ROLE OF VOLUME MODEL IN DEVELOPMENT OF COMPOSITE SYSTEMS OF CLOTHING FORM MAKING

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In this article process of training of clothing designers in composition bases, the role of a propaedeutic course of composition in clothing design, features of proto clothing and paper clothing form making are viewed, associative and fi gurative approach and quilling as a method of heuristic solution of clothing form making are defi ned. Adaptation of educational process of clithing designers to new terms without loss of informational content and with a greater intensifi cation in connection with acceleration of modern rates of training is noted. The concepts exceptionally important for clothing design - clothing form making, structuring, proportionality - are highlighted in the article in the aspect of teaching of composition propaedeutic course.

Full Text

На сегодняшний день процесс обучения будущих дизайнеров костюма основам композиции видит своей основной задачей - дать базовые понятия основ создания и гармонизации композиции. Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметно-пространственной среды во всех сферах жизнедеятельности человека [1]. Следует отметить, что изначально задания в процессе обучения и последовательность их выполнения рассчитывались на пятилетнюю программу подготовки специалистов. Ранее дисциплина первого курса обучения, дающая основные знания по композиции, «Пропедевтика» была вводной и постепенно подготавливала студентов к созданию композиции костюма и коллекций одежды на последующих курсах. Наблюдается ускорение современных темпов обучения в связи с переходом на двухступенчатую модель высшего образования. Получение диплома бакалавра у модельеров сократилось с пяти с половиной лет до четырёх. Следовательно, требуется адаптация системы подготовки дисциплины «Пропедевтика» к новым срокам без потери информативности и с большей интенсификацией для повышения качества дизайн - образования, а также для начала непосредственного проектирования костюма. Изучение композиции состоит из двух этапов: на первом курсе, как было сказано ранее, это дисциплина «Пропедевтика», состоящая из следующих основных блоков и заданий: орнаментальное структурирование (формальная композиция из бумажных сегментов); трансформация природных форм (композиционное структурирование и создание объёмного макета); оптические иллюзии и архитектоника костюма (бумажная пластика и проект «Бумажный ангел» как протокостюм). Проектирование костюма на стадии создания протокостюма следует рассматривать как один из элементов предметной среды, удовлетворяющий соответствующим материальным и духовным потребностям человека. Предмет деятельности в данном случае имеет ярко выраженную специфику и определяет характер художественно-проектной деятельности и ее организацию в образовательной сфере [2]. Основной смысл выхода на протокостюм - это поиск формообразования, т.е. структурирование (членение и объединение) единичных форм с целью создания сложной, многоуровневой структуры, которую представляет собой костюм [3]. Второй этап изучения композиционных основ костюма - это дисциплина второго курса «Композиция». Первым заданием второго курса обучения в рамках дисциплины «Композиция», по прежней программе специалитета, являлось создание из бумаги головного убора - шляпы как элемента костюма. Однако второй курс обучения из четырёхлетней программы бакалавриата вводит обучающихся непосредственно в проектирование одежды. И так как следующее после головного убора задание - костюм из бумаги - даёт уже более чёткие знания и навыки основ проектирования одежды, мы видим рациональным начать второй курс этим заданием в рамах дисциплины «Композиция». В свою очередь, задание «головной убор из бумаги» мы предлагаем объединить со вторым заданием в курсе освоения дисциплины «Пропедевтика», сделав итоговым заданием не формальный абстрактный макет, а выход на головной убор - бумажную шляпу. Таким образом, последовательность второго задания станет выглядеть так: создание фотокомпозиций биоформ в воде, их композиционное структурирование, создание композиционных сеток, графическое и цветовое решение плоскостей композиции, вычленение цветовых и смысловых блоков как составляющих формы головного убора и, наконец, создание бумажной шляпы. Данная последовательность делает акцент на принятую в дизайн - образовании проектную форму обучения, позволяющую поэтапно и быстро создать готовый дизайн-проект. Задание выполняется студентом поэтапно, от важной стадии изначального рисунка или эскиза [4] до готового проекта. Эта форма очень актуальна в контексте современных новых требований к ускорению образовательного процесса и изменений методов обучения, что активизирует самостоятельную обработку учебного материала учащимися [5]. Помимо этого, такая последовательность позволяет максимально интенсифицировать процесс обучения дизайнеров костюма на первом курсе [6]. В образовательном процессе модельера неоценима роль пропедевтического курса композиции в постижении приемов формообразования костюма, рабочая программа которого предполагает последовательное рассмотрение композиционных задач от плоскостного до трехмерного изображения, представляющего собой синтез пространственно-пластических, композиционных и конструктивно-технологических характеристик, являющий собой результат освоения большого числа учебных дисциплин. В отличие от архитектурного подхода к рассмотрению вопросов формообразования и создания статичной формы, дизайн-проектирование костюма рассматривает человека и одежду в кинематических параметрах. Практически это выражается в необходимости фиксировать в трехмерном изображении: в макете - многослойность одежды, геометрию драпировок; в транскрипции - позы человеческого тела и его антропометрическое строение. Работая с фигурой человека и его костюмом в макете, студент первого курса обучения должен прибегнуть к высокой степени обобщения и абстрагирования от ряда деталей, акцентируя внимание на поиске пропорций, структуры формообразования, передачи смысловой и сюжетной линии композиции. На этой стадии обучения важнейшее значение приобретает процесс погружения в ассоциативно-образный метод проектирования, когда на первый план выступает задача внимательного отношения как раз к нюансам концептуально-образного решения костюма [7]. Такая постановка учебной задачи осложнена тем, что объем полученных студентами знаний на начальной стадии обучения еще не позволяет рассматривать костюм во всей полноте выполняемых им функций, в том числе - стилевой, функциональной, знаково-коммуникативной [8]. Методический прием выбора проектной модели «Образ ангела» рассматривается в данной ситуации как наиболее целесообразный и содержательный по ряду причин. Если костюм представляет собой своеобразный социокод, способный передавать информацию о личности носителя, то создание образа ангела иллюстрирует его смысловое и образное содержание, выражает сюжетный посыл, формирует силуэт, позу, форму стилизованных одеяний. Доминирующим в таком подходе становится создание знаковой системы, отражающей суть сюжета и специфику композиционного решения макетной конструкции стилизованного изображения человеческого тела. Сценарная разработка этого образа, овладение методами и средствами работы с бумажной пластикой позволяют избежать таких учебно-педагогических проблем, как проявление китча в творчестве начинающего студента, предопределенных отсутствием глубоких знаний об истории костюма и его стилевом разнообразии. В ходе изучения специальной литературы студент выбирает образ в соответствии с предлагаемым сюжетом и разрабатывает его композиционную структуру [9]. При проектировании костюма человека дизайнер-модельер рассматривает базовые образы, которые дифференцируются на женские, мужские, статусные, стили стически-исторические, личностно-эмоциональные, ассортиментные группы [10]. В рамках пропедевтической задачи круг рассматриваемых групп сужается, что, однако, позволяет уделить больше внимания развитию ассоциативно-образного подхода к проектированию костюма как наиболее прогрессивному методу концептуального решения. Действительно, ассоциативно-образный подход, являющийся одним из направлений эвристики, позволяет студентам создавать готовые концептуальные решения. Более частным случаем эвристических решений в проектировании, применимым в бумагопластике, можно назвать метод аналогий (или метод заимствования аналогий). При этом методе используются аналогичные приёмы, взятые из инженерных решений, произведений архитектуры и живописи, декоративно-прикладного искусства. Дизайнер сталкивается с интерпретацией творческого источника и превращает его путем трансформаций в проектное решение. Данный метод применяют достаточно часто на стадии образного решения объекта в проектировании [11]. В проектной модели «Образ ангела» для бумагопластики может быть заимствована аналогия бумаги с тканью. Это следует понимать как максимальное использование пластических свойств бумаги для создания складок и фалд, аналогичных тканым. Следует отметить, что ознакомление студентов с пластическими возможностями бумаги и способность передать форму проектируемого текстильного изделия во многом поможет в дальнейшем обучении в рамках таких дисциплин, как «Макетирование и наколка», «Выполнение проекта в материале». Важно, что именно текстильный дизайн является родоначальником современного индустриального дизайна. Такая позиция объясняется тем, что началом современного индустриального дизайна принято считать деятельность У.Морриса и Дж.Рескина, осуществляемую именно в области текстиля [12]. Это означает, что, овладевая на стадии пропедевтического макетирования навыками подбора и создания тестиля, студенты-дизайнеры учатся важнейшим аспектам материаловедения, без чего невозможно дальнейшее обучение, например, дисциплинам «Материаловедение» и «Макетирование». Макетирование сегодня является наиболее прогрессивным и используемым проектным методом в создании костюма. Он представляет собой изготовление макетов изделий из различных материалов в натуральную величину или в нужном масштабе. Точнее, макетирование костюма заключается в том, что дизайнер на манекене или фигуре человека формирует из бумаги (или макетной ткани) задуманный проект модели одежды при помощи булавок. Этот способ позволяет более наглядно и образно выявить важные стороны проектируемой модели, такие как форма, объём; даёт реальное и точное представление о покрое и конструктивных особенностях модели [13]. Особенно широко макетирование используют при моделировании верхней одежды и сложного кроя [14]. При разработке объемной модели в виде макета происходит освоение и закрепление знаний о свойствах композиционных систем. Работа в технике бумагопластики вносит существенные коррективы в процесс поиска формообразования, связанные с пластическими возможностями используемого материала. Учитывая эти ограничения, студент встает перед необходимостью активного включения метода структурирования формы, ее обобщения и геометрического осмысления. Бумагопластика становится индикатором разработки оригинальных идей формообразования костюма, поиска новых технологических приемов и комбинаций для материализации образа Ангела (рис. 1). Вывод. В ходе разработки задания студент совершенствует знания и умения в вопросах геометрического структурирования формы, модификации геометрических тел, расширяет круг представлений о характере построения и практическом изготовлении из листа бумаги складок и объемов, осваивает технику макетирования и использования различных инструментов. В конечном счете пропедевтическая задача обеспечивает формирование у студента пространственного воображения, позволяющего воплотить разработанный сюжетный образ в объемную композицию, представляющую собой тектоническую конструкцию с ассоциативно-смысловым содержанием.
×

About the authors

Tatyana Vladimirovna KARAKOVA

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Darya Dmitrievna ARUTCHEVA

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Андреева О.П. Дизайн как художественное конструирование предметно-пространственной среды // Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова. Чебоксары, 2010. № 7. С. 148-153.
  2. Новикова Т.А. Образовательное пространство подготовки дизайнеров // Материалы XI научной конференции НовГУ. Великий Новгород, 2004. С. 218-219.
  3. Каракова Т.В., Сабило Н.И. Принципы cтруктурного формообразования в дизайне костюма // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, №4. С. 272-276.
  4. Андреева О.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущего специалиста дизайнера в процессе обучения рисунку в вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. Т. 2. Серия «Гуманитарные и педагогические науки». Чебоксары, 2010. №3(67). С. 21-25.
  5. Бусыгина А.Л., Сараева А.А. Педагогические условия эффективности подготовки будущих учителей к проектной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 6(44). С. 1041.
  6. Арутчева Д.Д. Пропедевтика как средство интенсификации процесса обучения дизайнеров костюма // Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна: электронный сборник статей I Международной научнотехнической конференции, 20-21 июня 2014 г. / СГАСУ. Самара, 2014. С. 111-113.
  7. Самоненко О. С. Творчество дизайнера костюма: ассоциативно-образный аспект // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение. 2010. № 17 (198). С. 182-185.
  8. Сабило Н.И. Смысловые и формообразующие факторы проектирования в подготовке дизайнеров костюма // Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна: Электронный сборник статей I Международной научно-технической конференции, 20-21 июня 2014 г. / СГАСУ. Самара, 2014. С. 97-100.
  9. Андросова Э.М. Основы художественного проектирования костюма. Челябинск: Медиа-Принт, 2004. 184 с.
  10. Льюис Джеймс Р., Оливер Ивлин Д. Энциклопедия ангелов. Серия «Энциклопедии». Ростов н/Д: Феникс, 1997. 400 с.
  11. Арутчева (Буранок) Д.Д. Анализ готовности будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2. С. 1058-1062.
  12. Библиотека дизайнера. Московская школа дизайна. Костюм и текстиль. М., 1994. 104 с.
  13. Сабило Н.И. Макетирование как основа художественного языка костюма // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы 17-й Международной научной конференции. СПб.: СПГУТД, 2014. С. 522.
  14. Макетирование [Электронный ресурс] Ресурс доступа URL: http://www.rusarticles.com/naukaiobrazovanie-statya/chto-takoe-maketirovanie-3931777. html (дата обращения: 12.05.2014).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 KARAKOVA T.V., ARUTCHEVA D.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies