РОЛЬ ОБЪЕМНОЙ МОДЕЛИ В ОСВОЕНИИ КОМПОЗИЦИОННЫХ СИСТЕМ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ КОСТЮМА

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается процесс обучения дизайнеров костюма основам композиции, роль пропедевтического курса композиции в дизайне костюма, особенности формообразования протокостюма и костюма из бумаги, выделяется ассоциативно-образный подход и бумагопластика как метод эвристического решения формообразования костюма. Отмечается необходимость адаптации образовательного процесса системы подготовки дизайнеров костюма к новым срокам без потери информативности и с большей интенсификацией в связи с ускорением современных темпов обучения. Освещаются такие важные для дизайна костюма понятия, как формообразование костюма, структурирование, пропорциональность в аспекте преподавания пропедевтического курса композиции.

Полный текст

На сегодняшний день процесс обучения будущих дизайнеров костюма основам композиции видит своей основной задачей - дать базовые понятия основ создания и гармонизации композиции. Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметно-пространственной среды во всех сферах жизнедеятельности человека [1]. Следует отметить, что изначально задания в процессе обучения и последовательность их выполнения рассчитывались на пятилетнюю программу подготовки специалистов. Ранее дисциплина первого курса обучения, дающая основные знания по композиции, «Пропедевтика» была вводной и постепенно подготавливала студентов к созданию композиции костюма и коллекций одежды на последующих курсах. Наблюдается ускорение современных темпов обучения в связи с переходом на двухступенчатую модель высшего образования. Получение диплома бакалавра у модельеров сократилось с пяти с половиной лет до четырёх. Следовательно, требуется адаптация системы подготовки дисциплины «Пропедевтика» к новым срокам без потери информативности и с большей интенсификацией для повышения качества дизайн - образования, а также для начала непосредственного проектирования костюма. Изучение композиции состоит из двух этапов: на первом курсе, как было сказано ранее, это дисциплина «Пропедевтика», состоящая из следующих основных блоков и заданий: орнаментальное структурирование (формальная композиция из бумажных сегментов); трансформация природных форм (композиционное структурирование и создание объёмного макета); оптические иллюзии и архитектоника костюма (бумажная пластика и проект «Бумажный ангел» как протокостюм). Проектирование костюма на стадии создания протокостюма следует рассматривать как один из элементов предметной среды, удовлетворяющий соответствующим материальным и духовным потребностям человека. Предмет деятельности в данном случае имеет ярко выраженную специфику и определяет характер художественно-проектной деятельности и ее организацию в образовательной сфере [2]. Основной смысл выхода на протокостюм - это поиск формообразования, т.е. структурирование (членение и объединение) единичных форм с целью создания сложной, многоуровневой структуры, которую представляет собой костюм [3]. Второй этап изучения композиционных основ костюма - это дисциплина второго курса «Композиция». Первым заданием второго курса обучения в рамках дисциплины «Композиция», по прежней программе специалитета, являлось создание из бумаги головного убора - шляпы как элемента костюма. Однако второй курс обучения из четырёхлетней программы бакалавриата вводит обучающихся непосредственно в проектирование одежды. И так как следующее после головного убора задание - костюм из бумаги - даёт уже более чёткие знания и навыки основ проектирования одежды, мы видим рациональным начать второй курс этим заданием в рамах дисциплины «Композиция». В свою очередь, задание «головной убор из бумаги» мы предлагаем объединить со вторым заданием в курсе освоения дисциплины «Пропедевтика», сделав итоговым заданием не формальный абстрактный макет, а выход на головной убор - бумажную шляпу. Таким образом, последовательность второго задания станет выглядеть так: создание фотокомпозиций биоформ в воде, их композиционное структурирование, создание композиционных сеток, графическое и цветовое решение плоскостей композиции, вычленение цветовых и смысловых блоков как составляющих формы головного убора и, наконец, создание бумажной шляпы. Данная последовательность делает акцент на принятую в дизайн - образовании проектную форму обучения, позволяющую поэтапно и быстро создать готовый дизайн-проект. Задание выполняется студентом поэтапно, от важной стадии изначального рисунка или эскиза [4] до готового проекта. Эта форма очень актуальна в контексте современных новых требований к ускорению образовательного процесса и изменений методов обучения, что активизирует самостоятельную обработку учебного материала учащимися [5]. Помимо этого, такая последовательность позволяет максимально интенсифицировать процесс обучения дизайнеров костюма на первом курсе [6]. В образовательном процессе модельера неоценима роль пропедевтического курса композиции в постижении приемов формообразования костюма, рабочая программа которого предполагает последовательное рассмотрение композиционных задач от плоскостного до трехмерного изображения, представляющего собой синтез пространственно-пластических, композиционных и конструктивно-технологических характеристик, являющий собой результат освоения большого числа учебных дисциплин. В отличие от архитектурного подхода к рассмотрению вопросов формообразования и создания статичной формы, дизайн-проектирование костюма рассматривает человека и одежду в кинематических параметрах. Практически это выражается в необходимости фиксировать в трехмерном изображении: в макете - многослойность одежды, геометрию драпировок; в транскрипции - позы человеческого тела и его антропометрическое строение. Работая с фигурой человека и его костюмом в макете, студент первого курса обучения должен прибегнуть к высокой степени обобщения и абстрагирования от ряда деталей, акцентируя внимание на поиске пропорций, структуры формообразования, передачи смысловой и сюжетной линии композиции. На этой стадии обучения важнейшее значение приобретает процесс погружения в ассоциативно-образный метод проектирования, когда на первый план выступает задача внимательного отношения как раз к нюансам концептуально-образного решения костюма [7]. Такая постановка учебной задачи осложнена тем, что объем полученных студентами знаний на начальной стадии обучения еще не позволяет рассматривать костюм во всей полноте выполняемых им функций, в том числе - стилевой, функциональной, знаково-коммуникативной [8]. Методический прием выбора проектной модели «Образ ангела» рассматривается в данной ситуации как наиболее целесообразный и содержательный по ряду причин. Если костюм представляет собой своеобразный социокод, способный передавать информацию о личности носителя, то создание образа ангела иллюстрирует его смысловое и образное содержание, выражает сюжетный посыл, формирует силуэт, позу, форму стилизованных одеяний. Доминирующим в таком подходе становится создание знаковой системы, отражающей суть сюжета и специфику композиционного решения макетной конструкции стилизованного изображения человеческого тела. Сценарная разработка этого образа, овладение методами и средствами работы с бумажной пластикой позволяют избежать таких учебно-педагогических проблем, как проявление китча в творчестве начинающего студента, предопределенных отсутствием глубоких знаний об истории костюма и его стилевом разнообразии. В ходе изучения специальной литературы студент выбирает образ в соответствии с предлагаемым сюжетом и разрабатывает его композиционную структуру [9]. При проектировании костюма человека дизайнер-модельер рассматривает базовые образы, которые дифференцируются на женские, мужские, статусные, стили стически-исторические, личностно-эмоциональные, ассортиментные группы [10]. В рамках пропедевтической задачи круг рассматриваемых групп сужается, что, однако, позволяет уделить больше внимания развитию ассоциативно-образного подхода к проектированию костюма как наиболее прогрессивному методу концептуального решения. Действительно, ассоциативно-образный подход, являющийся одним из направлений эвристики, позволяет студентам создавать готовые концептуальные решения. Более частным случаем эвристических решений в проектировании, применимым в бумагопластике, можно назвать метод аналогий (или метод заимствования аналогий). При этом методе используются аналогичные приёмы, взятые из инженерных решений, произведений архитектуры и живописи, декоративно-прикладного искусства. Дизайнер сталкивается с интерпретацией творческого источника и превращает его путем трансформаций в проектное решение. Данный метод применяют достаточно часто на стадии образного решения объекта в проектировании [11]. В проектной модели «Образ ангела» для бумагопластики может быть заимствована аналогия бумаги с тканью. Это следует понимать как максимальное использование пластических свойств бумаги для создания складок и фалд, аналогичных тканым. Следует отметить, что ознакомление студентов с пластическими возможностями бумаги и способность передать форму проектируемого текстильного изделия во многом поможет в дальнейшем обучении в рамках таких дисциплин, как «Макетирование и наколка», «Выполнение проекта в материале». Важно, что именно текстильный дизайн является родоначальником современного индустриального дизайна. Такая позиция объясняется тем, что началом современного индустриального дизайна принято считать деятельность У.Морриса и Дж.Рескина, осуществляемую именно в области текстиля [12]. Это означает, что, овладевая на стадии пропедевтического макетирования навыками подбора и создания тестиля, студенты-дизайнеры учатся важнейшим аспектам материаловедения, без чего невозможно дальнейшее обучение, например, дисциплинам «Материаловедение» и «Макетирование». Макетирование сегодня является наиболее прогрессивным и используемым проектным методом в создании костюма. Он представляет собой изготовление макетов изделий из различных материалов в натуральную величину или в нужном масштабе. Точнее, макетирование костюма заключается в том, что дизайнер на манекене или фигуре человека формирует из бумаги (или макетной ткани) задуманный проект модели одежды при помощи булавок. Этот способ позволяет более наглядно и образно выявить важные стороны проектируемой модели, такие как форма, объём; даёт реальное и точное представление о покрое и конструктивных особенностях модели [13]. Особенно широко макетирование используют при моделировании верхней одежды и сложного кроя [14]. При разработке объемной модели в виде макета происходит освоение и закрепление знаний о свойствах композиционных систем. Работа в технике бумагопластики вносит существенные коррективы в процесс поиска формообразования, связанные с пластическими возможностями используемого материала. Учитывая эти ограничения, студент встает перед необходимостью активного включения метода структурирования формы, ее обобщения и геометрического осмысления. Бумагопластика становится индикатором разработки оригинальных идей формообразования костюма, поиска новых технологических приемов и комбинаций для материализации образа Ангела (рис. 1). Вывод. В ходе разработки задания студент совершенствует знания и умения в вопросах геометрического структурирования формы, модификации геометрических тел, расширяет круг представлений о характере построения и практическом изготовлении из листа бумаги складок и объемов, осваивает технику макетирования и использования различных инструментов. В конечном счете пропедевтическая задача обеспечивает формирование у студента пространственного воображения, позволяющего воплотить разработанный сюжетный образ в объемную композицию, представляющую собой тектоническую конструкцию с ассоциативно-смысловым содержанием.
×

Об авторах

Татьяна Владимировна КАРАКОВА

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Дарья Дмитриевна АРУТЧЕВА

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Список литературы

  1. Андреева О.П. Дизайн как художественное конструирование предметно-пространственной среды // Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова. Чебоксары, 2010. № 7. С. 148-153.
  2. Новикова Т.А. Образовательное пространство подготовки дизайнеров // Материалы XI научной конференции НовГУ. Великий Новгород, 2004. С. 218-219.
  3. Каракова Т.В., Сабило Н.И. Принципы cтруктурного формообразования в дизайне костюма // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, №4. С. 272-276.
  4. Андреева О.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущего специалиста дизайнера в процессе обучения рисунку в вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. Т. 2. Серия «Гуманитарные и педагогические науки». Чебоксары, 2010. №3(67). С. 21-25.
  5. Бусыгина А.Л., Сараева А.А. Педагогические условия эффективности подготовки будущих учителей к проектной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 6(44). С. 1041.
  6. Арутчева Д.Д. Пропедевтика как средство интенсификации процесса обучения дизайнеров костюма // Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна: электронный сборник статей I Международной научнотехнической конференции, 20-21 июня 2014 г. / СГАСУ. Самара, 2014. С. 111-113.
  7. Самоненко О. С. Творчество дизайнера костюма: ассоциативно-образный аспект // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение. 2010. № 17 (198). С. 182-185.
  8. Сабило Н.И. Смысловые и формообразующие факторы проектирования в подготовке дизайнеров костюма // Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна: Электронный сборник статей I Международной научно-технической конференции, 20-21 июня 2014 г. / СГАСУ. Самара, 2014. С. 97-100.
  9. Андросова Э.М. Основы художественного проектирования костюма. Челябинск: Медиа-Принт, 2004. 184 с.
  10. Льюис Джеймс Р., Оливер Ивлин Д. Энциклопедия ангелов. Серия «Энциклопедии». Ростов н/Д: Феникс, 1997. 400 с.
  11. Арутчева (Буранок) Д.Д. Анализ готовности будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2. С. 1058-1062.
  12. Библиотека дизайнера. Московская школа дизайна. Костюм и текстиль. М., 1994. 104 с.
  13. Сабило Н.И. Макетирование как основа художественного языка костюма // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы 17-й Международной научной конференции. СПб.: СПГУТД, 2014. С. 522.
  14. Макетирование [Электронный ресурс] Ресурс доступа URL: http://www.rusarticles.com/naukaiobrazovanie-statya/chto-takoe-maketirovanie-3931777. html (дата обращения: 12.05.2014).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© КАРАКОВА Т.В., АРУТЧЕВА Д.Д., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах