AUSTRALIAN ABORIGINES IN THE WORKS OF G.V. PLEKHANOV


Citar

Texto integral

Resumo

The main task of this article is analysis of the place of social structures and traditional culture of Australian aborigines in historical concept by outstanding Russian revolutionary George Plehanov. His works were based on the studies by leading Western ethnologists and anthropologists (E.Tylor, J. Frazer, E. Eyre and some others). Plehanov characterized social relations in Australian aborigines society, special characteristics of their culture, their place among the others peoples in the world at the end of the XIX - the beginning of the XX centuries. The author proves high level of Plehanov’s scholar, he knew about all main studies devoted to Australian aborigines (particularly studies published in Australia). The author concludes that analysis of the place of social structures and traditional culture of Australian aborigines had an important place in historical concept by George Plehanov. Originality of this article is connected with its first attempt to study the place of Australian aborigines in historical concept by George Plehanov. Importance of this article is also connected with high relevance of the problem of first contacts between Australian aborigines and Europeans which actively studied in contemporary Australian historiography (J. Blainey, M. Meggitt, D. Mulvainy etc). High relevance of this problem is also connected with adoption special legislation in Australia and the growth of social-political activity of Australian aborigines.

Texto integral

ВВЕДЕНИЕ Проблематика истории австралийских аборигенов относится к числу весьма актуальных тем. Принятие в конце ХХ - начале XXI вв. в Австралии специально- го законодательства, посвященного признанию прав аборигенов, привело к глубочайшим изменениям в ав- стралийском обществе. Рост социально-политической активности аборигенов не мог не затронуть австралий- скую историческую науку. Произошло кардинальное «переформатирование» национальной историографии, «аборигенизации» подверглись все ведущие историче- ские музеи Австралии. Особый интерес у современных австралийских ис- следователей вызывает начальный период контактов аборигенов с европейцами [10; 11]. При этом австра- лийские историки не могут игнорировать тот факт, что антропологами XIX в. было немало сделано для изуче- ния состояния общества аборигенов. Описания путеше- ственников, заметки этнологов и антропологов XIX в. уже не раз анализировались современниками. Среди тех, кто постоянно обращался в своих трудах к теме австралийских аборигенов был и выдающийся деятель русского революционного движения, основоположник марксизма в России Г.В. Плеханов (1856-1918). Именно место социальных структур и традиционной культуры австралийских аборигенов в исторической концепции Г.В. Плеханова составляет предмет исследования в дан- ной статье. Уровень социально-экономического развития ав- стралийских аборигенов в трудах Г.В. Плеханова image Анализ сочинений Г.В. Плеханова показывает, что он многократно обращался к примерам, связанным с австралийскими аборигенами, в своих исторических сочинениях. Утверждая материалистическое понима- ние истории, борясь со своими политическими оппонентами, первый русский марксист создавал историче- скую концепцию, в которой начальному этапу истории человечества отводилась важная роль. Как и многим его современникам, Г.В. Плеханову представлялось, что именно изучение общества австралийских аборигенов поможет понять, как жили народы в условиях первой общественно-экономической формации. При этом он исходил из популярного в конце XIX - начале ХХ в. тезиса: «Австралийцы и огнеземельцы принадлежат к числу самых низших между известными теперь дики- ми племенами» [4: 352]. В другой своей работе он вы- сказался еще резче: «Австралийцев с полным основа- нием относят к самым низшим охотничьим племенам. Культурное их развитие ничтожно» [6: 348]. Вместе с тем, исключительно важно подчеркнуть: Г.В. Плеханов не принимал на веру все суждения об от- сталости аборигенов Австралии. Он сомневался в ис- тинности тезиса известного немецкого экономиста Карла Бюхера о том, что общественные отношения австралийцев «едва ли заслуживают названия обще- ственного союза» [Там же: 326]. Ему была ближе точка зрения Р.Г. Мэтьюза, представленная в работе «Клас- совая система Камиларуа у австралийских туземцев». В данном труде, опубликованном в «Трудах и протоко- лах Квинслендского отделения Австралийского Коро- левского географического общества», подчеркивалось: «Австралийское племя - это организованное общество, управляемое согласно строгим нормам обычного права через посредство вождей племени или правителей раз- личных частей общины» [Там же]. Конечно, особенно важно то, что Г.В. Плеханов был знаком с этим издани- ем, выходившим в Брисбене. Заметим, что тщательное изучение трудов Г.В. Плеханова показывает: русский марксист был знаком и с другими выпусками этой се- рии. Так, он активно использовал другую работу Р.Г. Мэ- тьюза «Наскальные рисунки австралийских туземцев», опубликованную в одном из выпусков «Трудов и про- токолов Квинслендского отделения Австралийского Королевского географического общества» [6: 353]. Г.В. Плеханов в своих сочинениях активно использо- вал австралийский материал для аргументации своих тезисов. Наиболее ярко это заметно в книге «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», ко- торую составители его пятитомного собрания сочине- ний, вышедшего в СССР в условиях хрущевской «отте- пели», оценивали как «лучшую из марксистских работ Плеханова» [8: 811]. Эта работа вышла в свет в 1895 г. под псевдонимом Бельтов. Данное полемическое про- изведение (не случайно оно имело подзаголовок: «От- вет господам Михайловскому, Карееву и комп.») было посвящено, прежде всего, борьбе с философским иде- ализмом. Обосновывая материалистические взгляды, Г.В. Плеханов замечал: «Все существование австралий- ского дикаря зависит от его бумеранга, как все суще- ствование современной Англии зависит от ее машин. Отнимите от австралийца его бумеранг, сделайте его земледельцем, и он по необходимости изменит весь свой образ жизни, все свои привычки, весь свой образ мыслей, всю свою «природу» [1: 609]. При этом он под- черкивал, что превращение австралийцев в земле- дельцев приведет к радикальным изменениям средств производства и производительных сил, т.е. принципи- ально изменит само австралийское общество. В своих рассуждениях Г.В. Плеханов опирался на работы крупнейших правоведов своего времени, в частности, М.М. Ковалевского. Так, первый русский марксист использовал труд выдающегося специалиста по сравнительному правоведению под названием «Кар- тина происхождения и эволюции семьи и собственно- сти», изданный на французском языке в Стокгольме в 1890 г. В этой работе М.М. Ковалевский указывал, что «в Австралии охота на кенгуру производится воо- руженными отрядами из нескольких десятков и даже сотен туземцев». По мнению известного русского ли- берала, это было связано с тем, что человек нуждается в создании «ассоциаций» с другими индивидами, что- бы обеспечить свое существование. Эти теоретические положения, высказанные М.М. Ковалевским, необхо- димы были Г.В. Плеханову для того, чтобы показать: общественное присвоение предшествовало частной собственности, являлось более «древним» институтом [Там же: 628]. image В марте 1901 г. Г.В. Плеханов прочитал цикл лекций в Женеве в школе для часовых мастеров. По воспоми- наниям Р.М. Плехановой, аудитория состояла из швей- царских и итальянских рабочих и представителей ин- теллигенции (в том числе русских политэмигрантов) [9: 792]. Лекции были посвящены обоснованию Г.В. Плехановым принципа исторического материа- лизма. Характеризуя связь между состоянием произ- водительных сил общества и формированием в нем определенных социальных отношений, русский марк- сист вновь обратился к примерам, связанным с жизнью австралийских аборигенов. Так, он отмечал, что «строй собственности зависит от способа производства, ибо распределение и потребление богатств тесно связано со способом их добывания» [2: 660]. Поэтому, по его мнению, первобытные охотники часто объединялись для поимки крупной дичи: так, «австралийцы охотят- ся за кенгуру отрядами в несколько десятков человек» [2: 660]. Г.В. Плеханов указывал, что территория каж- дого охотничьего племени считается у австралийских аборигенов коллективной собственностью, при этом каждый человек охотится в ее пределах по своему усмотрению (важно только не переходить на террито- рию других племен). Вместе с тем, отмечал основопо- ложник русского марксизма, существует и личная соб- ственность на оружие, одежду и т.д. Таким образом, им обосновывалась тесная связь между уровнем развития производительных сил и господствующими в данном обществе формами собственности. Г.В. ПЛЕХАНОВ О СПЕЦИФИКЕ КУЛЬТУРЫ АВСТРАЛИЙСКИХ АБОРИГЕНОВ Как последовательный марксист Г.В. Плеханов до- казывал, что происхождение разных видов искусства также тесно связано с формами производства. Он под- черкивал, что первые танцы были во многом связаны с подражанием движениям животных, на которых охо- тились люди. Так, австралийские аборигены, замечал он, пытались подражать движениям кенгуру и эму, «по- тому что охота за этими животными и ловля их являют- ся главным делом их жизни» [Там же: 665]. Таковы же, указывал русский марксист, и женские танцы. Женщины австралийских аборигенов, замечал он, представляли в танце, как они ныряли на ловле ра- ковин, выкапывали съедобные корни и т.д. Таким об- разом, делал вывод Г.В. Плеханов, в танцах происходи- ло воспроизведение производственной деятельности людей. «Искусство есть непосредственный образ про- цесса производства», - подчеркивал русский марксист [Там же]. В более поздних работах Г.В. Плеханов продолжал обращаться к сюжетам, связанным с Австралией, для обоснования своих взглядов. Таков один из важнейших трудов Г.В. Плеханова «Основные вопросы марксизма», написанный в ноябре-декабре 1907 г. для так и не вы- шедшего в свет сборника к 25-летию со дня смерти К. Маркса. В итоге работа увидела свет в 1908 г. в из- дательстве «Наша жизнь», а затем многократно пере- издавалась: только к середине 1950-х гг. вышло более 40 изданий этой брошюры на разных языках. В данном труде Г.В. Плеханов, прежде всего, борол- ся с тем «богоискательством», которое было характер- но в начале ХХ в. (особенно после окончания револю- ции 1905-1907 гг.) для многих представителей русской интеллигенции. Полемизируя с А.В. Луначарским, А.А. Богдановым и другими публицистами, он пред- принимал попытку анализа исторического процесса формирования религиозных представлений. Для этого он обращался к работе Э. Эйра «Нравы и обычаи тузем- цев Австралии в журнале исследовательских экспе- диций в Центральной Австралии и на австралийском материке», изданной в Лондоне в 1847 г. В ней британ- ский исследователь доказывал, что австралийские пле- мена не могли долго находиться по соседству в одной местности: «еще прежде, чем австралийцев заставит разойтись недостаток пищи или необходимость за- няться преследованием дичи, между ними начинаются враждебные столкновения, очень скоро ведущие, как известно, к битвам» [3: 155]. Данный пассаж был необ- ходим Г.В. Плеханову для того, чтобы доказать: от уров- ня развития производительных сил зависит характер международного, «между прочим, и междуплеменно- го» права, присущий данному обществу [Там же]. Чтобы доказать определяющее влияние бытия на сознание человека, Г.В. Плеханов в этом труде об- ращался и к сюжетам, связанным с мифологией ав- стралийских аборигенов. Поскольку, как указывал он, «главнейшим источником опыта были у первобытного охотника животные», то неудивительно, что, по дан- ным этнографов, «боги австралийцев…преимуще- ственно птицы и животные» [3: 161]. В своих сочинениях Г.В. Плеханов весьма активно опирался на труд А. ван Геннепа «Мифы и легенды Ав- стралии» (был издан в Париже без указания года вы- пуска; предисловие подписано 1881 г.). Отсюда заим- ствованы сюжеты о космологических представлениях австралийских аборигенов, мифы о происхождении луны, лунных циклах и т.д. [6: 331]. Русский марксист указывал на большую роль животных в этих мифах. По мнению Г.В. Плеханова, приведенные им примеры убедительно доказывали, что «в миросозерцании ди- каря в самом деле нет границ между ним и животным, и все это делает понятным для нас тот факт, что перво- начально человек воображает своих богов в виде жи- вотных» [Там же: 349]. Однако, на наш взгляд, более важно другое. Именно мифы австралийских аборигенов являлись для Г.В. Пле- ханова наиболее убедительным доказательством того, что атеистическая картина мира была наиболее древ- ней. Он полагал, что космологические представления австралийцев относятся к числу «тех теорий, кото- рые стараются объяснить эволюцию живых существ, не прибегая к «гипотезе бога» [Там же: 344]. Этот тезис подводил основоположника российской версии марксизма еще к одному важному выводу: «Первобытный охотник - эволюционист по преиму- ществу. Во всех известных нам действительно пер- вобытных мифах говорится не о создании человека и животных, а об их развитии» [Там же: 342]. И вновь в качестве доказательства Г.В. Плеханов приводит один из мифов австралийских аборигенов, заимствованный им из книги А. ван Геннепа. image Доказывая, что тотемистические представления были созданы людьми для поддержания существую- щего общественного порядка, русский марксист обра- щался к особенностям обряда инициации. Он показы- вал, что только дети в первобытном обществе наивно верили, что за дурные проступки они будут наказаны духами; в ходе прохождения обряда инициации маль- чики узнавали, что духи не интересуются обществен- ной нравственностью, а за проступки мальчики будут наказаны племенем. В связи с этим Г.В. Плеханов делал вывод: «Первобытный божественный клан наказывает людей только за их грехи по отношению к нему само- му» [Там же: 351]. При этом в данном случае он исполь- зовал материалы статьи Дж. Фрэзера «Зачатки религии и тотемизма у австралийских туземцев», опубликован- ной в 1905 г. Г.В. Плеханов обращался и к проблеме эстетическо- го сознания австралийских аборигенов. Эта попытка была предпринята в «Письмах без адреса», написанных им в 1899-1900 гг. Уже в первом «Письме», опублико- ванном в 1899 г. на страницах марксистского журнала «Начало», он указывал, что австралийские аборигены «никогда не украшают себя цветами», хотя в Австралии их немало. Данный пример был необходим русскому марксисту для того, чтобы подтвердить важный для него тезис: отсутствие в орнаментах племен перво- бытных охотников растений. «Современная наука и это объясняет ни чем иным, как состоянием производи- тельных сил», - подчеркивал Г.В. Плеханов [5: 307]. Эти же факторы, по мнению русского марксиста, развивали у австралийских аборигенов и чувство сим- метрии. Он признавал, что «способность наслаждать- ся симметрией» дается людям от природы, но подчер- кивал, что развивается оно в ходе производственного процесса. При этом Г.В. Плеханов опирался на рисунки австралийских щитов, приведенные в книге извест- ного немецкого этнографа и искусствоведа Э. Гроссе «Происхождение искусства». Любопытно, что, проа- нализировав их, Г.В. Плеханов заявил: «Австралий- ский дикарь, украшающий свой щит, в такой же мере признает чувство симметрии, в какой признавали его и высоко цивилизованные строители Парфенона» [Там же: 312]. Характеризуя искусство аборигенов Австралии, Г.В. Плеханов использовал также труд германского пу- тешественника Р. Земона «В австралийских джунглях и на побережьях Кораллового моря», изданный в Лейп- циге в 1896 г. При этом русский марксист полагал, что информацию Р. Земона об отсутствии украшений у многих австралийских племен не следует понимать буквально: очевидно, определенные украшения у них все-таки были. Тем более что далее Г.В. Плеханов при- водил массу фактов, которые свидетельствовали о раз- витом искусстве наскальной живописи у австралий- ских аборигенов [7: 387]. Но фраза Р. Земона была важна русскому марксисту, чтобы еще раз подтвердить тезис: «Нельзя предположить, что эти несложные и немного- численные украшения явились у австралийца раньше и занимают в его деятельности больше места, чем за- боты о пропитании и соответствующие им орудия тру- да» [6: 353]. Таким образом, именно производительные силы определяли, согласно воззрениям русского марк- систа, остальные сферы жизни общества. В данном сочинении Г.В. Плеханов обращался и к сюжетам, связанным с музыкальным творчеством аборигенов Австралии. Для этого он вновь использо- вал уже упомянутую работу Э. Эйра «Нравы и обычаи туземцев Австралии в журнале исследовательских экспедиций в Центральной Австралии и на австра- лийском материке». На основе этого труда Г.В. Пле- ханов сделал вывод о том, что в музыке аборигенов сильно развито чувство ритма, между тем как они «очень слабы в мелодии и не имеют, по-видимому, ни малейшего понятия о гармонии» [5: 308]. Казалось бы, замечал русский марксист, чувство ритма - это то, что сближает человека с животными, что свойствен- но его «естественному состоянию». Но Г.В. Плеханов не был бы марксистом, если бы удовлетворился таким объяснением. Нет, доказывал он, ритм также зависит от «технологического характера данного производи- тельного процесса, от техники данного производства» [Там же: 309]. С аналогичных позиций Г.В. Плеханов оценивал и игры детей у австралийских аборигенов. Тот приве- денный в работе Э. Эйра факт, что дети часто играли в войну, по его мнению, свидетельствовал о том, что во- оруженные конфликты играли большую роль в жизни австралийского общества и сформировали потребность в хорошо подготовленных воинах [6: 342]. Дискутируя с немецким антропологом К. Гроосом, русский марк- сист полагал, что в социальном плане не игра предше- ствовала практической деятельности, а, наоборот, труд предшествовал игре. Именно социальная среда и опре- деляет те игры, в которые играют люди (в том числе и австралийские аборигены), доказывал Г.В. Плеханов. ВЫВОДЫ Анализ сочинений Г.В. Плеханова показывает, что сюжеты, связанные с австралийскими аборигенами, занимали достаточно важное место в его творчестве. Естественно, сам Г.В. Плеханов не проводил полевых исследований в Австралии, но он был хорошо знаком с многочисленными записками путешественников, исследованиями этнологов и антропологов. Факты, касающиеся социальных отношений и культурных практик, присущих австралийскому обществу, исполь- зовались Г.В. Плехановым для обоснования ключевых положений исторического материализма и марксиз- ма. По мнению основоположника российской версии марксизма, австралийские аборигены являлись убеди- тельной иллюстрацией того, что уровень развития про- изводительных сил определял все сферы обществен- ной жизни. Ныне, к сожалению, Г.В. Плеханов относится к числу забытых фигур, которыми интересуются лишь специ- алисты по истории русской социал-демократии. Меж- ду тем, выход в свет в 1956-1958 гг. его пятитомного собрания избранных философских произведений стал знаковым событием, одним из символов «оттепели», а само данное издание быстро стало очень редким. Анализ представленных в нем трудов Г.В. Плеханова демонстрирует весьма высокий уровень научной эру- диции философа. Русский марксист был хорошо зна- ком с творчеством ведущих этнологов и антропологов своего времени, следил за всеми новинками философ- ской, исторической и культурологической литературы, выходившей не только в Европе, Америке и России, но даже в Австралии. На наш взгляд, имя Г.В. Плехано- ва должно остаться в истории русской общественной мысли, а его труды все еще нуждаются в дополнитель- ном изучении.
×

Sobre autores

Alexey Antoshin

Ural Federal University

Email: alex_antoshin@mail.ru
doctor of History, associate professor; professor chair of Oriental Studies Yekaterinburg, Russian Federation

Bibliografia

  1. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1956. Т. 1. С. 507-730.
  2. Плеханов Г.В. Материалистическое понимание истории // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1956. Т. 2. С. 634-668.
  3. Плеханов Г.В. Основные вопросы марксизма // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1957. Т. 3. С. 124-196.
  4. Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1957. Т. 3. С. 326-437.
  5. Плеханов Г.В. Письма без адреса. Письмо первое // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1958. Т. 5. С. 282-318.
  6. Плеханов Г.В. Письма без адреса. Письмо второе // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1958. Т. 5. С. 318-354.
  7. Плеханов Г.В. Письма без адреса. Письмо четвертое // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1958. Т. 5. С. 357-392.
  8. Примечания // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1956. Т. 1. С. 775-825.
  9. Примечания // Плеханов Г.В. Указ. соч. М., 1956. Т. 2. С. 726-800.
  10. Blainey G. The Story of Australian People. The Rise and Fall of Ancient Australia. Penguin Random House Australia, 2015.
  11. Tompson S. Victoriana Sydney. Anchor Books Australia, 2016.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML


Este site utiliza cookies

Ao continuar usando nosso site, você concorda com o procedimento de cookies que mantêm o site funcionando normalmente.

Informação sobre cookies