ETHNOADAPTATION CONTEXT OF INTERACTION OF THE HUMAN WITH THE ENVIRONMENT


Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of the paper consists in the analysis of ethnic adaptation as historical phenomenon. As such, the interaction of peoples with the natural and social environment is considered.This intention is determined by the urgency of the problem related to the fact that peoples, being physical reality by their genesis, are socially structured in the modern world in more than 250 independent states and in about 5 thousand large and small ethnic communities.Research problems are in the plane of studying of historical experience, that from aspects, which is the concentrated expression of ethno adaptation social practice in the context of functioning of the people in the natural landscape surrounding them.The method of studying the problem posed is, first of all, the ecological-historical method. According to it, the environment includes both natural and man-made components. At the same time, the natural landscape and the environment are different categories. The environment is the result of the activities of both the person and entire nations. Nature is an inert element in the environment, not a necessity, but only an opportunity that is realized or not realized. The person as a representative of an ethnic community, a carrier of a certain ethnic culture and psychology is its active element, a host of possibilities.68The results of the study show that ethno-adaptation is expressed not only in the adaptation of the people to the natural landscape, but also the landscape to the ethnos and therefore it serves as a kind of "adapter" in the interaction of ethnic communities and the natural environment. The negative consequences of ethno-adaptation practice are periodic disruption of biological and demographic equilibrium, the presence of significant numbers of relict (minority) peoples on the modern ethnic map of the world and the possible premature disappearance of some of them.Results of a research can be applied when carrying out further researches on ecological history, ethnic ecology and historical ethnology, writing of the generalizing works on these problems.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ Феномен этноадаптации, как свидетельствует исто- рический опыт, представляет собой многогранное явле- ние. Его можно ранжировать, применяя признаки «про- дуктивности» или «антипродуктивности» при анализе процесса взаимодействия человека с окружающей при- родной и социальной средой. На этой основе целесоо- бразно определить два типа этноадаптации - позитив- ной (продуктивной) и негативной (антипродуктивной). Основной замысел данной статьи состоит в раскры- тии феномена этноадаптации в контексте как его при- родно-ландшафтных, так и социальных характеристик. Реализация данного замысла предполагает решение ряда исследовательских задач: выявление механизмов и факторов этноадаптацион- ной динамики; установление взаимосвязей между позитивной (про- дуктивной) и негативной (антипродуктивной) этно- адаптацией; обоснование вывода о том, что негативная этноадап- тация не всегда являет собой отрицательный истори- ческий опыт; рассмотрение феномена этноадаптации не только как процесса приспособления народа к природному и социальному ландшафту, но и указанных ландшаф- тов к этносу. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Осмысление вопроса о взаимодействии этносов с окружающей средой невозможно без обращения к ряду теорий, сложившихся в истории социально-гу- манитарной мысли в XX - начале XXI в. С рубежа XX столетия в отечественной и зарубежной гумани- таристике доминировала концепция географическо- го детерминизма. В ее основе лежала античная идея о влиянии природы на человека [3, с. 282]: природа рассматривалась в качестве совокупности стимулов, раздражителей, а поведение человека и народов в це- лом - лишь как совокупность реакций на них. С 20-х гг. XX в. возобладала концепция географического ниги- лизма, в рамках которой человек и общество возводи- лись в абсолют. Они рассматривались как полностью независимые от природы явления, и в частности, при- рода объявлялась инертным, а человек и этнические сообщества - активными элементами в окружающей среде. С 1970-х гг. стала складываться такое междис- циплинарное научное направление, как экологиче- ская история [1], задача которой состоит в том, чтобы освободить современную гуманитаристику от детер- министских перекосов и индетерминистских ошибок прошлого. На самом же деле, в теоретико-методологи- ческом отношении динамика отмеченных воззрений свидетельствует о том, что более ранние концептуаль- ные модели входят в более поздние, но лишь частично [9, с. 207-210]. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Негативная этноадаптация - форма взаимодей- ствия человека, социумов и природы, характери- зующаяся нарушением биологического и демогра- фического равновесия. Порой в ходе длительной адаптации этноса к изменившемуся природному ланд- шафтуслучаютсяэкологическиекатастрофы.Приэтомесли одновременно меняется и социальный ландшафт, на- пример, из-за миграции или вторжения в пределы этноса иноэтнических групп, то данный этнос теряет привычные условия существования. Происходит на- вязывание другому этносу сугубо эгоистических ин- тересов какой-либо иноэтнической группы под видом общих политических, экономических, религиозных и других интересов. Данный тип этноадаптации высту- пает насильственным средством формирования анти- продуктивных структур. В этих условиях этносы начи- нают стремительно численно сокращаться и возможно их преждевременное исчезновение. Классическим примером негативной этноадапта- ции явилась имевшая место с конца XV - XVI столетия адаптация европейских колонистов к окружающему природному и социальному ландшафтам американ- ского континента, которая привела здесь к изменению первичной антропосферы и первичного биоценоза. image Изменение первичной антропосферы было связано с варварским истреблением европейцами значитель- ного числа местного населения. К моменту появления европейцев в лице испанских конкистадоров на аме- риканском континенте проживало более 20 млн индей- цев. В результате испанского завоевания Америки чис- ленность ее коренного населения сократилась в 20 раз. Демографическая катастрофа произошла под влиянием ряда факторов, связанных с процессами этноадаптации. Прежде всего, материальная культура коренного на- селения доколумбовой Америки была крайне прими- тивной. Индейцы не обладали современными для того времени металлургическими технологиями: не зна- ли производства стали, обрабатывали лишь «легкие» металлы - золото, медь, бронзу. Они не располагали 69 image ЭТНОАДАПТАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ Лебедев В.Э. современными для конца XV - XVI столетия средства- ми сухопутных, морских коммуникаций и вооруже- ний: не были знакомы с колесом и парусом, не имели всаднического войска и опыта сражений с конницей противника (изначально в Новом Свете не было лоша- дей). Индейцы сражались, применяя только колющее и режущее оружие из камня - копья, топоры, стрелы. У испанцев же имелось одно из лучших для середины XVI в. оружие в мире: стальные клинки; аркебузы - ог- нестрельное оружие со свинцовыми пулями; многове- ковой опыт сражений с конницей [4]. У испанцев был и еще один вид оружия, самое насто- ящее оружие массового поражения, пришедшее вместе с завоевателями в регионы Нового Света, - инфекци- онные заболевания, в частности оспа. Если иммунитет европейцев на протяжении предшествующих столетий был адаптирован к этому заболеванию, то оспа для ин- дейцев, не имевших иммунитета к ее вирусу, оказалась смертельно опасным недугом. Пандемия оспы с неве- роятной скоростью фактически опустошила континент. Были изменены не только первичная антропосфера, но и первичный биоценоз американского континента в связи с зачастую хищническим освоением европейца- ми богатой необжитой территории. Так, включение ев- ропейцами новых площадей Северной Америки в сфе- ру хозяйственной деятельности происходило с Востока на Запад. На востоке Северной Америки вплоть до реки Миссисипи тянулись субтропические леса, которые ев- ропейцы стали активно вырубать, освобождая земли под хлопковые плантации. Выращенный здесь хлопок транспортировали в Англию, где производили из него хлопчатобумажные ткани и ими торговали по всему миру. Этот вид деятельности служил одним из источ- ников обогащения европейцев. Однако в результате развития монокультурного земледелия в течение при- мерно двухсот лет разрушился первичный ландшафт: субтропические леса уступили место песчаным дюнам. Западную часть Северной Америки, от реки Мис- сисипи вплоть до скалистых гор Кордильер занимали прерии, которые с XIX в. активно осваивались европей- цами. Здесь основным элементом биоценоза были би- зоны, ближайшие североамериканские родичи зубров. Прирост этого самого многочисленного вида крупных животных на континенте ограничивался ранее исклю- чительно в связи эпидемиями, поскольку охота воо- руженных луками и стрелами индейцев практически не влияла на численность бизонов. Однако с приходом сюда европейцев - охотников за бизоньими шкурами (как одного из источников обогащения) эти животные в течение 1830-1880-х гг. были почти полностью истре- блены. За XIX столетие численность бизонов сократилась с 30 млн до примерно 1 тыс. голов [2, с. 148]. image Предприимчивые европейские колонисты, истре- бив бизонов, стали заниматься разведением крупного рогатого скота - коров. Одним из последствий данно- го вида хозяйственной деятельности было появление среди американцев новой субэтнической общности - ковбоев в качестве центральной фигуры в прериях. Однако природа «отреагировала» на истребление би- зонов тем, что важным элементом в биоценозе стали грызуны. Их и без того многочисленные популяции выросли до небывалых размеров, что в свою очередь привело к сокращению пастбищ (грызуны активно поедали траву на них) и к сокращению поголовья ко- ров (они ломали ноги в вырытых грызунами норах и подлежали только убою). В конечном итоге европейские переселенцы стали преимущественно заниматься выращиванием земле- дельческих культур - маиса и пшеницы, для чего ак- тивно распахивали прерии, что в свою очередь вызвало сильные пылевые бури. Сильный ветер, дувший с за- пада со стороны Кордильер, засыпал песком и пылью поля вплоть до восточной части Северной Америки, Ве- ликие равнины которой опустынивались. На неприхотливых почвах хороший урожай мож- но было получать, выращивая лишь соответствующие культуры, в частности, картофель. Его биологической родиной являлась Южная Америка (картофель открыли древние инки - предки современных перуанцев). В ус- ловиях кардинального изменения биоценоза на конти- ненте данное растение было распространено в Север- ную Америку. Поля картофеля продвинулись вплоть до Кордильер. Здесь на плато Колорадо обитали жуки, которые приспособились к изменившемуся биоценозу, став поедать картофельную ботву. Колорадские жуки размножились, прошлись «победным маршем» по все- му континенту и перебрались в Европу. В результате кардинального изменения первичной антропосферы и природного ландшафта окружающая среда доколумбовой Америки потеряла устойчивость, что обернулось демографической и экологической катастрофами. Следствием антипродуктивной этноа- даптации было изменение социокультурного кода ко- ренного населения. Однако одновременно запускался механизм достижения устойчивости в измененной среде, что представляло собой оборотную сторону не- гативной этноадаптации. Этот механизм получил на- звание «колумбова обмена», действие которого было связано с движением народов и их генофонда, техно- логий, доместицированных животных, сельскохозяй- ственных культур из Старого в Новый Свет и наоборот [6, с. 161-165]. «Колумбов обмен» являл собой как бы промежуточное звено в процессе возникновения вто- рого, позитивного типа этноадаптации. Позитивная этноадаптация выступает в качестве своеобразного «адаптера» во взаимодействии этни- ческих сообществ с природной и социальной средой. Она является такой формой взаимодействия человека, социумов и природы, при которой вырабатываются традиции народов, модели и стереотипы их социо- культурного и психологического поведения. Данный тип этноадаптации выступает ненасильственным средством формирования продуктивных структур [8]. Он порождает новую культурную форму - этническую и национальную культуры, способствует их взаимообо- гащению. В ходе уже «колумбова обмена» испанцы доставили на американский материк около десятка видов одо- машненных животных. Из Европы в Америку были пе- реправлены козы, овцы, свиньи, коровы, лошади, ослы и другие прирученные человеком крупные травояд- ные млекопитающие [5], поскольку Америка, а именно Южная Америка, являлась родиной всего лишь одно- го домашнего животного - ламы. Из Старого в Новый Свет прибыли более 40 видов культур растениеводства, в том числе рожь, пшеница, морковь, огурцы, оливки 70 и другие растения. Однако и в обратном направлении были доставлены более 20 видов продуктов раститель- ного происхождения, раннее неизвестных народам Ев- разии и Африки, а также такие животные, как индейка, лама, альпака и другие. Главное же, из Европы на американский конти- нент хлынули волны иммигрантов. Не случайно, два из шести субрегиона Америки - Север (Канада и США) и Юго-восток (Аргентина, Бразилия и Уругвай) стали субрегионами, население которых имеет европейское происхождение. В некоторых странах других субреги- онов, например, в Коста-Рике, также преобладает белое население. Народы и культура Америки и впоследствии продолжали обновляться в результате постоянных волн иммигрантов, в том числе из Африки и Азии. Новые волны иммигрантов, переселяясь в иной географический ландшафт, вынуждены были опре- деленным образом варьироваться, менять стереотип поведения, т.е. они создавали фактически новый эт- нос. Так, группы населения, мигрировавшие на тер- риторию США, не могли не испытать на себе влия- ние, хотя бы опосредованно, особенностей ее горного ландшафта. Здесь расположены две могучие горные системы: на востоке - Аппалачи, а на западе - Корди- льеры. Они протянулись параллельно относительно друг друга, и тем самым как бы удерживают население страны между собой. Этим во многом можно объяснить уникальность Соединенных Штатов Америки среди крупных стран, которая состоит в том, что в них нет так называемой титульной нации [10, с. 16], и их жи- тели объединяют в своем составе более 250 этнических групп и 170 индейских племен, однако США - однона- циональная страна. Специфика горного ландшафта США наложила опре- деленный отпечаток на поведение этнических групп населения США. У них сформировались общие для всех психологические установки [12, с. 221-223], среди кото- рых выделяются самоуверенность, пренебрежение всем неамериканским, завышенная оценка своих сил и спо- собностей, стремление повелевать миром [7, с. 193]. Позитивная этноадаптация характеризуется не только продуктивным приспособлением народа к природному ландшафту. Она имеет также и обратную связь, проявляющую в адаптации ландшафта к этносу. Так, Япония является практически страной с одноо- бразным, горным ландшафтом, почти 70% ее террито- рии покрыта горами. Из них самая известная и боль- шая - гора Фудзи. Этим можно, в том числе, объяснить, что для японского народа присуща высокая монолит- ность и его отличает эффективность в коллективном труде. Приспособление же ландшафта к этносу прояв- ляется в почитании камней, символизирующих горы. Японцы наряду с китайцами считаются зачинателями пейзажного стиля, для них ландшафтный дизайн всег- да был искусством. Сад камней - один из символичных садов Японии [11]. ОБСУЖДЕНИЕ Основной результат исследования, связанный с обоснованием положения о влиянии окружающей среды на этническую адаптацию в контексте истори- ческой динамики народов, соответствует его гипотезе. Она заключалась в доказательстве того, что этническая адаптация выступает по существу всеобщим законом взаимодействия народов с окружающей средой. При этом потребуется в дальнейшем исследовать, каким образом приобретение новых знаний, умений, навы- ков способствует изменению в самих этнических орга- низмах и внешнем мире. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Этноадаптация представляет собой сложное явле- ние, которое возникает в процессе взаимодействия и взаимовлияния фундаментальных факторов жизне- деятельности человека: природы и социума. Сущность этноадаптации заключается во взаимном приспосо- блении народов и окружающей их географической и социальной среды, а ее механизмы определяются конкретно-историческими условиями. Поэтому оно (взаимное приспособление) является результатом и истории людей, и истории природы. Обращение к фе- номену этноадаптации невозможно без рассмотрения его исторической динамики, в рамках изучения кото- рой обнаруживается как ее положительный, так и не- гативный опыт. Средством усвоения данного опыта служит извлечение уроков из истории взаимодействия человека и природы. К некоторым из них относятся: в процессе приспособления этносов к природному ландшафту вырабатываются их стереотипы поведе- ния и традиции; взаимодействие человека, социумов и природы мо- жет часто сопровождаться нарушением биологи- ческого и демографического равновесия. В ходе же длительной адаптации этноса к изменившемуся природному ландшафту случаются экологические катастрофы, следствием которых является стреми- тельное численное сокращение народов и возмож- ное их преждевременное исчезновение (негативная этноадаптация); негативная этноадаптация не всегда являет собой отрицательный исторический опыт, ее оборотной стороной выступает порой так называемый феномен «колумбова обмена»; позитивная этноадаптация выражается не только в приспособлении народа к природному ландшафту, но и ландшафта к этносу и потому она служит сво- еобразным «адаптером» во взаимодействии этниче- ских сообществ и природной среды.
×

About the authors

Viktor E. Lebedev

the Ural Federal University named after the First President of the Russia B.N. Yeltsin. Ekaterinburg

Email: lebedev_viktor54@mail.ru
Doctor of Historical Sciences, Professor; Professor at the Department of History and Social Technologies

References

  1. Александров Д., Брюггемайер Ф.Й., Майус Ю. Экологическая история // Человек и природа. Экологическая история. М.: Алетейя, 2008. С. 8-23.
  2. Голубчиков Ю.Г. География человека. М.: Едиториал УРСС, 2003. 296 с.
  3. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. 544 с.
  4. Даймонд Д. Ружья, микробы и сталь. История человеческих сообществ. М.: АСТ, 2016. 752 с.
  5. Кесадов Д. Колумбов обмен, или что было привезено из Старого Света в Новый: история от подарков до контрабанды // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://estate-spain.com/blog/kolumbov-obmen-chto-privezli-v-ameriku (дата обращения 30.12.2018).
  6. Лямзин А.В. Кросби А.У. Экологический империализм: трансатлантическая миграция западных европейцев как биологический феномен // Человек и природа. Экологическая история. М.: Алетейя, 2008. С. 161-180.
  7. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Академия, 2002. 320 с.
  8. Лебедев В.Э. Антропогеографическое измерение природной и социальной среды эпохи неолита // Современное исследование социальных проблем. Сборник научных статей. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2018. Т. 10. № 1-2. С. 48-57.
  9. Лебедев В.Э. Антропогеографическое измерение этнической динамики / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова // Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Т. 28. Воронеж: ВГПУ, 2010. 595 с.
  10. Лозанский Э.Д. Этносы и лоббизм в США. М.: Международные отношения, 2004. 272 с.
  11. Поэзия сада камней. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ldesign.in.ua/28506-poeziya-sada-kamnej.html (дата обращения 31.12.2018).
  12. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Европейцы и американцы глазами психологов. Минск: Беларусь, 2000. 366 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies