SEMIOTICS OF OPTICAL ILLUSIONS IN COMMUNICATION AND RECREATION PUBLIC SPACES

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of this article is to examine the optical illusions as visual metaphors in architecture and design of public spaces. Metaphor, in this case, is defined as a key element in the interpretation of meaning and visual images. In the article the semiotic significance of optical illusions in the context of contemporary architecture and design is examined and the correlation between the optical illusions classification by resources and the interpretation of signs and symbols of perception optical effects is revealed. The article gives examples of use of optical illusions in communicative field of public spaces demonstrating the importance of semiotic meaning of optical effects in modern design.

Full Text

При проектировании архитекторы и дизайнеры широко используют визуальную метафору (знаки и символы) [1-10], которые являются эффективным средством коммуникации и передачи информации. В наибольшей степени это выражено в проектировании общественных коммуникационно-рекреационных пространств [11]. Изучением особенностей знаков и символов занимается семиотика, распространившая свои идеи и методы из сферы лингвистики в сферу визуальных искусств и проектирования. Первым исследователем, который связал науку о знаках и символах с архитектурно-дизайнерским проектированием, стал итальянский лингвист Умберто Эко [12]. В 70-80-х гг. XX в. среди научных исследователей шла чрезвычайно оживленная дискуссия о роли семиотики в визуальных коммуникациях. К началу 70-х гг. широкое распространение получила точка зрения, где эстетика модернизма, основанная на геометрии форм, являлась невостребованной из-за отсутствия в ней орнамента, т. е. знаков и символов, что отвергало основное средство культурной коммуникации. К концу XX в. постмодернисты выступали за возвращение к символизму в архитектуре и дизайне и семиотика обрела своё место в движении постмодернизма [13]. Многие инноваторы в сфере архитектуры и дизайна рассматривают визуальное общение в качестве важнейшего аспекта своей деятельности и стремятся придать проектам смысл или оригинальность посредством использования теории семиотики [14]. Выходя за рамки чистого дизайна, можно утверждать, что визуальные метафоры и визуальные образы - важнейшая часть интуиции исследователя и проектировщика, благодаря которой появляются новые теории и проекты. Одним из актуальных в настоящее время видов визуальных метафор в архитектурно-дизайнерском проектировании являются оптические иллюзии. Применение оптических иллюзий в дизайне общественного интерьера расценивается как нечто необычное, что позволяет создать притяжение населения в ТЦ и моллы, что увеличивает посещаемость и товарооборот. Сейчас посетителей торговых и развлекательных центров и моллов непросто удивить и привлечь при помощи оформления интерьера общественного пространства, так как потребитель пресыщен многообразием окружающих нас стилей, рекламных плакатов и т.п. Cогласно исследованиям специалистов, люди нуждаются в получении новых эмоций и впечатлений, которые, в свою очередь, являются специфическим психо-эмоциональным «обновителем» человеческого сознания [15]. Применение оптических иллюзий в интерьерах общественных пространств служит эффективным инструментом психо-эмоционального обновления, что позволит человеку, оказавшемуся в таком пространстве, обрести новое ощущение и восприятие окружающего мира. Следовательно, нужно рассмотреть семиотическое значение применения оптических иллюзий в архитектуре и дизайне [16]. Если рассматривать использование принципов семиотики и визуальных метафор на примере дизайна коммуникационно-рекреационных общественных пространств, которые несут не только функционально-эстетическую, но и существенную информативно-смысловую нагрузку, то оптические иллюзии являются всесторонне подходящим инструментом для проектирования. Это связано с тем, что большая часть оптических иллюзий состоит из геометрических объектов [17]. На стадии разработки концептуальной идеи любого проекта необходимо располагать графической интерпретацией эмоциональных качеств линий и простейших геометрических форм. Вариантов такой интерпретации может быть множество в зависимости от общекультурных традиций, этнических особенностей, стилевых предпочтений проектировщика и поставленных им целей. Оптические иллюзии в пространстве современного мира - своеобразный символ всего, что нас окружает. Для глаза нынешнего обывателя приятны визуальная игра оптических эффектов, искажений и преобразований. Они повсюду - в кинематографе, рекламе, архитектуре и искусстве, на выставках, в музеях и т.д. Визуальная метафора, как ключевое звено в смыслообразовании понятий, продолжает работать только до той поры, пока продолжает удерживать различие между ними. Теоретики визуальных исследований поставили перед собой задачу, которая нацелена на восстановление семантического напряжения вокруг этих понятий [18]. Анализ визуальной метафоры позволяет исследовать процессы смыслообразования в вербальных типах дискурса, где метафоричность скрыта и способствует пониманию типа мышления, основанного на визуальных образах. Рассмотрим несколько примеров. Одним из ярких примеров метафорической трактовки применения оптических иллюзий является необычное здание в Мехико (Мексика), появившееся в 2012 г., автор которого - мексиканская архитектурная студия «Агентство Архитектура» вдохновилась кинетическим искусством и оптическим искусством (рис. 3). Фасад небольшого здания под названием «Кирал» состоит из вертикальных и горизонтальных линий, формирующих волны, которые нарушают привычный ход восприятия вертикальной плоскости. Используя систему искусственной подсветки, здание особенно эффектно выглядит с наступлением сумерек [19]. Благодаря изобретательности архитекторов, оптические иллюзии довольно простого в изготовлении и материалах отделки экстерьера создают ощущение непрерывного движения как метафоры городской жизни. Еще одним примером метафорического значения оптических иллюзий в общественном пространстве является концептуальный проект оформления коммуникационно-рекреационного пространства молла «Парк Хаус» в Самаре. Внутреннее и внешнее пространство торговой секции оснащено сенсорными экранами, на которое проецируется изображение рельефной, визуально «плавающей», колеблющейся текстуры. Выбор данной текстуры определен попыткой визуально отобразить метафору зыбкости и изменчивости окружающей нас реальности. Вывод. Исследование визуальных метафор на основе принципов и методов семиотики позволяет на более глубоком смысловом уровне рассмотреть процесс архитектурно-дизайнерского проектирования, в частности в отношении оптических иллюзий в коммуникационно-рекреационных общественных пространствах.
×

About the authors

Yulia Sergeevna VORONTSOVA

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Каракова Т.В. Формообразование в дизайн-композиции // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. 2009. Т. 11, № 4. С. 17-22.
  2. Каракова Т.В. Научные методы проектирования в средовом дизайне// Актуальные пробл. развития высшего и среднего обр. на современном этапе: материалы VI Самарской Всеросс. Научно- практической конференции ученых и педагогов-практиков. Самара: Изд. Самарского научного центра РАН, 2010. С. 418-420.
  3. Каракова Т.В. Коммуникативная функция средового дизайна// Исследования и инновационные разработки РААСН/РААСН; Иван. гос. арх.-строит. ун-т. М.-Иваново, 2010. 316 с. Т.1.
  4. Смоленская Е.О. Психологические аспекты формирования детского игрового пространства// Вестник СГАСУ. Вып. 4. Теория архитектуры и градостроительства. Методика преподавания специальных дисциплин. Самара, 2010. C. 154-160.
  5. Каракова Т.В., Сидорова Ю.О. Перфорация в объектах средового дизайна // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2011. № 4. С. 11-16.
  6. Барова К.Д., Каракова Т.В. Графическая визуализация как инструмент проектного мышления и моделирования в архитектуре // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2012. № 1. С. 92-96.
  7. Каракова Т.В. Дизайн среды как ресурс развития социо-культурного пространства города// Приволжский научный журнал, 2012. №3(23). С. 111-115.
  8. Каракова Т.В. Междисциплинарный подход в вопросах проектирования среды города// Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе: материалы YII Самарской Всероссийской научно-практической конференции ученых и педагогов-практиков. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН,2013. С. 238-240.
  9. Каракова Т.В., Сидорова Ю.О. Эволюция перфорированных поверхностей // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2013. №2(10). С. 17-22.
  10. Колесников С.А., Козлова Е.Е. Эволюция архитектурно-градостроительного объекта в контексте организации пространственной среды массовых зрелищ // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2013. №2 (10). С. 21-23.
  11. Архитектурно-композиционное формообразование: учебное пособие / Под ред. В.И. Иовлева. Екатеринбург: Архитектура, 2000.
  12. Бердичевский Е.Г. Визуализация вербальной информации в рекламных технологиях // Информация и связь (ТРИС-2011). М.: ООО «МедиаПринтОфис», 2011. № 3. С. 45-48.
  13. Бердичевский Е.Г. Визуальная метафора в прикладном дизайне / материалы II международной научно-практической конференции «Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях». Пенза - Прага - Киев: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. 181 с.
  14. Каракова Т.В. «Архитектурная психология» и среда города // Приволжский научный журнал. 2012. №3(23). C. 296.
  15. Воронцова Ю.С. Оптические иллюзии в дизайне интерьера // Тез. докл. 32-й межвуз. науч-техн. конф. «Исследования в области архитектуры, строительства и охраны окружающей среды», г. Самара, 10 марта 2013 г. Самара, 2013. С.141-142.
  16. Смоленская Е.О. Семиотическая модель открытого архитектурного пространства в городской среде// Теория и практика средового дизайна: сборник статей. Пенза, 2011. C. 176.
  17. Тарасенко В.В. Фрактальная семиотика. М.: Либроком, 2011. 228 с.
  18. Смоленская Е.О. Особенности восприятия средового объекта // Материалы 66-й Всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика». Ч. 1. Самара, 2009. C. 236.
  19. Каракова Т.В. Перформанс перфорации в дизайне среды и в архитектуре // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. № 1. 2011. C. 41-43.
  20. Каракова Т.В., Воронцова Ю.С. Оптические иллюзии в дизайне интерьеров общественных пространств // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2014. № 2 (15). C. 31-36.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 VORONTSOVA Y.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies