POSITIVE HISTORY OF RUSSIA. IDEALISTIC APPROACH


Cite item

Full Text

Abstract

The aim of the article is to substantiate the possibility of creating a positive history on the basis of the theoretical and methodological provisions of the idealistic approach. By positive history, the article refers to the great and tragic truth of Russian history and understanding of the idea, fate, destiny, and ways of Russia and its people.The basis of both positive and negative history is the evaluation of historical facts, which are determined by the theory that the historian is guided by when interpreting them. As a rule, the historical actions of people committed on the basis of the goals and motives of one world outlook, from the point of view of other world perceptions, are assessed as negative. The history created by the people, who proceeded from the communist idea in their actions, will be negative from the liberal and vice versa, since these are antagonistic worldviews. In order to properly understand and interpret the events of the past, it is necessary in their assessment to proceed from the ideological norms followed by the actors of historical action. That’s the idealistic approach to past events. Russian history, written from its position, is the natural result of the ideological and creative activity of the Russian people.The key events of Russian history interpreted from the standpoint of an idealistic approach appear as a result of the ideological struggle that has been fought over the course of several centuries in the minds of the Russian people. As a result of this struggle in 1917, the Orthodox worldview gave way to a communist one. From the standpoint of an idealistic approach, this is a struggle for a better future for the country and its people, which was fought by people with different ideological positions. The intransigence of ideological positions determined the uncompromising nature of this struggle. The tragedy of such a story is that on both sides people sacrificed themselves and others for differently understood ideals of the future Russian state and society.Thus, based on the theoretical and methodological provisions of the idealistic approach, a positive explanation of the main historical events of national history becomes possible.

Full Text

Под позитивной историей понимается не столько положительная и уж тем более не сусальная и пригла- женная сказка-миф, а великая и трагическая правда в ее русском понимании об идее, судьбе, предназначе- нии и путях России и ее народа. Целью статьи является обоснование возможности создания такой истории с позиций идеалистического подхода. ПОЗИТИВНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Почти каждое государство стремится иметь хоро- шую историю, это дало основание профессиональным историкам для утверждения о том, что национальные истории идеологизированы, поскольку они пишутся по заказу власти и искажают факты в угоду политиче- ской конъюнктуре. В этом есть доля правды. Однако говорить о том, что всякая власть стремится иметь хо- рошую историю неправомерно. Например, большеви- ки, придя к власти, заменили положительную царскую историю на отрицательную, и весь досоветский период оказался, в общем-то, отрицательной историей, а поло- жительная начиналась только в советскую эпоху. image Зачем коммунистам потребовалась отрицательная история? Тому было несколько причин. Первая, заклю- чалась в том, что предыдущая история трактовалась как история угнетения народа, и должна была оттенять социально-политические и экономические успехи со- ветского народа. Вторая, была обусловлена стремлени- ем к неуклонному следованию тем оценкам, которые давались основоположниками коммунизма рабовла- дельческой, феодальной и капиталистической формациям, а они были отрицательными. Третьей причиной была национальная политика. Объявив царскую Рос- сию тюрьмой и угнетательницей колонизированных народов, большевики отказывались от исторической преемственности в области национальной полити- ки царского правительства, осуждали ее и создавали прочный фундамент для нормальных и равноправных отношений всех народов и наций в рамках созданного СССР. Это было мудрое решение - пожертвовать несу- ществующим прошлым ради реального положительно- го настоящего. В этот же период в эмиграции создается проти- воположный образ прошлого, где дореволюционный период оценивается в основном положительно, а со- ветский - отрицательно [История российского зару- бежья, 2004]. К 1985 г. советский народ имел огромную по време- ни отрицательную дореволюционную историю и до- вольно большой, 70-летний позитивный исторический период. Советская история была фактическим обосно- ванием и, одновременно, практическим подтвержде- нием верности марксистско-ленинской теории. Как известно, перестройка началась с открытия «историче- ской правды» о советском времени. Почти вся она была известна профессиональным историкам-марксистам и считалась неизбежным следствием отдельных оши- бок первостроителей коммунизма. Однако собранные и проанализированные с либеральных позиций факты представили советскую историю исключительно в не- гативном виде. Оказалось, что история Советского Со- юза была ложной и коммунистическая теория не под- тверждалась историческими фактами, а значит, и сама теория является ложной. Это был тот сильнейший удар по теории коммунизма, который, в конце концов, при- вел к падению власти Коммунистической партии и рас- паду СССР. В результате перестройки к власти пришли либе- ралы, и либеральное мировоззрение как система идей, в основе которой лежит свобода, на некоторое время стала господствующей. Власть и общество начали стро- ить новую жизнь на либеральных основах. Естественно, что невозможно строить либеральное будущее, имея положительное коммунистическое прошлое. Поэтому оно было объявлено ложным и фальсифицированным. Новое прошлое начали строить на основе импорт- ных либеральных концепций - сначала цивилизаци- онной, а затем и модернизационной. Истории, напи- санные с их позиций, оказывались отрицательными. Этому есть объяснение. Поскольку главной ценностью либерализма является свобода, то ее поиск, станов- ление и утверждение становится критерием оценки исторического события. Однако русский народ в сво- их исторических действиях, кроме короткого периода в 1917 г. и в постперестроечной России, не руковод- ствовался идеями свободы. Отчетливо в российской и советской истории прослеживаются идеи справед- ливости, коллективизма, любви к Родине и другие. Это хорошие и благородные, на наш взгляд, идеи, но среди них нет идеи свободы. Историк может быть патриотом, искренне любящим страну и народ, но поскольку он смотрит на прошлое сквозь призму либеральных идей, то ничего положи- тельного там не находит. И как любящий сын Отечества делает горький, но закономерный вывод, что народ у нас негодный и история наша отрицательная. Нача- ло такому взгляду положил еще П.Я. Чаадаев: «Снача- ла - дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, - такова печальная история нашей юности… Эпоха нашей социальной жизни, соответствующая этому возрасту, была заполнена тусклым и мрачным существованием, лишенным силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягча- ло, кроме рабства» [Чаадаев, 1987: 37]. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИСТОРИЯ Мировоззрение - есть всеобщая теория мира, ко- торая начинается с представлений об устройстве Все- ленной и заканчивается конкретными предметами, например, теорией атома. В основе любого мировоз- зрения лежит одна или несколько главных идей. На- пример, в основе религиозного мировоззрения - идея Бога. В основе научного мировоззрения - идея объ- ективно существующего мира, саморазвивающегося по присущим ему законам. image Главные идеи мировоззрения определяют все остальные теоретические конструкции, включая исто- рические. Прошлое входит в картину мира человека, и поэтому каждое мировоззрение стремится создать свой образ минувшего. Образ прошлого строится на основе главных мировоззренческих идей, поэтому при смене мировоззрений меняется и образ прошлого. Вспомним,чтокогданасменуправославиюпришелком- мунизм в качестве мировоззрения, тут же переписали историю. То же самое произошло в конце прошлого века, при смене коммунизма на либерализм. Главные исторические факты, созданные в рамках иного мировоззрения, обычно не признаются годными для создания нового образа прошлого, второстепенные факты могут использоваться для написания историй с позиций нового мировоззрения, если они не проти- воречат данному мировосприятию. Поскольку мировоззрение является предельной теоретической системой, то оно становится основой здравого смысла и определяет очевидные, с позиций данного мировосприятия, вещи. Когда современный историк хочет быть объективным и не желает придер- живаться никакой идеологии, то и в этом случае он не перестает руководствоваться теорией. Руководству- ясь здравым смыслом, он будет создавать свою исто- рию с точки зрения господствующего в данный момент мировоззрения. Это будет история, написанная с идей- ных позиций доминирующего в обществе мировоззре- ния, а не какая-то, свободная от теории, история. Ни- чего, кроме отражения банальностей своего здравого смысла в такую историю историк заложить не сможет, но и читатель там не найдет ничего, кроме этих баналь- ностей. Поэтому объективистские истории ничего кро- ме смертельной скуки у читателя не вызывают. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ Важнейшую роль в создании образа прошлого игра- ет конкретно-историческая теория. К таким теориям относится исторический материализм, теория циви- лизаций, новая историческая наука (школа Анналов), теория модернизации и другие. Иногда они являются частью более широкой теории общества. Историческая теория - это идеальное представ- ление о прошлом человечества. Это способ представ- ления в доступной человеческому сознанию форме многообразного прошлого, путем его обобщения, упрощения, выделения главного и других методов соз- дания убедительного образа минувшего. Она содержит в себе и набор методов, с помощью которых допускает- ся строительство образа прошлого. Этот набор посто- янно расширяется. Сначала это был опрос свидетелей события, потом чтение документов и свидетельств, се- годня в него включены методы исторического, источ- никоведческого и историографического анализа, а так- же методы других наук, например - радиоуглеродный метод, количественные методы, семиотический и дис- курсивный анализ, контент-анализ и др. ИДЕЯ И ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА ИСТОРИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ Главная причина истории - человеческое творче- ство. Оно заключается в том, что человек создает но- вую идею преобразования окружающего его мира. Эта идея - основное творческое действие, без нее невоз- можно все остальное. После того как идея создана, она осуществляется человеком во внешнем мире при по- мощи деятельности, которая может быть очень разноо- бразной. Это и труд, и убеждение других людей сделать задуманное творцом, это и насилие над другими людь- ми, использование различных механизмов, машин, приспособлений. Арсенал воплощения идей в жизнь стремительно расширяется. Что дает нового исследователю понимание идеи как главной движущей силы истории? Прежде всего, такой подход ставит в ее центр человека, а не внешние фак- торы и силы. Человек становится подлинным творцом своей истории. Поскольку главной движущей силой истории в иде- алистическом подходе является идея, то изучение и со- здание истории надо начинать с изучения тех идей, ко- торыми руководствовались люди в своих исторических действиях. Комплексы этих идей в форме мировоззре- ния лежат в основе действий больших масс людей, соз- дают социальные общности, народы, нации, цивилиза- ции, социальные формы. Обычно каждая полноценная мировоззренческая система создает не только устойчи- вые формы поведения и социальные группы людей, но и формирует свою этику, способ мышления и логику. Именно поэтому понять действия людей можно, только поняв то мировоззрение, которым они руководствова- лись в своих действиях. Чаще всего о действиях и поступках людей в исто- рии судят с позиции сегодняшней мировоззренческой ситуации, и обычно выходит, что наши предки были людьми недалекими, руководствующимися ущербны- ми этическими нормами, поскольку они не следовали нынешним нормам морали. Они были суеверными, ве- рили в потусторонние силы и совершали много ошибок. Если же подойти к оценке и интерпретации историче- ских событий с позиций идеалистического подхода, т.е. исходя из господствующего в историческую эпоху ми- ровоззрения, то окажется, что подавляющее большин- ство людей действовало рационально и умно. Оцени- вать это поведение как ошибочное неправомерно. ПОЗИТИВНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ Позитивная - это такая история, которая создает об- раз прошлого, представляющий собой последователь- ное созидательное движение русского и других наро- дов, населявших территорию нашей страны, к лучшей жизни, так как они ее понимали в период своей жизни (напр., см.: [Герасимов, 2019]). Ее теория - идеалисти- ческий подход, в основе которого лежит творческая деятельность человека как основы и двигателя исто- рического развития. История, рассмотренная с таких позиций, предстает как результат создания, усвоения и претворения в жизнь идей, созданных человеческим разумом. Следовательно, она разумна. image Традиционно история, совершаемая с позиций иного мировоззрения, рассматривается как ошибочная [Личман, 2016] , идеалистический подход считает, что это неправильно. Оценивать действия того или ино- го исторического деятеля критериями сегодняшнего дня нельзя, поскольку он не знал о них, современные идеи не разделял и им не следовал. Как нельзя судить человека по законам будущего, о которых он не ведал и знать которые, конечно, не мог, точно также нельзя судить о действиях человека с тех мировоззренческих позиций, которых в прошлом просто не существовало. Максимум, что может историк, это дать оценки с позиций тогдашнего господствующего в обществе мировоззрения. Однако в этом случае большинство действий исторических деятелей оказывается пра- вильными. Обычно предков мы осуждаем за то, что они действовали не так, как это сделали бы мы, сегод- няшние, исходя из нынешних взглядов, мировоспри- ятия и опыта. Конечно, если оценивать действия царя с позиций марксизма, то он ретроград, глава класса угнетателей и преступник, а вот Русской православ- ной церковью Николай II причислен к лику святых. Два диаметрально противоположных подхода рожда- ют антагонистические оценки личности последнего русского царя. ДОПЕТРОВСКАЯ РОССИЯ Российская история с позиций идеалистического подхода предстает как закономерный результат идей- но-творческой деятельности русского народа. В допе- тровский период православие было господствующей мировоззренческой системой, определявшей все сто- роны жизни, быта, развития страны и народа. Лишь с позиций сегодняшнего материалистического рацио- нализма средневековая Русь кажется сонной и недви- жимой, застывшей в своем развитии. Сегодня часто ищут в той Руси зачатки наук, и напрасно. Они были неинтересны русскому православному человеку. Народ жил напряженной духовной жизнью, и эта жизнь была прекрасна, об этом мы узнаем из жи- тий русских святых (см.: [Ключевский, 2003; Лихачёв, 1970]). Творя добро и любовь, они удовлетворяли свои духовные потребности и получали недоступное нам высшее удовлетворение, несравнимое ни с каким ге- донистическим наслаждением. Однако путь правед- ника труден и многосложен, получение же материаль- ных удовольствий просто, дешево и легко, в сравнении с удовольствиями духовными. Поэтому когда русский человек столкнулся с рационалистическим Западом, уже вкусившим удовольствий, получаемых от матери- альной жизни, то соблазнился ими и постепенно пошел по западному пути. Этот выбор был сделан не народом, а его элитой, но и ее вряд ли можно осуждать, потому что власть ока- залась перед трудной дилеммой - либо сохранение православия во всей его чистоте, либо заимствование чуждых вещей, практик и идей для сохранения главной ценности - веры православной. ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ Выбор был труден, но царь Петр I его сделал. На при- мере этого мировоззренческого поворота отчетливо видно, что в этой истории нет правых и виноватых. Все стремились к лучшему для своей страны и своего наро- да, но только пути к этому лучшему вели диаметрально противоположные. И каждый из них, и петровский - реализованный в истории, и другой, нереализован- ный - сохранение в православной чистоте нравов, об- раза жизни и порядков, были непростыми. Хорошего, счастливого, безболезненного выхода не было. Любой вел к насилию и страданиям народа. В этом неизбыв- ный трагизм русской истории. Ведь потеряй мы неза- висимость и стань, вследствие военно-технической слабости, колонией Запада, нас ожидала участь амери- канских индейцев. Можно только спорить, больше бы мы потеряли народа, чем в ходе петровских войн и ре- форм, или меньше. Трагизм петровских реформ еще и в том, что, пойдя на частичные уступки, попытались сохранить право- славие, но, как говорят в народе: «коготок увяз - всей птичке пропасть». Сначала импортировали вещи, во- оружение, оборудование, но вскоре выяснилось, что они не могут быть усвоены без постижения западного мировоззрения, научных знаний и идей, их создавших [Алексеева, 2007: 91-92]. А это возрожденческие и про- свещенческие идеи - гуманистические, секулярные и антихристианские. Первоначально их усвоил выс- ший слой российской элиты, учившийся в Европе, либо у европейских учителей и гувернанток. Как результат - к началу XIX в. элита в большинстве своей оказалась и прозападной, и антиправославной. Декабристы - яр- кий тому пример. Это первое столкновение новой, про- западной идейной политической оппозиции и власти. В нашей историографии принято вставать на ту или иную сторону: если декабристы хороши, то царь плох; либо наоборот (напр. см.: [Корф, 1848; Нечкина, 1933]). Но в этой истории, как и почти во всей российской исто- рии, нет хороших и плохих. Обе стороны хотели стране и народу лучшей доли, только пути к ней они видели разные. Обе стороны готовы были пожертвовать собой ради счастья и процветания Родины и народа, только идеи того, как этого достичь были различными. Россия разделилась - наверху в основном секуляр- ная, рационалистическая элита, внизу православный народ, и над всем этим русский царь, правящий толь- ко благодаря санкции православия и церкви. Стоит царя или церковь тронуть, страна, государство, народ рассыпаются, и наступает очередная смута. Весь XIX в. власть пыталась найти возможное соотношение запад- ного рационализма и православной веры. Но сказано в Нагорной проповеди: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» [Еванге- лие от Матфея: 6:24]. РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ Поиск наименьшего зла был постоянной заботой власти. Понимали, что без наук нельзя, но они проти- воречили православию, и их распространение подры- вало основы веры и власти. Но без науки и техники не- возможно производственное, экономическое, военное развитие, поэтому с их распространением мирились, как с неизбежным злом. image Многие русские цари, особенно в молодости, греши- ли либерализмом, но заканчивали свое правление поч- ти всегда реакционерами. Они понимали, что свобода, наука, рационализм ведут к упадку веры и ослаблению власти, за которой последует распад страны и смута. Наиболее далеко зашел Александр II. Проведя глубокие либеральные реформы, он подошел к той черте, за ко- торой неизбежно со временем следовало крушение православного царства. Контрреформы Александра III на время оттянули неизбежный крах, но предотвратить его уже не могли. Во второй половине XIX в. западные политиче- ские идеи сформировали политическую оппозицию - либеральную и социалистическую. Обе стороны - и оп- позиция, и власть еще верили в свои идеи, поэтому вели ожесточенную борьбу. Ради осуществления идей свободы и справедливости, ради лучшей доли для на- рода и страны революционеры начали террор в отно- шении представителей власти, шли на каторгу, жерт- вовали своими жизнями. Защитники режима заточали революционеров в темницы, некоторых казнили. При этом у каждой стороны своя правда, и чистая совесть. Потому что нет единой правды и единой морали в ми- ровоззренчески расколотом обществе - у христианина и революционера они разные, и это позволяет обеим сторонам во имя спасения страны или счастья народа лить кровь и сеять смерть. Это трагическая история, но это не история подло- сти, обмана или глупости. Это история самопожертво- вания, чести, верности долгу и идее. С обеих сторон. Почитайте советскую историю, и вы увидите героизм и жертвенность революционеров. Почитайте монархи- ческих авторов, и вы найдете тот же героизм и жерт- венность защитников веры, царя и Отечества. Просто они боролись за разно понимаемое счастье народа и будущее государства. Часто приходится слышать утверждение, что на той или иной стороне были предатели, карьеристы, сади- сты. Да, были, но везде их было меньшинство. А боль- шинство - искренние герои своего Отечества и народа. Это позитивная история. О ПАЛАЧАХ, ЖЕРТВАХ И ВОЙНЕ В нашей историографии много и справедливо пи- шут о множестве жертв, безвинно убиенных, их судь- бы изучают, исследуют, им ставят кресты и памятные знаки. Однако мало внимания уделяется трагической фигуре палача. Тем, кто расстреливал, вешал. Убийство, особенно безоружных и беспомощных, - это античело- веческое и противобожеское дело. Нужно быть очень убежденным в своей правоте, чтобы без последствий для собственной совести и психики убивать людей, особенно соотечественников. Попытки и коммунистов, и их идейных противников доказать, что в репрессиях участвовали морально ущербные люди, несостоятель- ны. И с той, и с другой стороны действовали в большин- стве своем убежденные сторонники идеи. История показывает, что проще всего льется кровь во имя великой идеи, и чем больше идея, тем больше крови. И чем прекраснее идея, призванная осчастли- вить все человечество, тем больше ради нее будет уби- то людей. В этом злая ирония истории особенно видна. Больше всего людей поубивали во имя христианской любви, коммунизма, свободы (либерализма), попыт- ки построить счастье собственного народа на костях остального человечества (фашизм). Убить во имя великой цели - значит очистить зем- лю от тех, кто мешает народу или всему человечеству прийти к великому счастью. Именно так поступали большевики до ХХ съезда КПСС, который заронил со- мнения в правильности их действий, когда было ска- зано, что убивали не врагов народа, а безвинных. Вот эта простая идея сократила масштаб репрессий, потому что коммунисты уже не были уверены, что поступают правильно, а сомневающийся лить кровь понапрасну не сможет. В застой и вовсе расстреливать перестали, - за границу высылали, ссылали в лагеря, а убивать вра- гов уже не могли. Чем больше сомневались в коммуни- стической идее, тем меньше было насилия. В перестроечные годы даже арестовать тех, кто вы- ступал против советской власти, уже не могли. Идея ис- сякла, а с нею иссякло и насилие, потому что нормаль- ный человек может его применять только ради великой идеи, просто так, из удовольствия кровь льет только садист и убийца, а их в народе единицы. Означает ли это, что именно великие идеи являют- ся причиной репрессий в истории? Такая связь опре- деленно прослеживается, однако убивают не только идейных противников, поэтому утверждать, что имен- но великие идеи являются главной причиной насилия в истории неправомерно, однако одной из причин они определенно являются. Надо ли в связи с этим отка- заться от поиска новых великих идей? Нет, посколь- ку невозможно запретить человеку создавать новые идеи, а кроме того, прекращение идейного творче- ства немедленно приведет к остановке общественного развития, поскольку именно творчество является его единственной причиной. Прекратив развиваться, мы не остановим насилие, потому что оно, нравится это нам или нет, является универсальным инструментом решения многих проблем, и идейные разногласия - лишь одна из них. Многие позитивные страницы российской истории посвящены войнам, в которых наш народ проявил свои лучшие качества защитника, христианина, готового положить «душу свою за други своя». Великая Отече- ственная война, в которой СССР потерял 27 миллионов человек, - наш величайший подвиг, до сих пор объеди- няющий нас в единый народ. История этой войны - без сомнения позитивная история. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КРИЗИС И РЕВОЛЮЦИИ НАЧАЛА ХХ В. История России, рассмотренная с позиций идеали- стического подхода, предстает картиной непрерывного творчества по созданию, поддержанию и сохранению громадной страны, поиску путей ее развития. Основное противоречие эпохи на рубеже XIX и XX в. - это противоречение между набравшим кри- тическую массу западным рационалистическим миро- воззрением и православием. Западное мировоззрение в российском обществе сформировало несколько социально-политических концепций, главными среди них были - либеральное и коммунистическое. Православное мировоззрение сформировало доктрину официальной народности: «православие, самодержавие, народность», а также ряд направлений консервативной идеологии. image Поскольку эффективность и конкурентоспособ- ность идей проверяется в объективном мире, то преи- мущество было за европейским рационализмом, на ос- нове которого развивалась экономика, наука, техника, технологии, вооружения, армия, улучшался быт и усло- вия жизни. Западные идеи господствовали в сознании образованной части населения, сформировав социаль- но и политически активное оппозиционное меньшин- ство. Этих людей было относительно немного на фоне многомиллионной массы формально православного народа, однако это меньшинство было готово на актив- ные действия, а многие были готовы идти и на жертвы ради реализации своих идей. Они готовили револю- цию, вели антиправительственную пропаганду, орга- низовывали митинги и покушения на представителей царской администрации, за это арестовывались, ссыла- лись, некоторых казнили. Несмотря на то, что материальное и организацион- ное преимущество было на стороне власти, оппозиция оказалась сильнее, потому что ее сторонники, несмотря на их малочисленность, были готовы убивать и умирать за свои идеи, а их противники все меньше были спо- собны на подобные действия. Уже в годы первой рус- ской революции армия и флот заколебались, несколько частей перешло на сторону восставших. Волнениями была охвачена огромная территория. Правительство уже не могло массированно использовать имеющуюся у нее силу из опасения, что войска перейдут на сторону восставших. В 1917 г., когда народ под влиянием военных неудач окончательно разочаровался в самодержавии, тогда вчерашние крестьяне, а ныне солдаты петроградского гарнизона, перешли на сторону восставших рабочих. Власть в столице пала, царь, не поддержанный арми- ей, отрекся от престола. Православная церковь в лице ее высших иерархов приветствовала переход власти к Временному правительству. И в этом кульминацион- ном для российской истории моменте мы тоже видим, как массы людей действуют в соответствии с теми иде- ями, которые им кажутся верными. Солдаты не преда- ют защищаемых ценностей и идеалов, они у них просто меняются, поэтому они начинают действовать в соот- ветствии с новыми ценностями, в которые начинают верить под влиянием как ухудшающегося положения на фронте, так и антиправительственной пропаганды. ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО Март-октябрь 1917 г.- это время участия в политике многомиллионных масс трудящихся. Несмотря на то, что в выступлениях участвовали сотни тысяч воору- женных солдат и рабочих, насилия было относитель- но мало. Гигантские массы людей переходили с одной политической позиции на другую не под воздействием силы или угрозы силой, а исключительно под влияни- ем более убедительных идей. Сразу после свержения самодержавия наибольшей популярностью в народе пользовались марксистские идеи меньшевиков и нео- народнические - эсеров. Гораздо меньше сторонников имел либерализм кадетов. Большевики первоначально поддерживали меньшевистские идеи и следовали их политической практике. Лишь в апреле В. Ленин выра- ботал оригинальную политическую линию поведения большевиков. По мере того, как либерализм Временного прави- тельства показывал свою беспомощность в решении насущных проблем воюющей страны, в нем все более разочаровывались широкие массы, которые и прежде поддерживали либералов только под влиянием более популярных меньшевиков и эсеров. Последние, разде- лив с либералами бремя власти в нелегкое для страны время, также не смогли ничего сделать ни для решения текущих проблем, ни для решения тех стратегических задач, которых от них ожидали массы трудящихся. Все это привело к разочарованию в идеях меньшевиков и эсеров в среде рабочих и солдат, к отказу им в поли- тической поддержке. В политических событиях марта-октября 1917 г. практически не принимали участия некогда многочис- ленные консервативные и промонархические силы. Их идеи были девальвированы отречением царя и не на- ходили отклика в сознании масс. Занятая решением своих внутренних проблем, практически не оказывала влияния на происходящие изменения в обществе Рус- ская православная церковь. События 1917 г. - это закрепление в социально-по- литической действительности того глобального пере- ворота, который произошел в мировоззрении людей во второй половине XIX - начале XX в. В сознании политически активного меньшинства победил раци- онализм, который и являлся источником активности этого меньшинства. Подавляющее большинство наро- да еще руководствовалось в своих действиях религи- озным мировоззрением, но поскольку оно не давало убедительных рецептов по решению насущных эконо- мических и социально-политических проблем, то это большинство пребывало в политической апатии и либо пассивно наблюдало за ходом событий, либо очень сла- бо рефлексировало на них. 1917 г. - это кульминация напряженной идейной борьбы, два столетия шедшей в сознании русского на- рода, и это момент победы рационалистических идей над религиозными. В ходе этой борьбы мы наблюдаем, как огромные массы вооруженных и невооруженных людей, порвавших с прежними мировоззренческими основами, мечутся в поисках новых идей и идеалов. В этот период привлекательная идея, убедительно вы- сказанная мысль значили намного больше, чем оружие. С помощью слова социалисты останавливали военные части, шедшие на подавление революции, и обращали их в своих союзников. Главная борьба велась на миро- воззренческом уровне, в сознании людей, и ее, безус- ловно, выиграли социалисты и проиграли либералы. Исход борьбы зависел от позиции многомиллион- ных солдатских масс. Они еще способны были идти в бой и умирать в борьбе с внешним врагом, но уже определенно не были готовы воевать и рисковать жиз- нью ради Временного правительства. Сотни тысяч рабочих и солдат в столицах решали судьбу Российского государства. Остальная многомил- лионная масса в тылу и на фронте, потерявшая миро- воззренческие ориентиры, была готова поддержать победителя. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ image Если в Февральской революции главную роль сы- грали массы рабочих и солдат, то в Октябрьской круг активных участников сузился до борьбы активных за- щитников Временного правительства и сил, поддер- живающих большевистские Советы. Если на стороне первых было только несколько тысяч человек, гото- вых защищать правительство до первых выстрелов в их сторону, то на стороне вторых - десятки тысяч, большинство из которых были столь же неустойчивы, однако численно они абсолютно преобладали над про- тивником. В начале ХХ в. социализм как идея имел значитель- но более прочную и массовую социальную основу, чем либерализм, поэтому его победа в октябре 1917 г. не яв- ляется исторической случайностью. Если бы не прин- ципиальная позиция меньшевиков и эсеров, Советы могли взять всю полноту власти еще в феврале. Несмотря на то, что либералы получили в 1917 г. боль- шую часть власти, они не смогли с помощью государ- ственного аппарата осуществить свои теории и убедить политически активное меньшинство в легитимности своей власти. Не подтвердив действенности программ- ных идей, либералы обрекли себя на поражение. Та же участь и по той же причине постигла меньшевиков и эсеров. Будучи у власти, они оказались неспособны осуществить социально-политические и экономические концепции, которых от них ожидали народные массы. Победа и последующее 75-летнее правление больше- виков были обусловлены их решимостью реализовать социалистические идеи, невзирая ни на какие объек- тивные трудности и не считаясь ни с какими потерями, поэтому главные программные идеи они начали осу- ществлять в первые часы своего правления, приняв де- креты о мире, земле, власти Советов. Октябрьские события обычно называют вооружен- ным восстанием, однако на самом деле вооруженной борьбы в это время мы не наблюдаем, хотя в них уча- ствовали огромные массы вооруженных людей. Глав- ным оружием была не винтовка, а облеченная в слово идея. Именно привлекательные и убедительные идеи позволили победить большевикам. Идеи лишали пра- вительство и военное командование силы и, наоборот, привлекали на сторону большевиков всех тех солдат и рабочих, до кого доходило их слово. Большевики были сильнее идейно, поэтому они победили. Огромную роль в революции играли идейные и по- литические лидеры - те, кто создавал и продвигал идеи, мобилизовывал массы на их осуществление. В ходе ре- волюции выдвинулось много ярких личностей, однако наибольших успехов в реализации своих идей добил- ся В. Ленин - благодаря органичному сочетанию в его личности качеств талантливого мыслителя и выдаю- щегося организатора. КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ Уже в 1917 г. произошло разделение на два больших лагеря, которые впоследствии получили название - красные и белые. В советской историографии безус- ловно правы были красные, а белые представлялись врагами народа, стремившимися сохранить привиле- гии, имущество, власть. В постсоветское время и в эми- грантской литературе белые - это рыцари без страха и упрека, борцы за свободную или православную Рос- сию, а красные - взбунтовавшаяся чернь, захватившая власть. Диаметральность оценок поражает. Свои - это идейно близкие, они люди без изъяна и пятнышка, ге- рои, жертвующие жизнью за «трудовой народ» или «Ве- ликую Россию», а враги - худшее порождение дьявола: садисты, грабители, насильники. Но парадокс заключа- ется в том, что гражданская война разделила буквально семьи, брат шел против брата и они не отличались ни воспитанием, ни нравственными качествами, ни- чем, кроме идей, которые одного привели в стан крас- ных, а другого в лагерь белых. Страшная братоубийственная война, в которой ка- ждая сторона следовала своей светлой идее, у которой была своя правда, за которую они готовы были убивать и пожертвовать своей жизнью. Трагизм обострялся еще и тем, что в этой бойне гибло очень много невинных и непричастных. Противоборство непримиримых идей вылилось в обесценение жизни и своей, и чужой. Ради своих идей люди были готовы убивать, и больше всех убивал победивший. Можно ли эту страшную страницу нашей истории рассматривать как позитивную историю? Несомненно, - это была одна из самых героиче- ских и трагических страниц нашей истории, в которых борьба за светлые, различно понятые идеалы идут рука об руку с колоссальной жестокостью в достижении це- лей и реализации идей. Это великая, трагическая, же- стокая борьба во имя высших целей, которую с обеих сторон ведут люди ради счастья других людей. И с этой точки зрения - это конечно позитивная история. Для меня, как очевидца, пока никак не может стать положительной наша современная история - пре- жде всего распад СССР. Он пал, разодранный идейной борьбой, когда коммунизм потерял привлекательность и убедительность для народа и самих коммунистов. Когда активное большинство соблазнилось западной свободой и благополучием, страна распалась. Бывшие братья превратились в злейших врагов. Будет ли эта история положительной, зависит от нас. Если мы сможем, как наши предки в годы Сму- ты, встать над мелкими личными эгоистическими ин- тересами личного благополучия и сытой жизни ради кажущихся абстрактными интересов народа и России. Если найдем новую великую идею, ради которой сто- ит жить и умирать, тогда вокруг нашего народа вновь сплотятся иные страны и государства, мы, благодаря своему примеру, вновь станем центром притяжения и центром мира, тогда это будет, конечно, положитель- ная история. Таким образом, с позиций идеалистического подхо- да возможно позитивное объяснение основных исто- рических событий российской истории.
×

About the authors

Grigory Ivanovich Gerasimov

Tula Museum of Weapons

Email: ggi1957@mail.ru
Doctor of Historical Sciences, associate professor; scientific consultant Tula, Russian Federation

References

  1. Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII - начало XX в.). М.: РОССПЭН, 2007. 366 с. [Alekseeva E.V. Diffusion of European Innovations in Russia (XVIII - beginning of XX century). M.: ROSSPE`N, 2007. 366 р.]
  2. Герасимов Г.И. Мировоззренческие основы истории России (середина XIX - начало XX вв.). Тула: Третий путь, 2019. 528 с. [Gerasimov G.I. The ideological foundations of the history of Russia (mid XIX - early XX centuries. Tula: Tretij put`, 2019. 528 p.]
  3. Евангелие от Матфея. [Gospel of Matthew. ]
  4. История российского зарубежья. Проблемы историографии (конец XIX-XX в.): сб. статей. М.: Ин-т рос. истории РАН, 2004. 254 с. [The history of Russian abroad. Problems of historiography (end of XIX-XX): digest of articles. M.: In-t ros. istorii RAN, 2004. 254 p.]
  5. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 2003. М.: Астрель, 2003. 394 с. [Klyuchevskij V.O. Old Russian Lives of Saints as a Historical Source. M., 2003. M.: Astrel`, 2003. 394 p.]
  6. Корф М.А. Историческое описание 14-го декабря и предшедших ему событий. СПб: тип. 2 Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1848. VI, 168 с. [Korf M.A Historical description of the 14th of December and the events that preceded it. SPb.: Tipografiya 2 Otdeleniya Sobstvennoj E.I.V. Kancelyarii, 1848. VI, 168 p.]
  7. Лихачёв Д. С. Человек в литературе древней Руси. М.: Наука, 1970. 180 с. [Lixachyov D.S. Human in the literature of ancient Russia. M.: Nauka, 1970. 180 p.]
  8. Личман Б.В. Новое отношение к объяснению истории России. Многоконцептуальность и толерантность // Вестник Уральского института экономики, управления и права. Декабрь 2016. № 4 (37). С. 43-59. [Lichman B.V. New attitude to the explanation of the history of Russia. A lot of conceptuality and tolerance // Vestnik Ural`skogo instituta e`konomiki, upravleniya i prava. Dekabr` 2016. № 4 (37). P. 43-59.]
  9. Нечкина М.В. Декабристы. М.: Изд-во политкаторжан, 1933. 141 с. [Nechkina M.V. Decembrists. M.: Izd-vo politkatorzhan, 1933. 141 p.]
  10. Чаадаев П.Я. Статьи и письма / П.Я. Чаадаев. М.: Современник, 1987. С. 365. [Chaadaev P.Ya. Articles and letters / P.Ya. Chaadaev. M.: Sovremennik, 1987. P. 365.]

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies