Метод определения пористости и коэффициента фильтрации грунта in situ

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрен простой и недорогой полевой способ оценочного определения пористости грунта и его коэффициента фильтрации. Представлены графики для непосредственного определения этих параметров по глубине лужи жидкости на поверхности сухого грунта, времени полного впитывания жидкости в грунт и времени половинного впитывания, в течение которого глубина лужи уменьшается в два раза. Представлены упрощенные методики, позволяющие ограничиться измерением исходной глубины лужи и времени ее полного впитывания и позволяющие получить приближенную оценку коэффициента фильтрации с точностью до фактора 2.

Полный текст

Одним из важных и до сих пор недостаточно хорошо изученных источников загрязнения окружающей среды является фильтрация загрязненной воды и иных жидких загрязнений в грунте. Речь идет о фильтрации поверхностных сточных вод, загрязненных, например, нефтепродуктами или гербицидами, и о миграции грунтовых вод как через выведенные из эксплуатации, так и через действующие шламонакопители предприятий [1–7]. Ясно, что при такой миграции происходит загрязнение грунтовых вод токсичными отходами пищевой, нефтехимической, химической промышленности. Существенно, что загрязненные жидкости мигрируют не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении, в результате чего оказывается возможным загрязнение грунтовых вод на значительной территории, миграция загрязнений в реки и даже попадание их в системы водоснабжения населенных пунктов.

Общеизвестной теоретической основой для изучения фильтрации жидкостей в пористой среде является уравнение Дарси [8, 9], для решения которого необходимы экспериментальные данные об основных параметрах среды – пористости и коэффициенте фильтрации. Теоретический расчет этих параметров практически невозможен, а экспериментальное определение на стационарных установках является достаточно длительным и трудоемким процессом. Кроме того, при использовании стационарных установок для получения надежных результатов требуется тщательное соблюдение правил отбора, упаковки и транспортирования образцов грунта ненарушенного сложения. Поэтому широкое распространение получили полевые методы исследования коэффициента фильтрации [9], в основном связанные с накачкой или откачкой воды с использованием скважин и потому еще более трудоемкие. На этом фоне выгодно выделяется своей простотой и невысокой трудоемкостью такой полевой метод определения пористости и коэффициента фильтрации, как налив воды в шурф с последующим слежением за свободным понижением уровня воды в шурфе. По временной зависимости понижения уровня воды в шурфе можно определить как пористость грунта, так и его коэффициент фильтрации.

Один из вариантов этого метода рассматривается в данной работе. Мы рассматриваем случай «плоского» шурфа, горизонтальные размеры которого значительно превышают его глубину. По существу речь идет о неглубокой плоской «луже», поэтому можно использовать приведенные в [10] результаты решения 1D-задачи о динамике впитывания слоя жидкости в грунт.

Основным результатом [10] является формула

tt0=11mhв0hв(t)hв0m1mln1+1mmhв0hв(t)hв0                      (1)

Здесь t – время, прошедшее с начала впитывания; hв(t) – глубина лужи в данный момент времени; hв0 – глубина лужи в начальный момент времени (hв0 = hв(0)); m – пористость грунта, параметр t0 = hв0 / C, где C – коэффициент фильтрации грунта.

Для определения двух неизвестных параметров (m и C) не требуется полностью фиксировать временную зависимость глубины лужи hв(t) – вполне достаточно двух параметров, в качестве которых можно использовать время полного впитывания лужи t₁ (hв(t₁) = 0) и время половинного впитывания лужи t½ (hв(t½) = hв / 2), в течение которого глубина лужи уменьшается в два раза в сравнении с исходной. Для этих параметров из (1) нетрудно получить

t1t0=11m1+m1mlnm                                                                (2)

t1/2t0=11m12m1mlnm+12m                                                     (3)

Существенно, что и время полного впитывания, и время половинного впитывания зависят от коэффициента фильтрации и исходной глубины лужи единообразно – лишь через параметр t0 = hв0 / C. Поэтому их безразмерное отношение δ ≡ t₁ /t½ не зависит ни от исходной глубины лужи, ни от коэффициента фильтрации и определяется лишь пористостью среды:

δ=t1t1/2=21m+mln(m)1m+2mln2m/(1+m)ϕ1(m)                                         (4)

График функции δ = φ₁(m) приведен на рис. 1.

 

Рис. 1. Графики зависимости функций φ₁(m) (сплошная кривая) и φ₂(m) (штриховая кривая) от пористости среды m

 

Функция φ₁(m) изменяется от 2 при m → 0 до 4 при m → 1. Видно, что эта функция монотонна и потому обратная к ней функция m(δ) однозначна и тоже монотонна. Данная функция изменяется от 0 при δ = 2 до 1 при δ = 4. График этой функции приведен на рис. 2.

 

Рис. 2. График зависимости пористости среды m от отношения времени полного впитывания и половинного впитывания δ ≡ t₁ /t½

 

Таким образом, измерив отношение времени полного впитывания к времени половинного впитывания δ ≡ t₁ /t½, можно найти пористость среды непосредственно с использованием рис. 2. Так, например, в случае δ = 3,4 пористость среды равна 60 %.

Для коэффициента фильтрации из (2) имеем

C=hв0t1ϕ2(m)                                                                                  (5)

где график функции

ϕ2(m)11m1+m1mlnm                                                            (6)

также приведен на рис. 1. Функция φ₂(m) монотонна и изменяется от 1 при m → 0 до 1/2 при m → 1. Измерив среднюю скорость впитывания vav=hв0t1 и уже зная пористость грунта, нетрудно найти и его коэффициент фильтрации.

Можно поступить еще проще, использовав однозначную и монотонную функцию φ₃(δ) ≡ φ₂(m(δ)), график которой приведен на рис. 3, и формулу

C=hв0t1ϕ3(δ)                                                                                   (7)

Функция φ₃(δ) монотонно убывает от 1 при δ = 2 до 1/2 при δ = 4.

Таким образом, измерив всего три параметра – исходную глубину лужи hв0, время полного впитывания t₁ и время половинного впитывания t½ и найдя отношение δ ≡ t₁ /t½, можно по графику рис. 2 найти пористость среды, а по графику рис. 3 совместно с формулой (7) – ее коэффициент фильтрации.

 

Рис. 3. График зависимости функции φ₃(δ) ≡ φ₂(m(δ)), необходимой для вычисления коэффициента фильтрации среды по формуле (7), от отношения времени полного впитывания и времени половинного впитывания δ ≡ t₁ /t½

 

Разумеется, описанный метод измерения пористости и коэффициента фильтрации имеет ряд очевидных недостатков и не может быть рекомендован для ответственных измерений, требующих особой надежности (например при проектировании). Тем не менее его простота и дешевизна (по существу требуется только лопата, линейка и часы) позволяет использовать его в тех случаях, когда главным критерием является оперативность и дешевизна измерений (например при проведении научных исследований).

За счет некоторого снижения точности процедуру измерения коэффициента фильтрации можно упростить еще больше, отказавшись от измерения пористости грунта и половинного времени впитывания. Действительно, из рисунка 3 видно, что функция φ₃(δ) ≡ φ₂(m(δ)) при любом значении параметра δ находится в пределах от 1 до 1/2, т. е. значение коэффициента фильтрации в любом случае находится в пределах от средней скорости впитывания vav=hв0t1 до половины этой скорости:

hв02t1<C<hв0t1                                                                              (8)

Если учесть, что обычно [10] пористость среды близка к 50 %, для грубых оценок можно пользоваться формулой

C=0,62hв0t1                                                                                   (9)

Выбор начальной глубины лужи при измерениях несущественен, поскольку, как известно [11], средняя скорость понижения уровня воды от исходной глубины лужи не зависит. Ясно, что из соображений удобства измерения времени впитывания исходная глубина лужи должна быть достаточно велика в случае сред в высокими значениями коэффициента фильтрации (типа крупнозернистых песков) и достаточно мала в случае сред с низкими значениями этого параметра (типа суглинков).

×

Об авторах

Николай Сергеевич Бухман

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nik3141rambler@rambler.ru

доктор физико-математических наук, профессор, профессор кафедры физики, профессор кафедры строительной механики, инженерной геологии, оснований и фундаментов

Россия, 443100, Самара, Молодогвардейская, 244

Любовь Михайловна Бухман

Самарский государственный технический университет

Email: liubov1967@list.ru

старший преподаватель кафедры строительной механики, инженерной геологии, оснований и фундаментов, преподаватель колледжа

Россия, 443100, Самара, Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Стрелков А.К., Теплых С.Ю. Охрана окружающей среды и экология гидросферы. Самара, 2015. 240 с.
  2. Стрелков А.К., Теплых С.Ю., Горшкалев П.А., Саргсян А.М. Экологические аспекты воздействия поверхностных сточных вод с железнодорожных станций // Градостроительство и архитектура. 2013. № S4 (13). С. 83–88.
  3. Стрелков А.К., Теплых С.Ю., Горшкалев П.А., Саргсян А.М. Оценка экологического состояния технической полосы отвода // Путь и путевое хозяйство. 2014. № 3. С. 31–34.
  4. Стрелков А.К., Теплых С.Ю., Бухман Н.С., Саргсян А.М. Анализ и характеристика фильтрации поверхностного стока в балластной призме железнодорожного пути // Водоснабжение и санитарная техника. 2015. № 12. С. 63–72.
  5. Стрелков А.К., Теплых С.Ю., Горшкалев П.А. Методика определения категории загрязненности железнодорожных путей // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика: мат-лы 66-й Всерос. науч.-техн. конф. / СГАСУ. Самара, 2009. С. 109–111.
  6. Стрелков А.К., Теплых С.Ю., Горшкалев П.А. Влияние хозяйственной деятельности на качественный состав поверхностных водотоков // Водоснабжение и санитарная техника. 2014. № 8. С. 21–26.
  7. Стрелков А.К., Теплых С.Ю., Горшкалев П.А., Саргсян А.М. Современное состояние вопроса сбора и очистки поверхностного стока с железной дороги // Научное обозрение. 2014. № 4. С. 123–129.
  8. Леонтьев Н.Е. Основы теории фильтрации. М.: Изд-во Центра прикладных исследований при механико-математическом факультете МГУ, 2009. 88 с.
  9. Маскет М. Течение однородных жидкостей в пористой среде. Институт компьютерных исследований. Москва – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2004. 628 с.
  10. Бухман Н.С., Теплых С.Ю., Бухман Л.М. Динамика впитывания жидких загрязнений в пористый грунт // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. № 4 (132). С. 51–59.
  11. Бухман Н.С., Теплых С.Ю., Бухман Л.М. О линейной зависимости времени впитывания скопления жидкости от высоты ее слоя на поверхности почвогрунта // Приволжский научный журнал. 2022. № 4 (64). С. 73–78.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Графики зависимости функций φ₁(m) (сплошная кривая) и φ₂(m) (штриховая кривая) от пористости среды m

Скачать (46KB)
3. Рис. 2. График зависимости пористости среды m от отношения времени полного впитывания и половинного впитывания δ ≡ t₁ /t½

Скачать (66KB)
4. Рис. 3. График зависимости функции φ₃(δ) ≡ φ₂(m(δ)), необходимой для вычисления коэффициента фильтрации среды по формуле (7), от отношения времени полного впитывания и времени половинного впитывания δ ≡ t₁ /t½

Скачать (63KB)

© Бухман Н.С., Бухман Л.М., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах