АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

«Общество потребления» - так часто называют модель современного общества. Схема «потребление- траты-долги» описывает такой тип жизни. Его иконами стали всеохватывающая реклама и новая типология общественного центра – торговый молл. Однако, возможно, что мир правящих принципов рынка когда-нибудь изменится, ему на смену придут другие ориентиры.«Выдумывая» все новые потребности, бизнес создает псевдоценности. В традиционных культурах самое ценное для человека – в простых вещах. Для этих простых «жизненных» вещей в городе пространства не создаются. Проблему их нехватки можно решить архитектурными средствами, создав современные культурно-досуговые центры. Обозначение общей типологии такого центра преждевременно, так как в результате анализа мы, возможно, придем к новой, пока неизвестной типологии. Этот центр будут создавать и наполнять типологии, названия которых и тем самым их функция будут изобретены и интерпретированы вновь.В нашей гипотезе выделяются принципы, которыми, возможно, стоит руководствоваться при создании таких центров и выделяется три способа применения таких инструментов, как архитектурная типология: 1) способ символов; 2) способ наполнения пространства разными типологиями и смешения новых типологий, а также ритуализированность функций; 3) способ смешения старых типологий.

Полный текст

Моделью современного общества часто называют «общество потребления» (англ. consumer society) — совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления продуктов массового дизайна, который приобретает статус быстроменяющейся моды, что стимулируется соответствующей системой ценностей и установок. Общество потребления является одной из черт современного общества [1]. В одной из статей, посвященной этой проблеме, мы читаем: «Примерно в 60-е годы прогрессивное человечество настигла своеобразная напасть. Примерно в 60-70-е годы в ведущих капиталистических странах случилось страшное. Базовые бытовые потребности подавляющего большинства обывателей оказались удовлетворенными. Модель развития, основанная на удовлетворении нормальных потребностей на заработанные людьми деньги, исчерпала себя. У людей не было и не предвиделось ни роста наличных денег, ни роста потребностей. Бизнес мог расти только с ростом населения, которое тоже как назло прекратило рост в развитых странах. Достоевский в «Подростке» пророчил. «Наестся человек и спросит: а что же дальше? Смысл ему жизни подавай. Или иные какие цели». Но в реальности спросил не человек. Его опередили. Опередил глобальный бизнес. Капитализм начал уже не удовлетворять, а создавать всё новые и новые потребности» [2]. Тип жизни современного мира можно охарактеризовать схемой «потреблениетраты-долги». Иконами такого типа жизни стала новая типология общественного центра – торговый молл и реклама, всепроникающий характер которой держит обывателя в постоянном напряжении. И чем более урбанизирован город, тем рекламы больше. Мы буквально живем внутри нее. Однако, возможно, что мир торговли, «торговых монстров» и правящих принципов рынка когда-нибудь модифицируется. На смену придут другие ценности, другие популярные типологии, которые могли бы просто быть «пространствами для жизни», реализуя потребность в обитании, простом пребывании и созерцании. В понятие «пространство для жизни» вложены такие смыслы, как хобби, прогулка, праздник, свободное время, культурный досуг. «Выдуманные» бизнесом потребности создают человеческие псевдоценности. В традиционных культурах самое ценное для человека – в простых вещах. Прогулка, чтение книги, разговор, пикник, кино, чашка чая, общение, поэзия, танцы, музыка… Для этих простых «жизненных» вещей в городе пространства не создаются. Проблему их нехватки можно решить архитектурными средствами, создав современные культурно-досуговые центры. Скорее всего, обозначение общей четкой типологии такого центра преждевременно, так как в результате анализа мы, возможно, придем к новой, пока неизвестной типологии. Этот центр, или комплекс, будут создавать и наполнять различные типологии, названия которых и тем самым их функция будут изобретены и интерпретированы вновь. Нашей гипотезой являются принципы, которыми, возможно, стоит руководствоваться при создании таких центров. Во-первых, это не просто объект. Современная типология давно уже вышла за объектные рамки. Данный центр должен стать чем-то средним между объектом и пространством. Возможно формирование нового термина – «объектопространство». Человек должен воспринимать этот комплекс или центр, как Место, где он может заняться не только каким-то активным действием (любимым делом или хобби, чему-то научиться или научить других, позаниматься спортом), но и созерцательным, пассивным. Кроме того, нужно стремиться к тому, чтобы человек почувствовал, что все открыто для него, все свободно, он может пересечь эту территорию, направляясь в другое место, но он может и задержаться здесь, неспешно прогуливаясь. Это должно напомнить парк или площадь. Во-вторых, в этом центре должны быть сведены к минимуму или вообще отсутствовать торгово-офисные функции. Из них – можно оставить функцию общественного питания. И третье, обязательное условие – зависимость от погодных факторов. Это необходимо учесть. Как действуют, как меняются функции в зависимости от перемены сезона – зима-весна-лето-осень, от перемены погоды – дождь, солнце, ветер. Таким образом, в этих Местах осуществляется коммуникация не только с товаром, но и с другими людьми, с самим собой и природными феноменами. Для преобразования городских пространств наиболее походящим является такой инструмент, как архитектурная типология. Рассмотрим, как этим инструментом пользуются за рубежом. В книге «Bishopsgate Goods Yard Studio Work» рассматриваются проекты и концепции студии Bishopsgate Goods Yard. Мы остановимся на трех проектах. Есть два типа формирования пространства – 1) создание определенной программы, которая задаст поведение в данном пространстве; 2) создание определенного типа пространства, который подтолкнет к определенному поведению. В данном английском эксперименте используются оба типа, но больше уделено внимания второму типу. Первый проект «Руинирование Лондона», авторы проекта: Shelley Zhang и Chiemeka Ejiochi. Цель проекта – бросить вызов британскому правительственному учреждению – английской группе Наследия, в полномочия которой входит распоряжение всеми историческими объектами. Вместо традиционного метода, просто сохраняющего исторические структуры на территории, авторы предлагают вдохнуть новую жизнь в старые объекты и одновременно воздать должное их исторической ценности. Программа проекта – пересмотр исторически сложившихся функций каждого объекта, разбивка объекта на части и назначение новых функций каждой из частей. Также частью программы являлось соединение трех районов Лондона Shoreditch, Brick Lane и Bishopsgate. Руинированные строительные элементы были повторно приспособлены в фасады зданий, торговые лавки, скамейки и т.д. Расположение элементов на территории происходило в соответствии с программой. Цель программы – создание в городской ткани аллегорического археологического места, в котором спрятаны «исторические сокровища». В проекте используется принцип чувствительности к историческому контексту путем применения оригинальных исторических планов, и в то же время созданные объекты остаются в диалоге с окружающим городом. Применена в проекте такая тактика дизайна, как bricolage (бриколлаж). У найденных исторических объектов авторы выделяют два свойства – это городской масштаб и человеческий масштаб. Чтобы достичь цели проекта, архитекторы изменяют характеристики этих свойств. Городской масштаб – исследование пустот и заполнений ткани города, копирование и приспособление фрагментов исторических структур формирование новых городских пространств. Человеческий масштаб существующие архитектурные части исторических объектов приспосабливаются к новому функциональному использованию, связанному прежде всего с современными городскими нуждами. Создана определенная типология данных структур. В классификации использованы две основные структуры – это арка и виадук, всё остальное – производное. Например, арка – ярмарочная лавка, или виадук – детская площадка. Каждый тип использует основную структуру в соответствии с функциональным назначением (илл. 1). Также в рамках этого проекта создана структура танцевальных студий и центров искусства. В фасадах данной секционной структуры использован старый кирпич, найденный на этом месте. Второй проект имеет название «Притягивающая привлекательность узлов», авторы: Lidia Miller и Chris Corbett (илл. 2). Этот проект соединяет между собой два узла, между которыми проходит постепенно сокращающийся коридор. Соединяющиеся два района – Shoreditch и Brick Lane извлекут выгоду через дополнительное жилье, коммерческую функцию и центры искусств, распространяющееся на этой территории. Конечные узлы – это узлы притяжения. Концепция проекта идентифицировать связи между широким набором архитектурных типологий посредством их водного использования. У всех функциональных объектов есть потребность в воде, будь то прачечная или университет. Вода становится формой капитала – фигурально и буквально. Спортзал, пивоваренный завод, курорт и парк были введены в жилые башни, чтобы действовать как узлы сети, все вместе демонстрируя, что вода важна в ритуалах жизни, в пределах от функционального к духовному. Цель проекта – соединение трех окрестностей – Shoreditch, Brick Lane, самого Лондона и объединение их творческим потенциалом. Арка \ Дверь Виадук \ Фасад Арка \ Скамья Виадук \ Игровая Илл. 1 [3] Илл. 2 [3] Вместо традиционной смешанной типологии – коммерческое на первом уровне, а выше – жилое, используется сложная комбинация различных типологий. Например, таких как самодеятельный театр, мечеть, жилье для пожилых. Все это превращается в хаотическую (спонтанную) организацию. Специфика проекта – временная схема соседствующих между собой зданий, все аспекты городской жизни находятся в отдельных структурах. Авторы попытались спроектировать здания, исходя из особенных потребностей человека, попытались учесть интересы каждого. Обратим внимание на открытое пространство, созданное специально для того, чтобы здесь мог расположиться рынок и для движения потока людей. Третий проект «Захватывающий вернакуляр» (вернакуляр – 1) фольклор — народное, непрофессиональное творчество; 2) стиль в искусстве, имитирующий непрофессионализм), авторы проекта: Gabrielle Ho и Christina Wu [4]. В окрестностях места Bishopsgate Goods Yard в течение долгого времени здания использовались повторно наполнялись новыми функциями, поскольку Лондон пытается сохранить свой исторический характер, не отставая от современности. Данный проект – модель этого явления. Столкновение традиционных типологий ведет к пересмотру отношений между масштабом, материалами, программой, стилями объектов. Но при возникновении новых отношений сохраняются определенные ассоциации. Цель проекта – бросить вызов визуальным и социальным привычкам людей, который возможно повлияет на то, чтобы они задумались о пересмотре понимания некоторых вещей. Результат – идея вернакуляра. Сталкиваясь вместе, целые здания образуют «остров сосредоточения архитектуры». Этот остров может сосредоточивать любые функциональные программы. Типы пересечений существующих зданий показаны на илл. 3. В первом проекте авторами берутся за основу два узнаваемых символа исторической архитектуры – арка и виадук. Виадук сооружение мостового типа, предназначенное для преодоления неводных (ущелий, оврагов, дорог, железнодорожных путей) и водных преград. Все объекты формируются исходя из разных комбинаций этих символов. Таким образом, можно определить первый способ проекИлл. 3 [3] тирования – как способ узнаваемых символов. Также авторы используют такие понятия, как городской и человеческий масштабы. С помощью этих понятий формируется среда. Второй проект создания связей между узлами примечателен тем, что связь – это коридор разнообразных функций от искусства до торговли, узлы – не просто объекты с общественными функциями на первых этажах и с жилыми на других, выше, это объекты смешанной типологии, совмещающие в себе различные функции, и сочетания могут быть самыми неожиданными. Авторы попытались учесть пожелания каждого жителя, который будет пользоваться этими «узлами» и этим «коридором». Помимо этого все эти функции соединены единой системой водоснабжения, которая является не обычной инженерной схемой, а своеобразным «ритуалом жизни». Выделим ещё один способ проектирования – как ритуализированность жизни и смешение различных функций, различных типологий. В третьем проекте речь идет о столкновении зданий с уже существующими функциональными программами. При столкновении создается «остров сосредоточения» архитектуры, с новыми видами взаимодействия функций. Таким образом, выделяем три способа пользования таким инструментом, как архитектурная типология. Первый – способ символов; второй – способ наполнения объекта и пространства разными типологиями и смешения новых типологий, а также ритуализированность функций; третий – способ смешения старых типологий. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Сайт: «Новости и аналитика событий в Уфе, Башкирии, России и мире. Статьи, встречи, семинары, анализ происходящего в глобальных и региональных масштабах» [Электронный ресурс] / Дискусии / Экономический кризис – есть ли у тебя будущее? / Общество потребления (Автор udcl.ru / 30.03.2009 г. / Последнее обновление 02.07.2010 г.) / http://udcl.ru/ekonomicheskiy-krizis-est-li-utebya-buduschee-/obschestvo-potrebleniya.html Интернет газета «Война и мир» [Электронный ресурс] / Аналитика / статья «Невежество и мракобесие» / 19.11.2011 г. / Источник: domestic-lynx.livejournal.com / Пользователь: domestic_lynx / http://www.warandpeace. ru/ru/analysis/view/63897/ Yale School of Architecture, Yale School of Architecture Staff, Andrei Harwell, Lydia Miller, Nina Rappaport, Nick Johnson. Edward P.Bass. Urban Integration Bishopsgate Good Yards / 2010. С. 114-137; 152-165. Википедия (свободная энциклопедия) [Электронный ресурс] / Многозначные термины / Статья / Вернакуляр / http://ru.wikipedia.org/wiki. © Малахов С.А., Репина Е.А., Спирюгова А.Н., 2012

×

Об авторах

С. А МАЛАХОВ

амарский государственный архитектурно-строительный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

кандидат архитектуры, профессор кафедры инновационного проектирования

Е. А РЕПИНА

амарский государственный архитектурно-строительный университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

кандидат архитектуры, доцент кафедры инновационного проектирования

А. Н СПИРЮГОВА

амарский государственный архитектурно-строительный университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

магистрант факультета архитектуры

Список литературы

  1. Сайт: «Новости и аналитика событий в Уфе, Башкирии, России и мире. Статьи, встречи, семинары, анализ происходящего в глобальных и региональных масштабах» [Электронный ресурс] / Дискусии / Экономический кризис – есть ли у тебя будущее? / Общество потребления (Автор udcl.ru / 30.03.2009 г. / Последнее обновление 02.07.2010 г.) / http://udcl.ru/ekonomicheskiy-krizis-est-li-u-tebya-buduschee-/obschestvo-potrebleniya.html
  2. Интернет - газета «Война и мир» [Электронный ресурс] / Аналитика / статья «Невежество и мракобесие» / 19.11.2011 г. / Источник: domestic-lynx.livejournal.com / Пользователь: domestic_lynx / http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/63897/
  3. Yale School of Architecture, Yale School of Architecture Staff, Andrei Harwell, Lydia Miller, Nina Rappaport, Nick Johnson. Edward P.Bass. Urban Integration Bishopsgate Good Yards / 2010. - С. 114-137; 152-165
  4. Википедия (свободная энциклопедия) [Электронный ресурс] / Многозначные термины / Статья / Вернакуляр / http://ru.wikipedia.org/wiki

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© МАЛАХОВ С.А., РЕПИНА Е.А., СПИРЮГОВА А.Н., 2012

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах