THE EXISTING CONCEPTS OF HISTORICAL SCIENCE


Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article analyzes methodological research and new approaches that have appeared in post-Soviet historical science. The author comes to the conclusion that history has always been characterized by the action of numerous factors, a set of cause-and-effect relationships and dependencies. What makes up the fabric of history is the result of the interaction of factors, and this interaction manifested in events and processes is diverse, as well as a measure of the importance of each of them in any particular situation. In the history of such a factor, which would be the only and ultimate basis for its development, does not exist. History is a product of the interaction of factors, in which cause and effect change places: the consequence has the opposite effect on the cause and in turn becomes the cause of something new. Therefore, not monocausal, but multifactorial approach to history is the only rational way.

Толық мәтін

Предметом исследования данной статьи являются некоторые вопросы методологии исторического иссле- дования. Прежде чем рассматривать эти проблемы не- обходимо четко определить содержание понятий, рас- сматриваемых в статье, чтобы избежать их различных трактовок. Методология - это система (комплекс, взаимос- вязанная совокупность) принципов и подходов ис- следовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины, в данном случае истории. Основная задача методологии науки заклю- чается в обеспечении эвристической формы познания системой строго выверенных и прошедших апроба- цию принципов, методов, правил и норм. В «Совет- ской Исторической Энциклопедии» дается следующее определение методологии исторической науки: «… теория исторического познания - методология истории разрабатывает принципы и средства добывания знаний о прошлом, систематизации и истолкования получен- ных данных с целью выяснения сущности историческо- го процесса и реконструкции его во всей конкретности и целостности» [2]. Задача методологии исторического исследования - дать систему общих теоретических принципов решения поставленных задач. Методология - это не набор ка- ких-то общих правил и процедур, а совокупность общих идей, подходов, принципов. Методология истории - неразрывный составной элемент исторической науки. По отношению к последней она представляет собой итог, результат предшествующего развития науки, тео- ретически осмысленный и переработанный в логику со- временного научного исторического познания [Там же]. История стала наукой только тогда, когда появились различные концепции, объясняющие смысл, тенден- ции исторического развития. Именно тогда оформи- лось понятие методологии истории, включающее в себя концепцию, принципы и методы исторического познания. Цель данной статьи - рассмотреть основные кон- цепции современной исторической науки, проследить их возникновение, трансформацию и современное со- стояние. В исторической литературе понятия «концепция» и «идеология» недостаточно дифференцированы, за- частую употребляются как синонимы. Между тем, они несут в себе различное содержание. Идеология (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα - идея; и λογος - слово, разум, учение) - система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая инте- ресы различных обществ, социальных классов и групп, в которой осознаются и оцениваются отношения лю- дей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии). Идеология - не наука (хотя может включать в себя научные знания): в отли- чие от науки идеология не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку (степень желательности/неже- лательности с точки зрения субъекта идеологии) тен- денций, процессов и различных сил этой социально-по- литической жизни» [1]. Идеология призвана заниматься обоснованием интересов и ценностей тех или иных со- циальных слоев, классов, этносов, конфессий. Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других. Концепция - это система взглядов, определенный угол зрения на те, или иные явления, способ их трак- товки, возникающий на базе научного исследования. Научная концепция не претендует на то, чтобы быть единственно правильной, учитывает взгляды и выводы представителей других направлений. К сожалению, в исследованиях советского периода эта разница была сведена к нулю. В «Советской Исто- рической Энциклопедии» написано: «…Нет единой методологии истории: различие в главном создается разным пониманием природы общественного разви- тия, т.е. зависит от мировоззрения, определяясь че- рез него - прямо или опосредствованно - интересами определенного класса. Последовательно научной мето- дология истории становится с возникновением мате- риалистического понимания истории и выработкой соответствующего ему метода. Поскольку, с точки зрения марксизма, закономерности исторического ис- следования по-своему воспроизводят закономерности самой истории, объективного процесса поступательного движения человечества, постольку теория историческо- го процесса и теория исторического познания взаимосвя- заны, в определенной мере переходят друг в друга [2]. Тем самым уже в самом определении был заложен односто- ронний взгляд на характер исторического процесса. В диссертациях советского периода вопросам ме- тодологии уделялось мало внимания. Как правило, во «Введении» к работе говорилось, что «теоретиче- ской и методической основой исследования являются марксистско-ленинский диалектический метод, ра- боты классиков марксизма, а также решения Съездов и Пленумов ЦК КПСС(!)». Этого было достаточно. В начале 1990-х гг., на смену одной идеологии - марксистской, пришла другая - либеральная. Некрити- чески заимствовались идеологические штампы из ра- бот западных историков. Исторический путь развития Западной Европы и США рассматривался как един- ственно правильный путь развития мировой цивили- зации. Многие историки восприняли новые идеоло- гические штампы, как руководство к действию, стали переписывать историю с либеральных позиций. Отли- чие этой литературы от литературы советского периода заключалось лишь в полярной смене оценок, в целена- правленном поиске негатива. Главный недостаток этой идеологии, в однолинейности, однонаправленности, в том, что исторический путь романо-германской ци- вилизации рассматривается как магистральный путь развития человечества, а любые отклонения от этого пути - как отказ от «общечеловеческих ценностей», под которыми подразумевались либеральные ценности за- падной цивилизации. Между тем, если придерживаться приведенного выше определения термина «концепция», такой под- ход в корне неверен. С самого возникновения истори- ческой науки историки не только изучали историче- ские события, накапливали факты, но стремились их систематизировать, раскрыть общие закономерности исторического развития. Существуют десятки истори- ческих школ и направлений. Для их систематизации можно использовать различные критерии. Во-первых, все существующие концепции истори- ческого развития можно более или менее условно раз- делить на два направления: всемирно-историческое и цивилизационное. Истоки этих концепций можно проследить еще в древнегреческой и средневековой историографии, но в завершенном виде они складыва- ются лишь в XIX - начале XX в. Всемирно-историческая концепция (концепция единства исторического процесса) исходит из следу- ющих основных положений: история всего человечества - это единый процесс поступательного развития от низшего к высшему. Все народы, одни раньше, другие позже, неизбежно проходят через одни и те же ступени развития; история подчиняется определенным законам, и за- коны эти, как и законы природы в принципе позна- ваемы. Впервые эта концепция была сформулирована не- мецким философом Г. Гегелем (1770-1831). Согласно Гегелю, развитие общества идет по восходящей, от «не- свободы» к свободе. Критерием прогресса является степень свободы. В первобытном (азиатском) обществе несвободны все; в рабовладельческом (античном) - свободны лишь немногие. Вершиной развития Гегель считал современное ему прусское (романо-герман- ское) общество, где якобы свободны все. Уже у Гегеля присутствует европоцентристский взгляд на мировую историю. Европа рассматривается как центр мировой истории, как вершина мировой цивилизации, образец для подражания Во второй половине XIX в. ведущую роль в этом на- правлении заняла теория общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса. В основу развития общества был положен экономический критерий - раз- витие производительных сил (подробнее см. далее) Возникновение марксизма явилось буквально ре- волюцией в науке об обществе. Впервые была сделана попытка вскрыть механизм общественного развития, показать его причины. Не случайно формационная тео- рия утвердилась в исторической науке, стала на долгое время определяющей (особенно у нас в стране, где она была единственной теорией). Но главным недостатком этой теории было то, что К. Маркс анализировал исто- рию развития западного общества. Именно под нее был создан соответствующий понятийный аппарат. Для марксистской интерпретации исторического про- цесса также характерен европоцентризм, что значи- тельно обедняет картину всемирной истории, так как не учитывает особенности существования и развития любых иных цивилизаций. Широкое распространение получила модерниза- ционная концепция. Согласно этой теории, развитие общества определяется уровнем развития науки и тех- ники. Модернизация - это всеобщее мировое явление при переходе стран от традиционного общества к ин- дустриальному. В широком смысле слова - это процесс обновления традиционного общества, становление иных экономических, политических и социокультур- ных структур. В узком смысле слова под модерниза- цией понимают процессы промышленной революции и индустриализации, приведшие к формированию ин- дустриального общества, основанного на машинном производстве, фабричной организации труда, едином внутреннем рынке. Принято выделять несколько «эшелонов» модер- низации. Первый «эшелон» - это «общества пионе- ры» - Западная Европа, США. Второй эшелон - Россия, Турция, Япония; третий - страны Африки и Латинской Америки. В странах «первого эшелона» модернизация нача- лась раньше (в Англии в XVII в., во Франции в XVIII в.) и была обусловлена естественным развитием обще- ства, процесс носил длительный, постепенный харак- тер, развивался органично, «снизу», от мануфактуры к фабрике. Источниками средств для индустриализа- ции были: заморская торговля, работорговля, эксплуа- тация заморских территорий. Страны «второго эшелона» отставали, в своем раз- витии. Поэтому над ними реально нависла угроза пре- вращения во второстепенные державы и даже утраты независимости. Вследствие этого, в осуществлении модернизации решающую роль играли не потребно- сти развития экономики, а внешний фактор - воен- ная угроза со стороны развитых стран. Его давление заставляло ускорять развитие, форсировать процес- сы модернизации, догонять ушедшие вперед страны. В этих условиях решающую роль в осуществлении модернизации играло государство. Преобразования проводились «сверху», чтобы компенсировать недо- статки естественного развития «снизу». Широко заим- ствовались достижения развитых стран и внедрялись государством в приказном порядке (т.н. репродуци- рующий путь развития). Так как мир был уже поделен между ведущими державами, то внешние источники первоначального накопления (внешняя торговля, экс- плуатация колоний) были ограничены, приходилось опираться на внутренние источники, что вело к уси- лению эксплуатации трудящихся. Такой путь позволял резко сократить сроки осуществления модернизации. Но, в отличие от классического западного варианта, такая модель лишена внутреннего механизма само- развития, блокирует инициативу производителей, так как модернизация осуществляется непосредственно государством. Поэтому она позитивна лишь на ранних этапах модернизации, впоследствии же неизбежен пе- реход к западному варианту. В странах «третьего эшелона» модернизация осу- ществлялась сверху колониальной администрацией, направление и уровень развития определялись стра- ной - метрополией. Источниками средств являлся вывоз капитала развитых стран, обеспечивавших ин- вестиции в промышленность. Экономики этих стран имели, как правило, аграрно-сырьевой характер, явля- ясь составной частью, своего рода придатком экономи- ки стран метрополий Модернизационная теория однозначно признает эталонными для модернизации других стран наи- более развитые - западные. Развитие всех стран и народов рассматривается с универсалистских по- зиций - оно должно происходить в одном направле- нии, иметь одни и те же стадии и закономерности. Признавалось наличие национальных особенностей модернизации, однако считалось, что они имеют вто- ростепенное значение. К представителям всемирно - исторической кон- цепции можно отнести американского политолога Френсиса Фукуяму. Его книга «Конец истории и по- следний человек», написана в 1992 г. Фукуяма считает, что с распадом СССР и крушением социализма либе- ральные ценности стали ценностями всего человече- ства, либеральная идеология утвердилась в качестве единственной, наступил конец истории. «Либеральная демократия может представлять собой конечный пункт идеологической эволюции человечества». Тем самым, Ф. Фукуяма не только похоронил коммунизм, но и по- ставил крест на общественной эволюции: о какой об- щественно-экономической эволюции может идти речь, если ничего лучше Западной демократии и глобально- го капитализма нет и быть не может? Это и есть «конец истории». Распространение либеральных демократий во всем мире может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества и стать окончательной формой человеческого правительства. Таким образом, главный недостаток всемир- но - исторической концепции состоит в разделении стран на развитые и отсталые. Причем отсталые страны в своем развитии неизбежно должны по- вторить путь развитых стран не только в эконо- мическом, но и в политическом развитии. Никакие различия в религии, культуре, обычаях во внимание не принимаются. Если же какие - либо страны не со- гласны с лидерством Запада, то надо использовать все средства, чтобы заставить их придерживаться западных ценностей. Вторая концепция, цивилизационная, исходит из следующих положений. История человечества представляет собой не од- нонаправленный линейный процесс, а историю от- дельных цивилизаций. История не есть развитие единого человечества, а развитие сосуществующих или сменяющих друг друга культур. Каждая цивилизация имеет завершающийся цикл развития: она рождается, достигает расцвета и гибнет. Впервые идея о локальных цивилизациях, пережи- вающих сходные фазы в своем развитии, была выдвину- та русским философом Н.Я. Данилевским (1822-1885) в его книге «Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к гер- мано-романскому». Идея о многообразии локальных цивилизации возникла именно в России не случайно. Для европейской историографии того периода был ха- рактерен «европоцентризм». Изучалась главным об- разом история Европы, остальные страны рассматри- вались лишь постольку, постольку оказывали влияние на ход европейской истории. Россия же географически расположенная на территории как Европы, так и Азии, была хорошо знакома с культурами Китая, Индии, Ира- на, стран Средней Азии, видела их своеобразие и само- достаточность. H.Я. Данилевский отверг единую нить в развитии человечества, мысль о том, что история есть прогресс некоторой общей цивилизации. Такой цивилизации нет. Существуют отдельные цивилизации - «куль- турно-исторические типы». Он выделил тринадцать «культурно-исторических типов». Длительность «жиз- ненного цикла» каждой культуры составляет 1500 лет. За это время каждый «культурно-исторический тип» проходит стадии: этнографическую, создания государ- ства, творческую - и приходит к естественному концу. В Европе цивилизационная концепция получила развитие в трудах О. Шпенглера (1880-1936) и А. Тойн- би (1889-1975). О. Шпенглер в своем главном труде «Закат Евро- пы» решительно отвергает общепринятую условную периодизацию истории на Древний мир - Средние века - Новое Время (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ). Шпенглер пред- ложил другой взгляд на мировую историю - как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, по- добно живым организмам, периоды зарождения, ста- новления и умирания Нивелирующее единство идеи всемирно-истори- ческого процесса Шпенглер предложил заменить иной картиной - циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и не- повторимых культур. Каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; историче- ские события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия во всех других. К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вави- лонскую, египетскую, индийскую, античную, визан- тийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Последовательно проводимый Шпенглером тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преем- ственности) вел к признанию их ценностной эквива- лентности: все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оце- ночных категорий. В основном труде А. Тойнби «Постижение исто- рии» критикуется концепция «единства цивилиза- ции». Он пишет: «Современная западная цивилизация распространила свою экономическую систему по всему миру. За экономической унификацией, которая зиждется на западном основании, последовала политическая уни- фикация… зашедшая почти так же далеко…» [3, с. 81]. Исходя из этого, «Западное общество провозглашает- ся … цивилизацией уникальной, обладающей единством и неделимостью, цивилизацией, которая после длитель- ного периода борьбы достигла наконец цели - мирового господства». «Жители Запада воспринимают туземцев как часть местной флоры и фауны, а не как подобных себе людей… Им отказывают даже в праве на суверен- ность земли, которую они занимают». Этапы истории других цивилизаций, если они не вписываются в общую концепцию, просто игнорируются, опуская их как «полу- варварские» или «разлагавшиеся» или относятся к Вос- току, который фактически исключается из истории цивилизации. Таким образом, все цивилизации объеди- няются в одну, цивилизация оказывается выпрямленной в линию от неолита до всеобъемлющей современной за- падной цивилизации» [Там же, с. 82 ]. Из работ последних лет следует выделить книги Сэ- мюэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций?» (1993) и «Столкновение цивилизаций и преобразова- ние мирового порядка» (1996). В этих работах автор обосновал идею многополярного мира, сложившего- ся после окончания холодной войны. На смену про- тивоборству коммунистического и западного блоков пришло противостояние цивилизаций. Хантингтон определяет цивилизации как большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определя- ющими признаками (культура, язык, религия и т.д.). Как правило, основным определяющим признаком наиболее часто является общность религии. Цивилизации, в отличие от стран, обычно суще- ствуют долгое время - как правило, более тысячелетия. Он выделяет следующие цивилизации: Западная, Ис- ламская, Индуистская, Синская, Японская, Латиноаме- риканская, Православная, Африканская, Буддистская. Географическое соседство цивилизаций нередко при- водит к их противостоянию и даже конфликтам между ними. Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира и представляет историю человечества соответственно этому пониманию [4, с. 76]. Разновидностью цивилизационной концепции яв- ляется евразийство. Евразийство - одно из направле- ний русской исторической мысли, делающее акцент на своеобразии России, вытекающем из ее располо- жения сразу на двух континентах - Европе и Азии, т.е. на самом крупном материке Земли - Евразии. Евразийство было основано в 20-х гг. XX в. фи- лософом и богословом Т.В. Флоровским, лингви- стом и культурологом Н.С. Трубецким, политологом П.Н. Савицким, философом Л.П. Карсавиным, уче- ным Г.В. Вернадским. Ядро их теории - в объективном характере единства страны, возникшей на огромной территории, единства суперэтноса. Россия наследни- ца Татаро-монгольской империи в той же мере, как и Византийской. Это великая евразийская держава, которая представляет собой не задворки европейской цивилизации, а особую, самостоятельную цивилиза- цию. Евразийство было направлено против однобокой ориентации России на Запад, явной недооценки ее са- мобытности и роли. Концепции евразийства придер- живался В.В. Кожинов. Концепцию евразийства в по- следнее время активно разрабатывает В.Г. Дугин. Был близок к цивилизационному направлению и русский исследователь Л.Н. Гумилёв, называвший себя «последним евразийцем». Он ввел понятие «эт- нос» как общность людей. Это не государство, не на- ция, не народ. Определение этноса - «коллектив людей, противопоставляющий себя прочим коллективам». Нет ни одного признака для определения этноса (ни общ- ности языка, ни обычаев, ни культуры) - только созна- ние общности. Этнос формируется на определенной территории в тесном взаимодействии с окружающей средой как неразрывная ее часть, и взаимодействует в ходе развития с биосферой. История человечества, по Л.Н. Гумилеву, - история развития и взаимодей- ствия этносов. Достоинство цивилизационной концепции в том, что она провозглашает равенство и одинаковую цен- ность всех цивилизаций. По мнению автора всемирно-историческая и циви- лизационная концепция противоречат друг другу лишь на первый взгляд. Здесь мы имеем дело лишь с раз- личными объектами исследования. Если человечество в целом развивается по восходящей линии от низшего к высшему, то этого нельзя сказать о каждой человече- ской цивилизации. Нет ни одной цивилизации, кото- рая существовала бы на протяжении всех стадий разви- тия человечества - каждая цивилизация проходит свой цикл развития, на ее место приходит новая, впитавшая в себя достижения предшествующих культур, а все вме- сте они составляют линию развития единой человече- ской цивилизации. Применительно к современному миру, все человечество переходит от традиционного общества к индустриальному, но каждая цивилиза- ция осуществляет этот переход по-разному, в зави- симости от особенностей своего развития. Во-вторых исторические концепции можно класси- фицировать исходя из различного понимания движу- щих сил исторического процесса. Проблема движу- щих сил в истории является самой фундаментальной теоретической проблемой. В чем причины историче- ских событий? Что определяет ход истории? Рассмотрим различные интерпретации этой про- блемы. Наиболее распространенной концепцией в соци- альных науках, начиная с XIX в., становится истори- ко-экономическая концепция, согласно которой экономика как сфера человеческой деятельности оказывает определяющее влияние на характер и со- держание политических и социальных процессов. В рамках данной концепции законы экономики объяв- ляются универсальными для всех общественных форм, а исторический путь развития общества отождествля- ется с историей развития общественно-экономических формаций. Впервые тезис о материальном факторе, как ос- нове исторического процесса, был выдвинут во време- на Античности. Историк древнего Рима Аппиан (ко- нец I - 70-е гг. II в.) в своей книге о гражданских войнах в Риме отчетливо выразил мысль о том, что причиной этих событий была борьба за земельную собственность. В историографии эпохи Просвещения мы находим от- дельные примеры понимания значения материально- го фактора для объяснения поведения людей и тех или иных событий. Вольтер (1694-1778) исходил из не- избежности деления общества на богатых и бедных. Двигатель истории, согласно Вольтеру, - человеческий интерес, к которому относится и стремление к благопо- лучию, самосохранению. И.Г. Гердер (1744-1803) к чис- лу мотивов, объясняющих человеческое поведение, относил потребности, нужду. Ж.Ж. Руссо (1712-1778): считал, что возникновение имущественного нера- венства привело к образованию государства, которое, в свою очередь, стало фактором углубления имуще- ственного неравенства. Представители школы фран- цузских историков периода Реставрации (О. Тьерри, Ф. Гизо и др.) расширили сферу представлений о роли материального фактора в истории. Ф. Гизо (1787-1874). утверждал, что гражданский быт находится в тесной связи с поземельными отношениями, а потому их из- учение должно предшествовать изучению быта. Таким образом, логика рассуждений Ф. Гизо приводит к пред- ставлению о собственности как некой общей основе политической и социальной структуры общества. Во второй половине XIX в. ведущую роль в этом направлении заняла теория общественно-экономи- ческих формаций К. Маркса и Ф. Энгельса. В основу развития общества был положен экономический кри- терий - развитие производительных сил. В понятие «производительные силы общества» Маркс и Энгельс включали как орудия труда, так и самих людей, приво- дящих эти орудия в действие, их квалификацию, уме- ния и навыки. В процессе деятельности между людьми складываются те или иные производственные отно- шения, главным из которых является собственность на средства производства. Эти отношения напрямую зависят от уровня развития производительных сил и, в свою очередь, определяют все другие общественные отношения - политические, правовые, идеологические, культурные и т. д. Совокупность производительных сил и производственных отношений составляет способ производства, который определяет тот или иной тип общества (общественно-экономическую формацию). На определенном этапе уровень развития произво- дительных сил перерастает существующие производ- ственные отношения, которые становятся тормозом развития общества. Происходит их изменение, что сопровождается изменением всех общественных от- ношений, переходом от одной общественно-экономи- ческой формации к другой. Маркс не конкретизировал количество формаций (в различных работах называ- лись разные формации). Уже в последующей марк- систкой литературе утвердилась жесткая пятичленная схема смены формаций: первобытнообщинная, ра- бовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Следует отметить, что марксизм никогда не считал экономику единственным фактором истории. Для него несомненным было, что в истории действуют многие факторы, среди которых экономический в конечном счете является определяющим. Материалистическое понимание истории никогда не отрицало, хотя и отно- сительной, но тем не менее огромной самостоятельно- сти духовной, политической и иных сфер обществен- ной жизни. Географический детерминизм - концеп- ция, утверждающая, что процесс общественного раз- вития это не результат проявления объективных за- кономерностей, а следствие влияния природных сил. По мнению представителей этой теории, устройство поверхности, климат, почва, растительность, живот- ный мир и другие естественные факторы непосред- ственно определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты людей, их способности, наклонности, темперамент. Социально-э- кономические явления представители географиче- ского детерминизма ставят в решающую зависимость от географических факторов. Истоки географического детерминизма также ле- жат в истории Древнего мира. Великий философ ан- тичности Аристотель связывал природные условия с характером и политическим строем народов. По его мнению, народы северных стран отличаются муже- ством, но у них менее развиты интеллектуальные и творческие способности. Азиатские народы, наобо- рот, интеллигентны, обладают художественным вку- сом, но им не хватает мужественности, поэтому они находятся в подчиненном состоянии. Эллины же в силу географического положения их страны совмещают ин- теллект и мужественный характер, а потому способны властвовать над всеми народами. Геродот образ жиз- ни, занятия населения ставил в зависимость от кли- мата, вод, растительности, рельефа страны. Например, объясняя занятия скифов кочевым скотоводством, он считает, что этому способствуют природные усло- вия (равнинный характер местности, обширные паст- бища, наличие рек). Страбон впервые высказал мысль о необходимости всестороннего учета географических условий в политике, военном деле, управлении стра- ной. При описании отдельных стран Страбон учитывал влияние на развитие общества всей совокупности при- родных условий. Идеями географического детерминизма увлека- лись многие ученые - философы. Так концепция гео- графического детерминизма послужила теоретической основой для антропогеографической школы, осно- ватель которой немецкий географ Фридрих Ратцель (1844-1904) признавал географическую среду ведущим и основным фактором развития человеческого обще- ства. Географию человека (антропогеографию) Ратцель считал отраслью биологической географии, подобно географии растений и географии животных, объясняя развитие человеческого общества только влиянием законов природы. В частности, он рассматривал го- сударство как живой организм (биологический вид), обладающий врожденным стремлением к захвату про- странства. «Распространение» государства, т.е. захват им окружающих территорий, ученый отождествлял с распространением леса, наступлением его на окружа- ющие пространства. Эти идеи впоследствии были ис- пользованы для обоснования «права» на колониальное господство над народами стран экваториального и тро- пического поясов. Географический детерминизм (гео- графический фатализм) применялся в практических целях для обоснования права господства одних наций, развивающихся в условиях «циклонического климата», над другими народами, развивающимися в условиях жаркого или холодного климата. Поэтому войны, унич- тожение других народов предопределены, по Ратце- лю, вечными законами природы и, следовательно, неизбежны. Кроме того, по мнению Ратцеля, в наибо- лее благоприятных природных условиях складывается «высшая раса», призванная господствовать над всеми остальными. Ф. Ратцель положил начало своеобразно- му ответвлению географического детерминизма - гео- политике - концепции, объясняющей политику, а тем самым и историю тех или иных стран их географиче- ским положением. В разработку концепции географического детерми- низма большой вклад внесли русские ученые - геогра- фы, социологи, историки, философы. Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский (1841-1911) считал, что исторический процесс складывается под влиянием многообразных и изменчивых сочетаний внешних и внутренних усло- вий развития. Главный фактор развития стран и наро- дов - постоянное приспособление человека к окружа- ющей среде, к ее силам и способам действия; в то же время человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями. Лев Ильич Мечников (1838-1888) в своей основ- ной работе «Цивилизация и великие исторические реки» излагал с позиций географии теорию прогресса и социального развития под влиянием природных ус- ловий. Географическую среду Мечников считал глав- ным движущим фактором прогресса. Определяющей силой в развитии общества и в распространении цивилизации он считал водные пути. В соответствии с этим всю историю человеческого общества Мечников делил на три этапа: речной цивилизации; средиземноморской цивилизации; океанической цивилизации, или всемирный период. К cсовременным представителям «географиче- ского детерминизма» можно отнести американского историка Ричарда Пайпса, работы которого получили широкое распространение в России в годы «перестрой- ки». В книге «Россия при старом режиме» он прямо объясняет особенности политического строя России, которую характеризует как «вотчинное государство», особенностями природы и климата. Причиной его ста- новления он считает непрерывную колонизацию но- вых земель, расширение территории России. Колони- зация новых земель осуществлялась под руководством князей - все вновь присоединенные земли они рассма- тривали как свою собственность (вотчину), а все насе- ление этих земель, как зависимых от себя людей. В Рос- сии царь был полным господином над всеми своими подданными, собственником всех земель было госу- дарство. Через землю царь держал своих подданных в подчинении. В XV-XVI вв. в русском государстве сложилась, так называемая «служилая» система. Суть ее в том, что каждый слой общества (сословие) получал средства к существованию лишь постольку, поскольку нес определенный круг повинностей в пользу государства (службу или тягло). Становление такой системы было обусловлено в первую очередь военными задачами. Обширная территория государства, напряженность его границ, отсутствие естественных преград в виде гор и морей, обусловившее открытость пограничных рубе- жей - все это требовало содержания значительного во- йска. При феодальном строе военная служба оплачива- лась не деньгами, а землей, феодальными владениями. Постепенно формируется служилое сословие. Само функционирование служилой системы было невозможно без наличия крестьян, содержавших поме- щика. Начиная с XV в., государство постепенно прово- дит прикрепления крестьян к земле. Так Пайпс объяс- нял происхождение крепостного права. Действием природно-географического фактора Пайпс объяснял и сохранение общинного землеполь- зования. Как на государственных, так и на частных землях крестьяне были объединены в общины. Суро- вый климат, господство подсечно-огневой системы земледелия, требующей огромных усилий для очистки земель от леса, низкая урожайность - все это делало ин- дивидуальное землевладение невозможным. Выжить крестьянин мог только в условиях общины. Попытку соединения материалистического по- нимания истории с географическим детерминизмом предпринял русский советский историк, академик Леонид Васильевич Милов в книге «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» (1998). Автор считает, что особенности гео- графической среды, влияя на характер трудового про- цесса и объем общественного продукта, определяли не только темпы развития России, но и своеобразие ее социально-экономического и политического строя и специфику ее исторической эволюции. Бурное развитие техники в XX в. породило техниче- ский детерминизм. Его суть в признании решающей роли в истории развития техники и технологии. Кон- цепции технического, или технологического, детерми- низма окончательно оформились лишь во второй поло- вине XX в., что было связано с началом и последующим развитием научно-технической революции. В предельно последовательной форме эта концеп- ция была развита и изложена в книге известного аме- риканского этнолога и культуролога Л.О. Уайта «Эво- люция культуры. Развитие цивилизации до падения Рима» (1959). Главным для Л. Уайта является понятие культуры. Он рассматривает ее не столько как духов- ное, сколько как материальное явление. Л. Уайт выде- ляет в культуре четыре компонента: идеологический, социологический, сентиментальный и технологиче- ский. Ведущим среди них является последний. Техно- логический фактор в общем виде определяет форму и содержание всех остальных. Он детерминирует и со- циальную систему, и философские взгляды, и обще- ственные чувства. Изменения в технологии вызывают изменения во всех остальных секторах культуры. Тех- нология - базис и движущая сила культурной системы. Важнейшим в концепции Л. Уайта является понятие энергии. Уровень развития культуры определяется тем, сколько энергии она использует в расчете на душу на- селения в год. Прогресс культуры выражается в увели- чении пропорции отношения нечеловеческой энергии к человеческой. Чем больше материальных благ и услуг создается единицей человеческого труда, тем больше их приходится на душу населения. На самом первом этапе человек использовал только энергию своего собственного организма. Он обеспечи- вал свое существование охотой и собирательством. Это была эра человеческой энергии. Данной технологии со- ответствовала определенная экономическая, а тем са- мым и социальная система. Существовала взаимная по- мощь. Люди были равны и свободны. Все были братьями. Крупнейшим переломом в развитии технологии, культуры в целом и общества была аграрная револю- ция. Возникло земледелие и скотоводство. Люди поста- вили себе на службу солнечную энергию, воплощенную в биологическую форму, а именно форму животных и растений. Впервые были поставлены под человече- ский контроль силы природы. Результатом этого тех- нологического успеха было превращение племенного (tribal) общества в цивилизованное (civilsociety). Воз- никла частная собственность на средства производ- ства, общественные классы, государство, города. Из всех последующих технологических сдвигов Л. Уайт упоминает выдвижение на первый план про- мышленности, изобретение паровой машина и всту- пление человечество вступило в век пара. В связи с этим он говорит о топливной (fuel) революции. В результате всего этого возникли капитализм и демократия. К технологическому направлению можно отнести и рассмотренную выше теорию модернизации. Техническими детерминистами принято считать и сторонников концепций индустриального, и по- стиндустриального общества. Многие исследовате- ли характеризуют как технологического детерминиста О. Тоффлера (США), Он пишет о том, что технология представляет собой важнейшую силу социальных изме- нений. Э. Тоффлер в своем произведении «Третья вол- на» (1980), оценивает постиндустриальный этап как ком- пьютерно-информационную цивилизацию третьей волны перемен в истории человеческого развития. Первая волна, по его мнению, была вызвана 10 тыс. лет назад внедрением сельского хозяйства, вто- рая была связана с промышленной революцией XIX в. Третья волна формируется в настоящее время на ос- нове «святой троицы»: коммуникативный спутник - кабельное телевидение - персональный компьютер. Происходит изменение технопространства, т.е. переход от машины и транспортной сети к информационно- коммуникативной сети (телефон - компьютер - теле- визор), как нервной системе новой цивилизации. Новое информационное общество характеризует- ся изменениями в энергетической базе общества, вы- ражающимися в появлении громадного разнообразия источников энергии. Общество будет использовать водную, солнечную, изотермальную, приливную энер- гию, получаемую из биомассы, а возможно и термо- ядерную. Одним из главных видов сырья становится информация, в получении, переработке, хранении и передаче которой будет занято значительное число людей. Во все сферы общественной жизни будет широ- ко внедряться электроника. Информационные технологии качественно пре- образуют инфраструктуру общества и образ жизни людей. Общество будет организованно в форме сети корпораций, а не иерархии новых институтов. Прои- зойдет «новое разделение власти»: уменьшится роль национального государства. Другие институты, начи- ная от транснациональных корпораций, будут играть большую роль. Транснациональные корпорации будут заниматься решением глобальных вопросов, среди которых отход от национально-государственной зам- кнутости, формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, людей, идей, культуры. Произойдет распад массового общества, основан- ного на массовом производстве, массовом распре- делении, массовом образовании, массовом досуге, массовых политических движениях и пр. Оно эволюци- онным путем будет сменяться обществом, для которого типичным становится не массовость, а многообразие. Возникнет антицинарная (предвосхищающая) де- мократия, обеспечивающая участие граждан в фор- мировании модели собственного будущего. В новом обществе информация олицетворяет власть. Граждан- ское общество превратится в общество «общественно- го мнения». Информатизация общества заменит собой социальную революцию. Властные структуры, чтобы за- воевать сознание общественности должны вести с ней постоянный диалог. Посредником между властью и об- ществом выступит «масс-медиа» - независимые сред- ства массовой информации (особенного электронные. Переход к информационному обществу будет со- провождаться качественными сдвигами: в потребно- стях, ценностях и мотивациях социального поведения, которые будут отражать и другие перемены социаль- ной жизни. Повышение благосостояния, уровня жизни приведут и к качественному преобразованию жизнен- ных стандартов и к приоритету таких ценностей, кото- рые далеки от производственной деятельности: авто- номность самовыражение личности, свободное время и досуг, приватная жизнь. Популярным в XIX и XX вв. продолжал оставаться демографический детерминизм. Речь идет о вли- янии на ход событий, самых разных по масштабам и последствиям, колебания численности населения, ее динамики. Одним из первых среди поставивших эту проблему мыслителей был представитель французского Просве- щения К.А. Гельвеций (1715-1771). Высказанные им идеи имели концептуальное значение. Согласно пред- ставлениям К.А. Гельвеция, рост численности населе- ния лежит в основе всех перемен в развитии обще- ства. Мыслитель проводил прямую связь между этим ростом и материальными отношениями и считал, что накопление богатства небольшой группой людей, как и нищета большинства обусловлены именно ростом численности. Рост численности населения приводит и к измене- нию формы правления: «Граждане какого-нибудь госу- дарства, сделавшись весьма многочисленными, чтобы собираться в одном и том же месте, назначали пред- ставителей». Это влечет за собой раскол интересов представителей и тех, кто их представляет. Сосредото- чение собственности в руках все меньшего количества людей подрывает устойчивость власти. Главный вывод К.А. Гельвеция: «и накопление богатства, и его вли- яние на структуру власти, и состояние нравов вос- ходят к фактору роста численности населения как своей первопричине». Можно отметить теорию народонаселения англий- ского экономиста Т.Р. Мальтуса (1766-1834). Ее суть такова. Людям присуще постоянное стремление к раз- множению, инстинкт. Это закон роста народонаселе- ния, являющийся одним из законов природы. Мальтус проводит прямую и непосредственную связь между ростом народонаселения и ростом средств существова- ния: количество населения удваивается каждые 25 лет, если не существует каких-либо сдерживающих факто- ров (геометрическая прогрессия), тогда как средства существования не могут увеличиваться быстрее, чем в арифметической прогрессии. Суть его дальнейших рассуждений сводится к поиску и обоснованию средств обуздания роста населения. Безусловно одно: между динамикой численности населения и производством жизненных средств су- ществует связь, однако рост численности не означает автоматически ни накопления богатства (К.А. Гельве- ции), ни роста нищеты (Т.Р. Мальтус). Все зависит от конкретной исторической ситуации. Наконец, на наш взгляд следует выделить концеп- цию влияния фактора общественного сознания. Автор имеет в виду культуру, идеологию, религию и другие составляющие общественного сознания. Так, например, Ж.А. Кондорсе, А. Сен-Симон, а вслед за ними и О. Конт в качестве движущей силы исто- рии рассматривали разум, но не отдельных людей, а человечества в целом, фактически же обществен- ное (социарное) сознание. Иными словами, основу общества и двигатель истории нужно искать в об- щественном сознании в целом, либо в тех или иных его составляющих. Последователем О. Конта называл себя П. Сорокин. «О. Конт, - писал он, - был прав, заявляя, что «идеи управляют миром и вертят им» и что «весь социальный механизм опирается в конце концов на мнения людей». Свою точку зрения П. Сорокин формулирует следую- щим образом: «Так как сущность социального процесса составляет мысль, мир понятий, то, очевидно, он же и является основным первоначальным фактором соци- альной эволюции. Все основные виды социального бытия (миропонимание, искусство, практика) обусловлены зна- нием (наукой) или, что то же, представляют модифика- цию этого фактора. Все социальные отношения в конце концов обуславливаются мыслью». Такое понимание основы общества и движущей силы истории легло в основу созданной П. Сорокиным циклической концепции истории, которая детально изложена в его четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» В качестве важнейшего вы- ступает у него понятие культурной суперсистемы, объ- единяющей несколько культурных систем (язык, наука, философия, религия, искусство и т.п.). По Сорокину, су- ществует три типа культурных суперсистем. Первый тип - «унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности...». Такую систему П. Сорокин именует идеациональной. Основная посылка системы второго типа состоит в том, что «объективная реальность частично сверхчувствен- на и частично чувственна». Это - идеалистическая суперсистема. Система третьего типа - чувственная (сенсорная, сенситивная) основывается и объединяет- ся вокруг принципа: «объективная реальность и смысл ее сенсорны». В истории происходит смена этих супер- систем. Греческая культура с VIII по конец VI в. до н.э. была идеациональной, с V по IV в. до н.э. - идеалисти- ческой, затем в античном мире начала господствовать чувственная суперсистема. Культура средневековой За- падной Европы была идеациональной вплоть до конца XII в. На смену ей пришла идеалистическая культура XIII-XIV вв. Начиная приблизительно с XVI в. востор- жествовала чувственная культура. Смена культур лежит в основе эволюции общества. Макс Вебер (1864-1920) - рассмотрел влияние ре- лигиозных воззрений и религиозной морали на эко- номику. Основная его работа «Протестантская этика и дух капитализма». Вебер выделяет два типа общества: традиционное, основанное на традициях и обычаях, и рациональное, построенное согласно тре- бованиям разума. Ход исторического развития он пред- ставляет следующим образом. Традиционное общество постепенно перестает соответствовать требованиям времени, развитие замедляется, появляются недоволь- ные. Постепенно разрабатывается модель рациональ- ного переустройства общества - «идеальный тип». Среди недовольных появляется лидер, обладающий «харизмой» (греч. дар) и пользующийся беспредель- ным доверием общества. Основная масса населения еще не усвоила идеи переустройства общества и слепо идет за лидером. На смену традиционному приходит харизматическое, а затем рациональное общество, по- строенное согласно требованиям разума. Постепенно в ходе развития «идеальный тип» устаревает, общество перестает соответствовать новым реалиям, становится традиционным ивсе начинается заново. По мнению Вебера роль «идеального типа» в пе- реходе от традиционного к современному западному индустриальному обществу с рыночной экономикой сыграла «протестантская этика», созданная в ходе Реформации XVII в. и ставшая идеологией капитализ- ма. Католицизм, как и православие и ислам осуждали ростовщичество. Но без отдачи денег под проценты не- возможно банковское дело, невозможен капитализм. Не случайно первыми банкирами в Европе были евреи, религия которых разрешала ростовщичество. Суть про- тестантской этики в том, что Бог заранее определил людей к спасению или к погибели. Если люди преу- спевают, набожны, трудолюбивы - значит, они угодны Богу. Поэтому надо целиком отдаваться своей профес- сиональной деятельности, копить каждый грош, быть бережливым хозяином, презирать наслаждения и рас- точительство. Если человек имеет возможность полу- чить доход и не использует ее - он совершает грех пе- ред Богом. Согласно М. Веберу именно протестантская этика стала идеологией первоначального накопления. Взгляд на общественное сознание как на основу общества и ведущую силу исторического развития от- стаивается в уже упомянутой работе американского со- циолога Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории?», а за- тем в его книге «Конец истории и последний человек». «Я же считаю, - пишет, критикуя марксизм, Ф. Фукуя- ма, - что и экономика и политика предполагают авто- номное предшествующее им состояние сознания, благо- даря которому они только и возможны». Как указывает Ф. Фукуяма, сознание не обязательно должно быть до- статочно продуманным и выступать в облике полити- ческих учений. Оно может принимать форму религии или простых культурных или моральных обычаев. «Но, в конце концов эта сфера сознания с необходимостью во- площается в материальном мире, даже - творит этот материальный мир по своему образу и подобию. Созна- ние - причина, а не следствие, оно не может развиваться независимо от материального мира; поэтому реальной подоплекой окружающей нас событийной путаницы слу- жит идеология». К сторонникам этой концепции можно отнести и С. Хантингтона. В отличие от Фукуямы он придер- живается цивилизационной концепции, но опреде- ляющим признаком цивилизации считает религию. «Основные цивилизации в человеческой истории - пишет он - в огромной мере отождествлялись с великими рели- гиями мира» [4, с. 50], Широкое распространение получили взгляды французских историков, составлявших школу «Анна- лов» - М. Блока, (1886-1944); Л. Февра (1878-1956); Ф. Броделя (1902-1985). Сторонники «Анналов» школы предприняли попытку заменить классическую «истори- ю-повествование» «историей-проблемой», создать «то- тальную» историю, описывающую все существующие в обществе связи. «Школа Анналов» ставит в центр из- учения не деятельность «великих» людей, не описание событий, а исследование общества в его целостности, вскрытие глубинных структур, существовавших в тече- ние больших временных отрезков. Такой подход требует привлечения данных смежных наук и смены взглядов на исторические источники, которые используются школой «Анналов» для комплексного, синтезирующего описания. Не довольствуясь традиционным критиче- ским исследованием источника, Школа «Анналов» вы- двинула на первый план проблему массовых представ- лений, ментальности, историчности сознания, смены установок, систем ценностей на протяжении веков. Не отрицая роли экономики, они исходили их того, что общественное сознание также является самостоя- тельным фактором, развивается по собственным зако- нам, и во многом определяет развитие общества. Они ввели в понятие «менталитет» (от франц. mentalite). В русском языке ему соответствует понятие «образ мыслей», «мироощущение». Он определяется сово- купностью культурных, религиозных, нравственных ценностей, обычаев данного общества. Историков привело к этому стремление возможно полнее и глуб- же раскрыть движущие силы экономики и общества. До недавнего времени, историки не обращали внима- ния на менталитет, воображая, будто духовная жизнь исчерпывается философскими, религиозными, поли- тическими, эстетическими доктринами и что содержа- ние идей мыслителей и теоретиков якобы можно рас- пространить на все общество. Жизнь человека определяется огромным множе- ством факторов, внешних и внутренних. Фактором мо- жет являться любое внешнее или внутреннее действие или воздействие среды. Вследствие этого, для предста- вителей этого направления характерна «многофактор- ность» в развитии человеческой истории. Исследова- тели отказываются от поисков единого определяющего развитие фактора. На человеческую историю влияют и экономика, и географическая среда, и климат, и осо- бенности культурного и религиозного развития. Появление новых факторов является результатом развития не только философско-исторической мысли, но и самой истории. Человеческое общество - постоян- но меняющийся, развивающийся организм. История всегда характеризовалась действием многочислен- ных факторов, совокупностью причинно-следствен- ных связей и зависимостей. То, что составляет ткань истории, является результатом взаимодействия фак- торов, причем соотношение этих факторов постоянно меняется в каждой конкретной ситуации. В истории такого фактора, который бы являлся единствен- ной и конечной основой ее развития, не существует. История - это продукт взаимодействия факторов, в ко- тором причина и следствие меняются местами: след- ствие оказывает обратное влияние на причину и в свою очередь становится причиной чего-то нового. Следова- тельно, не монокаузальность, а многофакторный под- ход к истории является единственно рациональным способом ее изучения.
×

Авторлар туралы

Lev Martjushov

the Ural Institute of communications and Informatics. (branch) of the Siberian state University of technology and Informatics. Yekaterinburg

Email: lmartushov@yandex.ru
Doctor of Historical Sciences; Professor

Әдебиет тізімі

  1. Идеология. Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http: //ru.wikipedia.org /wiki/
  2. Методология истории. Советская историческая энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https:// gufo.me/dict/history_encyclopedia/
  3. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 736 с.
  4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2916. 640 с.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML


Осы сайт cookie-файлдарды пайдаланады

Біздің сайтты пайдалануды жалғастыра отырып, сіз сайттың дұрыс жұмыс істеуін қамтамасыз ететін cookie файлдарын өңдеуге келісім бересіз.< / br>< / br>cookie файлдары туралы< / a>