СЕМИОТИКА ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ В КОММУНИКАЦИОННО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВАХ
- Авторы: ВОРОНЦОВА Ю.С.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный архитектурно-строительный университет
- Выпуск: Том 5, № 2 (2015)
- Страницы: 15-18
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.eco-vector.com/2542-0151/article/view/54222
- DOI: https://doi.org/10.17673/Vestnik.2015.02.2
- ID: 54222
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Целью данной статьи является рассмотрение оптических иллюзий как визуальной метафоры в архитектуре и дизайне общественных пространств. Метафора, в данном случае, определяется как ключевое звено в смыслообразовании и трактовке визуальных образов. Автор рассматривает семиотическое значение оптических иллюзий в контексте современного архитектурно-дизайнерского проектирования и выявляет взаимосвязь классификации оптических иллюзий по источнику происхождения и интерпретации знаково-символического восприятия оптических эффектов. В статье приводятся примеры применения оптических иллюзий в коммуникативном поле общественных пространств, демонстрирующих актуальность рассмотрения вопроса семиотического значения оптических эффектов в современном проектировании.
Полный текст
При проектировании архитекторы и дизайнеры широко используют визуальную метафору (знаки и символы) [1-10], которые являются эффективным средством коммуникации и передачи информации. В наибольшей степени это выражено в проектировании общественных коммуникационно-рекреационных пространств [11]. Изучением особенностей знаков и символов занимается семиотика, распространившая свои идеи и методы из сферы лингвистики в сферу визуальных искусств и проектирования. Первым исследователем, который связал науку о знаках и символах с архитектурно-дизайнерским проектированием, стал итальянский лингвист Умберто Эко [12]. В 70-80-х гг. XX в. среди научных исследователей шла чрезвычайно оживленная дискуссия о роли семиотики в визуальных коммуникациях. К началу 70-х гг. широкое распространение получила точка зрения, где эстетика модернизма, основанная на геометрии форм, являлась невостребованной из-за отсутствия в ней орнамента, т. е. знаков и символов, что отвергало основное средство культурной коммуникации. К концу XX в. постмодернисты выступали за возвращение к символизму в архитектуре и дизайне и семиотика обрела своё место в движении постмодернизма [13]. Многие инноваторы в сфере архитектуры и дизайна рассматривают визуальное общение в качестве важнейшего аспекта своей деятельности и стремятся придать проектам смысл или оригинальность посредством использования теории семиотики [14]. Выходя за рамки чистого дизайна, можно утверждать, что визуальные метафоры и визуальные образы - важнейшая часть интуиции исследователя и проектировщика, благодаря которой появляются новые теории и проекты. Одним из актуальных в настоящее время видов визуальных метафор в архитектурно-дизайнерском проектировании являются оптические иллюзии. Применение оптических иллюзий в дизайне общественного интерьера расценивается как нечто необычное, что позволяет создать притяжение населения в ТЦ и моллы, что увеличивает посещаемость и товарооборот. Сейчас посетителей торговых и развлекательных центров и моллов непросто удивить и привлечь при помощи оформления интерьера общественного пространства, так как потребитель пресыщен многообразием окружающих нас стилей, рекламных плакатов и т.п. Cогласно исследованиям специалистов, люди нуждаются в получении новых эмоций и впечатлений, которые, в свою очередь, являются специфическим психо-эмоциональным «обновителем» человеческого сознания [15]. Применение оптических иллюзий в интерьерах общественных пространств служит эффективным инструментом психо-эмоционального обновления, что позволит человеку, оказавшемуся в таком пространстве, обрести новое ощущение и восприятие окружающего мира. Следовательно, нужно рассмотреть семиотическое значение применения оптических иллюзий в архитектуре и дизайне [16]. Если рассматривать использование принципов семиотики и визуальных метафор на примере дизайна коммуникационно-рекреационных общественных пространств, которые несут не только функционально-эстетическую, но и существенную информативно-смысловую нагрузку, то оптические иллюзии являются всесторонне подходящим инструментом для проектирования. Это связано с тем, что большая часть оптических иллюзий состоит из геометрических объектов [17]. На стадии разработки концептуальной идеи любого проекта необходимо располагать графической интерпретацией эмоциональных качеств линий и простейших геометрических форм. Вариантов такой интерпретации может быть множество в зависимости от общекультурных традиций, этнических особенностей, стилевых предпочтений проектировщика и поставленных им целей. Оптические иллюзии в пространстве современного мира - своеобразный символ всего, что нас окружает. Для глаза нынешнего обывателя приятны визуальная игра оптических эффектов, искажений и преобразований. Они повсюду - в кинематографе, рекламе, архитектуре и искусстве, на выставках, в музеях и т.д. Визуальная метафора, как ключевое звено в смыслообразовании понятий, продолжает работать только до той поры, пока продолжает удерживать различие между ними. Теоретики визуальных исследований поставили перед собой задачу, которая нацелена на восстановление семантического напряжения вокруг этих понятий [18]. Анализ визуальной метафоры позволяет исследовать процессы смыслообразования в вербальных типах дискурса, где метафоричность скрыта и способствует пониманию типа мышления, основанного на визуальных образах. Рассмотрим несколько примеров. Одним из ярких примеров метафорической трактовки применения оптических иллюзий является необычное здание в Мехико (Мексика), появившееся в 2012 г., автор которого - мексиканская архитектурная студия «Агентство Архитектура» вдохновилась кинетическим искусством и оптическим искусством (рис. 3). Фасад небольшого здания под названием «Кирал» состоит из вертикальных и горизонтальных линий, формирующих волны, которые нарушают привычный ход восприятия вертикальной плоскости. Используя систему искусственной подсветки, здание особенно эффектно выглядит с наступлением сумерек [19]. Благодаря изобретательности архитекторов, оптические иллюзии довольно простого в изготовлении и материалах отделки экстерьера создают ощущение непрерывного движения как метафоры городской жизни. Еще одним примером метафорического значения оптических иллюзий в общественном пространстве является концептуальный проект оформления коммуникационно-рекреационного пространства молла «Парк Хаус» в Самаре. Внутреннее и внешнее пространство торговой секции оснащено сенсорными экранами, на которое проецируется изображение рельефной, визуально «плавающей», колеблющейся текстуры. Выбор данной текстуры определен попыткой визуально отобразить метафору зыбкости и изменчивости окружающей нас реальности. Вывод. Исследование визуальных метафор на основе принципов и методов семиотики позволяет на более глубоком смысловом уровне рассмотреть процесс архитектурно-дизайнерского проектирования, в частности в отношении оптических иллюзий в коммуникационно-рекреационных общественных пространствах.×
Об авторах
Юлия Сергеевна ВОРОНЦОВА
Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Email: vestniksgasu@yandex.ru
Список литературы
- Каракова Т.В. Формообразование в дизайн-композиции // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. 2009. Т. 11, № 4. С. 17-22.
- Каракова Т.В. Научные методы проектирования в средовом дизайне// Актуальные пробл. развития высшего и среднего обр. на современном этапе: материалы VI Самарской Всеросс. Научно- практической конференции ученых и педагогов-практиков. Самара: Изд. Самарского научного центра РАН, 2010. С. 418-420.
- Каракова Т.В. Коммуникативная функция средового дизайна// Исследования и инновационные разработки РААСН/РААСН; Иван. гос. арх.-строит. ун-т. М.-Иваново, 2010. 316 с. Т.1.
- Смоленская Е.О. Психологические аспекты формирования детского игрового пространства// Вестник СГАСУ. Вып. 4. Теория архитектуры и градостроительства. Методика преподавания специальных дисциплин. Самара, 2010. C. 154-160.
- Каракова Т.В., Сидорова Ю.О. Перфорация в объектах средового дизайна // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2011. № 4. С. 11-16.
- Барова К.Д., Каракова Т.В. Графическая визуализация как инструмент проектного мышления и моделирования в архитектуре // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2012. № 1. С. 92-96.
- Каракова Т.В. Дизайн среды как ресурс развития социо-культурного пространства города// Приволжский научный журнал, 2012. №3(23). С. 111-115.
- Каракова Т.В. Междисциплинарный подход в вопросах проектирования среды города// Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе: материалы YII Самарской Всероссийской научно-практической конференции ученых и педагогов-практиков. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН,2013. С. 238-240.
- Каракова Т.В., Сидорова Ю.О. Эволюция перфорированных поверхностей // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2013. №2(10). С. 17-22.
- Колесников С.А., Козлова Е.Е. Эволюция архитектурно-градостроительного объекта в контексте организации пространственной среды массовых зрелищ // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2013. №2 (10). С. 21-23.
- Архитектурно-композиционное формообразование: учебное пособие / Под ред. В.И. Иовлева. Екатеринбург: Архитектура, 2000.
- Бердичевский Е.Г. Визуализация вербальной информации в рекламных технологиях // Информация и связь (ТРИС-2011). М.: ООО «МедиаПринтОфис», 2011. № 3. С. 45-48.
- Бердичевский Е.Г. Визуальная метафора в прикладном дизайне / материалы II международной научно-практической конференции «Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях». Пенза - Прага - Киев: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. 181 с.
- Каракова Т.В. «Архитектурная психология» и среда города // Приволжский научный журнал. 2012. №3(23). C. 296.
- Воронцова Ю.С. Оптические иллюзии в дизайне интерьера // Тез. докл. 32-й межвуз. науч-техн. конф. «Исследования в области архитектуры, строительства и охраны окружающей среды», г. Самара, 10 марта 2013 г. Самара, 2013. С.141-142.
- Смоленская Е.О. Семиотическая модель открытого архитектурного пространства в городской среде// Теория и практика средового дизайна: сборник статей. Пенза, 2011. C. 176.
- Тарасенко В.В. Фрактальная семиотика. М.: Либроком, 2011. 228 с.
- Смоленская Е.О. Особенности восприятия средового объекта // Материалы 66-й Всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика». Ч. 1. Самара, 2009. C. 236.
- Каракова Т.В. Перформанс перфорации в дизайне среды и в архитектуре // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. № 1. 2011. C. 41-43.
- Каракова Т.В., Воронцова Ю.С. Оптические иллюзии в дизайне интерьеров общественных пространств // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2014. № 2 (15). C. 31-36.
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)