СРЕДА КАК ИСТОЧНИК УНИКАЛЬНОСТИ В ДИЗАЙНЕ И АРХИТЕКТУРЕ ОТЕЛЕЙ

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрена возможность использования контекстного окружения архитектурного объекта в качестве источника его визуальной и смысловой индивидуальности, в частности, такой подход применительно к объектам сферы гостеприимства - отелям, хостелам. Приведены примеры решений проблемы поиска уникальности объектов в связи с различными внешними условиями. Для анализа выбраны объекты, размещенные в принципиально разных культурных, географических и исторических контекстах. Рассмотрены проектные методы, использованные при разработке этих объектов, и сделаны выводы, позволяющие обобщить описанный опыт проектирования. Это позволяет говорить об использовании средового контекста как о распространенном и актуальном подходе при создании уникального архитектурного облика объектов сферы гостеприимства.

Полный текст

В современных тенденциях дизайна уникальность объекта является одним из определяющих аспектов. Индивидуальный, неповторимый облик архитектурных объектов играет важную роль в системе идентификации места для горожанина и формировании психологически комфортной среды города [1-5]. Тема уникальности и аутентичности [2] представляется особенно интересной применительно к объектам индустрии гостеприимства - отелям, хостелам, гостевым домам. Именно эти объекты часто становятся для туристов источником первого впечатления о месте [1]. Современные отели можно сравнить со средневековыми городскими воротами как условной точкой входа в город. Они транслируют для посетителя собирательный образ города или местности, их культурную матрицу [6-9]. Индивидуальность дизайна и архитектуры становится также одним из факторов коммерческого успеха отеля, так как позволяет ему обрести узнаваемость, а с ней и лояльность постоянных клиентов. Одним из богатейших источников в поиске уникальности дизайна может стать окружение отеля, среда. Современные архитекторы и дизайнеры, учитывающие контекст, в котором существует объект, демонстрируют различные подходы в своих проектных решениях [10-21]. Рассмотрим несколько примеров таких проектов, реализованных в разных точках мира и имеющих, соответственно, совершенно различное окружение. 1. В случае с сетью хостелов «Generator», расположенных в крупнейших европейских городах, именно локальные особенности среды определяют концепцию каждый раз при открытии нового объекта сети. Новый хостел «Generator Berlin Mitt e» находится в части Берлина, которая претерпела множество преобразований - от старого еврейского квартала в прошлом до пульсирующего центра с оживленной ночной жизнью сегодня. Anvar Mekhayech из «The Design Agency» (Торонто) в сотрудничестве с местными архитекторами Ester Bruzkus и Mark Asipowicz из WAF Architects спроектировали интерьер этого объекта. Внимание к деталям и местным материалам было главной идеей проекта. Участие талантливых берлинских DOI: 10.17673/Vestnik.2016.01.18 109 Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 1 (22) Е.В. Табаева художников добавило соответствующий культурный аспект. Приглашенный дизайнер Ester Bruzkus перенес контрастный характер города в материалы интерьера, используя цементную плитку, необработанное дерево и яркие окрашенные поверхности. Грубая деревянная обшивка и открытые бетонные потолки, медные панели против черных стен в подвале и литого бетона в зале для завтраков, который контрастирует с зеркальным потолком в баре, - вот некоторые примеры потрясающих деталей дизайна, которые фигурируют в этом проекте. Стиль очень ясен: старое против нового, яркое против темного, грубое против гладкого (рис. 1). Стремление к созданию аутентичности вдохновило авторов использовать берлинскую любовь к стрит-арту. Красочные росписи были созданы в Лондоне художником Luke Embden. В то же время Thierry Noir украсил коридоры своими знаменитыми «головами с большими губами», аналогичными работам на East Side Gallery на Берлинской стене (рис. 2). Такой подход к дизайну выглядит естественным шагом, учитывая культурное и социальное наследие Берлина [10]. В сочетании с ярким искусством и музыкой проект является идеальным решением для бренда сети. 2. Хостел «La Buena Vida», Мехико, Мексика. Этот район имеет гомогенный архитектурный стиль, и цель проектировщиков состояла в том, чтобы выделить здание. ARCO Arquitectura Contemporanea’s группа предложила использовать двойную оболочку фасада с ярким цветом и текстурой, что делает хостел заметным из любой точки на улице, не нарушая пропорции соседних зданий. В то же время такое решение позволяет уменьшить шум с улицы и контролировать внутреннюю температуру. Привлекательные геометрические фигуры на фасаде выкрашены в различные оттенки пурпурного цвета, также известного как «мексиканский розовый». Оболочка напоминает конфетные обертки и дополняется спокойствием и теплом местной породы древесины (рис. 3). Цвет - очень важный элемент во всем проекте, и для интерьеров были выбраны пять различных цветовых палитр. Цветовые акценты, как в стенах, так и в мебели, были объединены настенными росписями с рисунками черепов, отсылающими зрителя к национальному обычаю празднования «Дня мертвых». Это задало общую концепцию, которая поддерживает мексиканские традиции как один из наиболее репрезентативных элементов дизайна. 3.Традиционно, национальные особенности архитектуры связаны с климатическими и культурными характеристиками данной местности. Климатические условия могут спровоцировать поиск нетривиальных конструктивных и планировочных Рис. 1 Рис. 2 Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 1 (22) 110 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рис. 3 Рис. 4 решений, а их воплощение при помощи местных материалов еще более индивидуализирует архитектурную среду. Транслирование национальных особенностей архитектуры через современные технологии [6, 9] позволяет получить бесконечную матрицу уникальности, которая будет меняться каждый раз при смене локации. Подобный подход к национальному и климатическому контексту продемонстрировали «The Lotus Praxis Initiative» (Нью Дели) при проектировании бутик-отеля «Raas» на 39 номеров. Отель располагается в центре города-крепости Джодхпур, Раджастан в окружении квартала Старого города. Основой концепции проекта стал диалог между старым и новым с огромным уважением к традициям, но без подражания. Архитекторы предложили понимание роскоши через подлинность материалов и технологий, что позволяет гостям получить уникальный тактильный и чувственный опыт, возможный только в этом месте. Материалы включают в себя красный джодхпурский песчаник, отесанный вручную, мозаику для пола и стен из пигментированного цемента, отлитую на месте. Используется также мебель местного производства из дерева индийских лиственных пород. 70 % использованных материалов были добыты в радиусе не более 30 км от места строительства. Большинство мастеров, участвовавших в работах, - местные жители, носители ремесленных традиций. Ключевым элементом узнаваемости проекта стала особая двойная оболочка зданий [8]. Это решение - современная интерпретация традиционных каменных решеток архитектуры Раджастана, которые выполняют функцию пассивного охлаждения и предлагают уединение для пользователя. Благодаря такой конструкции здания отеля вечером выступают в качестве фонарей, обрамляющих улицу. Драматичность ритмов каменной решетки усиливается тем, что эти панели можно сложить для каждого пользователя, чтобы открыть панорамный вид на форт, или закрыть для частной жизни и защиты от солнца (рис. 4). Отель представляет собой образец архитектуры с глубоким пониманием традиционного ремесла в культурных, социальных и экологических аспектах. Проект стал победителем «World Architecture News Awards» 2013. Рассмотренные проекты имеют различные визуальные образы и концепции, но их объединяет общий подход к контексту как источнику уникальности объекта. Также все они демонстрируют индивидуальный художественный язык, более ассоциированный с современностью, чем с какими-либо историческими или национальными архитектурными стилями [5]. Такой подход все чаще применяется 111 Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 1 (22) Е.В. Табаева в проектах последних десятилетий, он предоставляет богатые возможности для переосмысления и современной интерпретации культурного наследия и поиска решения проблемы обезличивания современных городов [3].

×

Об авторах

Елена Владимировна ТАБАЕВА

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

Список литературы

  1. Пищова С.И. Роль архитектуры в оформлении имиджа гостиниц. Туризм и культурное наследие: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. Саратов: Изд. Саратовского университета, 2002. 176 с.
  2. Заславская А.Ю. Сохранение аутентичности исторической городской среды с помощью дизайн-технологий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 2-3. С. 742-745.
  3. Папанек В. Дизайн для реального мира: пер. с англ. М.: Издатель Д. Аронов, 2004. 416 с.: ил.
  4. Линч К. Образ города: пер. с англ. / под ред. А.В. Иконникова; пер. В.Л. Глазычева. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.
  5. Каплун А. Стиль и архитектура / ЦНИИ теории и истории архитектуры. М.: Стройиздат, 1985. 232 с.
  6. Табаева Е.В. Современный опыт организации общественных объектов в условиях исторического контекста // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре [Электронный ресурс]: материалы 71-й юбилейной Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР / CГАСУ. Самара, 2014. С. 475-476. (дата обращения: 12.05.2015).
  7. Валиулина С.В. Феномен города и система социальных ценностей горожанина // Вестник СГАСУ. Ч. 1 и 2: Современные проблемы управления качеством подготовки специалистов с высшим образованием в области архитектуры и дизайна / СГАСУ. Самара, 2005. 144 с.
  8. Заславская А.Ю. Метод создания оболочки в архитектуре ХХI века // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 68-й Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР / СГАСУ. Самара, 2011. С. 410-411.
  9. Коротич М.А., Коротич А.В. Традиционные и современные формы в архитектуре: проблема взаимодействия // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. № 2. С. 61-63 : цв. ил.
  10. Заславская А.Ю., Серова М.М. «Стрит-арт» или искусство уличных интервенций // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2012. №1. С. 11-16. doi: 10.17673/Vestnik.2012.01.2.
  11. Каракова Т. В., Барова К.Д. Коммуникативная функция средового дизайна // Исследования и инновационные разработки РААСН. Т. 1 / РААСН; ИГАСУ. М.-Иваново, 2010. 316 с.
  12. Дженкс Чарльз. Новая парадигма в архитектуре / пер. с англ. А. Ложкин, С. Ситар // Проект International. 2003. №5. С. 32-35.
  13. Каракова Т.В. Научные методы проектирования в средовом дизайне // Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе: материалы VI Самарской Всероссийской научной конференции ученых и педагогов-практиков. Т. 1. Самара: Изд. Самарского научного центра РАН, 2010. 418 с.
  14. Добрицына И.А. От «решетки» к «фракталу». Влияние идей новой науки на архитектурноградостроительное мышление // Градостроительное искусство. М.:УРСС, 2006. Вып. 1. С. 464-470.
  15. Лекарева Н.А. Территориально-пространственный ресурс города // Приволжский научный журнал. 2014. №3. С. 107-110.
  16. Заславская А.Ю. Концепция развивающегося объекта в архитектуре // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2007. №4. С. 34-43.
  17. Радулова Я.И. ХХI век. Особенности формирования пространственных границ в архитектуре и градостроительстве // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2014. №3 (16). С.41-46. doi: 10.17673/Vestnik.2014.03.8.
  18. Смоленская Е.О. Архипространства в системе современного урбанизированного города // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2011. №1. С. 16-20. doi: 10.17673/Vestnik.2011.01.3.
  19. Каракова Т.В., Сидорова Ю.О. Эволюция перфорированных поверхностей // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2013. №2 (10). С. 17-21. doi: 10.17673/Vestnik.2013.02.3.
  20. Каракова Т.В. Дизайн среды как ресурс развития социо-культурного пространства города // Приволжский научный журнал. 2012. №1. С. 111-115.
  21. Каракова Т.В. «Архитектурная психология» и среда города // Приволжский научный журнал. 2012. №1. С. 132-134.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ТАБАЕВА Е.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах