RUSSIAN CONFESSIONAL POLICY OF THE XIX CENTURY: “ISLAMIC RENAISSANCE”


Cite item

Full Text

Abstract

The article on the basis of archival and documentary materials analyzes the “Islamic renaissance” in the context of Russian confessional policy. It is proved that the main factor of the“Islamic renaissance” is the entry of the North Caucasian peoples into the legal and socio-cultural field of Russia. Its indicators included the legitimization of traditional Islamic institutions and their functioning, the establishment of mosques under which religious education was carried out. It is concluded that the socio-spiritual modernization developed by the Russian Empire in the North Caucasus in the XIX century contributed to the consolidation of Islamism in the mountain environment. However, many projects of the ongoing reform have been imperfect, and therefore they are causing controversy to this day. This circumstance is intended to focus the attention of the current Russian authorities in the elaboration of a balanced policy in solving the “Muslim issue”.

Full Text

В Северокавказском регионе не найдется ни од- ной политической или социальной проблемы, в кото- рой не присутствовал бы исламский элемент, посколь- ку большинство иноэтнических групп, проживающих на Кавказе, составляют мусульмане (их в крае насчи- тывается около 5 млн). В настоящее время, анализируя роль ислама, нам приходиться обращаться к истории взаимоотношений России и Кавказа, которые исследо- вателями не всегда оцениваются однозначно. Однако ни у кого из ученых не порождает сомнения то обстоятель- ство, что взаимодействие Северного Кавказа с Россией на протяжении нескольких столетий наложило отпеча- ток на политико-экономическую и социально-духовную жизнь горских народов. Причем, в сторону позитива. image Особо эта тенденция стала проявляться в XIX в., когда в крае набирает силу исламское возрождение. Одним из звеньев его является политизация ислама, от результата которого зависело последующее развитие событий в регионе, его позиция по отношению с Цен- тром. В ходе этого процесса определялся менталитет мусульман, их идентичность, на перемену которой Россия никогда не претендовала. То, что мы наблюдаем сегодня, является отражением процессов, начавшихся не один век назад. Это снова и снова заставляет нас об- ратиться в прошлое для того, чтобы правильно расста- вить акценты по поводу исламского вероисповедания, так как оно до сих пор остается не просто конфессией, а мощным фактором, формирующим этническую тож- дественность мусульманских общин, имеющих огром- ное влияние на ценностные ориентации ее членов. И чтобы эти нравственные императивы не приобре- ли негативные тенденции, российская власть обязана обратиться к истории, чтобы выработать правильную стратегию и тактику своих действий в крае. В этом нам видится актуальность и ценность настоящей статьи. ОБСУЖДЕНИЕ В процессе постепенной инкорпорации северокав- казских территорий в тело российского государства, проживавшие на них этнические сообщества, стали выражать надежду не просто на защиту своих социаль- но-экономических запросов надежным государствен- ным установлением, но и на веротерпимость. Такой вывод исходил из имеющейся практики конфессио- нальной политики, проводившейся Российской импе- рией до XIX в. Данный тезис подтверждает высказы- вание известного просветителя И. Гаспринского. Он говорил следующее: «Российские мусульмане по зако- нам нашего Отечества пользуются равными правами с коренными русскими и даже в некоторых случаях, во уважении их общественного и религиозного быта, имеют кое-какие преимущества и льготы» [Гасприн- ский, 1881: 23]. Действительно, ислам на Северном Кавказе имел паритетный статус, а исповедующие данную религию люди официально считались гражданами единого Оте- чества. Это нашло свое отражение на законодательном уровне. Так, в «Своде законов Российской империи» провозглашалось: «…все присягающие царю на вер- ность подданства по своей вере и закону, становятся русскими подданными, независимо от национально- сти и вероисповедания» [Обозрение исторических све- дений о Своде законов Российской империи. 1837: 11]. Как видим, в стране соблюдался принцип религиозной веротерпимости, который предполагал ее непреложное выполнение. Либерализм Российской империи по отношению к исламу восходит к временам известного предписания 1773 г. императрицы Екатерины Второй: «…общее заве- дование различными конфессиями передавалось свет- ской, а не религиозной власти, что оградило иноверные исповедания от какого-либо влияния православной Блейх Н.О. image РОССИЙСКАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА XIX ВЕКА: «ИСЛАМСКИЙ РЕНЕССАНС» церкви» [Арапов, 2005: 289]. Хотя существуют более ранние источники, датируемые 1584 годом, которые повествуют о том, что и во времена Федора Ивановича «не было никаких притеснений магометан в России» [Блейх, 2014: 37-39]. Причина такой лояльности нам видится в еще более раннем периоде - во времени на- бегов Золотой Орды на Русь. Как известно, монголы, бу- дучи мусульманами, никогда не притесняли иноверцев и даже оказывали им свое покровительство. Такого рода «цивилизационный компромисс» имел весьма широ- кое применение и в других странах. Однако в отличие от многих европейских государств, где веротерпимость допускалась лишь отчасти, многие документы свиде- тельствовали, что «русские никогда не доказывали сво- его религиозного превосходства» [РГАДА. Ф. 1406: 287]. Путешественники, наблюдавшие политику русских чиновников в только что присоединенных районах Северного Кавказа в впервой половине XIX в., отме- чали отличия российских чиновников от деятельности европейцев в подвластных им странах Востока. Они утверждали, что «русские покушались строить мечети, поставлять мулл и проч.» [ЦГИА. Ф. 229: 47]. Этот факт нашел свое подтверждение и в ходе рус- ско-иранской конфронтации (1826-1828 гг.), когда персидский предводитель Гассан-хан хотел сравнять с землей Эчмиадзинский монастырь, советники ему напомнили, о том, что даже «русские два раза побывав в Эриванском ханстве и оба раза потерпев поражение, при отходе, никогда не оскорбляли магометанской свя- тыни» [ЦГА РСО-А. Ф. 290: 23]. Императив толерантности являлся главенствую- щим и при формировании внутренней политики Им- перии в процессе Кавказской войны (1817-1864 гг.). Не смотря на то, что главным ее лозунгом была «борьба за веру», уважительное отношение к исламу со стороны России не менялось. Хотя многие исследователи до сих пор считают политику государства XIX в. «антиислам- ской». Одним из них является профессор Тель-авив- ского университета М. Гаммер, который в своих трудах неоднократно заявляет, что такая политика «грозила кавказским народам потерей своей самобытности». Однако автор иногда противоречит сам себе, иногда давая фактам оценочные суждения. Так, в своей работе «Muslim Resistance to the Tsar: Shamil and the Conquest of Chechnia and Daghestan», он вынужден был отме- тить: «...даже в ходе ожесточенных сражений мечети оберегались русскими войсками» [Hammer, 1994: 88, 112, 267]. Об отношении к мусульманству в период становле- ния «российского владычества» на Северном Кавказе говорит и такой факт, что самая большая мечеть в ауле Герменчук была построена на деньги, выделенные А.П. Ермоловым [Блейх, 2017: 187]. image В процессе Кавказской войны поиск противодей- ствия религиозному фанатизму побуждал российских чиновников делать упор на традиционализм, осно- ванный на стереотипах функционирования «туземных обществ» [Блейх, 2009: 289]. Этот способ, как предпола- галось, должен был создать некое препятствие на ис- пользование исламской веры в антирусских целях, од- нако он ни в коей мере не был направлен против самой религии. При этом создавались взвешенные и весьма сдержанные подходы, так как цивилизационные преимущества в ходе длившейся конфронтации в регионе имели большое значение. Повышенный же интерес к религиозному фана- тизму во второй половине XIX в. со стороны царских чиновников наблюдался в областях, которые входили когда-то в имамат Шамиля и служили главными зона- ми военных действий. В этом аспекте особо отметим чеченские племена, проживающие в нагорной полосе. Менее восприимчивыми к антирусской пропаганде оказались кабардинские общества. Этот факт также нашел отображение в российской конфессиональной политике, проводившейся на Северном Кавказе [Хачи- догов, 2015: 67]. Однако на возникшую политическую ситуацию оказывали влияние не только внутренние, но и внеш- ние факторы. «Риск религиозных противоречий был обусловлен не столько идеологическими столкнове- ниями двух конфессий - христианской восточно-евро- пейской) и мусульманской (восточно-исламской), но- сившими ранее антагонистический характер, сколько доктринальными расхождениями в самом исламе», - отмечает исследователь Р.М. Гичибекова [Гичибекова, 2012: 72]. В среде мусульман Восточного Кавказа они появи- лись благодаря влиянию Ирана, где был распространен шиизм, а Западный Кавказ оказался под воздействием Османской империи, благодаря которой утвердился суннизм. Сунниты и шииты обвиняли друг друга в не- соответствии «древним установлениям Мухаммеда» [Блейх, 2015: 3-7]. Шииты считали неправильной прак- тику учета «мнения общинников» по поводу религиоз- ных отправлений и отдавали пальму первенства при принятии таких решений духовному вождю (имаму), считая его «глашатаем непогрешимой мудрости выс- шей религиозной власти». Сунниты же, в свою очередь, считали шиитов «экстремистами и провокаторами». Вследствие этого идеологического раскола в исламе су- ществовала вероятная опасность общерегионального конфликта, что отмечал французский писатель А.Дюма при посещении Кавказа в 1858 г. Он писал, что из-за религиозных противоречий исповедующие суннизм и шиизм «ненавидят друг друга так искренне и глубоко, как в XVI в. католики и гугеноты» [РГАДА. Ф. 1406: 287]. Однако и между самими суннитами сложилось разде- ление на ханифатский и шафиитский мазхаб. Привер- женцами первого направления являлись адыги, аба- зины, балкарцы, кабардинцы, ногайцы, туркмены, черкесы, адептами второго - дагестанские народы, че- ченцы, ингуши. Как видим, продвижение Российской империи на Северный Кавказ в ареалы с мусульманским насе- лением осуществлялось при помощи самой религии. В этом аспекте нельзя не упомянуть мухаджирство, возникшее вследствие агитации Турции в 60-х гг. XIX столетия, до сих пор являющееся предметом дис- куссий. Вопреки заверениям османских властей о якобы обеспеченной жизни, иммигранты столкнулись с за- претами на использование родного языка и своей куль- туры, т.е. невозможностью своего духовного развития. В результате оказались обезличенными, лишились своей этнической принадлежности, даже отправле- ние религиозных обрядов должно было совершаться image ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 07.00.02 на турецком языке. С этой целью во все мечети кав- казской диаспоры направлялись представители мест- ного духовенства. С течением времени многие имми- гранты осознали, что их статус в христианской России был намного выше, чем в мусульманской Порте [ЦГА РСО-А. Ф. 290: 32], так как в последней всегда учитыва- лись этнические и религиозные факторы, особое вни- мание обращалось на духовность горских народов. Имперская власть взяла курс на развитие мусуль- манского образования. Весьма поощрялось открытие новых мектебе (средних) и медресе (высших) духов- ных учебных заведений. В итоге к концу XIX столетия на Кавказе их числилось более 2 тысяч. Однако они рас- полагались неравномерно: 47% находилось в восточ- ных областях края и лишь 3% приходилось на западные области [Хачидогов, 2015: 67]. Поэтому проводимая Россией просветительская политика нуждалась в суще- ственном реформировании. Мектебе являлись образовательными учреждения- ми начальной ступени. Для их открытия не нужно было официального разрешения, а только наличие учеников и желания учителя. Поэтому они были в каждом ауле. Медресе являлись учебными заведениями высшего по- рядка и потому существовали только в крупных горо- дах. Важным недостатком образовательной политики было то, что в вышеупомянутых учебных заведениях зачастую преподавателями являлись эмиссары из му- сульманских стран (Турции, Афганистана, Ирана), за- частую культивирующие антирусский настрой среди молодых людей, что, естественно, приводило к сепа- ратизму. Однако такие учебные центры со временем не стали пользоваться спросом у населения, и лишен- ные всяческой финансовой поддержки со стороны го- сударства, они постепенно стали исчезать. Но говорить о том, что существовал в целом запрет на учреждение и функционирование духовных учебных заведений, было бы неверно. Более того, вся богословская литература стала пе- реводиться на русский язык и языки этнических групп (полностью арабский язык, являющийся доминантным при преподавании духовных дисциплин, был ликвиди- рован после 1917 г.). Параллельно классическим мечетьским, повсемест- но в крае стали открываться государственные «казен- ные» школы, в которых также обучали основам ду- ховного вероучения. При этом в областях, где имелась поликонфессиональность (например, в Ставрополье, Осетии), в школах преподавался Закон Божий и Ис- лам (по выбору). Что интересно, право преподавания принципов мусульманства было предоставлено рези- дентам от самого населения, имеющих духовный сан. Такие школы являлись объектами административного наблюдения. Уважительно относились в Российской империи и к традиционным исламским институтам, одним из ко- торых явился обычай хотя бы раз в жизни совершить хадж (паломничество) в Мекку с целью поклонения image «гробу пророка Магомета». Для желающих посетить мусульманские святыни создавались все условия: вы- делялась помощь от казны, имелись специально обору- дованные «паломнические пароходы» со всем необхо- димым «для господ совершения хаджа». В случае если отдельные паломники по святым местам возвращались на Родину с антирусскими настроениями, их отслежи- вало Министерство внутренних дел, но в целом на па- ломничество правоверных запрет не устанавливался. Также поощрялось строительство новых мусуль- манских храмов. Для их застройки использовались добровольно собираемые населением пожертвования. Из своей среды общины выбирали себе и духовных на- ставников. Администрация в эти решения не вмеши- валась, поэтому «приговоры горских обществ» обычно не встречали препятствий [ЦГИА РГ. Ф. 229: 47]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Главным атрибутом «исламского ренессанса» яв- ляется упрочение основ мусульманской конфессии в XIX столетии. Оно стало возможным лишь после вхождения северокавказских народов в правовое и со- циокультурное поле России. Этого не смогли добиться за вышеназванный период в мусульманских районах России заинтересованные зарубежные страны. Вслед- ствие правильно проводимой конфессиональной поли- тики Империи на Северном Кавказе, исламизация на- селения стала возрастать, причем даже в тех областях, которые до инкорпорации были подвержены данному процессу весьма поверхностно. Признаками же «ис- ламского ренессанса» в теле Империи являлись леги- тимность исламских классических институтов, беспре- пятственное отправление религиозного обучения. Консолидация основ вероучения предпринималась русскими властями преимущественно для «повышения гражданственности и нравственности» на западных и восточных окраинах, однако на последних цивили- зационное тяготение было более ярко выражено. Про- водившаяся на Северном Кавказе реорганизация в эко- номико-политической и социально-духовной сферах способствовала укоренению авторитета ислама в жиз- ни иноэтнического общества, содействовала мусульма- низации горцев. Мусульманская вера вследствие этого упрочила свои позиции, постепенно обретая конструктивные для эволюционной целостности российской государствен- ности резервы. Она перестала играть агрессивно-не- гативную роль, трансформируясь на северокавказской периферии в элемент общегосударственной консоли- дации. Однако многие российские прожекты по апгре- йду Северокавказского края остались только на бумаге. Коснулось это и отношения к исламу, в результате чего у современных политиков и ученых осталось много за- гадок. Поэтому мусульманский вопрос и сегодня стоит в центре внимания и требует выработки более взве- шенного решения исламской проблемы.
×

About the authors

Nadezhda Oskarovna Bleich

North Ossetian State University K.L.Khetagurov

Email: nadezhda-blejjkh@mail.ru
Doctor of Historical Sciences, Professor Vladikavkaz, Republic of North Ossetia - Alania

References

  1. Арапов Д.Ю. Мусульманский мир в понимании правительства Российской империи // Вопросы истории. 2005. № 4. С. 13-18. [Arapov D.Yu. The Muslim World in the Perception of the Tops of the Russian Empire. Voprosy istorii. 2005. № 4. Р. 13-18.]
  2. Блейх Н.О. Социокультурная парадигма становления просветительства на Северном Кавказе: монография / Н.О. Блейх, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Северо-Осетинский гос. ун-т имени К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2009. 214 с. [Blejh N.O Socio-cultural paradigm of the formation of enlightenment in the North Caucasus: monograph / N.O. Bleikh, Federal’noe agentstvo po obrazovaniyu, Severo-Osetinskij gos. un-t imeni K.L. Hetagurova. Vladikavkaz, 2009. 214 p.]
  3. Блейх Н.О. Проблемы мусульманского образования сквозь призму истории // Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 2 (45). С. 3-7. [Blejh N.O. Problems of Muslim education through the prism of history. Psihologiya. Sociologiya. Pedagogika. 2015. № 2 (45). Р. 3-7.]
  4. Блейх Н.О. Начало становления просветительства на Северном Кавказе (первая половина XIX в.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. №5-1(43). С.37-39. [Blejh N. The beginning of the formation of enlightenment in the North Caucasus (first half of the XIX). Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. №5-1(43). Р.37-39.]
  5. Блейх Н.О. Исторические вехи становления и развития просветительства на Северном Кавказе в русле российской цивилизационной политики. Москва, 2017. Т. 1. 265 с. [Blejh N.O. Historical milestones of the formation and development of enlightenment in the North Caucasus in line with the Russian civilizational policy. Moscow, 2017. Vol. 1. 265 p.]
  6. Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения. Симферополь, 1881. 213 с. [Gasprinskij I. Russian Islam. Thoughts, notes and observations. Simferopol, 1881. 213 p.]
  7. Гичибекова Р.М. Некоторые особенности самодержавия в отношении ислама на Кавказе // Научное обозрение. Махачкала, 2012. Вып. 51. С. 72-78. [Gichibekova R.M. Some features of autocracy in relation to Islam in the Caucasus. Nauchnoe obozrenie. Makhachkala, 2012. Vol. 51. Р. 72-78.]
  8. Обозрение исторических сведений о Своде законов Российской империи. Изд. 2. СПб.: Типография 2 Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1837. 204 с. [Review of historical information about the Code of Laws of the Russian Empire. Ed. 2. SPb.: Tipografiya 2 Otdeleniya Sobstvennoj E.I.V. Kancelyarii, 1837. 204 p.]
  9. РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Ф. 1406 [Фонд генерала А.П. Ермолова]. Оп. 1. Д. 313. Л. 287. [RGADA (Russian State Archive of Ancient Acts). F. 1406 [Fond of General A.P. Yermolov]. Op. 1. D. 313. L. 287.]
  10. РГИА СПб. (Российский государственный исторический архив Санкт-Петербурга). Ф. 1268 [Кавказский комитет]. Оп. 1 Д. 545. Л. 5-16. [RGIA St. Petersburg. (Russian State Historical Archive of St. Petersburg). F. 1268 [Caucasian Commit- tee]. Op. 1. D. 545. L. 5-16.]
  11. Хачидогов Р.А. Российская политика в области мусульманского образования конца XIX - начала ХХ веков на Северном Кавказе // Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 7. № 5. Ч. 1. 2015. С. 67-72. [Khachidogov R.A. Russian policy in the field of Muslim education of the late 19th - early 20th centuries in the North Caucasus. Istoricheskaya i social’no-obrazovatel’naya mysl’. Vol. 7. № 5. Part 1. 2015. Р. 67-72.]
  12. ЦГА РСО-А (Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания). Ф. 290 [Управление начальника Владикавказского военного округа]. Оп. 19. Д. 2. Л. 23-56. [TsGA RNO-A (Central State Archive of the Republic of North Ossetia - Alania). F. 290 [Management of the Head of the Vladikavkaz Military District]. Op. 19. D. 2. L. 23-56.]
  13. ЦГИА РГ (Центральный государственный исторический архив Республики Грузия). Ф. 229 [Канцелярия наместника на Кавказе по военно-народному управлению. 1883-1908 гг.]. Оп. 1. Д. 1078. Л. 47. [TsGIA WG (Central State Historical Archive of the Republic of Georgia). F. 229 [Office of the governor in the Caucasus for the military-national government. 1883-1908]. Op. 1. D. 1078. L. 47.]
  14. Hammer M. Muslim Resistance to the Tsar: Shamil and the Conquest of Chechnia and Daghestan. London, 1994. Р. 512.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies