МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель статьи в изложении основных положений многоконцептуальной теории и методологии истории. Прошлое познается и объясняется через цель жизни человека и последующие дела в достижении этой цели. Мировоззрение человека - ключ к объяснению прошлого. Задачи статьи состоят в выявлении ответов на вопросы: откуда берется оценка исторических фактов и фальсификация истории, а так же отличие государственной истории от негосударственной истории. Логика многоконцептуального исследования осуществляется по разным мировоззренческим целям. Результаты исследования позволят научным работникам, преподавателям, студентам, любителям истории понять разные интерпретации прошлого и их оценки исторических фактов. Многоконцептуальная теория истории дает возможность людям воспринимать историю согласно своему мировоззрению и толерантно относиться к другим мировоззренческим интерпретациям.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ Многоконцептуальная теория и методология исто- рии была создана в конце прошлого века. Основы мно- гоконцептуальной теории истории изложены в учеб- нике «История России. Теории изучения», занявшего в 2000 г. призовое место на Республиканском конкурсе учебников для технических вузов. По условиям конкур- са учебник получил гриф Министерства образования и науки, вышел большим тиражом, и одним из первых в стране был размещен в интернете [3]. Затем учебник под различным названием был не- сколько раз переиздан. В июне 2019 г. по многоконцеп- туальной теории истории вновь издан учебник для сту- дентов вузов: «История России с древнейших времен до конца XIX века» [5]. Прошло двадцать пять лет как существует мно- гоконцептуальная история, существует как теория и практика, но за столь давний срок не получила рас- пространения [1]. Почему? ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ История - это рассказ о прошлом Под историей древние Римляне понимали рассказ о прошлом. image Если согласиться с древними, что история - это рас- сказ о прошлом и рассказ может быть изложен неоди- наково, то возникает вопрос. Почему прошлое для всех одно, а изложение одного прошлого людьми - разное? На этот вопрос возможен ответ в решении двух вза- имосвязанных аспектов. Первый аспект - это цель рассказа? Какую цель пре- следовал автор рассказа? Второй аспект - это поведение персонажей через факты, движущие силы в рассказе, изложенном автором? Если суммируем первое и второе, то первый аспект в рассказе - цель, определяет второй аспект в расска- зе - движущую силу или факторы (подбор фактов, ведущих к цели). При этом рассказчик истории всег- да интерпретирует движущие силы, а цель в рассказе о прошлом умалчивает. История - это наука о прошлом С эпохи промышленного переворота большинство историков под историей стали понимать не рассказ о прошлом, как в древнем Риме, и не движение к Богу, как в средние века, а познание - науку, изучающую прошлое. Переворот в развитии промышленности вы- звал отождествление науки - познания с прогрессом, а настоящее, прошлое и будущее стали рассматривать научно, то есть через призму прогресса. Во все века: древний мир, средние века, новое и но- вейшее время историки искали и ищут правильное объяснение прошлого. Ищут один общий для всех вре- мен и народов ответ на вопрос, в чем смысл истории? С позиций историка, пережившего в конце ХХ в. пе- реход от одной государственной истории к другой госу- дарственной истории, историка-практика, читающий курс история в вузе много лет и объясняющим посто- янно молодым людям предмет историю, считаю, что не может на все времена быть одной теории истории - одной концепции истории. Не может быть одинакового для всех людей смысла истории - смысла жизни. Правы древние Римляне, что история - это рассказ о прошлом по мировоззренческой цели - мировоз- зренческой концепции ее автора. Рассказы об одном прошлом с разными мировоззренческими целями рас- сказчиков всегда разные. Теория и методология истории - это абстрактное понятие Теория и методология истории - это области в науке «философия», «история» или «философия истории». Те- ория и методология истории, как область в науке, объ- единяет много мировоззренческих теорий и методоло- гий истории. Теория и методология истории по целям мировоззрений людей многоконцептуальна. Считаю возможным дать следующее определение теории и методологии истории. Теория истории - это одно из направлений научного объяснения прошло- го, - это объясняемая мировоззренческая цель автора исторического труда, а методология истории - это ин- терпретационная научная логика движущих сил рас- сказа, исходящая из мировоззренческой цели автора и служащая достижению этой цели. Ключевыми в приведенном определении являются: мировоззренческая цель в рассказе - история; факты истории - движущие силы в мировоззрен- ческой логике рассказа - истории к заданной цели. Мировоззренческие концепции истории Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место (цель) в нем. Концепция - это си- стема взглядов, на что ни будь. Мировоззренческая концепция - это система взглядов человека на его место в мире, цель в жизни, смысл жизни. У всех людей в мире разные жизненные цели. А в мире у че- ловечества существуют всего только две мировоззрен- ческие цели: Духовная и Материальная. По причине возникшей экологической угрозы жизни на Земле, вы- званной прогрессом, с XIX века люди по возрастающей стали выделять и третью мировоззренческую цель - гармония Природы [4: 79]. Возможно, эта цель из пред- ставления прошлых людей о своем месте в мире? Первая мировоззренческая цель - движение чело- века к создателю Мира и к своему создателю - Богу. По- знать Бога. Вторая мировоззренческая цель - это польза для человека. В христианстве первая и вторая цели пред- ставлены как Бог (духовность) и Мамона (богатство). Познать блага, исходящие от прогресса. Третья мировоззренческая цель - это жизнь в гар- монии человека, его родных на территории прожива- ния. Человечество - часть Природы или сама Природа. Познать самого себя (духовное и материальное). Только по цели мировоззрения историка расска- зывается им прошлое. По основанию «мировоззрен- ческая цель жизни человека» все исторические труды в мире с древнейших времен до сегодняшнего дня разбиваются на три мировоззренческие теории исто- рии: религиозно-историческая, прогрессивно-исто- рическая, локально-историческая. В науке - история труды по мировоззрению их авторов распределяют по историографическим блокам. Сопоставление мировоззренческих теорий истории Теории истории Цель жизни человека Главное Религиозная Движение к Богу, спасе- ние Души Главное в рассказе о прошлом - это выделение человека из животного мира греха, освобождение от дьявольских козней плоти и спасение Души, движе- ние к Богу. К старости более 90% людей планеты верят в вечность Души, загробный мир Прогрессивная Общемировой прогресс Главное в рассказе о прошлом - это развитие прогресса, которое ведет человечество к материальным благам, приводит к абсолютному господству человека над природой. Человек - царь природы Локальная Гармония человека в среде его обитания Главное в рассказе о прошлом - это гармония Природы, где человек и его среда обитания являют неразрывное целое. Прогресс является продуктом человеческой деятельности и по отношению к Природе - вторичен. Обще- ство представляет собой повторяющиеся во времени явления природных человеческих инстинктов Наука методология в теории (концепции) истории image Слово методология содержит два понятия: метод и логика. Логика рассказа о прошлом - это изложение исторических фактов в русле определенной мировоз- зренческой цели. Методы истории - это приемы изуче- ния фактов истории. Методы бывают общие: индукции, дедукции, абстрагирования, моделирования… и быва- ют специальные: хронологический, проблемно хро- нологический, сравнительно-исторический… Приори- тет выбора методов (приемов) в рассказе о прошлом зависит от мировоззренческой цели автора. В миро- воззрении цель первична, а наука (познание цели) вторична. Нет познания человеком мира вне человека, вне его мировоззрения, над его мировоззрением. Нет абстрактного познания. Научные методы служат логи- ке научной теории - ее цели. Движущие силы истории или факты прошлого в целеполагании мировоззрений - факторы истории Факты истории - это реальные события, явления прошлого. Прошлое человечества наполнено бесчис- ленными фактами. Для построения рассказа о прошлом требуется факты встроить в целевую логическую цепоч- ку причинно-следственной связи и объяснить их. Факты из прошлого, отобранные из множества дру- гих фактов, в соответствии с мировоззренческой целью автора рассказа о прошлом и служащие доказатель- ством цели рассказа называются движущими силами истории или факторами истории. Три мировоззренческие теории: религиозная, все- мирно-прогрессивная, локальная используют разные факторы - движущие силы. Примером служит все- мирно-прогрессивная теория истории. Личман Б.В. image МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В этой теории истории мировоззренческая цель - это путь человека в увеличении своего материального благосостояния через прогресс. Мировоззренческая цель содержит разные факторы - движущие к цели - благосостояние: марксистские, либеральные, техноло- гические. Марксистские факторы истории. Историки марк- систского направления истории о прошлом, движущей силой прогресса считают производительные силы об- щества, стремление человека к обществу с коллектив- ной собственностью. Противоречие в прогресса между производительными силами и производственными отношениями решаются через борьбу между классом владеющими частной собственностью (эксплуатато- рами), и классом неимущих (эксплуатируемых), веду- щая к смене общественно-экономических формаций. Движущие силы марксистского исторического про- цесса состоят из фактов подобранных, а затем ин- терпретированных в русле мировоззренческой цели. Ключевые понятия: революция, эксплуатация, базис и надстройка, собственность, коллективизм, товарище- ство. Периоды истории определяются логикой смены общественно-экономических формаций в прогрессе: первобытная, рабовладельческая, капиталистическая, коммунистическая [6]. Либеральные факторы истории. Историки либе- рального направления истории о прошлом, двигателем прогресса считают индивида с частной собственно- стью. Личность - индивид с собственностью и его есте- ственные права являются стержнем в прогрессивном объяснении истории. Движущие силы либерального исторического процесса состоят из фактов с мировоз- зренческими понятиями: эволюция, рыночная эконо- мика, классовый консенсус, толерантность, права че- ловека. Периоды истории - это стадии модернизации общества: аграрная, индустриальная, информацион- ная [2]. Технологические факторы истории. Историки тех- нологического направления истории о прошлом, дви- жущей силой прогресса считают мировое техноло- гическое развитие и сопутствующие ему изменения в обществе. Научные открытия являются содержанием прогресса: они приводят к увеличению численности населения, становлению новых политических, эко- номических, общественных систем. Движущие силы в прогрессе - это фундаментальные открытия, диффу- зия научных открытий, демографические циклы. Пе- риоды истории в технологическом историческом про- цессе определяются вехами глобальных общественных трансформаций: аграрная и промышленная [7]. Оценка в изложении истории прошлого По целям мировоззрения разные. Цель мировоз- зрения определяет оценку в изложении прошлого. Каждая из теорий истории (направление) согласно мировоззренческой цели имеет свою оценочно-миро- воззренческую логику прошлого включающую: свою периодизацию истории, свой понятийный аппарат, свой подбор движущих сил (факторов исторического процесса), свою интерпретацию. Цель каждого миро- воззрения в логике своего изложения прошлого интер- претирует и наполняет оценочные понятия: истина, правда, справедливость, патриотизм. Авторы истори- ческих трудов с разной мировоззренческой логикой оценочного изложения фактов обвиняют друг друга в фальсификации прошлого, так как мировоззрения их по целям отрицают друг друга («ложная цель - это ложная история»). Непримиримость мировоззренческих теорий истории Теории истории Цель жизни Неприятие мировоззренческой цели. Критика одной мировоззренческой теории истории с позиции другой мировоззренческой теории истории Религиозная Движение человека к Богу Историки с прогрессивной мировоззренческой целью в жизни считают религи- озную мировоззренческую цель ложной ссылаясь на то, что естественные науки не подтверждают существование Бога и наличие у человека Души Прогрессивная Получение материальных благ через прогресс Историки локального мировоззрения считают прогрессивную мировоззренческую цель ложной, так как прогресс не главное в жизни человека, а лишь продукт его деятельности, причем прогресс почти не изменяет человека, не сказывается на его природной сущности Локальная Гармония человека в среде его обитания Историки прогрессивного мировоззрения считают цель локального мировоззре- ния ложной, указывая на то, что мировоззрение абсолютизирует биологические инстинкты и не уделяет должного внимания деятельности человека В ХХ в. пример разных, противоположных миро- воззренческих оценок одних и тех же фактов истории получаем из сопоставления логики государственной марксистской теории истории и логики государствен- ной либеральной теории истории. image Высшая цель - высшая ценность. Государственная история Мировоззрение любой организации называется идеологией. Государственное мировоззрение (государ- ство политическая организация) - идеология отражает сущность государства и по государственной идеологии интерпретирует прошлое. Государственное марксистское мировоззрение за- креплено в Конституции СССР 1977 г.: «Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества». Государственное либеральное мировоззрение за- креплено в Конституции Российской Федерации 1993 г.: «Человек, его права и свободы являются выс- шей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Высшая цель, высшая ценность, провозглашенная в Конституциях двух разнородных государств - это разная национальная идея государств. Государство по высшей цели, ценности проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Государство только через свою мировоззренческую (идеологическую) цель, свою сущность изучает про- шлое, дает ему оценку. Изучение и преподавание госу- дарством прошлого в заданной им мировоззренческой логике необходимо для обоснования государством дей- ствий в настоящем и продолжение их в будущем. ВЫВОДЫ Теория истории - это научно объясняемая миро- воззренческая цель автора исторического рассказа. Методология истории - это интерпретационная науч- ная логика движущих сил рассказа, исходящая из ми- ровоззренческой цели автора и служащая достижению этой цели. Теория и методология истории - это целевая мировоззренческая логика взглядов на мир прошло- го с присущими ей методами изучения и объяснения. По целям мировоззрений объясняется прошлое. Во все времена, во всех государствах, господствующее миро- воззрение - это государственная идеология, по цели которой и интерпретируется прошлое страны, пишется история. Прошлое одно, а истории о прошлом разные. В начале статьи автором был задан вопрос: «Прошло двадцать пять лет как существует многоконцептуальная история, существует как теория и практика, но за столь давний срок не получила распространения. Почему»? Ответ. Многоконцептуальная история - это отра- жение всех мировоззрений людей на прошлое. Одно концептуальная история - это отражение одного из этих мировоззрения людей на прошлое. Государ- ство только через одну мировоззренческую (идеологи- ческую) цель изучает прошлое, признает это изучение «объективным» и требует подтверждение правильности его изучения через единый государственный эк- замен (ЕГЭ). Распространение многоконцептуальной истории осуществляется не государством, а граждан- ским обществом, обществом мировоззренческой то- лерантности.
×

Об авторах

Борис Васильевич Личман

Уральский федеральный университет им. Первого президента РФ Б.Н. Ельцина

Email: 284815@mail.ru
доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры теории и истории международных отношений, Заслуженный работник высшей школы РФ Екатеринбург, Российская Федерация

Список литературы

  1. Запарий В.В., Камынин В.Д., Личман Б.В. «По волнам нашей памяти…»: формирование разномыслия в учебниках истории России (УГТУ-УПИ, начало 1990-х гг.) // Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 1. С. 23-36. [Zaparyi V.V., Kamynin V.D., Lichman B.V. “On waves of our memory..”: The formation of a difference of opinion in the textbooks of history of Russia (Ural State Technical University, the beginning of the 1990s) // Quaestio Rossica. 2019. Vol. 7. № 1. P. 23-36.]
  2. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начало XX в.: учебн. кн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995. [Ionov I.N. Russian civilization, IX - early XX century: study book for grades 10-11 of ducational institutions. M.: Prosveshchenie, 1995.]
  3. История России. Теории изучения: учеб. пособие / под ред. проф. Б.В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2001. [History of Russia. Theory study: textbook / under the editorship of Professor B.V. Lichman. Yekaterinburg: SV-96, 2001.]
  4. Личман Б.В. Теория изучения истории России по целям мировоззрений // Социально-политические науки. 2018. № 4. С. 79. [Lichman B.V. The Theory of the study of history of Russia according to the goals and worldviews // Social’no-politicheskie nauki. 2018. № 4. P. 79.]
  5. Личман Б.В. История России с древнейших времен до конца ХIХ века : учеб. пособие для бакалавриата и специалитета. 2-е изд. М.: Юрайт, 2019. [Lichman B.V. History of Rus- sia from ancient times to the end of the XIX century: studies. manual for undergraduate and specialty. 2nd ed. M.: Yurayt, 2019.]
  6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. М., 1998. [Munchaev S.M., Ustinov V.M. History of Russia: textbook for universities. M., 1998.]
  7. Нефедов С.А. О факторах исторического процесса // История и современное мировоззрение. 2019. № 1. [Nefedov S.A. On the factors of the historical process // Istoriya i sovremennoe mirovozzrenie. 2019. № 1.]

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах