MARXISM IN THE MODERN SYSTEM OF CONCEPTUAL UNDERSTANDING OF HISTORY


Cite item

Full Text

Abstract

The paper analyses influence of the Marxist methodology on historical researches. The paper shows that during existence of the “state of workers and peasants” in Russia the formation theory prevailed in Soviet historiography and had an unshakable priority in explaining mechanisms of development of the historical process. After collapse of the“communist empire”, Marxism lost its monopoly on the truth, unable to withstand primarilypolitical and ideological attacks. However, the author of paper concludes that due to its scientific validity, ability for creative development and propensity to dialogue with other concepts, Marxism remained in the methodological field of understanding of history, being in the first row of the dominant macro-theories.

Full Text

С приходом в 1917 г. к власти большевиков, ба- зировавшихся в своей практической деятельности на марксистской теории, российский социум более чем на семьдесят лет оказался в полной зависимости от этих воззрений, ставших непререкаемой доминан- той практически во всех сферах человеческой деятель- ности. Экономические, политические, идеологические, социальные, философские постулаты, высказанные К. Марксом, считались в первом в мире «государстве рабочих и крестьян» истиной в последней инстанции, аксиомой не требующей доказательств. Естественно, что и историческая наука советской державы ограни- чивалась «прокрустовым ложем» историко-матери- алистического подхода, при помощи которого ана- лизировались общественные отношения, связанные с формами собственности, не выходя за рамки со- циально-экономического детерминизма. В начале 1990-х гг. «коммунистическая империя», казавшаяся незыблемой, рухнула, увлекая вслед за со- бой в бездну политического небытия и самое «верное и прогрессивное» учение. Фиаско марксизма в целом не могло не отразиться и на его важнейших составля- ющих. В частности, утратила свою фундаментальную основу и советская историческая наука. Марксистская методология, господствовавшая в историографии со- ветского периода, потеряла приоритет, не выдержав, главным образом политических и идеологических уда- ров. Возникший вакуум стал быстро наполняться раз- личными концепциями и моделями как давно устарев- шими и отвергнутыми наукой, так и претендующими на модерн. В итоге в методологическом поле историче- ских исследований сформировался «российский фено- мен», выразившийся в замене тоталитарной методоло- гии «концептуальной анархией» [7, с. 8, 9]. Сущностью этого методологического хаоса стало то, что, в отличие от западной науки, последовательно меняющей концепции друг за другом, в исторической науке России, утратившей название «советская», ста- ли одновременно функционировать и конкурировать между собой десятки научных и псевдонаучных ва- риаций. Российские историки отнеслись к этому кон- цептуальному синдрому неоднозначно. Эмпирики - довольно спокойно, как к очередной мало, что даю- щей схоластике. Теоретики - с опаской, объявив кри- зис в отечественной методологии. При этом одна часть из них заявила о всеобъемлющем кризисе, приведшем отечественную методологию истории к полному кра- ху, другая - о его частичном проявлении, поразившем лишь только те отрасли истории, которые были напря- мую связаны с государственной политикой, потеряв- ших власть коммунистов [5, с. 104]. Возникновение концептуального многообразия, обозначившего наличие методологического кризиса, требовало поиска выхода из создавшегося положения. Поэтому в конце XX - начале XXI в. предпринимают- ся попытки по оценке действующих исторических концепций для установления хоть какого-то порядка на «методологической кухне». Концептуально-исто- риографическая инвентаризация наглядно проде- монстрировала утрату формационной теорией ранее непоколебимого приоритета в объяснении механиз- мов развития мирового исторического процесса. Од- новременно она зафиксировала прочное закрепление в методологическом пространстве идеи многоконцеп- туальности, позволяющей применение самого разноо- бразного научно-творческого инструментария. Кроме того, проведенная систематизация имею- щихся схем, моделей и концепций явственно показала, что в ходе естественного отбора, произошедшего в этот период, наибольшую жизнеспособность, основанную на логике аргументирования и достоверности источни- ковой базы, проявили три макротеории, теоретически близкие друг другу. Действенные методы «постижения истории» предъ- явила цивилизационная доктрина. Представляясь пер- воначально в постсоветской исторической науке в виде некой эклектичной альтернативы марксизму, она за- тем логично вписалась в традицию локально-истори- ческого восприятия мировой и российской истории. Серьезное воздействие на осмысление исторического процесса стала оказывать модернизационная версия эволюции человеческого общества, довольно удачно синтезировавшая наиболее приемлемые теоретиче- ские выкладки цивилизационного и формационного подходов. По причине глубокой научной проработан- ности и обоснованности, несмотря на утрату монопо- лии на истину, сохранил место в методологическом поле истории и марксизм. Следует отметить, что названные концепции вы- ходят за пределы только исторического осмысления человеческой эволюции. Поэтому, находясь, помимо историков, в поле зрения представителей других гума- нитарных наук (философов, политологов, социологов, правоведов и т.п.) могут, не без оснований, претендо- вать на роль метатеорий [11, с. 154]. Возвращаясь к основному предмету нашего пове- ствования - марксистскому (формационному) взгляду, подчеркнем, что он перестал играть определяющую роль в методологии отечественной истории уже в конце 1980 - начале 1990-х гг., подвергнувшись критическому «обстрелу»по всем ключевым составляющим, таким как экономический детерминизм, линейный прогрессизм и формационный редукционизм. В результате, попав- шие под сомнение приоритет экономического фактора в процессе эволюции человеческого социума, идея его перманентного прогресса и примитивное восприятие «пятичленной» формационной схемы как непререкае- мой модели мировой истории, перестали быть основой осмысления исторического процесса. И все же оказавшись под прессингом современных политических и идеологических реалий, марксизм остался одной из ведущих концепций в методологи- ческом поле российской истории. Начиная со второй половины 1990-х гг. резкое неприятие формационных представлений, базировавшееся, в первую очередь, на политической конъюнктуре, постепенно нивели- ровалось и в ученом мире возобладал рационализм, направленный на применение действующих выводов марксизма при анализе отечественной истории и кон- струировании новых моделей ее научного восприятия. Конечно, здравомыслящие историки должны при- знать, что ортодоксально-официальный марксизм, господствовавший в советской исторической науке, максимально сдерживал многоконцептуальное ос- мысление противоречивого процесса русской истории и низводил его понимание до вульгарной редукции. Однако при этом не следует отрицать и то, что марк- систская методология позволяла обнаруживать глав- ные тенденции и закономерности сложного и противоречивого процесса мировой истории. Признавая противоречивость марксистского воз- действия на реконструкцию исторической картины мира, обратим внимание и на то, что марксизм, как методология истории, никогда не являлся единым монолитом. Он всегда состоял из различных течений научной мысли, имеющих как сходство, так и специ- фику. В связи с этим, нам представляется возможным выделение западного, советского официального и со- ветского творческого марксизма, дающее возможность выявить не только слабые, но и сильные стороны не по- пулярной сегодня методологии, сдавшей свои позиции в России не столько вследствие проигранной научной конкуренции, сколько в результате беспрецедентного политического и идеологического прессинга. Представляется, что именно это стало одной из главных причин объясняющих стремление боль- шинства ныне активно действующих российских исто- риков дистанцироваться от марксистской методологии, хотя «уши» формационного подхода явственно просле- живаются в их современных концептуальных моделях, претендующих на инновационность и сопоставимость с лучшими достижениями мировой науки. Стоит напомнить, что марксизм никогда не являл- ся и не является изгоем на Западе. Корифеи западной исторической науки, известные в нашей стране, всег- да уважительно относились к нему, как к одной из хо- рошо обоснованных разновидностей исторической методологии. Так, крупный английский историограф Дж. Иггер среди всех концепций, имеющихся в миро- вом методологическом поле, назвал марксизм в тройке лидеров, наряду со структурализмом и методологией квантификации [17, с. 24, 26].Высокую оценку методо- логическим возможностям формационного подхода всегда давали М. Блок, Ф. Бродель, М. Вебер и др. Значи- тельное число знаменитых западных исследователей, таких как И. Валлерстайн, Э. Томпсон, Э. Хобсбоум и др., были и остаются адептами марксистской методологии. Марксизм значительно укрепляет свои методо- логические позиции на Западе с середины ХХ в. как альтернатива релятивизму и субъективизму, господ- ствовавшим в историческом познании. На волне этого «ренессанса» исторические школы, базирующие свою исследовательскую деятельность на марксистских по- стулатах достаточно уверенно заявили о себе в таких странах как США, Англия, Франция и Италия. Конечно, эта реанимация формационного понимания мировой истории не являлась механическим возрождением ра- нее отвергнутых доктрин. Она представляла собой их модификацию на основе синтеза с теоретическо-ме- тодологическими воззрениями, оформившимися вне пределов марксистской методологии. Очень рельефно в трудах современных западных марксистов проявляются теоретические взгляды фран- цузской «школы Анналов». Они с известной долей успеха используют междисциплинарный подход, при- меняют принцип «тотальной истории», акцентируют внимание на явлениях ментальности и роли человече- ского фактора в развитии исторических процессов.Это взаимопроникновение четко прослеживается в тру- дах английских историков-марксистов А. Мортона, Дж. Рюде, Э. Томпсона, К. Хилла, Р. Хилтона, Э. Хобсбо- ума и др., организовавших журнал «Паст энд Пре- зент», ставший популярным в научной исторической среде не менее знаменитых французских «Анналов» [21, с. 154, 155, 158]. В Советском Союзе, при господстве тоталитарной коммунистической идеологии, историческая наука не могла развиваться вне воздействия на нее марксист- ской методологии. Большинство ученых, кто искренне, кто под воздействием политической конъюнктуры разделяли идеологемы официального марксизма, до- бровольно выбрав платформу догматизма, линейного прогрессизма и формационного редукционизма. Вне всякого сомнения, ортодоксы, пользуясь поддержкой политического режима, следовали в фарватере его «ге- неральной линии». При необходимости, по команде сверху, они обрушивались на ревизионизм как запад- ных, так и своих чересчур «самостоятельных» и «непо- слушных» коллег. Однако стенания советских ортодоксов практиче- ски не влияли на мировоззрение западных марксистов, активно взаимодействовавших с другими направле- ниями исторической мысли. Более того, ростки инно- вационного осмысления марксизма стали постепенно проявляться и внутри советской исторической школы. Значительный вклад в современное понимание отече- ственной истории внесли методологические исследо- вания, проведенные сектором методологии истории Института истории АН СССР. С 1964 по 1969 гг. творче- ский коллектив этого научного подразделения, руково- димый М.Я. Гефтером, успел опубликовать целый ряд интересных и неординарных по тем временам работ. Однако заявления о «новом прочтении» марксизма и критика методологии«мобилизации цитат классиков марксизма-ленинизма» при написании исторических трудов, вызвали недовольство руководства, безжалост- но упразднившего «мятежный» сектор [3]. Творческим осмыслением марксистской методоло- гии истории были теоретические изыскания А.Я. Гуре- вича, позволившие ученому усомниться в научной эф- фективности автоматического приложения основных постулатов марксизма к историческому многообразию [2; 23]. Неожиданные заявления А.Я. Гуревича, идущие в разрез с доминирующей методологией, породили дискуссионную волну, обрушившуюся на безраздель- ное господство вульгарного детерминизма и подтол- кнувшую ученых-гуманитариев к более пристальному изучению и пониманию категорий исторической «за- кономерности», «вероятности» и «случайности». Эта работа, продолженная в постсоветский период, во мно- гом способствовала обоснованию теории альтернатив исторического развития России [1]. Бастионы «догматического марксизма» исподволь расшатывались и жаркими спорами об азиатском спо- собе производства, часто нарушавшими границы фор- мационного мышления и порождавшими критические высказывания в адрес примитивного «пятичленного» понимания мирового исторического процесса. Особен- но ярко проявлялась не способность историков при по- мощи традиционных марксистских канонов объяснить многообразие и противоречивость путей развития стран «третьего мира». Это приводило к попыткам ис- пользования методологического инструментария дру- гих теорий, в частности концепции цивилизационного осмысления истории человечества. Так, вышедшая в 1986 г., монография И.К. Пантина, Е.Г. Плимака и В.Г. Хороса «Революционная традиция в России», стала первой попыткой использования мето- дологического инструментария, созданного для описа- ния истории так называемых «развивающихся стран», применительно к России. Именно в этом исследовании Россия, согласно цивилизационном представлениям, была впервые отнесена к странам «второго эшелона развития капитализма» [9]. Выводы дискуссий о смене общественно-эконо- мических формаций и месте азиатского способа про- изводства в развитии человеческого общества были использованы Н.А. Симония для характеристики так называемого «советского периода»в отечественной истории [20]. В научных кругах была поддержана кри- тика Б.Ф. Поршневым «истории одной страны», способ- ствовавшая началу научного изучения истории России в тесном взаимодействии с мировыми трансформация- ми. Достаточно популярными среди историков-методо- логов стали призывы «гуманизировать» и «психологи- зировать» концепцию К. Маркса, активно использовать его ранние произведения для глубокого изучения пси- хологии различных социальных групп, действовавших в разные периоды истории человечества. Вышеизложенное показывает, что марксистская методология осмысления истории не стояла на месте даже в условиях полного доминирования в советской исторической науке официально-догматических суж- дений. Поэтому не удивительно, что она, утратив мо- нополию на истину, осталась в методологическом поле современной истории, основываясь теперь не на дог- мах потерявшего силу официоза, а на творческом раз- витии своих теоретических положений. Конечно большинство крупных российских иссле- дователей продолжают дистанцироваться от объяв- ленной ранее «единственно верной» теории. Однако идеологические штампы и политические ярлыки, наве- шанные на нее в годы «безудержной демократизации» перестают действовать, и пока в завуалированной фор- ме марксизм вновь начинает проявляться в современ- ной российской историографии. Изложение марксиз- ма на основе новой терминологии характерно, на наш взгляд, для постсоветских произведений известного историка и философа Ю.И. Семенова. В работе «Россия: что с ней случилось в двадцатом веке» он, опираясь на марксистскую концепцию об азиатском способе производства и исследования феномена восточного деспотизма, используя идеи Л.Д. Троцкого, М. Джила- са, М.С. Восленского о бюрократическом перерождении реального социализма, мысли П. Сорокина, Н. Бердяева о классовом расслоении, эксплуатации и угнетении, ха- рактерном для социализма, попытался объяснить исто- рию и крах советского коммунизма. Построенная Ю.И. Семеновым историческая кон- струкция, опирается на взгляды итальянца Б. Рицци, который, будучи приверженцем марксистской теории, тем не менее, попытался обосновать ряд положений, выходящих за ее пределы. В частности основой соци- алистических обществ итальянский марксист видит некий антагонистический («политарный») способ про- изводства, базирующийся на общеклассовой частной собственности, при которой класс эксплуататоров со- впадает с ядром государственного аппарата. При этом способе производства, господствующий класс («поли- таристы») в лице государственных чиновников владе- ют средствами производства и используют, созданную ими же политосистему, возглавляемую политархом, для укрепления своих позиций во всех сферах госу- дарственного развития. Принимая концепцию Б. Риц- ци, Ю.И. Семенов считает, что именно такая система была сформирована на территории Советского Союза в 1920-1930-е гг. [18]. На наш взгляд, с позиций марксистской методо- логии осуществлены исследования В.З. Роговина. Пы- таясь раскрыть феномен сталинизма, автор в своих трудах активно использует альтернативный марксизм Л.Д. Троцкого, базировавшийся на идеях бюрократиче- ской эволюции сталинизма и перерождении реального социализма [13-16]. Тенденция к совершенствованию марксизма прослеживается и в изысканиях Л.В. Мило- ва, настаивающего на его обогащении отечественной дореволюционной традицией. Не отрицая формацион- ные представления об историческом процессе, он се- тует на ограниченные возможности применения «все- сильного» учения при анализе аграрных отношений в России. По мнению ученого, характерный для него вульгарный детерминизм, упиравшийся в описания классовой борьбы и отражение процессов расслоения крестьянства, приводил к выпадению из поля зрения исследователей многих важных проблем, таких как технология крестьянского производства, повседневная жизнь жителей русской деревни, роль природно-кли- матического фактора и т.д. [6]. Марксистский призрак стоит и за спиной концепту- ально-методологического теоретизирования И.Д. Ко- вальченко, осуществленного в пост-советский период. Известный в прошлом марксистский методолог попы- тался обосновать новую модель объяснения историче- ского процесса, назвав свои рассуждения цивилиза- ционным подходом. Однако признав линейность как основу исторического прогресса, ученый не смог впи- саться в классическую модель цивилизационной тео- рии, основывающейся на идее цикличности, и, по на- шему мнению, сохранил методологическую близость с марксизмом, только завуалировав его новыми назва- ниями этапов истории человечества (доиндустриаль- ный, индустриальный, постиндустриальный, инфор- мационный) [4]. Фантомы марксизма, можно, на наш взгляд, без особого труда обнаружить и в модерниза- ционной модели осмысления мировой и российской истории, тесно связанной с цивилизационным подхо- дом, но также не отрицающей линейно-стадиальный характер общественного развития [10; 19; 22]. Таким образом, марксистская методология как самостоятельная и эффективная система взглядов и способов познания, разъясняющая эволюционную сущность человеческого бытия, продолжает занимать видное место при всестороннем анализе проблем тео- ретического осмысления мировой истории. Более того, элементы формационной составляющей достаточно зримо проявляются и в научных конструкциях совре- менных исторических моделей, показывая ее методо- логическую ценность и склонность к концептуальному диалогу [12]. Это доказывает высокий научный потен- циал марксистского подхода в понимании историче- ского процесса, его способность к интеграции, совер- шенствованию и развитию.
×

About the authors

Andrey V. Speranskiy

Institute of the History and Archaeology, Ural Branch of RAS. Yekaterinburg

Email: avsperansky@mail.ru
Doctor of Sciences (History), Professor; Head at the Department of political and socio-cultural history

References

  1. Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М.: Политиздат, 1987. 310 с.
  2. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. 366 с.
  3. Историческая наука и некоторые проблемы современности. М.: Наука, 1969. 428 с.
  4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. 486 с.
  5. Козлов В.А. Российская история. Обзор идей и концепций, 1992-1995 годы // Свободная мысль. 1996. № 4. С. 104-120.
  6. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: РОССПЭН, 1998. 573 с.
  7. Могильницкий Б.Г. Некоторые итоги и перспективы методологических исследований в отечественной историографии // Новая и новейшая история. 1993. № 3. С. 9-10.
  8. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли ХХ в.: курс лекций. Вып. I: Кризис историзма; Вып. II: Становление «новой исторической науки». Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. 178 с.
  9. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. 1783-2883. М.: Мысль, 1986. 341 с.
  10. Побережников И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу. Теоретико-методологические проблемы модернизации. М.: РОССПЭН, 2006. 237 с.
  11. Проскурякова Н.А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии // Вопросы истории. 2005. № 7. С. 153-165.
  12. Рамазанов С.П. Проблема ценности в зарубежной и отечественной марксисткой методологии истории: конфронтация или поиск диалога // Методологические и историографические вопросы исторической науки: сб. статей. Вып. 28. Томск: Изд-во ТГУ, 2007. С. 78-82.
  13. Роговин В.З. Была ли альтернатива? «Троцкизм»: взгляд через годы. М.: Терра, 1992. 400 с.
  14. Роговин В.З. Власть и оппозиции (1928-1933 гг.). М.: Тов-во «Журн. «Театр», 1993. 398 с.
  15. Роговин В.З. Сталинский неонэп. М.: Б. И., 1994. 382 с.
  16. Роговин В.З. Главный враг Сталина: как был убит Троцкий. М.: Алгоритм, 2017. 239 с.
  17. Селунская Н.Б. Методическое знание и профессионализм историка // Новая и новейшая история. 2004. № 4. С. 24-41.
  18. Семёнов Ю.И. Великая октябрьская рабоче-крестьянская Революция 1917 г. и возникновение неополитаризма в СССР (Россия: что с ней случилось в XX веке) // Политарный (азиатский) способ производства: сущность и место в истории человечества и России. М., 2008. С. 149-235.
  19. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ, 2003. 749 с.
  20. Симония Н.А. Что мы построили? М.: Прогресс, 1991. 432 с.
  21. Согрин В.В. История исторической мысли ХХ века // Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 153-159.
  22. Сперанский А.В. Модернизация в России: перекресток мнений // Модернизация в условиях освоения восточных регионов России в XVIII-XX вв. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. С. 27-39.
  23. Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969. 320 с.
  24. Iggers G. Historiography in the Twentieth Century: From Scientific Objectivity to Postmodem Challenge. NewHaven:Wes- leyan University Press,1997. 182 р.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies