ARCHITECTURAL TYPOLOGY AS THE TOOL OF DESIGNING MODERN CULTURAL-LEISURE THE CENTER

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

«Сonsumer society» - so often name model of a modern society. Scheme «consumptions-expenditure-debts» describes such type of life. The new typology of the public center – trading moll and comprehensive advertizing became its icon. However, probably that the world of ruling principles of the market sometime will change, on change other reference points will come.Business “invents” new requirements and creates pseudo-values. In traditional cultures the most valuable to the person – simple things. Spaces aren’t created in a city for these simple “vital” things. The problem of their shortage can be solved architectural means - creation modern cultural-leisure the centres. Designation of the general typology of such center prematurely, because we, probably, will come to new, while unknown typology as a result of the analysis. Typology will create and fill this center. Their names and function will be invented and interpreted again.Possible principles of designing are allocated in our hypothesis and it is allocated three ways of using with such tool as architectural typology: 1) a way of symbols; 2) a way of filling of space different and mixtures new typologies, and also ritual functions; 3) a way of mixture of old typologies.

Full Text

Моделью современного общества часто называют «общество потребления» (англ. consumer society) — совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления продуктов массового дизайна, который приобретает статус быстроменяющейся моды, что стимулируется соответствующей системой ценностей и установок. Общество потребления является одной из черт современного общества [1]. В одной из статей, посвященной этой проблеме, мы читаем: «Примерно в 60-е годы прогрессивное человечество настигла своеобразная напасть. Примерно в 60-70-е годы в ведущих капиталистических странах случилось страшное. Базовые бытовые потребности подавляющего большинства обывателей оказались удовлетворенными. Модель развития, основанная на удовлетворении нормальных потребностей на заработанные людьми деньги, исчерпала себя. У людей не было и не предвиделось ни роста наличных денег, ни роста потребностей. Бизнес мог расти только с ростом населения, которое тоже как назло прекратило рост в развитых странах. Достоевский в «Подростке» пророчил. «Наестся человек и спросит: а что же дальше? Смысл ему жизни подавай. Или иные какие цели». Но в реальности спросил не человек. Его опередили. Опередил глобальный бизнес. Капитализм начал уже не удовлетворять, а создавать всё новые и новые потребности» [2]. Тип жизни современного мира можно охарактеризовать схемой «потреблениетраты-долги». Иконами такого типа жизни стала новая типология общественного центра – торговый молл и реклама, всепроникающий характер которой держит обывателя в постоянном напряжении. И чем более урбанизирован город, тем рекламы больше. Мы буквально живем внутри нее. Однако, возможно, что мир торговли, «торговых монстров» и правящих принципов рынка когда-нибудь модифицируется. На смену придут другие ценности, другие популярные типологии, которые могли бы просто быть «пространствами для жизни», реализуя потребность в обитании, простом пребывании и созерцании. В понятие «пространство для жизни» вложены такие смыслы, как хобби, прогулка, праздник, свободное время, культурный досуг. «Выдуманные» бизнесом потребности создают человеческие псевдоценности. В традиционных культурах самое ценное для человека – в простых вещах. Прогулка, чтение книги, разговор, пикник, кино, чашка чая, общение, поэзия, танцы, музыка… Для этих простых «жизненных» вещей в городе пространства не создаются. Проблему их нехватки можно решить архитектурными средствами, создав современные культурно-досуговые центры. Скорее всего, обозначение общей четкой типологии такого центра преждевременно, так как в результате анализа мы, возможно, придем к новой, пока неизвестной типологии. Этот центр, или комплекс, будут создавать и наполнять различные типологии, названия которых и тем самым их функция будут изобретены и интерпретированы вновь. Нашей гипотезой являются принципы, которыми, возможно, стоит руководствоваться при создании таких центров. Во-первых, это не просто объект. Современная типология давно уже вышла за объектные рамки. Данный центр должен стать чем-то средним между объектом и пространством. Возможно формирование нового термина – «объектопространство». Человек должен воспринимать этот комплекс или центр, как Место, где он может заняться не только каким-то активным действием (любимым делом или хобби, чему-то научиться или научить других, позаниматься спортом), но и созерцательным, пассивным. Кроме того, нужно стремиться к тому, чтобы человек почувствовал, что все открыто для него, все свободно, он может пересечь эту территорию, направляясь в другое место, но он может и задержаться здесь, неспешно прогуливаясь. Это должно напомнить парк или площадь. Во-вторых, в этом центре должны быть сведены к минимуму или вообще отсутствовать торгово-офисные функции. Из них – можно оставить функцию общественного питания. И третье, обязательное условие – зависимость от погодных факторов. Это необходимо учесть. Как действуют, как меняются функции в зависимости от перемены сезона – зима-весна-лето-осень, от перемены погоды – дождь, солнце, ветер. Таким образом, в этих Местах осуществляется коммуникация не только с товаром, но и с другими людьми, с самим собой и природными феноменами. Для преобразования городских пространств наиболее походящим является такой инструмент, как архитектурная типология. Рассмотрим, как этим инструментом пользуются за рубежом. В книге «Bishopsgate Goods Yard Studio Work» рассматриваются проекты и концепции студии Bishopsgate Goods Yard. Мы остановимся на трех проектах. Есть два типа формирования пространства – 1) создание определенной программы, которая задаст поведение в данном пространстве; 2) создание определенного типа пространства, который подтолкнет к определенному поведению. В данном английском эксперименте используются оба типа, но больше уделено внимания второму типу. Первый проект «Руинирование Лондона», авторы проекта: Shelley Zhang и Chiemeka Ejiochi. Цель проекта – бросить вызов британскому правительственному учреждению – английской группе Наследия, в полномочия которой входит распоряжение всеми историческими объектами. Вместо традиционного метода, просто сохраняющего исторические структуры на территории, авторы предлагают вдохнуть новую жизнь в старые объекты и одновременно воздать должное их исторической ценности. Программа проекта – пересмотр исторически сложившихся функций каждого объекта, разбивка объекта на части и назначение новых функций каждой из частей. Также частью программы являлось соединение трех районов Лондона Shoreditch, Brick Lane и Bishopsgate. Руинированные строительные элементы были повторно приспособлены в фасады зданий, торговые лавки, скамейки и т.д. Расположение элементов на территории происходило в соответствии с программой. Цель программы – создание в городской ткани аллегорического археологического места, в котором спрятаны «исторические сокровища». В проекте используется принцип чувствительности к историческому контексту путем применения оригинальных исторических планов, и в то же время созданные объекты остаются в диалоге с окружающим городом. Применена в проекте такая тактика дизайна, как bricolage (бриколлаж). У найденных исторических объектов авторы выделяют два свойства – это городской масштаб и человеческий масштаб. Чтобы достичь цели проекта, архитекторы изменяют характеристики этих свойств. Городской масштаб – исследование пустот и заполнений ткани города, копирование и приспособление фрагментов исторических структур формирование новых городских пространств. Человеческий масштаб существующие архитектурные части исторических объектов приспосабливаются к новому функциональному использованию, связанному прежде всего с современными городскими нуждами. Создана определенная типология данных структур. В классификации использованы две основные структуры – это арка и виадук, всё остальное – производное. Например, арка – ярмарочная лавка, или виадук – детская площадка. Каждый тип использует основную структуру в соответствии с функциональным назначением (илл. 1). Также в рамках этого проекта создана структура танцевальных студий и центров искусства. В фасадах данной секционной структуры использован старый кирпич, найденный на этом месте. Второй проект имеет название «Притягивающая привлекательность узлов», авторы: Lidia Miller и Chris Corbett (илл. 2). Этот проект соединяет между собой два узла, между которыми проходит постепенно сокращающийся коридор. Соединяющиеся два района – Shoreditch и Brick Lane извлекут выгоду через дополнительное жилье, коммерческую функцию и центры искусств, распространяющееся на этой территории. Конечные узлы – это узлы притяжения. Концепция проекта идентифицировать связи между широким набором архитектурных типологий посредством их водного использования. У всех функциональных объектов есть потребность в воде, будь то прачечная или университет. Вода становится формой капитала – фигурально и буквально. Спортзал, пивоваренный завод, курорт и парк были введены в жилые башни, чтобы действовать как узлы сети, все вместе демонстрируя, что вода важна в ритуалах жизни, в пределах от функционального к духовному. Цель проекта – соединение трех окрестностей – Shoreditch, Brick Lane, самого Лондона и объединение их творческим потенциалом. Арка \ Дверь Виадук \ Фасад Арка \ Скамья Виадук \ Игровая Илл. 1 [3] Илл. 2 [3] Вместо традиционной смешанной типологии – коммерческое на первом уровне, а выше – жилое, используется сложная комбинация различных типологий. Например, таких как самодеятельный театр, мечеть, жилье для пожилых. Все это превращается в хаотическую (спонтанную) организацию. Специфика проекта – временная схема соседствующих между собой зданий, все аспекты городской жизни находятся в отдельных структурах. Авторы попытались спроектировать здания, исходя из особенных потребностей человека, попытались учесть интересы каждого. Обратим внимание на открытое пространство, созданное специально для того, чтобы здесь мог расположиться рынок и для движения потока людей. Третий проект «Захватывающий вернакуляр» (вернакуляр – 1) фольклор — народное, непрофессиональное творчество; 2) стиль в искусстве, имитирующий непрофессионализм), авторы проекта: Gabrielle Ho и Christina Wu [4]. В окрестностях места Bishopsgate Goods Yard в течение долгого времени здания использовались повторно наполнялись новыми функциями, поскольку Лондон пытается сохранить свой исторический характер, не отставая от современности. Данный проект – модель этого явления. Столкновение традиционных типологий ведет к пересмотру отношений между масштабом, материалами, программой, стилями объектов. Но при возникновении новых отношений сохраняются определенные ассоциации. Цель проекта – бросить вызов визуальным и социальным привычкам людей, который возможно повлияет на то, чтобы они задумались о пересмотре понимания некоторых вещей. Результат – идея вернакуляра. Сталкиваясь вместе, целые здания образуют «остров сосредоточения архитектуры». Этот остров может сосредоточивать любые функциональные программы. Типы пересечений существующих зданий показаны на илл. 3. В первом проекте авторами берутся за основу два узнаваемых символа исторической архитектуры – арка и виадук. Виадук сооружение мостового типа, предназначенное для преодоления неводных (ущелий, оврагов, дорог, железнодорожных путей) и водных преград. Все объекты формируются исходя из разных комбинаций этих символов. Таким образом, можно определить первый способ проекИлл. 3 [3] тирования – как способ узнаваемых символов. Также авторы используют такие понятия, как городской и человеческий масштабы. С помощью этих понятий формируется среда. Второй проект создания связей между узлами примечателен тем, что связь – это коридор разнообразных функций от искусства до торговли, узлы – не просто объекты с общественными функциями на первых этажах и с жилыми на других, выше, это объекты смешанной типологии, совмещающие в себе различные функции, и сочетания могут быть самыми неожиданными. Авторы попытались учесть пожелания каждого жителя, который будет пользоваться этими «узлами» и этим «коридором». Помимо этого все эти функции соединены единой системой водоснабжения, которая является не обычной инженерной схемой, а своеобразным «ритуалом жизни». Выделим ещё один способ проектирования – как ритуализированность жизни и смешение различных функций, различных типологий. В третьем проекте речь идет о столкновении зданий с уже существующими функциональными программами. При столкновении создается «остров сосредоточения» архитектуры, с новыми видами взаимодействия функций. Таким образом, выделяем три способа пользования таким инструментом, как архитектурная типология. Первый – способ символов; второй – способ наполнения объекта и пространства разными типологиями и смешения новых типологий, а также ритуализированность функций; третий – способ смешения старых типологий. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Сайт: «Новости и аналитика событий в Уфе, Башкирии, России и мире. Статьи, встречи, семинары, анализ происходящего в глобальных и региональных масштабах» [Электронный ресурс] / Дискусии / Экономический кризис – есть ли у тебя будущее? / Общество потребления (Автор udcl.ru / 30.03.2009 г. / Последнее обновление 02.07.2010 г.) / http://udcl.ru/ekonomicheskiy-krizis-est-li-utebya-buduschee-/obschestvo-potrebleniya.html Интернет газета «Война и мир» [Электронный ресурс] / Аналитика / статья «Невежество и мракобесие» / 19.11.2011 г. / Источник: domestic-lynx.livejournal.com / Пользователь: domestic_lynx / http://www.warandpeace. ru/ru/analysis/view/63897/ Yale School of Architecture, Yale School of Architecture Staff, Andrei Harwell, Lydia Miller, Nina Rappaport, Nick Johnson. Edward P.Bass. Urban Integration Bishopsgate Good Yards / 2010. С. 114-137; 152-165. Википедия (свободная энциклопедия) [Электронный ресурс] / Многозначные термины / Статья / Вернакуляр / http://ru.wikipedia.org/wiki. © Малахов С.А., Репина Е.А., Спирюгова А.Н., 2012

×

About the authors

S. A MALAKhOV

амарский государственный архитектурно-строительный университет

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

кандидат архитектуры, профессор кафедры инновационного проектирования

E. A REPINA

амарский государственный архитектурно-строительный университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

кандидат архитектуры, доцент кафедры инновационного проектирования

A. N SPIRYuGOVA

амарский государственный архитектурно-строительный университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

магистрант факультета архитектуры

References

  1. Сайт: «Новости и аналитика событий в Уфе, Башкирии, России и мире. Статьи, встречи, семинары, анализ происходящего в глобальных и региональных масштабах» [Электронный ресурс] / Дискусии / Экономический кризис – есть ли у тебя будущее? / Общество потребления (Автор udcl.ru / 30.03.2009 г. / Последнее обновление 02.07.2010 г.) / http://udcl.ru/ekonomicheskiy-krizis-est-li-u-tebya-buduschee-/obschestvo-potrebleniya.html
  2. Интернет - газета «Война и мир» [Электронный ресурс] / Аналитика / статья «Невежество и мракобесие» / 19.11.2011 г. / Источник: domestic-lynx.livejournal.com / Пользователь: domestic_lynx / http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/63897/
  3. Yale School of Architecture, Yale School of Architecture Staff, Andrei Harwell, Lydia Miller, Nina Rappaport, Nick Johnson. Edward P.Bass. Urban Integration Bishopsgate Good Yards / 2010. - С. 114-137; 152-165
  4. Википедия (свободная энциклопедия) [Электронный ресурс] / Многозначные термины / Статья / Вернакуляр / http://ru.wikipedia.org/wiki

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2012 MALAKhOV S.A., REPINA E.A., SPIRYuGOVA A.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies