едут в Самару, чтобы восхищаться и изучать памятники эпохи конструктивизма. Только в Самаре сохранена преемственность архитектуры дореволюционного и советского периода. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Хан-Магомедов, С.О. Сто шедевров советского архитектурного авангарда [Текст] / С.О. Хан-Магомедов. – Самара, 2004. – 454 с. Современная архитектура (Журналы за 19281930 гг.). Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда [Текст] / В.С. Турчин. — М.: Изд-во МГУ, 1993. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/ 7804/АВАНГАРД [Электронный ресурс]. Тырышкина, Е.В. Русский авангард начала 20-го века: аспекты прагматики [Электронный ресурс] . © Каракова Т.В., Рыжикова Е.В, 2012

×

Об авторах

Т. В КАРАКОВА

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

доктор архитектуры, профессор, заведующая кафедрой дизайна

Е. В РЫЖИКОВА

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

магистрант факультета архитектуры

Список литературы

  1. Хан-Магомедов, С.О. Сто шедевров советского архитектурного авангарда [Текст] / С.О. Хан-Магомедов. – Самара, 2004. – 454 с
  2. Современная архитектура (Журналы за 1928- 1930 гг.)
  3. Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда [Текст] / В.С. Турчин. — М.: Изд-во МГУ, 1993
  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/7804/АВАНГАРД [Электронный ресурс]
  5. Тырышкина, Е.В. Русский авангард начала 20-го века: аспекты прагматики [Электронный ресурс]

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© КАРАКОВА Т.В., РЫЖИКОВА Е.В., 2012

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах