ЭТНОАДАПТАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель работы заключается в анализе этнической адаптации как исторического феномена. В качестве такового рассматривается взаимодействие народов с окружающей природной и социальной средой.Данная интенция определяется актуальностью проблемы, связанной с тем, что народы, будучи по своему генезису физической реальностью, социально структурированы в современном мире более чем в 250 независимых государств и примерно в 5 тысяч больших и малочисленных этнических сообществ.Задачи исследования находятся в плоскости изучения того из аспектов исторического опыта, который являет собой концентрированное выражение этноадаптационной социальной практики в контексте функционирования народов в окружающем их природном ландшафте.Методом исследования поставленной проблемы выступает, прежде всего, эколого-исторический метод. Согласно ему окружающая среда включает в себя и природный, и антропогенный компоненты. При этом природный ландшафт и окружающая среда представляют собой различные категории. Окружающая среда является результатом деятельности, как отдельного человека, так и целых народов. Природа - инертный элемент в окружающей среде, не необходимость, а лишь возможность, которая реализуется или не реализуется. Человек как представитель этнической общности, носитель определенной этнической культуры и психологии - активный ее элемент, хозяин возможностей.Результаты исследования показывают, что этноадаптация проявляется не только в приспособлении народа к природному ландшафту, но и ландшафта к этносу и потому она служит своеобразным «адаптером» во взаимодействии этнических сообществ и природной среды. Негативным же последствием этноадаптационной практики являются периодические нарушения биологического и демографического равновесия, наличие значительного количества на современной этнической карте мира реликтовых (малочисленных) народов и возможное преждевременное исчезновение некоторых из них.Результаты исследования могут быть применены при проведении дальнейших изысканий по экологической истории, этнической экологии и исторической этнологии, написании обобщающих трудов по данным проблемам.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ Феномен этноадаптации, как свидетельствует исто- рический опыт, представляет собой многогранное явле- ние. Его можно ранжировать, применяя признаки «про- дуктивности» или «антипродуктивности» при анализе процесса взаимодействия человека с окружающей при- родной и социальной средой. На этой основе целесоо- бразно определить два типа этноадаптации - позитив- ной (продуктивной) и негативной (антипродуктивной). Основной замысел данной статьи состоит в раскры- тии феномена этноадаптации в контексте как его при- родно-ландшафтных, так и социальных характеристик. Реализация данного замысла предполагает решение ряда исследовательских задач: выявление механизмов и факторов этноадаптацион- ной динамики; установление взаимосвязей между позитивной (про- дуктивной) и негативной (антипродуктивной) этно- адаптацией; обоснование вывода о том, что негативная этноадап- тация не всегда являет собой отрицательный истори- ческий опыт; рассмотрение феномена этноадаптации не только как процесса приспособления народа к природному и социальному ландшафту, но и указанных ландшаф- тов к этносу. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Осмысление вопроса о взаимодействии этносов с окружающей средой невозможно без обращения к ряду теорий, сложившихся в истории социально-гу- манитарной мысли в XX - начале XXI в. С рубежа XX столетия в отечественной и зарубежной гумани- таристике доминировала концепция географическо- го детерминизма. В ее основе лежала античная идея о влиянии природы на человека [3, с. 282]: природа рассматривалась в качестве совокупности стимулов, раздражителей, а поведение человека и народов в це- лом - лишь как совокупность реакций на них. С 20-х гг. XX в. возобладала концепция географического ниги- лизма, в рамках которой человек и общество возводи- лись в абсолют. Они рассматривались как полностью независимые от природы явления, и в частности, при- рода объявлялась инертным, а человек и этнические сообщества - активными элементами в окружающей среде. С 1970-х гг. стала складываться такое междис- циплинарное научное направление, как экологиче- ская история [1], задача которой состоит в том, чтобы освободить современную гуманитаристику от детер- министских перекосов и индетерминистских ошибок прошлого. На самом же деле, в теоретико-методологи- ческом отношении динамика отмеченных воззрений свидетельствует о том, что более ранние концептуаль- ные модели входят в более поздние, но лишь частично [9, с. 207-210]. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Негативная этноадаптация - форма взаимодей- ствия человека, социумов и природы, характери- зующаяся нарушением биологического и демогра- фического равновесия. Порой в ходе длительной адаптации этноса к изменившемуся природному ланд- шафтуслучаютсяэкологическиекатастрофы.Приэтомесли одновременно меняется и социальный ландшафт, на- пример, из-за миграции или вторжения в пределы этноса иноэтнических групп, то данный этнос теряет привычные условия существования. Происходит на- вязывание другому этносу сугубо эгоистических ин- тересов какой-либо иноэтнической группы под видом общих политических, экономических, религиозных и других интересов. Данный тип этноадаптации высту- пает насильственным средством формирования анти- продуктивных структур. В этих условиях этносы начи- нают стремительно численно сокращаться и возможно их преждевременное исчезновение. Классическим примером негативной этноадапта- ции явилась имевшая место с конца XV - XVI столетия адаптация европейских колонистов к окружающему природному и социальному ландшафтам американ- ского континента, которая привела здесь к изменению первичной антропосферы и первичного биоценоза. image Изменение первичной антропосферы было связано с варварским истреблением европейцами значитель- ного числа местного населения. К моменту появления европейцев в лице испанских конкистадоров на аме- риканском континенте проживало более 20 млн индей- цев. В результате испанского завоевания Америки чис- ленность ее коренного населения сократилась в 20 раз. Демографическая катастрофа произошла под влиянием ряда факторов, связанных с процессами этноадаптации. Прежде всего, материальная культура коренного на- селения доколумбовой Америки была крайне прими- тивной. Индейцы не обладали современными для того времени металлургическими технологиями: не зна- ли производства стали, обрабатывали лишь «легкие» металлы - золото, медь, бронзу. Они не располагали 69 image ЭТНОАДАПТАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ Лебедев В.Э. современными для конца XV - XVI столетия средства- ми сухопутных, морских коммуникаций и вооруже- ний: не были знакомы с колесом и парусом, не имели всаднического войска и опыта сражений с конницей противника (изначально в Новом Свете не было лоша- дей). Индейцы сражались, применяя только колющее и режущее оружие из камня - копья, топоры, стрелы. У испанцев же имелось одно из лучших для середины XVI в. оружие в мире: стальные клинки; аркебузы - ог- нестрельное оружие со свинцовыми пулями; многове- ковой опыт сражений с конницей [4]. У испанцев был и еще один вид оружия, самое насто- ящее оружие массового поражения, пришедшее вместе с завоевателями в регионы Нового Света, - инфекци- онные заболевания, в частности оспа. Если иммунитет европейцев на протяжении предшествующих столетий был адаптирован к этому заболеванию, то оспа для ин- дейцев, не имевших иммунитета к ее вирусу, оказалась смертельно опасным недугом. Пандемия оспы с неве- роятной скоростью фактически опустошила континент. Были изменены не только первичная антропосфера, но и первичный биоценоз американского континента в связи с зачастую хищническим освоением европейца- ми богатой необжитой территории. Так, включение ев- ропейцами новых площадей Северной Америки в сфе- ру хозяйственной деятельности происходило с Востока на Запад. На востоке Северной Америки вплоть до реки Миссисипи тянулись субтропические леса, которые ев- ропейцы стали активно вырубать, освобождая земли под хлопковые плантации. Выращенный здесь хлопок транспортировали в Англию, где производили из него хлопчатобумажные ткани и ими торговали по всему миру. Этот вид деятельности служил одним из источ- ников обогащения европейцев. Однако в результате развития монокультурного земледелия в течение при- мерно двухсот лет разрушился первичный ландшафт: субтропические леса уступили место песчаным дюнам. Западную часть Северной Америки, от реки Мис- сисипи вплоть до скалистых гор Кордильер занимали прерии, которые с XIX в. активно осваивались европей- цами. Здесь основным элементом биоценоза были би- зоны, ближайшие североамериканские родичи зубров. Прирост этого самого многочисленного вида крупных животных на континенте ограничивался ранее исклю- чительно в связи эпидемиями, поскольку охота воо- руженных луками и стрелами индейцев практически не влияла на численность бизонов. Однако с приходом сюда европейцев - охотников за бизоньими шкурами (как одного из источников обогащения) эти животные в течение 1830-1880-х гг. были почти полностью истре- блены. За XIX столетие численность бизонов сократилась с 30 млн до примерно 1 тыс. голов [2, с. 148]. image Предприимчивые европейские колонисты, истре- бив бизонов, стали заниматься разведением крупного рогатого скота - коров. Одним из последствий данно- го вида хозяйственной деятельности было появление среди американцев новой субэтнической общности - ковбоев в качестве центральной фигуры в прериях. Однако природа «отреагировала» на истребление би- зонов тем, что важным элементом в биоценозе стали грызуны. Их и без того многочисленные популяции выросли до небывалых размеров, что в свою очередь привело к сокращению пастбищ (грызуны активно поедали траву на них) и к сокращению поголовья ко- ров (они ломали ноги в вырытых грызунами норах и подлежали только убою). В конечном итоге европейские переселенцы стали преимущественно заниматься выращиванием земле- дельческих культур - маиса и пшеницы, для чего ак- тивно распахивали прерии, что в свою очередь вызвало сильные пылевые бури. Сильный ветер, дувший с за- пада со стороны Кордильер, засыпал песком и пылью поля вплоть до восточной части Северной Америки, Ве- ликие равнины которой опустынивались. На неприхотливых почвах хороший урожай мож- но было получать, выращивая лишь соответствующие культуры, в частности, картофель. Его биологической родиной являлась Южная Америка (картофель открыли древние инки - предки современных перуанцев). В ус- ловиях кардинального изменения биоценоза на конти- ненте данное растение было распространено в Север- ную Америку. Поля картофеля продвинулись вплоть до Кордильер. Здесь на плато Колорадо обитали жуки, которые приспособились к изменившемуся биоценозу, став поедать картофельную ботву. Колорадские жуки размножились, прошлись «победным маршем» по все- му континенту и перебрались в Европу. В результате кардинального изменения первичной антропосферы и природного ландшафта окружающая среда доколумбовой Америки потеряла устойчивость, что обернулось демографической и экологической катастрофами. Следствием антипродуктивной этноа- даптации было изменение социокультурного кода ко- ренного населения. Однако одновременно запускался механизм достижения устойчивости в измененной среде, что представляло собой оборотную сторону не- гативной этноадаптации. Этот механизм получил на- звание «колумбова обмена», действие которого было связано с движением народов и их генофонда, техно- логий, доместицированных животных, сельскохозяй- ственных культур из Старого в Новый Свет и наоборот [6, с. 161-165]. «Колумбов обмен» являл собой как бы промежуточное звено в процессе возникновения вто- рого, позитивного типа этноадаптации. Позитивная этноадаптация выступает в качестве своеобразного «адаптера» во взаимодействии этни- ческих сообществ с природной и социальной средой. Она является такой формой взаимодействия человека, социумов и природы, при которой вырабатываются традиции народов, модели и стереотипы их социо- культурного и психологического поведения. Данный тип этноадаптации выступает ненасильственным средством формирования продуктивных структур [8]. Он порождает новую культурную форму - этническую и национальную культуры, способствует их взаимообо- гащению. В ходе уже «колумбова обмена» испанцы доставили на американский материк около десятка видов одо- машненных животных. Из Европы в Америку были пе- реправлены козы, овцы, свиньи, коровы, лошади, ослы и другие прирученные человеком крупные травояд- ные млекопитающие [5], поскольку Америка, а именно Южная Америка, являлась родиной всего лишь одно- го домашнего животного - ламы. Из Старого в Новый Свет прибыли более 40 видов культур растениеводства, в том числе рожь, пшеница, морковь, огурцы, оливки 70 и другие растения. Однако и в обратном направлении были доставлены более 20 видов продуктов раститель- ного происхождения, раннее неизвестных народам Ев- разии и Африки, а также такие животные, как индейка, лама, альпака и другие. Главное же, из Европы на американский конти- нент хлынули волны иммигрантов. Не случайно, два из шести субрегиона Америки - Север (Канада и США) и Юго-восток (Аргентина, Бразилия и Уругвай) стали субрегионами, население которых имеет европейское происхождение. В некоторых странах других субреги- онов, например, в Коста-Рике, также преобладает белое население. Народы и культура Америки и впоследствии продолжали обновляться в результате постоянных волн иммигрантов, в том числе из Африки и Азии. Новые волны иммигрантов, переселяясь в иной географический ландшафт, вынуждены были опре- деленным образом варьироваться, менять стереотип поведения, т.е. они создавали фактически новый эт- нос. Так, группы населения, мигрировавшие на тер- риторию США, не могли не испытать на себе влия- ние, хотя бы опосредованно, особенностей ее горного ландшафта. Здесь расположены две могучие горные системы: на востоке - Аппалачи, а на западе - Корди- льеры. Они протянулись параллельно относительно друг друга, и тем самым как бы удерживают население страны между собой. Этим во многом можно объяснить уникальность Соединенных Штатов Америки среди крупных стран, которая состоит в том, что в них нет так называемой титульной нации [10, с. 16], и их жи- тели объединяют в своем составе более 250 этнических групп и 170 индейских племен, однако США - однона- циональная страна. Специфика горного ландшафта США наложила опре- деленный отпечаток на поведение этнических групп населения США. У них сформировались общие для всех психологические установки [12, с. 221-223], среди кото- рых выделяются самоуверенность, пренебрежение всем неамериканским, завышенная оценка своих сил и спо- собностей, стремление повелевать миром [7, с. 193]. Позитивная этноадаптация характеризуется не только продуктивным приспособлением народа к природному ландшафту. Она имеет также и обратную связь, проявляющую в адаптации ландшафта к этносу. Так, Япония является практически страной с одноо- бразным, горным ландшафтом, почти 70% ее террито- рии покрыта горами. Из них самая известная и боль- шая - гора Фудзи. Этим можно, в том числе, объяснить, что для японского народа присуща высокая монолит- ность и его отличает эффективность в коллективном труде. Приспособление же ландшафта к этносу прояв- ляется в почитании камней, символизирующих горы. Японцы наряду с китайцами считаются зачинателями пейзажного стиля, для них ландшафтный дизайн всег- да был искусством. Сад камней - один из символичных садов Японии [11]. ОБСУЖДЕНИЕ Основной результат исследования, связанный с обоснованием положения о влиянии окружающей среды на этническую адаптацию в контексте истори- ческой динамики народов, соответствует его гипотезе. Она заключалась в доказательстве того, что этническая адаптация выступает по существу всеобщим законом взаимодействия народов с окружающей средой. При этом потребуется в дальнейшем исследовать, каким образом приобретение новых знаний, умений, навы- ков способствует изменению в самих этнических орга- низмах и внешнем мире. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Этноадаптация представляет собой сложное явле- ние, которое возникает в процессе взаимодействия и взаимовлияния фундаментальных факторов жизне- деятельности человека: природы и социума. Сущность этноадаптации заключается во взаимном приспосо- блении народов и окружающей их географической и социальной среды, а ее механизмы определяются конкретно-историческими условиями. Поэтому оно (взаимное приспособление) является результатом и истории людей, и истории природы. Обращение к фе- номену этноадаптации невозможно без рассмотрения его исторической динамики, в рамках изучения кото- рой обнаруживается как ее положительный, так и не- гативный опыт. Средством усвоения данного опыта служит извлечение уроков из истории взаимодействия человека и природы. К некоторым из них относятся: в процессе приспособления этносов к природному ландшафту вырабатываются их стереотипы поведе- ния и традиции; взаимодействие человека, социумов и природы мо- жет часто сопровождаться нарушением биологи- ческого и демографического равновесия. В ходе же длительной адаптации этноса к изменившемуся природному ландшафту случаются экологические катастрофы, следствием которых является стреми- тельное численное сокращение народов и возмож- ное их преждевременное исчезновение (негативная этноадаптация); негативная этноадаптация не всегда являет собой отрицательный исторический опыт, ее оборотной стороной выступает порой так называемый феномен «колумбова обмена»; позитивная этноадаптация выражается не только в приспособлении народа к природному ландшафту, но и ландшафта к этносу и потому она служит сво- еобразным «адаптером» во взаимодействии этниче- ских сообществ и природной среды.
×

Об авторах

Виктор Эдуардович Лебедев

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

Email: lebedev_viktor54@mail.ru
доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры истории и социальных технологий

Список литературы

  1. Александров Д., Брюггемайер Ф.Й., Майус Ю. Экологическая история // Человек и природа. Экологическая история. М.: Алетейя, 2008. С. 8-23.
  2. Голубчиков Ю.Г. География человека. М.: Едиториал УРСС, 2003. 296 с.
  3. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. 544 с.
  4. Даймонд Д. Ружья, микробы и сталь. История человеческих сообществ. М.: АСТ, 2016. 752 с.
  5. Кесадов Д. Колумбов обмен, или что было привезено из Старого Света в Новый: история от подарков до контрабанды // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://estate-spain.com/blog/kolumbov-obmen-chto-privezli-v-ameriku (дата обращения 30.12.2018).
  6. Лямзин А.В. Кросби А.У. Экологический империализм: трансатлантическая миграция западных европейцев как биологический феномен // Человек и природа. Экологическая история. М.: Алетейя, 2008. С. 161-180.
  7. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Академия, 2002. 320 с.
  8. Лебедев В.Э. Антропогеографическое измерение природной и социальной среды эпохи неолита // Современное исследование социальных проблем. Сборник научных статей. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2018. Т. 10. № 1-2. С. 48-57.
  9. Лебедев В.Э. Антропогеографическое измерение этнической динамики / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова // Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Т. 28. Воронеж: ВГПУ, 2010. 595 с.
  10. Лозанский Э.Д. Этносы и лоббизм в США. М.: Международные отношения, 2004. 272 с.
  11. Поэзия сада камней. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ldesign.in.ua/28506-poeziya-sada-kamnej.html (дата обращения 31.12.2018).
  12. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Европейцы и американцы глазами психологов. Минск: Беларусь, 2000. 366 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах